Урок литературного чтения "Жизнь и творчество Л.Н.Толстого" 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Морозова Галина Владимировна

Урок в 4 классе по "Школе России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhizn_i_tvorchestvo_l.tolstogo.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.  Жизнь и творчество Л.Н.Толстого.

Цели урока:

  • повторить изученные ранее произведения Л.Н. Толстого;
  • познакомить с усадьбой «Ясная Поляна» и образом жизни писателя;
  • учить вдумчивому прочтению произведения с целью осознания образа главного героя;
  • учить давать характеристику героям по поступкам и словам;
  • учить ценить  то хорошее в жизни, что делают для них близкие люди;
  • учить отбирать главное в тексте;
  • формировать оценочное суждение;
  • добиться глубокого понимания детьми авторского замысла;
  • развивать самостоятельность в работе над текстом;
  • обогащать словарный запас детей;
  • воспитывать способность к переживаниям разнообразных эмоций;
  • воспитывать уважение к людям.

Оборудование:

  • портрет Л.Н. Толстого;
  • эпиграф к уроку;
  • выставка детских книг Л.Н. Толстого;
  • учебник «Литературное чтение», часть 1;
  • «Азбука» Л.Н. Толстого;
  • иллюстрации Ясной Поляны;
  • магнитофон;
  • компьютер, экран.

   


                                   План урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
  1. Устный опрос по творчеству М.Ю.Лермонтова.
  2. Выразительное чтение 2-ой части сказки «Ашик-Кериб».
  1. Сообщение темы и цели урока.  Самоопределение к деятельности.

  1. Вступительная беседа.

Только один есть путь,

одно средство жить с радостью,

это - не освещать себе жизнь внешним светом,

а самому быть свечой, светить и гореть.

Это слова великого русского писателя, о котором мы будем говорить сегодня на уроке литературного чтения.

Понять смысл этих слов нам поможет произведение, которое мы будем изучать сегодня. Итак, его знают все:  и взрослые, и дети. Жизнь этого человека была необычной. Он был графом.

Кто знает, кто такой граф? (Богатый человек у которого есть слуги).

А он был необычным графом. Он не хотел, чтобы люди на него работали, и сам шил себе сапоги, рубашки, учил крестьянских людей в школе, много ходил пешком, занимался гимнастикой, хорошо ездил на лошади и писал много книг. Он не устраивал, как другие богатые, балы и развлечения.

Кто догадался о ком идет речь? (О Льве Николаевиче Толстом).

Говорят, что по лицу человека можно узнать и о его характере. Что вы можете сказать о нем по портрету? (Глаза писателя светятся мудростью и добротой).

Как он одет? (Просто.)

Да он одевался просто, постоянно трудился, жалел крестьян и помогал им.

Урок наш не совсем обычный. Мы побываем на экскурсии в Ясной Поляне. Это родина Льва Николаевича и находится она в Тульской области. Здесь и прожил писатель большую часть своей долгой, 82-летней жизни. В яснополянской усадьбе им были задуманы и написаны многие произведения.

2.Литературная викторина.

Пока мы добирались до Ясной Поляны, вспомните, как называются произведения, отрывки из которых я сейчас прочитаю.

1) «На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать на перегонки в открытом море».   («Акула»)

2) «Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех».  («Прыжок»)

3) «Мальчик осмелился и сказал:

- Костюшка. Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий!

Учитель остановил его и сказал:

- Ты погоди хвалиться, а поучись.

С тех пор он стал ходить с ребятами в школу».   («Филиппок»)

4) «Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. Очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел».   («Косточка»)

5) «Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съедение».    («Лев и собачка»)

Книги великого русского писателя уже более 100 лет с интересом читают люди на всей Земле.

Он писал произведения, как для взрослых, так и для детей. Некоторые рассказы вы сегодня и вспомнили. Посмотрите на выставку книг, все эти рассказы вы изучали раньше.

Чему мы будем учиться на уроке? Сформулируйте цели и задачи урока.

  1. Работа по теме.

1.Экскурсия в Ясную Поляну.

(Звучит музыка)

А вот и Ясная Поляна.

Мы идем по главной аллее. Нас встречает сам Лев Николаевич со своей супругой. Он подводит нас к своему дому.

Сейчас это дом-музей. Его дом сохранили в неприкосновенном виде, и создается впечатление, что это жилой дом и хозяин куда-то ненадолго отлучился.

Терраса – в летние месяцы вся жизнь Толстых переносилась сюда. Здесь они любили обедать, пить чай и разговаривать о жизни.

Передняя – здесь начинается обширная библиотека писателя. Мы видим березовые желтые шкафы, наполненные книгами. Книги нас встретили и будут сопровождать по всему дому.

Зал – столовая – самая большая комната в доме. Здесь нет роскоши. Обстановка скромная. Все предметы быта говорят о теплоте и уюте. Здесь проходили семейные праздники, концерты, ставились домашние спектакли.

Комната Софьи Андреевны Толстой. Здесь она занималась рукоделием, а по вечерам переписывала рукописи мужа.

Кабинет – тут он писал много произведений. Письменный стол – свидетель долгой и упорной работы над каждым произведением.

Спальня – поражает своеобразием и скромностью обстановки. Именно здесь ночью 28 октября 1910 года он принял решение остаток дней прожить так, как велит ему совесть.

Как я вам уже говорила, он не хотел жить в роскоши и богатстве. Он мучился, не зная, как помочь бедным людям. По всей России в голоде и холоде и непосильном труде жил крестьянский народ.

Поэтому он уезжает на юг, чтобы жить в уединении и тишине. Он предполагал поселиться у кого-либо из знакомых крестьян. Но когда он ехал в поезде, Толстой простудился, началось воспаление легких с высокой температурой и на станции Астапово - Толстой вынужден был сойти с поезда. В 6 часов 05 минут утра 7 ноября Толстого не стало.

Станция Астапово находится у нас в Липецкой области, только ее переименовали в станцию Лев Толстой и большие станционные часы  показывают одно время      6 часов 5 минут – время, когда перестало биться сердце великого писателя.

Мы находимся у могилы Льва Николаевича. Похоронили его в Ясной Поляне на краю оврага в лесу Старый Заказ.

Недалеко от основного дома Л.Н. Толстого есть небольшой домик (флигель).

Здесь была открыта Толстым школа для крестьянских детей. Он сам преподавал в ней и создал «Азбуку», по которой учились ребята. Эта «Азбука» существует. Вот она перед вами. В ней много интересных заданий и занимательных рассказов для детей.

Лев Николаевич любил один сидеть в парке на своей любимой скамейке и размышлять о жизни.

  1. Физкультминутка. 

                  Подустали мы немного,

Отдохнем же не надолго.

Дружно встанем, тихо сядем

И закроем все глаза.

Наступает, наступает,

Наступает тишина.

Остановимся и мы в этом парке у скамьи Толстого и послушаем, что рассказывал внук Сергей Толстой о своем дедушке.

  1. Изучение нового материала.

1. Знакомство с текстом. Самостоятельное чтение с.114 с отметкой непонятных слов.

2. Словарная работа.

Особняк – большой, богатый дом.

Кухарка – женщина, которая готовит еду.

Профессор – учёный в определённой области науки.

3. Чтение текста учениками.

4. Беседа.

-Сколько было лет мальчику, когда он первый раз увидел льва Николаевича?

- Где произошла встреча?

- Кем был дед Серёжи по материнской линии?

- В каком доме он проживал? Прочитайте отрывок.

- Почему Лев Николаевич не сразу отправился наверх к Рачинскому?

- Что особенно поразило мальчика в поведении деда Л.Н.Толстого?

- Что взволновало?

5.Работа с эпиграфом.

- А теперь возвращаемся к словам Льва Николаевича, которые я прочитала в начале урока.

Каким должен быть человек и к чему должен стремиться?

VII. Подведение итогов.

- Наша экскурсия подошла к концу.

О каких особенностях жизни и характера Толстого вы узнали?

Работа в парах.

- Выполните карточку.

* Л.Н.Толстой родился в ... году, а умер в ... .

Родился и жил в основном в имении ..., которая находится в ... области.

Там он открыл ... для ... . Написал для них ... .

Всю свою жизнь посвятил ... . Полное собрание сочинений составляет ... томов.

VIII. Рефлексия.

Мне понравилось ...

Я запомнил ...

Мне удалось ...

IХ. Домашнее задание.

С.114 читать и пересказывать.


                         Использованная литература:

  1. Энциклопедия для детей.Т.9. русская литература. 4. 1. от былин и летописей до классики XIX века. М.: «Аванта +» . 2000.

  1. Я иду на урок в начальную школу: Чтение. Часть II: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября». 2002.

  1. Эссе. Методическое пособие для уроков чтения в начальной школе. – Псков. 1997.

  1. Набор цветных открыток «Ясная Поляна» - М.: Издательство «Советская Россия». 1979.

1) «На корабле с нами было два мальчика. Мальчики

 первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе,

 и они вздумали плавать на перегонки в открытом

море».   («Акула»)

2) «Один корабль обошел вокруг света и возвращался

 домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и

забавляла всех».  («Прыжок»)

3) «Мальчик осмелился и сказал:

- Костюшка. Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть

 какой ловкий!

Учитель остановил его и сказал:

- Ты погоди хвалиться, а поучись.

С тех пор он стал ходить с ребятами в школу».   («Филиппок»)

4) «Купила мать слив и хотела их дать детям после

 обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не

ел слив и все нюхал их. Очень они ему нравились.

Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив.

Когда никого не было в горнице, он не удержался,

схватил одну сливу и съел».   («Косточка»)

5) «Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец.

 Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили

 в клетку ко льву на съедение».    («Лев и собачка»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по творчеству С. Есенина

В данном материале представлена презентация к уроку литературного чтения по творчеству С. Есенина...

Урок литературного чтения по творчеству С. Есенина

В данном материале представлена презентация к уроку литературного чтения по творчеству С. Есенина...

Урок-литературная игра, посвященная творчеству С.В. Михалкова

Урок-литературная игра, посвященная творчеству С.В. Михалкова...

Урок-литературная игра, посвященная творчеству С.В. Михалкова

Урок-литературная игра, посвященная творчеству С.В. Михалкова...

Урок литературного чтения по творчеству Э.Успенского

Урок внеклассного чтения проведен по творчеству Э. Успенского...

Урок литературного чтения посвященный творчеству В. Даля

Урок литературного чтения посвященный творчеству  В. Даля...