Главные вкладки

    План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему:
    Урок литературного чтения по теме А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

    Светлана Петровна Будз

    Цель: учить сравнивать авторскую и литературную сказки; учить определять последовательность событий; учить характеризовать героев на основе их поступков; учить определять главную мысль сказки; учить находить слова, которые рисуют образ моря в сказке, сравнивать море на разных этапах повествования; прививать интерес к чтению, к авторской сказке.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл a.s.pushkin_skazka_o_rybake_i_rybke.docx22.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок __        Литературное чтение

    Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

    Цель: учить сравнивать авторскую и литературную сказки; учить определять последовательность событий; учить характеризовать героев на основе их поступков; учить определять главную мысль сказки; учить находить слова, которые рисуют образ моря в сказке, сравнивать море на разных этапах повествования; прививать интерес к чтению, к авторской сказке.

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    - определять главную мысль сказки;

    - находить и анализировать описание моря в сказке;

    - создавать текст в форме рассуждения на основе художественного текста.

    Метапредметные:

    - определять главную мысль произведения;

    - находить в тексте средства выразительности.

    Личностные:

    -проявлять интерес к творчеству А.С. Пушкина;

    - осознавать, что А.С. Пушкин – это великий русский писатель и поэт, гордость русского народа.

    Оборудование: учебник (часть 1 , 2 класс), аудиоприложение к учебнику,  карточки  «Собери пословицы», конверты с раздаточным материалом, таблицы для групповой работы, фразы  «Закончи».

                           Ход урока.

    1.Организационный момент.

    Наш урок мы начинаем.

    Всех мы в сказку приглашаем.

    Будем думать, рассуждать,

    Обязательно читать.

    Героев характеризовать.

    Ну, давайте начинать!

    2.Актуализация опорных знаний.

    1. Выставка рисунков к сказке А. С.Пушкина.
    2. Пересказ отрывка к рисунку либо выразительное чтение отрывка.

    - Почему вы выбрали именно этот отрывок?

    - Чем он вам понравился?

    - Почему именно эти  герои находятся на вашем рисунке?

    - Дайте им характеристику.

    - К какому жанру относится произведение, к которому вы приготовили рисунок?

    - Какие виды сказок вы знаете?

    - Чем отличается авторская и народная сказки?

    - Какие ещё сказки А.С.Пушкина вы знаете?

    3.  Мотивация познавательной деятельности.

    1) Работа в парах  «Собери пословицы»

    Много захочешь

    добра на видать.

    Много желать

    всё мало.

    Ненасытному

    последнее потерять.

    Кто малым не доволен,

    тот большого не достоин.

    - Что объединяет все эти пословицы?

    - К какому герою сказки они подходят?

    2) Определение темы и цели урока.

    - Как вы думаете,  чем мы будем сегодня  заниматься на уроке?

    - Правильно. Мы охарактеризуем главных героев и их поступки, обсудим самые интересные моменты сказки, которые усиливают её содержание и смысл, определим главную мысль произведения.

    4. Организация познавательной деятельности.

    1)Блиц-опрос.

    - Сколько лет вместе прожили старик со старухой?

    - Как называется жильё, в котором жили старик со старухой?

    - Чем была необычна пойманная стариком рыбка?

    -Чем старик ловил рыбу?

    -Что предложила рыбка за свободу старику?

    - Сколько раз старик закидывал невод в море, пока не поймал золотую рыбку?

    - Каким было первое желание старухи?

    - Кто такой простофиля?

    -  Где жили старик со старухой в начале сказки?

    - Где в конечном итоге хотела жить старуха?

    -  С чем в  итоге осталась старуха?

    5. Физминутка «Море волнуется раз».

    2) Работа над загадкой.

    Здесь — куда не кинем взор —
    Водный голубой простор.
    В нем волна встает стеной,
    Белый гребень над волной.
    А порой тут тишь да гладь.
    Все смогли его узнать?    (Море)

    В сказке А.С.Пушкина уделяет особое внимание морю. Давайте найдём отрывки и прочитаем их. Но при чтении вы из конвертов на своём столе будете выбирать и в нужной последовательности выкладывать картинки о состоянии моря.

    3)Выборочное чтение  с практической работой. На доске параллельно появляются картинки.

    4)Анализ произведения

    - Как вы думаете, почему море от раза к разу меняло своё настроение?

    - Почему это происходило?

    - Море в сказке А. С. Пушкина – как живое существо. Почему?

    Вывод: В "Сказке о рыбаке и рыбке" Александра Сергеевича Пушкина цвет моря меняется и ветер на море усиливается по мере того, как растут желания старухи.

    Хотела корыто-море слегка разыгралось.

    Хотела избу-море помутилось.

    Хотела быть дворянкой - море стало неспокойно.

    Хотела быть царицей - море почернело

    Хотела быть владычицей морскою - на море поднялась чёрная буря, ходят и воют волны.

    Таким образом, Пушкин предупреждает старуху о том, что она слишком стала жадной и корыстной. Ведь она хочет всё больше и больше.

    Состояние и цвет моря передают напряжение в сказке, чем больше хочет старуха, тем больше волнуется море и меняет цвет.

    5)Работа в группах.

    В сказке есть главные герои – это…

    На партах у вас таблицы  со словами – качествами героев. Ваша задача распределить эти качества и доказать , что вы правы отрывками из текста.

    В результате должна получиться такая таблица:

    старик

    старуха

    рыбка

    покладистый

    алчная

    справедливая

    бескорыстный

    жадная

    добрая

    безвольный, бесхарактерный

    скупая

    благодарная

    - Кто является в сказке отрицательным героем? Почему?

    - Чему учит нас сказка?

    - Какова главная мысль произведения?

    6) Составление небольшого текста рассуждения к пословице  «Жадность всякому горю начало». (Выслушать варианты детей, дать наводки и подсказки)

    5. Домашнее задание.

    Составить свой текст-рассуждение к пословице  «Жадность всякому горю начало» (устно), по желанию к нему нарисовать рисунок. В тетрадь по литературному чтению записать 2-3 пословицы о жадности.

    6. Итог урока.

    Вот и сказке конец, а кто слушал…(молодец)

    И, вы, сегодня молодцы,

    Вы, ребята, удальцы.

    Представьте, что вам тоже посчастливилось поймать золотую рыбку. Какое бы вы загадали желание? Почему?

    7. Рефлексия.

    Закончите фразу.

    На уроке мне понравилось…

    Я понял, что…

    Я решил, что…

    Я посоветую ….

    Урок заканчивать пора,

    Скажу вам до свидания.

    Читайте книги, детвора,

    В них мудрость, опыт, знания.

    Много захочешь

    добра на видать.

    Много желать

    всё мало.

    Ненасытному

    последнее потерять.

    Кто малым не доволен,

    тот большого не достоин.

    Много захочешь

    добра на видать.

    Много желать

    всё мало.

    Ненасытному

    последнее потерять.

    Кто малым не доволен,

    тот большого не достоин.

    Много захочешь

    добра на видать.

    Много желать

    всё мало.

    Ненасытному

    последнее потерять.

    Кто малым не доволен,

    тот большого не достоин.

    Много захочешь

    добра на видать.

    Много желать

    всё мало.

    Ненасытному

    последнее потерять.

    Кто малым не доволен,

    тот большого не достоин.

    Много захочешь

    добра на видать.

    Много желать

    всё мало.

    Ненасытному

    последнее потерять.

    Кто малым не доволен,

    тот большого не достоин.

    Много захочешь

    добра на видать.

    Много желать

    всё мало.

    Ненасытному

    последнее потерять.

    Кто малым не доволен,

    тот большого не достоин.

    Много захочешь

    добра на видать.

    Много желать

    всё мало.

    Ненасытному

    последнее потерять.

    Кто малым не доволен,

    тот большого не достоин.

    Много захочешь

    добра на видать.

    Много желать

    всё мало.

    Ненасытному

    последнее потерять.

    Кто малым не доволен,

    тот большого не достоин.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения. А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» (2-й класс)

    3 урока литературного чтения по произведению А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" 2 класс ...

    План-конспект урока по литературному чтению А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

    План-конспект урока по литературному чтению А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" Закрепляющий урок с использованием ЭОР....

    Урок литературного чтения А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке".

    Обобщающий урок по сказке. На уроке предусмотрена групповая работа учащихся: создание творческого проекта - оформление обложки книги А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"....

    УМК "Планета знаний" Урок литературного чтения: А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке", 2 класс.

    Урок по литературному чтению во 2 классе с использованием сингапурских обучающих структур....

    Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе "Сказка о рыбаке и рыбке"

    В работе представлена презентация к уроку литературного чтения...

    Конспект урока литературного чтения "А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», умк «Перспектива», 2 класс.

    Урок литературного чтения во 2 классе, УМК «Перспектива»Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»....