А.С.Пушкин - поэт, писатель , сказочник.
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Окутина Мария Викторовна

викторина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puskin.docx64.35 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение
Гимназия№ 363 Фрунзенского р-на Санкт – Петербург

Конспект занятия для младших школьников:
«А.С.Пушкин – поэт , писатель сказочник» (викторина)
к рабочей программе «Учимся играя»














Воспитатель ГПД: Окутина Мария Викторовна

Санкт-Петербург 2017

Александр Сергеевич Пушкин

А.С.Пушкин –поэт , писатель , сказочник.

Биография

    Великий поэт появился на свет в Москве 1799-го года в семье старинного рода дворян. Его отец был ценителем поэзии, мать была известна своей необычной родословной — ее дед был африканцем, воспитанником Петра I. С детства маленький Пушкин был окружен людьми из литературного сообщества, но наибольшее впечатление на него с самых ранних лет произвели сказки его няни, Арины Родионовны. На двенадцатом году жизни Пушкина отправили пройти обучение в Царскосельском Лицее. В 15 лет была публикация его первого стихотворения. Закончив блестяще Лицей, Пушкин поселился в Петербурге и получил должность в коллегии иностранных дел. Вскоре из-под его пера вышла первая сказка в стихах «Руслан и Людмила». В 1820 г. поэта сослали царским указом в южную часть России за его колкие эпиграммы. В ссылке он не переставал сочинять поэмы. Через шесть лет царь Николай I предоставляет Пушкину свободу. 
    
    В 1831 году поэт обручился с Н. Гончаровой и имел 4 детей — двух сыновей и двух дочерей. С семьей они перебираются в Царское Село. Через шесть лет состоялась дуэль с Дантесом, где Пушкин получил тяжелое ранение в бедро и через несколько дней скончался. 
    
    Пушкин известен как писатель-сказочник. Его сказки, написанные в стихах, о золотом петушке, попе и работнике Балде, рыбаке и золотой рыбке, царе Салтане, богатырях, ученом коте известны всем и всякому.

.

Цель: Расширить знания учащихся о жизни и творчестве  А. С. Пушкина.

           Формировать интерес к литературному творчеству отечественных поэтов            

           и писателей.

           Развивать речь, внимание, память, воображение.

Ход урока:

- Как вы думаете, почему А.С. Пушкина называют «солнцем русской поэзии»?

На уроках литературного чтения мы много изучали произведений этого поэта, назовите. Вспомним, что мы знаем о жизни великого поэта. Мои помощники подготовили сообщения о жизни великого поэта. (Выступают дети с краткими сообщениями)

 Уч. 1  26 мая (6 июня) на одной из окраинных улочек Москвы, в Немецкой слободе (ныне ул. Баумана) у майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр. Отец поэта, Сергей Львович Пушкин, отставной военный, был старинного рода, но не богат и не очень удачлив в службе и чинах. Он был, что называется, «светский человек», острослов, страстный любитель поэзии.

    Мать Пушкина, Надежда Осиповна, бала красива, любила выезжать, пользовалась успехом. Характер имела неровный, с резкими сменами настроений: то гневалась так, что не только прислуга, но и дети и муж старались не попадаться на глаза, то вдруг снова становилась ласковой и оживлённой. Любимцем матери был младший сын Лев. Александр чаще раздражал её и призывался обычно после очередной шалости на расправу. Мать раздражало всё: упрямство мальчика, его неповоротливость, привычка грызть ногти и, главное, его непохожесть на других детей, его непонятная сложность.

    Но были две женщины в доме Пушкиных, которые дали Александру так недостававшие любовь и ласку, - это няня Арина Родионовна, крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от господ, вынянчившая их детей, а потом и внуков, и бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, которая, по свидетельству сестры поэта, Ольги Сергеевны, «была ума светлого и по своему времени образованного; говорила и писала прекрасным русским языком…» Это они спешили утешить и приласкать мальчика.

Уч. 2  Воспитывали мальчика, как и всех детей его круга, французские гувернантки и гувернёры, жившие в доме. Бабушка выучила его читать и писать по-русски; учили его танцам, возили на детские балы. В доме Пушкиных часто собирались гости – известные поэты, писатели, историки. Они беседовали о литературе, о русской истории. Слушая разговоры взрослых, мальчик многое узнавал.

    Но главным источником знаний уже и в эти годы были книги. Читал Александр много и жадно. «Не довольствуясь тем, что ему давали, - рассказывала сестра, - он часто забирался в кабинет отца и читал другие книги; библиотека отца состояла из классиков французских и философов 18 века».

      Пушкин рано начал пробовать свои силы в поэтическом творчестве. В восемь лет он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей, которые он весело разыгрывал перед гостями со своей сестрой Ольгой. В девять – писал басни, пьесы, даже большую поэму со сказочным сюжетом.

     Прошли годы. Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом. Он писал о свободе и вольности, мечтал о том времени, когда угнетённый народ будет освобождён. За это его царь сослал его в ссылку. В селе Михайловском Пушкин встретился со своей старой няней. И вновь, как в детстве, долгими вечерами слушал поэт старинные народные песни и сказки Арины Родионовны. Он очень любил свою няню и посвятил ей несколько стихотворений.

Уч.3.  А.С.Пушкин «Няне»

         Подруга дней моих суровых,
        Голубка дряхлая моя!
       Одна в глуши лесов сосновых
      Давно, давно ты ждешь меня.
      Ты под окном своей светлицы
      Горюешь, будто на часах,
      И медлят поминутно спицы
      В твоих наморщенных руках.
      Глядишь в забытые вороты
      На черный отдаленный путь:
      Тоска, предчувствия, заботы
      Теснят твою всечасно грудь.
      То чудится тебе...

Уч. 4  А.С.Пушкин, одним из первых русских писателей обратился к жанру сказки. В Михайловском он с благоговением слушал и записывал сказки, которые  рассказывала ему няня Арина Родионовна. Своему брату он писал: 
"Слушаю сказки моей няни; она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно..."  

  В 30-е годы он создаёт пять стихотворных сказок.(«Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке».)
       Народность сказок Пушкина проявлялась в их идее, в торжестве добра над злом. Герои его сказок всегда выступают носителем какого-либо одного качества.

    Максим Горький писал: «Великолепные сказки Пушкина были всегда ближе и понятнее мне; прочитав их несколько раз, я уже знал их наизусть; лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну. Нередко я пересказывал эти сказки денщикам; они, слушая, хохочут, ласково ругаются».

III. Викторина «Мир пушкинских героев и произведений»

(можно по группам)

1) А теперь проведём викторину по сказкам А.С.Пушкина. Вам необходимо отгадать из каких произведений эти строки

  1.  «У лукоморья дуб зелёный…»(поэма «Руслан и Людмила»)
  2. «Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет…»(«Сказка о царе Салтане»)

3 «Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч…»(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

4«Вот пошёл он к синему морю;

Видит – море слегка разыгралось». («Сказка о рыбаке и рыбке»)

5 «Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-какого товару», («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

6«И останутся на бреге

Тридцать три богатыря,

В чешуе златой горя…» («Сказка о царе Салтане…»)

7 «Кири-ку-ку-

Царствуй лёжа на боку!» («Сказка о золотом петушке»)

8«Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?» («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

9 «Попляши-тка ты под нашу балалайку;

Ты, бесёнок, ещё молодёнок,

Со мною тягаться слабёнок…» («Сказка о попе и о работнике  его Балде»)

10«Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы…» («Сказка о золотом петушке»)

- Может кто-то  желает прочитать отрывок из сказки Пушкина?

(Дети читают отрывки из сказок Пушкина)

А сейчас, вы по очереди, будете доставать из «волшебного» мешочка разные предметы или картинки и угадывать, из какого они произведения они взяты.

(Предметы в мешочке: яблоко, рыбка, орешек, верёвка, петушок, белочка, борода, невод, корыто, чертёнок, меч, шмель).

Внимание! Кто быстрее даст ответ:

- Сколько раз старик закидывал невод? (Три раза)

- У скольких богатырей жила царевна из «Сказки о мёртвой царевне…» (У семи богатырей)

- Сколько раз превращался царь Гвидон? (Три раза) В кого? (Комар, муха, шмель)

- Что потребовал работник за свой труд у попа? (Три щелчка в лоб)

       - Сколько девиц сидело под окном в «Сказке о царе Салтане…»? (Три девицы)

       - Какое дерево увидели царица с сыном, когда вышли из бочки,вынесенной

         волной на берег? (Дуб) 

       - Что случилось с Людмилой? (Её украл Черномор прямо со свадебного пира)

       - Мимо какого острова проплывали корабельщики, направляясь «в царство

         славного Салтана»? (Мимо острова Буяна)

       - Что было у царевны – Лебеди во лбу? («А во лбу звезда горит…»)

       - Зачем царю Дадону нужен был Золотой петушок? (Охранять государство)

       4) Если позволит время:

 Найди лишнее слово и объясни свой выбор.          

             Комар, бабочка, шмель.

             Зеркальце, яблоко, груша.

             Заяц, белочка, орешки.

             Корыто, удочка, невод.

            Поп, Балда, царь Гвидон.

            Салтан, чернавка, Елисей.

IY. Итог урока.

- Какую цель урока ставили? Достигли этой цели?

- Где нам эти знания могут пригодиться в жизни?

- Что запомнилось особенно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Писатели-сказочники. Раздел "Там на неведомых дорожках"

Портреты писателей-сказочников, годы жизни,картинки, написанных ими книг. Учебник 2класса «Маленькая дверь в большой мир»  Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. Раздел "Там на неведомых дорожках."...

«Зима в произведениях русских поэтов, писателей, художников и композиторов.»

Мы приглашаем вас отправиться вместе с нами в страну, имя которой искусство. Прославленные писатели, поэты, композиторы, художники - хозяева этой страны - представляют в своих произведениях и во...

Презентация по литературному чтению во 2 классе "Корней Иванович Чуковский. Поэт. Писатель. Человек".

Презентация предназначена для использования во 2 классе УМК "Школа России". Информация адаптирована возрасту младших школьников и позволяет познакомить детей с творчеством К.И.Чуковского с необычной т...

Мои стихи. О башкирском поэте, писателе Маулит Ямалитдине

Байгилде улы Мәүлит- Илдең Бөйөк  шәхесе.Аят - доғалар  менән үтерБашҡортомдоң  мәжлесе....

Проверочная работа по литературному чтению по теме "Писатели - сказочники" 2 класс

Проверочная работа для учеников 2 класса в двух вариантах. В задании № 1 ребятам предлагается вспомнить и  записать фамилии авторов сказок, в задании № 2 не обходимо соединить название произведен...

Тема урока: работа с детской книгой. Знакомство с зарубежными писателями – сказочниками. Ц. Топелиусом «Зимняя сказка» УМК "Начальная школа 21 века"

Педагогическая цель:создать условия для ознакомления со сказками Ц Топелиуса «Зимняя сказка», формирования умения анализировать художественный текст, содействовать воспитанию стремления со...