В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе» Особенности данного литературного жанра. Текст описание в содержании художественного произведения.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Кравчук Виктория Александровна

Урок 38-39

Тема: В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе» Особенности данного литературного жанра. Текст описание в содержании художественного произведения.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Образовательная цель: создать условия для знакомства детей со сказкой В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»; отрабатывать навык выразительного чтения, научить детей противопоставлять добро злу, видеть и различать прекрасное и безобразное; научить сострадать, сопереживать, понимать боль других; совершенствовать умение анализировать произведение.

 Формирование УУД:

Предметные: познакомятся с творчеством В. М. Гаршина и содержанием его произведения «Сказка о жабе и розе»;  научатся: выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения, понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами из текста, противопоставлять добро злу, видеть и различать прекрасное и безобразное, сострадать, сопереживать, понимать боль других людей.

Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение                                        Класс: 4

Учитель:                                                                 Дата:

Урок 38-39

Тема: В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе» Особенности данного литературного жанра. Текст описание в содержании художественного произведения.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Образовательная цель: создать условия для знакомства детей со сказкой В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»; отрабатывать навык выразительного чтения, научить детей противопоставлять добро злу, видеть и различать прекрасное и безобразное; научить сострадать, сопереживать, понимать боль других; совершенствовать умение анализировать произведение.

 Формирование УУД:

Предметные: познакомятся с творчеством В. М. Гаршина и содержанием его произведения «Сказка о жабе и розе»;  научатся: выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения, понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами из текста, противопоставлять добро злу, видеть и различать прекрасное и безобразное, сострадать, сопереживать, понимать боль других людей.

Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Проверьте-ка, ребята, на парте все в порядке?

-Всё на месте, всё в порядке - ручки, книжки и тетрадки!

В мире много интересного, очень много неизвестного!

Миру знаний нет предела, так  скорей, друзья, за дело!

  1. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия. Проверка д/з.

—  Чтение диалога по ролям.

  1. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

—  – Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством В. М. Гаршина и прочитаем новую сказку.

– Что вы знаете о сказке? Какие бывают сказки?

– Сказка – произведение фольклора, повествующее о чем-нибудь необычном, невероятном.

– Сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах или событиях, с участием волшебных, фантастических лиц.

– Это авторская сказка, может быть, это сказка о животных.

- Отгадайте загадку.

Скачет зверушка:

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка.)

Посмотрите - у ограды

 Расцвела царица сада.

 Не тюльпан и не мимоза,

 А в шипах красотка...(роза)

 Литературная игра «Сходство-различие».

-Берем два слова: жаба и роза. Вам нужно объяснить, в чем сходны и чем   различаются названные предметы.  Итак, поиграем! Например:

 1. Роза и жаба жили в саду.

2. Розе и жабе нужно питание, солнце, прохлада, вода.

3. Роза — красавица, жаба — уродлива.)

-Итак, выполнив эти задания, мы подошли к новому произведению, с которым должны познакомиться на уроке. Как вы думаете, о чём это произведение?

-Сформулируйте тему урока.

Сформулируйте цели урока: познакомиться …        учиться читать…        учиться отвечать на вопросы…

  1. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

1. Знакомство с биографией автора.

Всеволод Михайлович Гаршин родился 14 февраля 1855 года в Санкт-Петербурге.   Детство у него  не было счастливым. По каким-то причинам мать ушла из семьи, когда мальчику было 5 лет. Ее не было несколько лет. Мальчик очень переживал расставание с матерью, поэтому он старался хорошо учиться и много читать. Он был внимательным читателем, очень наблюдательным ребёнком. Когда он повзрослел, то стал глубоко сострадать людям. Это нашло отражение в его произведениях. Он считал, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, ответственность за боль, но и принять на себя главную их долю!

Художник Илья Ефимович Репин просил Гаршина позировать ему, когда работал над известной картиной «Иван Грозный и сын его Иван». С Гаршина он написал царевича, убитого тяжёлым посохом царя. Так же писатель позировал художнику для картины «Не ждали». Посмотрите на эти картины, найдите сходство.

 Этот человек прожил небольшую, но очень интересную жизнь. Писателя не стало, когда ему исполнилось всего 33 года. Однако он не только остро чувствовал противодействие добра и зла, справедливости и несправедливости, но и смог оставить свои ощущения в виде рассказов и прекрасных сказок. С какой сказкой Всеволода Михайловича мы познакомились в 3 классе? («Лягушка-путешественница»)

 Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль: «Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле...». Но чтобы почувствовать глубину этой мысли, понять удивительный мир образов писателя, мы должны быть очень внимательны, вдумчивы, серьезны. Ведь сегодня мы говорим о художнике слова, который подарил нам прекрасную по форме и глубокую по мысли «Сказку о жабе и розе», с которой вы познакомились в процессе домашнего чтения.        

2. Словарная работа.

-Какие слова и выражения непонятны?

КОЛ — толстая заостренная палка.

 ПИКА — колющее оружие, род копья.

БАРБОС — большая дворовая собака.

 ПОВИЛИКА - сорное растение без листьев и корней, обвивающее своим нитевидным стеблем другие растения.

КОРОВЯК — род трав и полукустарников семейства норичниковых. Коровяк обыкновенный или медвежье ухо. Коровяк лекарственный. Некоторые виды декоративны.

ПРОНИЗАТЬ — резко проникнуть внутрь кого-/чего-нибудь, сквозь кого, что-нибудь.

3. Первичное чтение.

– Понравилась вам сказка?

– Какое впечатление она на вас произвела?

– Было ли вам кого-нибудь жалко? Почему?

– Почему автор назвал сказку именно так, могли бы вы придумать другое название?

– Что вас больше всего поразило в произведении?

– Каким вам показался Вася?

– Как мальчик вел свои наблюдения?

– Как это его характеризует?

– Какие чувства вы испытываете к Васе?

– Какой вы представляете Машу?

– Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым? Какие слова это подтверждают? Прочитайте их.

– Можно ли считать, что благодаря Васе роза была спасена? Объясните ваше мнение. Подтвердите его словами сказки.

– Какой вы представляете розу? Какова была роза? Прочитайте, как писатель передает внешний вид  розы.

– Почему роза «чувствовала, что ее срезали недаром»?

– Что можете сказать о жабе? Почему жаба хотела уничтожить розу?

– Прочитайте о том, как жаба пыталась добраться до розы.

– Как вы думаете, что позволило писателю назвать эту историю сказкой?

– О чем это произведение? В чем его главный смысл?

3. Выборочное чтение.

Физкультминутка.

  1. Первичное закрепление нового знания.

Урок 1.

Формирование умения давать описательную характеристику на основе текста

  • Как среди такой красоты выглядела роза? (Она выглядела торжественной и прекрасной).
  • Как чувствовала себя роза в этом цветнике? Прочитайте III абзац.  (Она чувствовала себя необыкновенно счастливой).

 Итак, роза распустилась тонким ароматом, нежностью красок, щедростью красоты к миру.

  • Каким изобразил Гаршин майское утро?  (Ярко светит солнце. Все искрится и играет в лучах майского солнца. Дует ветерок, несущий свежий запах молодой травки. Природа просыпается ото сна, зеленеют деревья. Природа оживает).

 Оживает природа, казалось бы, все хорошо, а роза плачет.

  • Отчего плачет роза?  (Она плачет от счастья. Ведь она дарит красоту миру).

Словарная работа. Подберите синонимы к слову «добрая», отражающие высокие качества личности. (милосердная, отзывчивая, ласковая, нежная, милостивая, заботливая, добросердечная...).

  • А что особенного, духовного, было в поступке розы? Найдите в тексте слова, подтверждающие эту мысль.  (Она молилась).
  • О чем могла молиться роза? Подтвердите текстом.  (Она молилась о своей жизни, чтобы дольше прожить, принести пользу людям, чтобы жить в лучших условиях).
  • Какой персонаж в сказочной истории изображает зло?  (Жаба
  • К какому классу животных относится жаба Класс земноводных.
  • Что это за животные?
  • Формирование умения давать описательную характеристику на основе текста

Прочитайте описание жабы.

  • Какие отрицательные черты характера символизирует (подчеркивает) она?  (Ненависть к прекрасному, зависть, жестокость, стремление погубить красоту).

Словарная работа. Подберите синонимы к слову «злая», отражающие мир души жабы.

 (Жестокая, коварная, черствая, завистливая, грубая, безжалостная, бесчувственная, бессердечная...).

Мы подчеркивали, что роза мечтала служить миру красотой, изливая чудесный свет...

  • А о чем мечтала жаба?  (Поесть и отдохнуть).

Перенесёмся в другое пространство – дом.

  • Почему Гаршин  упоминает о мальчике в этой истории с жабой и розой? Что сближает мальчика и розу? (они оба любят и ценят прекрасное, он, как и роза умирает)
  • Кто же главный обитатель цветника, его хозяин? Найдите слова, которые характеризуют мальчика.
  • Как вы понимаете слово кроткий?

Кроткий, значит смиренный со всеми неудачами, обидами и трудностями жизни. А смиренным Господь дарует благодать. 

  • Можно ли розу назвать кроткой? Почему?

Можно, потому что она тоже смиряется с тем,  в каких условиях она живет.

  • Какое чувство вызывает мальчик у читателя? (сочувствует, жалеет)

О чём читал мальчик в книгах? Почему ему нравились именно эти книги? (он мечтал о приключениях, нравились сильные люди)

  • Почему мальчик перестал посещать цветник? Прочитайте.
  • Что почувствовала  жаба, увидев прекрасный цветок? (понравилась роза, она хотела быть ближе к цветку и ничего другого не придумала, как съесть его?) 
  • Почему она этого не сделала?
  • О чём молила роза, когда поняла, что её хочет «слопать» жаба? (Господи! Хоть бы умереть другой смертью)

Умение сравнивать, находить общее у героев разного плана.

  • Как автор показывает розу? (Бледное создание)
  • Можно ли провести аналогию с кем-нибудь?  (С мальчиком, его автор показывает бледным от болезни)
  • Почему роза тогда «бледное создание»? (От страха)

Давайте вернёмся в пространство дом.

  • Что происходит с мальчиком? Прочитайте о том, как приходит к нему смерть.
  • Он боялся умирать? Зачем ему была роза?
  • Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным? (Да, он вдохнул аромат той розы, которая росла у него в саду.  Может быть в этот момент ему казалось, что он находится в любимом садике.
  • Какой последний долг исполнила роза? (Обращаемся к тексту, где повествуется о последних часах жизни мальчика, в жизни которого роза имела большое значение).
  • Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы?  (Роза подарила улыбку мальчику в самые трудные минуты...).
  • Можем ли мы сказать, что молитва розы осталась неуслышанной? (Нет, Господь исполнил просьбу розы принести пользу людям.)
  • Забыли ли розу после этого случая? (Нет, ее засушили и, глядя на этот цветок, вспоминали о мальчике)

Урок 2

1. Вспомните и восстановите перепутанные логические цепочки:

1.Ленивая жаба. 2. Цветник. 3. Болезнь. 4.Роза распустилась. 5.Разговор жабы и розы. 6.Мальчик в цветнике. 7. Уход из жизни мальчика и розы. 8. Просьба мальчика.

Проверка: 1.Цветник.2.Роза распустилась.3. Ленивая жаба. 4.Мальчик в цветнике.5. Болезнь.6.Разговор жабы и розы. 7.Просьба мальчика. 8. Уход из жизни мальчика и розы.

2. Краткий пересказ сказки.

3. Тест.

1. Прочитайте слова: корни, куст, земля, брюхо, ночь. Они относятся к …

А) жабе

Б) розе

В) бабочке

2. О чём думает роза в период своего цветения?

А) быстрей бы распуститься

Б) умереть бы другою смертью

В) цвести вечно

3. Что в жабе самое омерзительное?

А) грязно-серые бородавчатые бока

Б) скверные липкие лапы

В) бесчувственность и равнодушие

4. Роза не жалеет о преждевременной гибели, так как

А) она не досталась жабе

Б) её гибель была неизбежна

В) она украсила последние минуты жизни мальчика

5. Символом света, добра, красоты в сказке является:

А) роза

Б) жаба

Взаимопроверка результатов теста по ключу:

1 -  А

2 -  Б

3 – В

4 – В

5 – А

  1. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

- Что нового узнали? С какой сказкой вы познакомились?

Закончи фразу «Я сегодня на уроке…»

- Какие задания вам понравились? Почему? Чему учит эта сказка?

Закончи фразу « На уроке мне было интересно…»

- Кто испытывал трудности?  

Закончи фразу « Мне было трудно…»

  1. Домашнее задание.

Урок 1: Подготовить пересказ: 1-й ряд – от имени розы; 2-й ряд – от имени жабы.

Урок 2: Составить короткое устное сочинение: «Несколько слов в защиту жабы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4-м классе по произведению В.М.Гаршина "Сказка о жабе и розе" ("Школа России")

Конспект урока, презентация к нему, приложения в виде карточек для парной и групповой работы....

Урок по произведению В. Гаршина "Сказка о жабе и розе".

Работа содержит конспект урока, презентацию, карточки для индивидуальной работы.....

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» .Текст- описание в содержании художественного произведения.(второй урок)

В этом разделе вы можете познакомиться с уроками литературного чтения...

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».Особенности данного литературного жанра.(первый урок)

В этом разделе вы можете познакомиться с уроками литературного чтения...

Урок-исследование по произведению М.В. Гаршина "Сказка о жабе и розе"

Тип урока: ОНЗ, урок-исследование.Цель: подвести учащихся к выводу о том, что дающий добро - бессмертен, что безнравственный эгоизм - обречён.Педагогические задачи: создать условия для знакомства...