Технологическая карта урока по литературному чтению (2 класс) по теме Проект "О чём может рассказать школьная библиотека"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

2 класс. Технологическая карта по литературному чтению по теме Проект " О чём может расскзать школьная библиотека". УМК "Школа России". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_o_chyom_mozhet_rasskazat_shkolnaya_biblioteka_.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Тема: Проект «О чём может рассказать школьная библиотека»

Тип: проектная деятельность

Задачи:

  • учить работать над проектом в группе, в паре;
  • учить находить необходимую информацию для создания проекта

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать, что такое библиотека, школьная библиотека, домашняя библиотека;
  • находить нужную книгу в библиотеке;
  • рассказывать о библиотеке

Метапредметные:

  • ориентировать в пространстве школьной библиотеки;
  • работать с различными источниками информации

Личностные:

  • проявлять интерес к библиотеке;
  • осознавать, что библиотеки – это памятники культуры, истории

Межпредметные связи: Внеурочная деятельность – экскурсия в библиотеку

Ресурсы урока: Учебник, ч. 1, с. 6, 7

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

  • Предлагает отгадать написанную на доске загадку:

Снаружи смотришь – дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём,

В нём книги интересные стоят рядами тесными.

На длинных полках вдоль стены собрались сказки старины,

И Черномор и князь Гвидон, и добрый дед Мазай…

Как называют этот дом? Попробуй – отгадай!

  • Предлагает назвать слова, которые помогают догадаться, что речь идёт о библиотеке.
  • Спрашивает, что можно назвать библиотекой, какие бывают библиотеки.

  • Отгадывают загадку – библиотека. 

  • Объясняют, почему в загадке идёт речь о библиотеке.
  • Объясняют, что библиотекой можно назвать комнату, полку, шкаф, где хранятся книги. Библиотеки бывают домашние, школьные, районные, городские, самые большие – публичные библиотеки.

Мотивация познавательной деятельности

  • Предлагает прочитать информацию на с. 6 учебника (задания 1, 2)

  • Предлагает подготовить рассказ о библиотеке на основе опорных слов.

  • Делит учащихся на группы для работы над вопросом 3 на с. 6 учебника.
  • Читают информацию о библиотеках в учебнике, выделяют ранее неизвестные сведения.
  • Отмечают в тексте опорные слова, готовят рассказ о библиотеке.
  • В группах выясняют, у кого дома есть интересная библиотека, выбирают рассказчика, выступают с сообщением о домашней библиотеке.

Организация познавательной деятельности

  • Организует обсуждение тем проектов на с. 7 учебника, предлагает сказать, что должно стать итогом проекта.

  • Предлагает выбрать нужную информацию о библиотеке из представленных на доске материалов.

  • Организует работу над планом на с. 7 учебника.

  • Организует групповую работу с предложенной учителем информацией.
  • Обсуждают темы проектов, определяют конечный результат – рассказ – экскурсия, рисунок, книга и т. п.
  • Выбирают информацию первые библиотеки, значение слова библиотека, какие бывают библиотеки, как найти книгу в библиотеке, как расположены книги в библиотеке.
  • Читают план в учебнике и определяют последовательность действий для получения информации о библиотеке.
  • Изучают информацию, предложенную учителем, составляют небольшие рассказы, обмениваются полученными сведениями.

1-я группа: Первая библиотека появилась 8000 лет назад! Жители Древней Месопотамии писали на глиняных дощечках с помощью тонкой палочки, которая называлась клин. Этот способ письма известен как клинопись. Самые ценные дощечки помещались в специальные конверты из глины для сохранности. Археологи нашли тысячи таких дощечек, которые были рассортированы по темам. Такими были первые библиотеки.

2-я группа: Библиотеки Древнего Египта находились в храмах, их охраняли священники. Египтяне писали на папирусе, который потом свёртывали в рулон вокруг палки с наконечниками и сохраняли в сундуках или на полках. Самой знаменитой была библиотека в Александрии. Она появилась примерно в 300 году до н. э. Там сохранились свыше 700 000 свитков папируса. Все книги были классифицированы по 120 темам и сведены в каталог.

3-я группа: Древние римляне первыми догадались строить публичные библиотеки. Юлий Цезарь планировал создать целую систему публичных библиотек, и после его смерти они начали пользоваться особой популярностью. Богатые жители Рима специально основывали библиотеки для зажиточных граждан, а так же собирали огромные коллекции книг для себя. В ΙV столетии в Риме существовало уже 28 публичных библиотек.

4-я группа: В Средневековье были построены величественные соборы, при которых создавались библиотеки. Университеты также коллекционировали книги. Особенно прославились коллекциями прикованных книг университеты Парижа, Гейдельберга и Флоренции. Книги было так тяжело создавать, что их приковывали к стенам большими цепями во избежание неприятностей.

  • Предлагает рассмотреть указатели и определить, как по ним можно найти нужную книгу в библиотеке.

  • Предлагает изучить материал на с. 11 рабочей тетради.

  • Предлагает найти в библиотеке справочник и энциклопедии.

  • Организует работу с толковым словарём.

  • Предлагает записать рассказ о библиотеке на с. 9 рабочей тетради.
  • Предлагает в группах составить план проекта в форме экскурсии.

  • Организует выступления с презентациями.
  • Рассматривают и называют указатели: книги о природе, книги о животных, книги о детях, сказки, исторические рассказы. Объясняют, как можно найти в библиотеке книгу.
  • Читают памятку на с. 11 рабочей тетради.  Соотносят с тем, что узнали сами, подводят итоги.
  • Находят с помощью тематического каталога справочники, энциклопедии, а в них – дополнительную информацию для проекта.
  • Находят в толковом словаре значение слов: абонемент, алфавитный каталог, читальный зал.
  • Заполняют с. 9 в рабочей тетради.
  • Составляют план: 1) Загадка о библиотеке. 2) Что означает слово библиотека. 3) Как возникли первые библиотеки. 4) Какие библиотеки есть сейчас. 5) Как найти информацию в библиотеках. 6) Интересно ли нам ходить в библиотеку.
  • Выступают с презентациями от каждой группы, оценивают рассказы о библиотеке.

Подведение итогов

  • Предлагает изучить с. 8 учебника и поставить учебную задачу на следующий урок.  
  • Формулируют учебную задачу на следующий урок: узнать, какие бывают книги.

Дополнительный материал: Сайт о библиотеках: //znajko.ru/ru/kategoria3/36-st4-kategoria3.html; В. Романенко «Рассказы о книгах и библиотеках»; справочник «Почемучка»

Диагностика достижения планируемых результатов: Выполнить задания:

  • Дополните свой ответ: Библиотека – это __________________ .
  • Дополните свой ответ: Первые библиотеки были необычными, книги в них представляли собой свитки, __________________.
  • Объясните, как найти книгу в библиотеке.
  • Ответьте, о чём может рассказать современная библиотека.

Дополнительные творческие задания: Выполнить проект «Почему мне интересно ходить в библиотеку» на с.10, 11 рабочей тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению, 3 класс по теме "Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой»"

Предмет: литературное чтениеТема урока: Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой»Цели урока: развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнени...

Технологическая карта урока по литературному чтению, 3 класс по теме "Девочка на шаре"

Предмет: литературное чтениеТема урока: «Девочка на шаре»Цели урока: совершенствование навыков выразительного, осознанного чтения, учить понимать и чувствовать язык произведения;Планируемые резу...

Технологическая карта урока по литературному чтению (1 класс) по теме "Стихи о зиме".

В материале представлена технологическая карта урока по литературному чтению для 1 класса УМК "Школа России" из пособия "УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ"....

Технологическая карта урока по литературному чтению (1 класс) по теме "Сказки А. Пушкина".

В материале представлена технологическая карта урока по литературному чтению для 1 класса УМК "Школа России" из пособия "УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ"....

Технологическая карта урока по литературному чтению (1 класс) по теме Алфавит. К. Льдов "Господин учитель Жук".

В материале представлена технологическая карта урока политературному чтению для 1 класса УМК "Школа России" из пособия "УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ"....

Технологическая карта урока по литературному чтению (1 класс) по теме Чтение текстов. В. Куприн. "Первоучители словенские", "Первый букварь".

В материале представлена технологическая карта по литературному чтению для 1 класса УМК "Школа России" из пособия "УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ"....

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс по теме "Обобщающий урок по теме " О братьях наших меньших"

урок литературного чтения 2 класс по теме "Общающий урок по теме "О братьях наших меньших".Содержит проверочную работу и презентацию...