Главные вкладки

    09. Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Планета знаний"
    план-конспект урока по чтению (2 класс)

    Татьяна Михайловна Захарченко

    Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyova

    Разработка открытого урока по литературному чтению "Л.Н. Толстой. Косточка" во 2 классе.

    Рабочие моменты урока.

        

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_po_lit._chto_2_klass.docx34.55 КБ
    Файл otk._urok_po_lit._cht._2_klass.pptx2.64 МБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект открытого урока

    по литературному чтению во 2 классе

    Учитель: Т.М. Захарченко

    Тема урока: Л.Н. Толстой « Косточка».

    Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

    Тема: Косточка. Л.Н.Толстой 2 класс

    Цели:  

     Предметные: Познакомить с произведением

    Л.Н. Толстого “Косточка”, биографией

    писателя. Продолжить учить воспринимать на

    слух художественное произведение,

    прогнозировать содержание произведения по

    иллюстрации и заголовку, отвечать на вопросы

    по содержанию прочитанного, выразительно и

    внимательно читать, определять жанр,

    находить в тексте строки, которые могут стать

    подписью к иллюстрации, объяснить значение

    слова горница, задавать вопросы к

    произведению.

     Метапредметные: Продолжить учить

    организовывать своё рабочее место,

    формулировать тему, цель урока, осуществлять

    самопроверку и взаимопроверку на уроке,

    работать в паре и группе. Формировать умения

    работать с текстом. Развивать речь, логическое

    мышление (внимание, память, анализ, синтез,

    воображение, творческие способности).

    Развивать навыки чтения (понимание,

    осмысление, правильность, выразительность).

     Личностные: Формировать положительное

    отношение к урокам литературного чтения.

    Воспитывать честность, чувство

    сопереживания;

    Тип урока: Урок рефлексии.

    Методическое сопровождение:  

     Жёлтые листочки для рисования солнышка.  

     Мультимедиа, презентация.  

     Тексты, разрезанные на части для работы в

    группах.

    Структура урока

    I. Оргмомент.

    Эмоциональный настрой:

    Учитель: Скажите, пожалуйста, какой объект неживой природы поднимает нам

    настроение? (Солнце)

    Цели урока: создать условия для мотивированного  чтения произведения, осознания воспитательного воздействия художественного текста; умения характеризовать литературных героев; развития  критического мышления (РКМ)

    Задачи урока:

    1. Обучать детей осмысленному  вдумчивому и выразительному чтению, стимулирующему к работе на уроке учащихся разного уровня мышления, имеющих различный словарный запас.

    1. Развивать способность детей высказать собственное мнение, самостоятельно выделять главную мысль произведения, отвечать на вопросы по содержанию, читать выборочно;  использовать исследовательские и творческие методы для доказательства своей мысли; прогнозировать развитие событий на основе сюжета текста;  выделять поступок как проявление характера героя

    1. Воспитывать у детей чувство сопереживания, великодушия, умения прощать.

    Метапредметные задачи (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД): создать условия для развития у обучающихся:

    умения ориентироваться в нравственном содержании понятий «семья», «правда и ложь», умения принимать и сохранять учебную задачу, понимать алгоритм выполнения заданий, воспринимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

    навыков коммуникации (умение вести диалог с одноклассниками и учителем, стремление к сотрудничеству при работе в группах и парах);

    умения устанавливать причинно следственные связи, фиксировать информацию, полученную путём анализа текста.

    Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация к уроку

    Ход урока:

    СЛАЙД 1

    1. Организационный этап.

    Приветствие гостей урока.

    - В начале работы, дети, для вас небольшая разминка. Поиграем в рифму, отвечаем быстро, не задумываясь:  звонок - … , дневник - …, уменье - …, работа - …

    - А теперь так же помогайте мне закончить строчки стихотворения:

    СЛАЙД 2

    Всем-всем добрый день!
    Прочь с дороги нашей…
    лень!
    Не мешай трудиться,
    Не мешай….
    учиться!

    Будем слушать, рассуждать,

    И друг другу… помогать!

    1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

    Проверка д/задания проходит в виде конкурса чтецов.

    - Во дворе собрались дети и решили поиграть в прятки. Что им нужно сделать в начале игры? (ответы детей; используя  считалки,   выбирают участников конкурса от каждого ряда)

    - Сейчас у нас будет конкурс чтецов. Дети, вспомните считалки. Они помогут нам определить участников конкурса.

    - Приглашаю к доске первых участников. Слушаем внимательно, следим за выразительностью и определяем одного участника, чьё чтение вам понравилось больше всего (на сигнальном листе отмечается первая буква имени выбранного ученика; участники конкурса подсчитывают самостоятельно свой результат)

    - А сейчас послушаем несколько историй о ребятах-чудаках, которые вы нафантазировали дома (по 2 истории с каждого ряда)

    1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    СЛАЙД 3

    - Посмотрите на опорные слова на карточках. Они подскажут вам, чем мы будем заниматься дальше (читать , Л.Н. Толстой, рассказ, будем, «Косточка», мы) Мы будем читать рассказ Л.Н. Толстого «Косточка»

    -  Сейчас вы прослушаете текст, по которому будем дальше работать. Будьте предельно внимательны (прослушивание аудио-записи)

    СЛАЙД 4

    4) Первичное закрепление  а) в знакомой ситуации (типовые)

    -Ребята, вам понравилось чтение?  Почему? Что отметили для себя? А вы сможете прочитать так же громко, чётко и выразительно?  Что вам больше нравится: слушать чтение учителя или запись?

    Беседа после прослушивания:

    - Поделитесь своими впечатлениями об услышанном.

    - Понравилась ли вам быль Л.Н. Толстого? Почему?  О чём она?

    - Назовите  героев  этого рассказа.

    - Как вы думаете, сколько лет Ване? Можно назвать его главным героем?

    - А может главным героем можно назвать косточку? Почему?

    - Можно эту быль назвать поучительной? А чему она учит?

    (ответы детей)

    б) в изменённой ситуации (конструктивные)

    - Ребята, в этом маленьком рассказе много тайн и загадок. Нам предстоит разобраться и понять, что важное хотел сказать всем Л.Н. Толстой, от чего предостеречь и чему научить.

    Сейчас быль будете читать вы, но с остановками. Старайтесь читать громко, чётко и выразительно.

    Остановка и обсуждение  после каждой части:

    СЛАЙД 5

    1. «Он всё ходил мимо слив...»  А  мог Ваня  поступить по-другому? Как? Предложите свои варианты.

    - О чём вам эти слова говорят?  (хотел, но сомневался; герой сомневается)
    - А что произошло дальше? (не удержался, схватил и съел)

    Как мы будем читать эти строчки? 
    - Передайте при чтении голосом, что делал медленно, а что делал очень быстро.
    - Как вы думаете, хорошо он поступил?

    -  Может, автору  надо было закончить рассказ на этом месте? Почему автор написал продолжение? Что важное он хотел сказать? (Всё тайное становится явным)

    СЛАЙД 6

    1. «Она сказала отцу…» Как  ещё могла  поступить мама? А как бы поступила ваша мама? А как бы поступили вы на месте мамы?

    СЛАЙД 7

    3. «Все сказали: «Нет, я не ел» Ваня ответил так же. Почему? Как по-другому он мог ответить? Представьте себя на месте Вани. Как бы вы ответили?

    - Как вы думаете, Ваня испугался? - Докажите словами из текста (Ваня побледнел.)

    СЛАЙД 8

    4. «Я этого боюсь…»  Как вы думаете, отец боялся, что кто-то умрёт? А зачем он так сказал?

     (Он хотел, чтобы Ваня сам признался, чтобы он остался честным.  Он хотел помочь Ване признаться. У Вани была слабая воля. Он не удержался и взял без разрешения, потому что удержаться ему было трудно. А признаться – еще трудней. Все хотели помочь Ване)

    - Как отец понял, что Ваня причастен к пропаже? (Ваня покраснел, как рак)

    -А когда люди обычно краснеют? Было ли с вами такое?

    СЛАЙД 9

    в) Чтение про себя (на время; после прочтения ученик поднимает руку, учитель фиксирует время)

    ФИЗМИНУТКА

    5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

    а) -  Порассуждаем теперь по отдельным словам и выражениям (словарная работа)

    1. Найдите глаголы в первом абзаце, характеризующие действия Вани. Почему писатель сказал «схватил», а не «взял»?

    2. Как изменялось лицо Вани в разговоре с отцом? Почему в первом случае он «покраснел»,  а в другом – «побледнел»?

    3. Почему все засмеялись, а не рассердились на Ваню? Ведь он взял без спросу, а потом обманул.

    4. Как вы думаете, почему Ваня заплакал?

    5. Давайте сопоставим значения слов:  струсил и трус, соврал и врун. Как вы считаете, эти слова обозначают одно и то же?

    6. Можно нашего главного героя назвать трусом и вруном?

    7. Прочитайте в первом абзаце, что сделала мама перед обедом. Вам понятен смысл всех слов? (сочла)

    б) - Произведение, которое мы сегодня читаем не просто рассказ, а быль. Вы можете предположить, что обозначает  это слово? (ответы детей)

    - Ребята, как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман автором? Почему вы так думаете?

    Л. Н. Толстой писал лишь о том, что происходило  на самом деле. Он ничего не придумывал и в этом случае с Ваней. Автор  отнёс свой рассказ «Косточка» к жанру литературного творчества «быль». Если это было на самом деле, значит это быль.

    Сейчас былью мы называем произведение о том, что произошло в далёком прошлом.

    СЛАЙД 10

    Проходит время и меняется жизнь людей. Появляются новые предметы, которые входят в нашу жизнь, а значит, появляются и новые слова. А другие, наоборот, уходят  или встречаются крайне редко.

    Так и слово горница, редко стало встречаться в нашей речи. Как вы думаете, что это слово обозначает? (Горница – большая светлая комната) Найдите предложение с этим словом.

    6) Рефлексия (подведение итогов занятия)

     – Почему автор назвал рассказ «Косточка», а не «Слива»? (именно косточка помогла Ване избавиться от чувства вины.

     –  Ребята, а сейчас пофантазируйте: представьте себя участником этой истории, вы находитесь в  горнице, за большим столом со своей семьёй. В роли кого вы себя представляете? (Ваня, папа, мама, брат, сестра) Почему?

     – Если бы вы сидели за столом и знали, кто съел сливу, вы рассказали бы отцу? Почему?  Отец ведь всех спрашивает. А ты знаешь, что украл сливу Ваня. Очень плохо поступил.  Вот именно тебе этой сливы может  и не хватить! Он у тебя сливу украл.  Пускай отец его накажет! (ответы детей) Почему вы бы простили? Приятно  простить младшего? Ваня ведь самый маленький…

    Это рассказ о дружной семье, где все любят и уважают друг друга.

    Можно предположить, что  Л.Н.Толстой написал «Косточку»,  чтобы мы поняли, что надо любить и понимать других, что надо уметь прощать,  не обманывать, а если обманул, надо признаться: близкие тебя поймут и помогут.

     – У вас на парте две сливы. Я предлагаю вам отдать их ребятам, чью работу вы считаете плодотворной и интересной, кто проявил  активность,  и чьи ответы было интересно слушать. Если среди этих ребят и вы, одну можно оставить себе.

    СЛАЙД 11

    7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

    1. Подробный пересказ

    2. Пересказ от первого лица (стр. 93. Задание 6)

    3. Сообщение о Л.Н. Толстом

    Материал к уроку:

    Биографическая справка (варианты)

    Лев Николаевич Толстой (1828-1910) 


    Лев Николаевич Толстой жил очень  давно, в то время, когда жили ваши прапрабабушки и прапрадедушки, почти 200 лет назад. 
    Л. Н. Толстой родился в усадьбе Ясная Поляна в большой дворянской семье. 
    Всю жизнь Толстой, 82 года, посвятил литературе. Он любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и рисованием.  Лев Николаевич Толстой был не только писателем, но и педагогом, учителем. В своем имении Ясная Поляна он велел построить школу для детей и сам занимался с ними. Для своих учеников Лев Николаевич написал “Русскую азбуку” и другие книги. Все рассказы этой книги были поучительными. Среди произведений, которые Лев Толстой сочинил для знакомых и незнакомых детей был маленький рассказ “Косточка”.


    Лев Николаевич Толстой (1828-1910) 


    Лев Николаевич Толстой
     жил почти 200 лет назад. Он любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и рисованием. Всю жизнь, 82 года, Л.Н. Толстой посвятил литературе. Лев Николаевич Толстой был не просто писателем, а  графом, владельцем больших земельных угодий и нескольких деревень. Он очень любил и уважал своих крестьян.  Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне и сам учил их. Для них Лев Николаевич написал «Азбуку»,  «Книги для чтения».

    Произведения Л. Толстого любят взрослые и дети. Книги великого русского писателя переведены на различные языки, их читают люди всего мира.

     Великого классика нет в живых уже более 100 лет. А произведения его живут, их читают, их любят взрослые и дети.

    Лев Николаевич Толстой (1828-1910) 

    Толстой родился и жил в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии в семье помещика. Там было имение отца, дом. Для детей крестьян (это люди, которые работали на помещика) Толстой открыл школу, где сам их учил читать и писать. Специально для них Лев Николаевич написал Азбуку и «Книги для чтения». В одной из них была и быль «Косточка».

    Суть рассказа  Л. Н. Толстого  «Косточка» в том, что врать нехорошо, что враньё  рано или поздно обнаружится. Если человек совершил поступок, который нельзя назвать хорошим, то лучше перетерпеть неприятные минуты и признаться в содеянном.

    Физминутки (варианты):

    1. Определить хлопками (можно повороты или другие движения) пословицу, которая подходит к теме урока.

    Правда всего дороже.

    Семь раз отмерь, один раз отрежь.

    Сам погибай, а товарища выручай.

    Всё тайное становится явным.

    Без труда не вынешь рыбку из пруда.

    Друг познаётся в беде.

    Честность всего дороже.

    Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

    Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

    Терпенье и труд всё перетрут.

    1. «Про фрукты» (с движениями):

    Высоко висят, послушай,
    Сливы, яблоки и груши.
    Аккуратно их сорвем
    И в корзине понесем.

    Дома сделаем варенье, 
    И компот, и мармелад.
    Это просто объеденье!
    Каждый фруктам очень рад!

    1. Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами»

    (Загибаем поочерёдно пальцы)
    Толстый палец и большой в сад за сливами пошел,
    Указательный с порога указал ему дорогу.
    Средний палец —самый меткий, он сбивает сливы с ветки.
    Безымянный — собирает, а мизинчик-господинчик
    В землю косточки бросает.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок: литературное чтение Класс: 2Б Учитель: Т.М. Захарченко

    Слайд 2

    Всем, всем добрый день! Прочь с дороги нашей … ! Не мешай трудиться, Не мешай … ! Будем слушать, рассуждать, И друг другу … !

    Слайд 3

    мы читать Л.Н. Толстой «Косточка» рассказ будем

    Слайд 4

    Лев Николаевич Толстой (1828-1910)

    Слайд 10

    ГОРНИЦА

    Слайд 11

    Спасибо за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                                         -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...

    План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

    План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

    Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Внеклассное чтение. Творчество Э.Успенского"

    Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Внеклассное чтение. Творчество Э.Успенского"...

    Проверочные работы по литературному чтению во 2 классе за 1 и 2 четверть

    Проверочные работы по литературному чтению  во 2 классе за 1 и 2 четверть  по  УМК  "Начальная школа XXI века"...

    Оценка знаний по литературному чтению во 2 классе

    Оценка знаний по литературному чтению. 2 класс. УМК "Школа 21 века"...

    Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «Волшебное слово» В.А.Осеевой УМК «Школа России» Урок 2

    Конспект урока по литературному чтению«Волшебное слово» В.А.Осеевой  УМК «Школа России» Урок 2. Цель урока : обучение анализу текста...


     

    Комментарии

    Татьяна Михайловна Захарченко

    Рецензия на методическую разработку)