09. Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Планета знаний"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Татьяна Михайловна Захарченко

Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyova

Разработка открытого урока по литературному чтению "Л.Н. Толстой. Косточка" во 2 классе.

Рабочие моменты урока.

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_lit._chto_2_klass.docx34.55 КБ
Файл otk._urok_po_lit._cht._2_klass.pptx2.64 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока

по литературному чтению во 2 классе

Учитель: Т.М. Захарченко

Тема урока: Л.Н. Толстой « Косточка».

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Тема: Косточка. Л.Н.Толстой 2 класс

Цели:  

 Предметные: Познакомить с произведением

Л.Н. Толстого “Косточка”, биографией

писателя. Продолжить учить воспринимать на

слух художественное произведение,

прогнозировать содержание произведения по

иллюстрации и заголовку, отвечать на вопросы

по содержанию прочитанного, выразительно и

внимательно читать, определять жанр,

находить в тексте строки, которые могут стать

подписью к иллюстрации, объяснить значение

слова горница, задавать вопросы к

произведению.

 Метапредметные: Продолжить учить

организовывать своё рабочее место,

формулировать тему, цель урока, осуществлять

самопроверку и взаимопроверку на уроке,

работать в паре и группе. Формировать умения

работать с текстом. Развивать речь, логическое

мышление (внимание, память, анализ, синтез,

воображение, творческие способности).

Развивать навыки чтения (понимание,

осмысление, правильность, выразительность).

 Личностные: Формировать положительное

отношение к урокам литературного чтения.

Воспитывать честность, чувство

сопереживания;

Тип урока: Урок рефлексии.

Методическое сопровождение:  

 Жёлтые листочки для рисования солнышка.  

 Мультимедиа, презентация.  

 Тексты, разрезанные на части для работы в

группах.

Структура урока

I. Оргмомент.

Эмоциональный настрой:

Учитель: Скажите, пожалуйста, какой объект неживой природы поднимает нам

настроение? (Солнце)

Цели урока: создать условия для мотивированного  чтения произведения, осознания воспитательного воздействия художественного текста; умения характеризовать литературных героев; развития  критического мышления (РКМ)

Задачи урока:

  1. Обучать детей осмысленному  вдумчивому и выразительному чтению, стимулирующему к работе на уроке учащихся разного уровня мышления, имеющих различный словарный запас.

  1. Развивать способность детей высказать собственное мнение, самостоятельно выделять главную мысль произведения, отвечать на вопросы по содержанию, читать выборочно;  использовать исследовательские и творческие методы для доказательства своей мысли; прогнозировать развитие событий на основе сюжета текста;  выделять поступок как проявление характера героя

  1. Воспитывать у детей чувство сопереживания, великодушия, умения прощать.

Метапредметные задачи (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД): создать условия для развития у обучающихся:

умения ориентироваться в нравственном содержании понятий «семья», «правда и ложь», умения принимать и сохранять учебную задачу, понимать алгоритм выполнения заданий, воспринимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

навыков коммуникации (умение вести диалог с одноклассниками и учителем, стремление к сотрудничеству при работе в группах и парах);

умения устанавливать причинно следственные связи, фиксировать информацию, полученную путём анализа текста.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация к уроку

Ход урока:

СЛАЙД 1

  1. Организационный этап.

Приветствие гостей урока.

- В начале работы, дети, для вас небольшая разминка. Поиграем в рифму, отвечаем быстро, не задумываясь:  звонок - … , дневник - …, уменье - …, работа - …

- А теперь так же помогайте мне закончить строчки стихотворения:

СЛАЙД 2

Всем-всем добрый день!
Прочь с дороги нашей…
лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай….
учиться!

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу… помогать!

  1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Проверка д/задания проходит в виде конкурса чтецов.

- Во дворе собрались дети и решили поиграть в прятки. Что им нужно сделать в начале игры? (ответы детей; используя  считалки,   выбирают участников конкурса от каждого ряда)

- Сейчас у нас будет конкурс чтецов. Дети, вспомните считалки. Они помогут нам определить участников конкурса.

- Приглашаю к доске первых участников. Слушаем внимательно, следим за выразительностью и определяем одного участника, чьё чтение вам понравилось больше всего (на сигнальном листе отмечается первая буква имени выбранного ученика; участники конкурса подсчитывают самостоятельно свой результат)

- А сейчас послушаем несколько историй о ребятах-чудаках, которые вы нафантазировали дома (по 2 истории с каждого ряда)

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

СЛАЙД 3

- Посмотрите на опорные слова на карточках. Они подскажут вам, чем мы будем заниматься дальше (читать , Л.Н. Толстой, рассказ, будем, «Косточка», мы) Мы будем читать рассказ Л.Н. Толстого «Косточка»

-  Сейчас вы прослушаете текст, по которому будем дальше работать. Будьте предельно внимательны (прослушивание аудио-записи)

СЛАЙД 4

4) Первичное закрепление  а) в знакомой ситуации (типовые)

-Ребята, вам понравилось чтение?  Почему? Что отметили для себя? А вы сможете прочитать так же громко, чётко и выразительно?  Что вам больше нравится: слушать чтение учителя или запись?

Беседа после прослушивания:

- Поделитесь своими впечатлениями об услышанном.

- Понравилась ли вам быль Л.Н. Толстого? Почему?  О чём она?

- Назовите  героев  этого рассказа.

- Как вы думаете, сколько лет Ване? Можно назвать его главным героем?

- А может главным героем можно назвать косточку? Почему?

- Можно эту быль назвать поучительной? А чему она учит?

(ответы детей)

б) в изменённой ситуации (конструктивные)

- Ребята, в этом маленьком рассказе много тайн и загадок. Нам предстоит разобраться и понять, что важное хотел сказать всем Л.Н. Толстой, от чего предостеречь и чему научить.

Сейчас быль будете читать вы, но с остановками. Старайтесь читать громко, чётко и выразительно.

Остановка и обсуждение  после каждой части:

СЛАЙД 5

  1. «Он всё ходил мимо слив...»  А  мог Ваня  поступить по-другому? Как? Предложите свои варианты.

- О чём вам эти слова говорят?  (хотел, но сомневался; герой сомневается)
- А что произошло дальше? (не удержался, схватил и съел)

Как мы будем читать эти строчки? 
- Передайте при чтении голосом, что делал медленно, а что делал очень быстро.
- Как вы думаете, хорошо он поступил?

-  Может, автору  надо было закончить рассказ на этом месте? Почему автор написал продолжение? Что важное он хотел сказать? (Всё тайное становится явным)

СЛАЙД 6

  1. «Она сказала отцу…» Как  ещё могла  поступить мама? А как бы поступила ваша мама? А как бы поступили вы на месте мамы?

СЛАЙД 7

3. «Все сказали: «Нет, я не ел» Ваня ответил так же. Почему? Как по-другому он мог ответить? Представьте себя на месте Вани. Как бы вы ответили?

- Как вы думаете, Ваня испугался? - Докажите словами из текста (Ваня побледнел.)

СЛАЙД 8

4. «Я этого боюсь…»  Как вы думаете, отец боялся, что кто-то умрёт? А зачем он так сказал?

 (Он хотел, чтобы Ваня сам признался, чтобы он остался честным.  Он хотел помочь Ване признаться. У Вани была слабая воля. Он не удержался и взял без разрешения, потому что удержаться ему было трудно. А признаться – еще трудней. Все хотели помочь Ване)

- Как отец понял, что Ваня причастен к пропаже? (Ваня покраснел, как рак)

-А когда люди обычно краснеют? Было ли с вами такое?

СЛАЙД 9

в) Чтение про себя (на время; после прочтения ученик поднимает руку, учитель фиксирует время)

ФИЗМИНУТКА

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

а) -  Порассуждаем теперь по отдельным словам и выражениям (словарная работа)

1. Найдите глаголы в первом абзаце, характеризующие действия Вани. Почему писатель сказал «схватил», а не «взял»?

2. Как изменялось лицо Вани в разговоре с отцом? Почему в первом случае он «покраснел»,  а в другом – «побледнел»?

3. Почему все засмеялись, а не рассердились на Ваню? Ведь он взял без спросу, а потом обманул.

4. Как вы думаете, почему Ваня заплакал?

5. Давайте сопоставим значения слов:  струсил и трус, соврал и врун. Как вы считаете, эти слова обозначают одно и то же?

6. Можно нашего главного героя назвать трусом и вруном?

7. Прочитайте в первом абзаце, что сделала мама перед обедом. Вам понятен смысл всех слов? (сочла)

б) - Произведение, которое мы сегодня читаем не просто рассказ, а быль. Вы можете предположить, что обозначает  это слово? (ответы детей)

- Ребята, как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман автором? Почему вы так думаете?

Л. Н. Толстой писал лишь о том, что происходило  на самом деле. Он ничего не придумывал и в этом случае с Ваней. Автор  отнёс свой рассказ «Косточка» к жанру литературного творчества «быль». Если это было на самом деле, значит это быль.

Сейчас былью мы называем произведение о том, что произошло в далёком прошлом.

СЛАЙД 10

Проходит время и меняется жизнь людей. Появляются новые предметы, которые входят в нашу жизнь, а значит, появляются и новые слова. А другие, наоборот, уходят  или встречаются крайне редко.

Так и слово горница, редко стало встречаться в нашей речи. Как вы думаете, что это слово обозначает? (Горница – большая светлая комната) Найдите предложение с этим словом.

6) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 – Почему автор назвал рассказ «Косточка», а не «Слива»? (именно косточка помогла Ване избавиться от чувства вины.

 –  Ребята, а сейчас пофантазируйте: представьте себя участником этой истории, вы находитесь в  горнице, за большим столом со своей семьёй. В роли кого вы себя представляете? (Ваня, папа, мама, брат, сестра) Почему?

 – Если бы вы сидели за столом и знали, кто съел сливу, вы рассказали бы отцу? Почему?  Отец ведь всех спрашивает. А ты знаешь, что украл сливу Ваня. Очень плохо поступил.  Вот именно тебе этой сливы может  и не хватить! Он у тебя сливу украл.  Пускай отец его накажет! (ответы детей) Почему вы бы простили? Приятно  простить младшего? Ваня ведь самый маленький…

Это рассказ о дружной семье, где все любят и уважают друг друга.

Можно предположить, что  Л.Н.Толстой написал «Косточку»,  чтобы мы поняли, что надо любить и понимать других, что надо уметь прощать,  не обманывать, а если обманул, надо признаться: близкие тебя поймут и помогут.

 – У вас на парте две сливы. Я предлагаю вам отдать их ребятам, чью работу вы считаете плодотворной и интересной, кто проявил  активность,  и чьи ответы было интересно слушать. Если среди этих ребят и вы, одну можно оставить себе.

СЛАЙД 11

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

1. Подробный пересказ

2. Пересказ от первого лица (стр. 93. Задание 6)

3. Сообщение о Л.Н. Толстом

Материал к уроку:

Биографическая справка (варианты)

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) 


Лев Николаевич Толстой жил очень  давно, в то время, когда жили ваши прапрабабушки и прапрадедушки, почти 200 лет назад. 
Л. Н. Толстой родился в усадьбе Ясная Поляна в большой дворянской семье. 
Всю жизнь Толстой, 82 года, посвятил литературе. Он любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и рисованием.  Лев Николаевич Толстой был не только писателем, но и педагогом, учителем. В своем имении Ясная Поляна он велел построить школу для детей и сам занимался с ними. Для своих учеников Лев Николаевич написал “Русскую азбуку” и другие книги. Все рассказы этой книги были поучительными. Среди произведений, которые Лев Толстой сочинил для знакомых и незнакомых детей был маленький рассказ “Косточка”.


Лев Николаевич Толстой (1828-1910) 


Лев Николаевич Толстой
 жил почти 200 лет назад. Он любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и рисованием. Всю жизнь, 82 года, Л.Н. Толстой посвятил литературе. Лев Николаевич Толстой был не просто писателем, а  графом, владельцем больших земельных угодий и нескольких деревень. Он очень любил и уважал своих крестьян.  Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне и сам учил их. Для них Лев Николаевич написал «Азбуку»,  «Книги для чтения».

Произведения Л. Толстого любят взрослые и дети. Книги великого русского писателя переведены на различные языки, их читают люди всего мира.

 Великого классика нет в живых уже более 100 лет. А произведения его живут, их читают, их любят взрослые и дети.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) 

Толстой родился и жил в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии в семье помещика. Там было имение отца, дом. Для детей крестьян (это люди, которые работали на помещика) Толстой открыл школу, где сам их учил читать и писать. Специально для них Лев Николаевич написал Азбуку и «Книги для чтения». В одной из них была и быль «Косточка».

Суть рассказа  Л. Н. Толстого  «Косточка» в том, что врать нехорошо, что враньё  рано или поздно обнаружится. Если человек совершил поступок, который нельзя назвать хорошим, то лучше перетерпеть неприятные минуты и признаться в содеянном.

Физминутки (варианты):

  1. Определить хлопками (можно повороты или другие движения) пословицу, которая подходит к теме урока.

Правда всего дороже.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Сам погибай, а товарища выручай.

Всё тайное становится явным.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Друг познаётся в беде.

Честность всего дороже.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

Терпенье и труд всё перетрут.

  1. «Про фрукты» (с движениями):

Высоко висят, послушай,
Сливы, яблоки и груши.
Аккуратно их сорвем
И в корзине понесем.

Дома сделаем варенье, 
И компот, и мармелад.
Это просто объеденье!
Каждый фруктам очень рад!

  1. Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами»

(Загибаем поочерёдно пальцы)
Толстый палец и большой в сад за сливами пошел,
Указательный с порога указал ему дорогу.
Средний палец —самый меткий, он сбивает сливы с ветки.
Безымянный — собирает, а мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок: литературное чтение Класс: 2Б Учитель: Т.М. Захарченко

Слайд 2

Всем, всем добрый день! Прочь с дороги нашей … ! Не мешай трудиться, Не мешай … ! Будем слушать, рассуждать, И друг другу … !

Слайд 3

мы читать Л.Н. Толстой «Косточка» рассказ будем

Слайд 4

Лев Николаевич Толстой (1828-1910)

Слайд 10

ГОРНИЦА

Слайд 11

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:·...

Тематическое планирование по литературному чтению 3 класс Планета знаний

Поурочное планирование по программе Планета знаний....

Тематическое планирование по литературному чтению. 2 класс. Планета знаний.

Тематическое планирование по литературному чтению 2 класс по программе Планета знаний...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс "Планета знаний"

Календарно-тематическое планирование с пояснительной запиской .Литературное чтение 2 класс "Планета знаний"...

КТП литературное чтение 4 класс Планета знаний

КТП литературное чтение 4 класс Планета знаний...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс "Планета знаний"

Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью созд...

КТП по русскому языку, математике, литературному чтению 2 класс "Планета знаний"

          Учебно-методический комплект «Планета Знаний» был разработан в соответствии с государственным образовательным стандартом начального общего образования I покол...


 

Комментарии

Татьяна Михайловна Захарченко

Рецензия на методическую разработку)