Рабочая программа
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

 Анай Екатерина Кошкар-ооловна

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 классе "В гостях у сказки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа44.95 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Хадынская средняя общеобразовательная школа

Пий-Хемского кожууна Республики Тыва

 ПРИНЯТО                                                                                                      УТВЕРЖДАЮ:                            

на Педагогическом совете                                                                                          Директор ОУ                                Протокол № ________                                                                                        ___________ /Кужугет Н.И./

«_____»__________ 201__г.                                                                                «_____»___________201__г.

П р о е к т

в н е у р о ч н о й   д е я т е л ь н о с т и

для 3 класса

Направленность:  

Срок реализации: 1 год

Разработала:

учитель начальных классов

Анай Е.К.

Хадын – 2013 г

 

Актуальность

Когда мы произносим слово «сказка», перед нами возникает чудесный и волшебный мир, где действуют бесстрашные герои, где добро всегда побеждает зло, а правда торжествует над ложью. Содержание сказок – это благодатный материал для развития духовных потребностей ребенка, потому что учит быть добрыми и честными, смелыми и справедливыми, советует не мириться со злом, бороться с ним.  

Целью  проекта является воспитание духовности младших школьников средствами сказки; обогащение нравственного опыта и формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Реализация поставленной цели возможна  в культуросообразном образовании, ориентированном на освоение детьми национальной культуры и развитие культуры личности. В этом случае духовность тесно связана с творческой  деятельностью ребенка, развитием его мышления, воображения и фантазии. Сказка как источник духовности, нравственности и культуры  становится незаменимым помощником учителей и родителей.  При условии ее системного применения в практике воспитательной деятельности она дает наилучший результат.

Проект наглядно раскрывает перед учащимися широкий круг нравственных и духовных ценностей, которые помогают правильно сформировать свое мировоззрение.

Задачи проекта:

  •  Развивать у детей способность полноценно воспринимать произведение (сказки), сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • Формировать потребность в чтении книг, развивать интерес к народному и литературному творчеству; формировать эстетическое отношение к жизни;
  • Обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • Расширять кругозор детей через чтение книг, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • Развивать коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
  • Развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

 Принципы

организации филологического и духовно-нравственного развития и воспитания

1. Индивидуально-личностного развития

(педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений и навыков, а также компетенций);

2. Природосообразности

 (процесс художественного творчества школьников, который согласовывается с общими законами развитие природы и человека, учитывается возраст обучающихся);

3.  Культуросообразности

(приобщение обучающихся к современной культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);

5. Нравственного примера педагога

(«Ценность школы равняется ценности ее учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся).

6. Коллективности

(художественное воспитание и образование в детско-взрослых коллективах дает юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для самопознания, эстетического самоопределения и художественно-творческой самореализации).

7. Проектности

(последовательная ориентация всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» младшего школьника в самостоятельное проектное действие).

Формы реализации проекта:     информационные (беседа, лекция); художественно-творческие, декоративно-прикладное (рисование, лепка, создание проектов); исследовательские.

Сроки реализации проекта: 1 год. Объем – 34 часа в год, 1 час в неделю.

Учебно-тематический план  

Наименование разделов

Часы

1.

 

«У кота Ученого».

7

2.

«Встреча с Мудрой Совой».

10

3

 «Калинов мост».

7

4.

 «В  гостях у Марьи-искусницы».

5

5.

«Там на Неведомых дорожках».

4

Итого:

 

34 часа

Календарно-тематическое планирование

Тема

Часы

Тип занятий

Дата

Теор.

Прак.

По плану

Факт.

I.        «У кота Ученого»

Девиз: «С книгой поведешься – ума наберешься» (7 часов)

1.

Сказка «Кот, петух и лиса». Чтение и рисование

1

 

2.

Сказка «Кошкин дом». Чтение и рисование

1

 

 

3.

Сказка «Волк и семеро козлят». Чтение и рисование

1

 

 

4.

Анализ и сравнение сказок. Создание книги

1

 

 

5.

Анализ и сравнение сказок. Создание книги

1

6.

Художественный труд. Поделки

1

7.

Художественный труд. Поделки

1

II. «Встреча с Мудрой Совой»

Девиз: «Доброе семя – добрый всход» (10 часов)

8.

Сказка «Царевна – лягушка». Чтение

1

9.

«Царевна – лягушка». Рисование

1

10.

Сказка «Крошечка – Хаврошечка». Чтение

1

11.

«Крошечка – Хаврошечка». Рисование

1

12.

Сказка «Золушка». Чтение

1

13.

Сказка «Золушка». Рисование

1

14.

Анализ и сравнение сказок.

1

15.

Создание книги.

1

16.

Уроки добра.

1

17.

Уроки добра.

1

III. «Калинов мост» (7 часов)

18.

Соловей-Разбойник. Чтение

1

19.

Соловей-Разбойник. Рисование

1

20.

«Три богатыря и Змей Горыныч». Чтение.

1

21.

«Три богатыря и Змей Горыныч». Рисование

1

22.

«3  чуул эртемниг Оскюс-оол». Чтение. Рисование

1

23.

Анализ и сравнение. Создание книжки

1

24.

Турнир среди мальчиков

1

IV. «В гостьях у Марьи - искусницы»

Девиз: «Всякая работа мастера хвалит»

(5 часов)

25.

«Морозко». Чтение. Рисование

1

26.

«Одиннадцать лебедей и принцесса». Чтение и рисование.

1

27.

Анализ и сравнение. Создание книжки

1

28.

Художественный труд девочек

1

29.

Художественный труд девочек

1

V. «Там на Неведомых дорожках»  

Девиз: «Сказка – ложь, да в ней намек…»

(4 часа)

30.

«Петух и собака». Чтение и рисование

1

31.

«Заюшкина избушка». Чтение и рисование

1

32.

«Лиса и волк». Чтение и рисование

1

33.

Анализ и сравнение. Создание книжки

1

34.

Итоговое занятие. Выставка книжек

1

Содержание проекта (34 часа)

«У кота Ученого»  (7 часов)

В условиях стартового этапа  класс готовится к путешествию. Дети придумывают название, девиз  спасателей, учат храбрилки и храбрые песни. Первый основной этап проходит под девизом «С книгой поведешься – ума наберешься». Цель этапа – показать детям, что сказка может не только развлечь, но и дать мудрые и полезные советы, которые помогут избежать многих бед. Дети учатся не доверять незнакомым людям, помнить о том, что случилось с Петушком в сказке «Кот, петух и лиса». Они извлекают уроки осторожного обращения с огнем, знакомясь со сказкой «Кошкин дом». Здесь же детям предлагается творческое задание: нарисовать сказочного Ученого Кота или сделать поделку из природного материала, меха. Творчеству и фантазии детей не будет предела.

«Встреча с Мудрой Совой» (10 часов)

   Девизом второго этапа  служит  пословица «Доброе семя – добрый всход». Младшие школьники воспринимают окружающий мир по-сказочному. Сказки могут стать помощниками воспитания у детей возвышенного и поэтического отношения к жизни. Сказки показывают жизнь как героическое свершение самых дерзновенных мечтаний во имя любви, добра и справедливости. На этом этапе ребята ищут ответы на вопросы викторины, которую приготовила для них Мудрая Сова. А ответить на них можно, лишь прочитав  народные сказки, где добро торжествует над злом, где ради спасения любимой герой преодолевает трудные испытания, помогая в дороге слабым, и каждый его добрый поступок бумерангом возвращается к нему. Здесь сопоставляется сказка с современной жизнью. Какие добрые дела можем сделать мы, действительно ли они дадут добрые всходы? Учителя вместе с ребятами могут творить добро. И всюду слышать слова благодарности и убеждаться, что не только в сказке, но и в жизни Добро творит чудеса.

«Калинов Мост» (7 часов)

В сказках обычно зло олицетворяют отрицательные  герои, как Кощей, Баба Яга, Змей Горыныч, c ними ведут борьбу русские богатыри и добрые молодцы. У них дети учатся бороться со злом на следующем этапе проекта – «Калинов мост». Цель этапа – показать детям, что победителем в борьбе с врагом выйдет только тот, кто любит свою Родину, уважает старших, почитает  своих  родителей,  кто  добр  и  справедлив,  скромен  и  честен. На этом этапе проводится состязание для мальчиков, где они показывают, чему научились у русских богатырей, готовы ли они так же преданно и стойко защищать своих близких, свою Родину. Здесь ребята узнают многое из жизни исторического прошлого разных народов, о мужестве и силе героев.

«В гостьях у Марьи - искусницы» (5 часов)

В четвёртом этапе дети оказываются в гостях у Марьи-искусницы. Девиз этапа – «Всякая работа мастера хвалит». Цель этапа – убедить детей, что трудолюбие бывает вознаграждено, ведь в сказке всегда противопоставлены герои ленивые и трудолюбивые, а своим содержанием сказка утверждает: кто работает, тот и должен обладать богатством. На этом этапе речь идет именно о таких сказках. Чему же научатся дети у мастеровитых, трудолюбивых героев? В мастерской у Марьи-искусницы ребята научатся делать украшения из бисера, вышивать крестиком и гладью, вязать крючком и на спицах. Очень радостно, когда дети приносят из дома показать другим ребятам работы своих бабушек и прабабушек. Оказывается, во многих семьях это рукоделие бережно хранится и передается из поколения в поколение. Можно увидеть, с каким удовольствием дети своими руками создают маленькие произведения искусства. Успешный результат приводит ребят в восторг. Дети убеждаются в том, что не только Василиса Премудрая может сшить чудо-рубашку, но и самая обыкновенная девочка, если будет стараться, сумеет украсить свою одежду или салфетку красивой вышивкой, сделать подарок близким своими руками.

«Там на неведомых дорожках» (4 часа)

Заключительный этап проекта  проходит под девизом «Сказка – ложь, да в ней намек…». Этап посвящен сказкам о животных. Цель этапа – с помощью сказки научить детей отличать гордость от гордыни, чувство собственного достоинства от самовлюбленности, воспитать непримиримость к таким чертам человеческого характера, как глупость, лесть, лицемерие. Читая сказки о животных, можно увидеть, что за внешней простотой, незамысловатостью содержания скрываются глубокие, жизненно важные вопросы, составляющие суть нравственного поведения народа

Ожидаемые результаты

Анализируя сказки, дети научатся делать выводы, определять, чему они учат, что высмеивают. Учащиеся  понимают: не надо хвастаться, как Колобок, нельзя лицемерить и обижать беззащитных, как Лиса из сказки «Заюшкина избушка», так как за это всегда будет расплата. Дети осуждают глупых Волка и Медведя, хитрую плутовку Лису и радуются за храброго Петуха, доверчивого Зайку, понимая, что хоть эти зверушки и не обладают физической силой, но являются настоящими героями. И на вопрос, почему слабые, бесхитростные всегда одерживают победу над сильными зверями – медведем, лисой, волком – дети могут ответить: «Потому что они трудолюбивые, умные, умеют дружить и никому не делают зла».  

   С помощью сказок  учащиеся идут к осознанному выбору ценностных ориентиров в жизни. Показать различные жизненные предпочтения героев, и дети увидят, как складывается судьба сказочных персонажей в связи с их выбором.

Учебно-методическое обеспечение

Техническое оснащение:

        Компьютеры;

        Принтер;

        Сканер;

        Цифровой фотоаппарат;

        Планшеты;

        Проектор;

        Интерактивная доска.

Материалы и оборудования:

  • Альбомы;
  • Карандаши;
  • Краски, кисточки;
  • Ножницы, клей;
  • Природные материалы.

Литературы для педагога

  1. Войконова  Р.А. Солнышко: Учебник для чтения в 1 классе. Москва – 2000.
  2. Г.П. Шалаева. Жемчужная книга лучших сказок мира. Филологическое общество «Слово». Москва. 1997.
  3. Л.Ф. Климанова и др., Литературное чтение. 1 класс. 2 класс. 3 класс. Издательство: Просвещение. Москва – 2012.
  4. Л.Ф. Климанова. Родная речь: Учебник для чтения. Москва – 1992.
  5. М.Я. Морозова. Искорка: Учебник для чтения. Москва – 1987.
  6. Книги, газеты, журналы;
  7. Детские книжки сказок.
  8. Ховалыг Ч. Тувинская сказка в начальных классах национальной школы./ Ч. Ховалыг, А. Чамзын, Е. Хертек//Башкы. - № 4. – К., 2001.  

Литературы для учащихся

  1. Детские сказки;
  2. Детские энциклопедии;
  3. Журналы, газеты, книжки;
  4. Справочники;
  5. Словари (толковый, русско-тувинский);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочаяпрограмма по технологии. 1 класс

Данная рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе:-федерального закона «Об образовании в РФ» от 12 декабря 2012 года № 273-ФЗ;-федерального государственного стандар...

рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности

рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...

рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности

рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...