Авторская концепция "Эффективность использования краеведческого материала на уроках литературного чтения"
опыты и эксперименты по чтению (4 класс) на тему

Деревщикова Любовь Ивановна

      В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности. Любовь к Родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства, поэтому целесообразно проводить в школе уроки с использованием краеведческого материала. Школьное краеведение способствует развитию у учащихся любознательности, познавательных интересов, увлечения наукой. Эти уроки воспитывают чувство патриотизма, развивают творческие способности, формируют личности детей на основе национальных традиций.

       Перед современной школой стоит задача активизации учебного процесса, с тем, чтобы приобретаемые учащимися знания становились не только более осознанными и прочными, но и переходили бы в убеждения, смыкались бы с нравственно-эстетическими идеалами. Эта проблема неразрывно связана с требованием времени: воспитывать людей, обладающих широким кругозором, способных самостоятельно приобретать знания. В поисках путей решения стоящих перед школой задач учителя обращаются и к литературному краеведению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел по образованию  администрации

Отдел по образованию  администрации

Острогожского муниципального района

Авторская концепция по теме:

«Эффективность использования

 краеведческого материала

на уроках литературного чтения»

Выполнила: учитель начальных классов

МКОУ Мастюгинская СОШ

Острогожского муниципального района

Л.И. Деревщикова

Острогожск - 2013 год

Оглавление

Введение……………………………………………….………………………...3

  1. Исторический обзор использования краеведческого материала

на уроках литературного чтения ..………………………………………….….5

  1. Формы работы по литературному краеведению………………………....…...7

Заключение……………………………………………...…………………..…..10

Введение

      В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности. Любовь к Родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства, поэтому целесообразно проводить в школе уроки с использованием краеведческого материала. Школьное краеведение способствует развитию у учащихся любознательности, познавательных интересов, увлечения наукой. Эти уроки воспитывают чувство патриотизма, развивают творческие способности, формируют личности детей на основе национальных традиций.

       Перед современной школой стоит задача активизации учебного процесса, с тем, чтобы приобретаемые учащимися знания становились не только более осознанными и прочными, но и переходили бы в убеждения, смыкались бы с нравственно-эстетическими идеалами. Эта проблема неразрывно связана с требованием времени: воспитывать людей, обладающих широким кругозором, способных самостоятельно приобретать знания. В поисках путей решения стоящих перед школой задач учителя обращаются и к литературному краеведению. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы - все это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой судьбы.

       «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужие мысли, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе, они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной», - эти слова Д.С. Лихачева близки каждому учителю, стремящемуся через литературу приобщить учащихся к истории и культуре родного края, вырастить их патриотами.

       Занятия краеведением являются важным источником патриотическою воспитания учащихся, расширения их жизненного кругозора. Краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений. Это не только углубляет представления школьников об истоках литературы, но и расширяет их кругозор. В этом случае ярче предстает сам процесс литературного произведения, зримее выступает, так называемый «первоэлемент» литературы - слово.

      Книги писателей-земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой юные краеведы познают непосредственно во время экскурсий и походов по родному краю. Близость к природе убеждает учащихся беречь ее богатства, сохранять и приумножать созданное усилиями поколений. Школьники становятся ее добрыми друзьями и защитниками. Любовь к природе у людей, способных понимать ее живую красоту, постепенно сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения.

      Краеведческие занятия воспитывают жажду познания, формируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствуют развитию творческой мысли, воспитывают активного читателя-книголюба. В. Бианки писал, что краевед, прежде всего исследователь, маленький Колумб. Он влюблен в свой край, и это поможет ему понять многое, что недоступно пониманию равнодушных. Литературное краеведение перестает быть делом лишь энтузиастов учителей. Оно становится массовым явлением. В настоящее время трудно назвать область или край, где не велась бы краеведческая работа.

      Цель моей работы: обосновать актуальность использования краеведческого материала на уроках литературного чтения в начальных классах.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить историю методики преподавания обучения литературному чтению.  

   2. Рассмотреть формы работы по литературному краеведению.

     Гипотеза: если школа побуждает учащихся принимать активную гражданскую позицию, усиливает развитие и безопасную социальную включённость школьника в жизнь общества, на примере исторических фактов, событий, то это и будет  основой формирования  настоящего патриота своей страны.

  1. Исторический обзор использования краеведческого материала

на уроках литературного чтения

Уверую, что все было не зря: наши  песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания, — не отдавай всего этого за понюх табаку...
Мы умели жить. Помни это. Будь человеком.

                                                                                                            В.М. Шукшин

    Начало научной разработки вопросов обучения русскому языку положили выдающиеся русские языковеды прошлого века академики Ф.И. Буслаев и И.И. Срезневский. В известном методическом труде Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844) впервые обсуждался вопрос о месте грамматики в общей системе обучения детей языку, о связи грамматики с письмом и стилистикой. Главную задачу «грамматического учения» Буслаев видел в том, чтобы дети ясно понимали прочтенное и умели правильно выражаться словесно и письменно. Грамматика, согласно его взглядам, в первоначальном обучении не может быть самостоятельной, систематической наукой, она является «прибавлением к чтению», и все учение «основано на чтении писателя». Основным принципом грамматического изучения языка, по Буслаеву, является изучение не грамматических схем и правил, а живых фактов языка.

    Мысль о необходимости развивать мышление и речь ребенка высказывалась и другим языковедом — И.И. Срезневским — в его «Беседах об изучении родного языка» (1860). Задача первоначального изучения родного языка, по Срезневскому, состоит в том, чтобы научить детей понимать высказываемое или написанное и правильно, понятно говорить и писать. Но ни Буслаев, ни Срезневский не дали конкретной разработки методических вопросов, к тому же они имели в виду преимущественно начальные классы гимназий, а не начальную народную школу.
        Идея изучения языка в школе как целостного явления получила особенно благотворное развитие и конкретизацию в трудах великого русского педагога К.Д. Ушинского
. Правильно решить вопрос о месте грамматики, орфографии, лексики и стилистики в общей системе обучения языку он смог потому, что подошел к пониманию языка как социального явления, считая, что язык  создавался народом как величайшее средство общения. Не случайно,        К.Д. Ушинский смотрел на обучение языку как на богатейший источник духовного и умственного развития ребенка. Разработав в своей книге «Человек как предмет воспитания» психологические основы воспитания и обучения, Ушинский дал целую систему занятий по родному языку в I-III классах. Он создал три учебные книги и в каждой из них «Руководство для преподавателей». К.Д. Ушинский не отделял обучение грамматике от обучения чтению, поэтому его учебники для I и II классов являлись книгами по чтению и письму, причем элементы грамматики растворялись в других, чисто практических упражнениях.

    Система Ушинского развивалась его последователями. Другие методисты 70-90-х гг. прошлого столетия — В.И. Водовозов и Н. Ф. Бунаков, не отрицая важности грамматики для образования и развития детей, больше полагались на хорошо поставленное чтение и на письменные работы типа изложений и сочинений.

     В.П. Вахтеров высказывался против изучения грамматики в начальной школе, но он одним из первых доказал, что списывание, которому придавали такое большое значение многие современники, непригодно как единственный способ обучения правописанию. Важнее всего при обучении языку развивать мысль и речь ребенка.

  Обращение к краеведческому материалу в процессе обучения детей языку сегодня приобретает особое значение в контексте регионализации образования. Этим обосновывается актуальность научно-методической проблемы разработки национально-регионального компонента содержания  языкового образования. Наше внимание обращено прежде всего к слову - укикальному средству познания окружающего мира, приобщения подрастающего поколения к духовному наследию.

  1. Формы работы по литературному краеведению

    Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.

    У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Школьный компонент базисного учебного плана позволяет образовательному учреждению самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы.

      Особое значение приобретает историко-краеведческая тематика. Понять и оценить настоящее можно только сравнив его с прошлым. Изучая прошлое своего края, сравнивая его с настоящим, школьники видят успехи нашей Родины и всего народа. Работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, запись воспоминаний и др. Успех учащихся зависит от умения, желания, инициативы и знаний учителя.

       Большие возможности краеведческого воспитания заложены в содержании литературных произведений, изучаемых на уроках литературного чтения, здесь ученик имеет возможность для самовыражения нравственных суждений, для отстаивания своих взглядов и позиций.

   Краеведческая работа осуществляется по двум направлениям:

1)теоретическом (беседы, лекции, доклады, конференции, викторины, самостоятельная работа).

2)практическом (литературные вечера, встречи, концерты, экскурсии, походы, экспедиции, практикумы в музее, архиве, библиотеке).

Рассмотрим некоторые формы практической работы по литературному краеведению.

Литературно - краеведческий вечер

На уроке литературы школьники получают лишь элементы литературно-краеведческих знаний в связи с изучаемым по программе материалом. Основная задача такого урока сообщить некоторые сведения о писателях, связанных с родными местами, и на этой основе вызвать у школьников интерес к занятиям краеведением, увлечь их этим сугубо важным делом, пробудить желание больше узнать о литературе родного края.

Литературно-краеведческие вечера, несомненно, оставляют неизгладимый след в памяти их участников, помогают ближе узнать и полюбить литературу, развивают художественный вкус.

       Возможны классные и общешкольные литературно-краеведческие вечера. Тема классного вечера, как правило, значительно уже общешкольного, рассчитана на небольшой круг участников и не требует продолжительной подготовки. Наоборот, школьный литературно-краеведческий вечер предполагает длительную и многостороннюю подготовку многих учащихся.

Литературный вечер требует специальной, иногда длительной подготовки: разработки программы, составления доклада, репетиций художественного чтения. Поэтому литературные вечера проводятся реже, нежели литературные встречи.

Литературные встречи

      Наиболее простая с точки зрения организации и активности учащихся--литературные встречи. Это встречи с писателем, литературоведом, другом или современником поэта или писателя. А также человека, с которым интересно пообщаться школьникам, который может увлечь ребят. В процессе, во время выступления и после него, как правило, завязывается беседа. Некоторые выступления записываются на магнитофон, а потом эти записи используются на уроках. Встречи с писателем требуют определенной подготовки. Чем больше узнают учащиеся о его жизни и творчестве, тем лучше. Это повысит интерес к его личности и книгам.

Литературные концерты

      Во многих школах систематически практикуются литературные концерты, организуемые с помощью филармонии, актеров, певцов. В школу приезжают мастера художественного слова и выступают с концертной программой. Часто они сопровождают чтение рассуждениями, воспоминаниями. Получается не просто концертное выступление, а встреча, разговор, общение.

Концерт можно провести и силами самих учащихся, где могут звучать как  стихи, так и песни.

Историко – краеведческие экскурсии

Одной из форм изучения местного края, его истории и современного состояния являются историко-краеведческие экскурсии. Изучаемый на уроках материал дополняется конкретными наблюдениями на экскурсиях, которые помогают выработать правильное представление об окружающей действительности, способствуют расширению кругозора учащихся. Изучение вещественных памятников позволяет показать учащимся труд народа, воспроизвести крупные исторические события. На экскурсиях учащиеся познают прошлое общество. Педагогическое значение экскурсии очень велико. Экскурсии помогают учащимся установить связь между содержанием учебника, урока и окружающей действительностью, найти подтверждение в жизни того, что сообщал на уроке учитель, то есть учит школьников видеть историю вокруг себя.

Таким образом, материал, полученный на экскурсии, активно способствует не только усвоению знаний, но и повышению интереса к истории как науки. Ученики, воочию ознакомившиеся с подлинными памятниками истории, глубже начинают понимать закономерности исторического развития общества. У них пробуждаются и развиваются высокие чувства любви к своему краю, к героическому прошлому Родины и прекрасному настоящему ее народа.

В последние годы широкое распространение получили военно-исторические экскурсии, посвященные героической борьбе нашего народа в годы гражданской войны, военной иностранной интервенции и в годы Великой Отечественной войны. Архитектурно-скульптурные ансамбли, памятники героям, военные кладбища и братские могилы, стелы и памятные доски, артиллерийские орудия, самолеты - памятники увековечивают ратный подвиг советских солдат. «Весь этот экскурсионный материал, соединенный с образным рассказом экскурсовода о военных событиях, оставляет у школьников огромное эмоциональное впечатление, служит сильным средством военно-патриотического воспитания молодежи»

Заключение

 Таким образом, краеведческий материал, используемый на уроках литературного чтения в школе, является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формированию гражданственных понятий и навыков. Он раскрывает учащимся свои связи родного края с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждого школьника. Уроки с использованием  краеведческого материала играют существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения, в идейно-политическом воспитании учащихся.

    Изучив историю методики преподавания обучения литературному чтению, я пришла  к выводу: в первой половине XIX века  литературное чтение не выделялось как отдельный предмет, а являлось частью обучения грамматики. На уроках учитель уже тогда  применял элементы краеведения в практических упражнениях. Только в начале ХХ века литературное чтение становится самостоятельным предметом. И по-прежнему краеведческий материал занимает важное место в процессе обучения.

      Формы  работы по использованию краеведческого материала на уроках литературного чтения  разнообразны, но содержание проводимой работы  должно быть проникнуто единством - идейной устремленностью политической направленностью. Эти занятия не должны дублировать уроки. Они должны вносить что-то новое в знания учащихся по истории родного края, углублять и расширять их.

       Школа должна активизировать гражданскую позицию, усиливать развитие и безопасную социальную включённость школьника в жизнь общества, на примере исторических фактов, событий,  это и будет  основой формирования  настоящего патриота своей Родины, своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительный материал к урокам литературного чтения

Дополнительный материал к урокам литературного чтения. Раскрывается метод многократного чтения....

Дидактический материал к урокам литературного чтения

1. Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из за слабо развитой оперативной памяти. Работу над её развитием можно вести с помощью зрительных диктантов И.Т. Федоренко.По аналогии сост...

Учебно- методический материал к уроку литературного чтения 3 класс К.Г. Паустовский " Растрепанный воробей"

В методическом материале  представлены кадры из диафильма к рассказу К.Г. Паустовского  " Растрепанный  воробей" , которые  выдаются учащимся на уроке  для рабо...

Материал к уроку литературного чтения во 2 классе, УМК «Перспективная начальная школа» Тема урока: Г. Юдин, «Вытри лапы и входи»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20003609","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20003640","attributes":{"alt":"","class"...

Дидактический материал к урокам литературного чтения в 1 классе в период обучения грамоте по программе "Школа России". Карточки по чтению.

Дидактический материал по литературному чтению в 1 классе по программе "Школа России" - каротчки по чтению. Могут быть использованы учителем на уроках  или дополнительных занятиях, роди...