Некоторые пути повышения эффективности урока.
статья по чтению (4 класс) на тему

Потапенко Ирина Викторовна
Известно, что дети охотнее изучают и лучше усваивают то, что им больше нравится.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekotorye_puti_povysheniya_effektivnosti_uroka.docx143.76 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые пути повышения эффективности урока.

Известно, что дети охотнее изучают и лучше усваивают то, что им больше нравится.

Любимые предметы оказывают на них и более сильное воспитательное воздействие.

На уроках литературного чтения в начальных классах решаются задачи становления и дальнейшего совершенствования навыка чтения учащихся, развития полноценного восприятия детьми художественных произведений, привитие любви к родному языку.

Слова А. С. Пушкина о том, что чтение – лучшее учение, в полной мере относятся к овладению языком.

Но важно не только количество прочитанного, нужно уметь читать.

Желание учиться на уроках литературного чтения формируется в процессе успешной работы над материалом.

Не вызывает сомнений, что успешность самостоятельных действий ученика при чтении им нового учебного текста зависит от того, насколько правильно  ребенок понял предложенное ему задание.  Наблюдения показывают, что при подготовке к уроку, важно, чтобы учитель решал поставленные задачи в значительной степени через продуманную систему самостоятельных  работ для учащихся.

Рассмотрим отдельные вопросы выработки у детей умений работать самостоятельно с текстом.

В процессе подготовки самостоятельной работы ученики должны научиться находить в читаемом произведении правильные ориентиры для получения ответа на вопрос задания.

От этого плана работы, составленного детьми, зависит глубина усвоения читаемого текста.

Проследим это на примере рассказа М. М. Пришвина « Ребята и утята».

Задание: подготовиться рассказать о том, как по ходу произведения менялось настроение ребят. В рассказе употребить слова сначала, потом, затем, наконец. Примерный план работы давался на доске.

  1. Прочитай задание. Найди в нем слова, которые помогут определить, сколько частей будет в твоем рассказе.
  2. Наметь, о чем ты будешь говорить в каждой части.
  3. Подготовь пересказ каждого отрывка.

К рассказу Пришвина в задании учитель помогал ученикам определить только общий порядок работы , а конкретное содержание работы  на каждом этапе не отрабатывалось. Это ученики должны были сделать сами, ориентируясь на текст произведения. Таким образом, дети  учатся планировать свою работу спокойно, редко прибегая к помощи учителя.

Вот, например, как может проговариваться учеником план действий к заданию по рассказу К. Паустовского « Подарок».

Задание: сравнить два объяснения причин опадения листьев на деревьях, которые даются в рассказе. Чьи слова тебе более близки и почему?

Примерный ход рассуждений ученика, в котором можно проследить, как выполнить работу.

  1. Читаю всё задание и думаю, что я возьму из рассказа, а что должен ответить сам.
  2. Потом найду в учебнике, как объясняет листопад лесничий и как старик сторож.
  3. Лесничий говорит о том, что происходит с приближением зимы, а старик больше переживает за каждое деревце, или кустик, или травинку. В этом разница.
  4. Теперь объясню, почему мне больше нравится ответ старика. Хотя никаких ошибок в объяснении лесничего тоже нет.

По мере того как приходит к ученикам умение выполнять тот или иной вид работы, исчезает необходимость подробной детализации заданий. Перед учащимися раскрывается  возможность работать без мелочных подсказок со стороны учителя, повышается результат самостоятельного труда.

Вместе с тем важно, чтобы в ходе выполнения самостоятельных работ ученики сами находили или стремились найти пути и способы решения поставленной задачи.

К этому должны побуждать задания, отобранные учителем для урока.

Например:

Е. Пермяк. «Для чего нужны руки»

Начните рассказывать так, как в учебнике. Окончание придумайте другое: пусть в конце Петя правильно ответит на вопрос дедушки.

И. Крылов. «Слон и Моська».

Постарайся рассказать о случаях из жизни, когда какой-то человек хочет приписать себе такие качества, которых в действительности у него нет. В конце рассказа употребите слова: «Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!»

Подбирая для урока литературного чтения задания для самостоятельных работ, учитель стремится к тому, чтобы в них сочетались стереотипные действия, которые надо было просто запомнить, и действия по решению проблемных задач.

Это требует  от ученика самостоятельного  поиска, выбора необходимого и творческого применения его в работе.

Учитель начальных классов

Потапенко И.В.

ГБОУ школа №543

Спб. Московского района.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения эффективности уроков чтения

Материал содержит разнообразные виды работы на урококах чтения...

Пути повышения эффективности уроков чтения

Материал содержит разнообразные виды работы на урококах чтения...

Пути повышения эффективности уроков математики

Пути повышения эффективности уроков математики в начальной школе...

"Пути повышения эффективности уроков по предметам в начальной школе"

Что такое современный урок?  Признавая урок в качестве основной формы обучения,  мы  постоянно ищем пути его дальнейшего совершенствования. В статье отражены наиболее эффективные средст...

Пути повышения эффективности уроков по предметам в начальной школе

Пути повышения эффективности уроков по предметам в начальной школе...

Пути повышения эффективности уроков русского языка в поликультурной образовательной среде начального общего образования (на примере дагестанской национальной школы)

Пути повышения эффективности уроков русского языка в поликультурной образовательной среде начального общего образования (на примере дагестанской национальной школы)...