Урок-исследование на тему «Открытие любви и добра» по сказке « Аленький цветочек» Сергея Тимофеевича Аксакова.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Слиткова Галина Анатольевна

Цели:

·        продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»;

·        отрабатывать навыки правильного осознанного чтения;

·        давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой, формировать умение отличать литературные сказки от народных;

·        обогащать словарный запас детей;

·        воспитывать внимание, мышление, воображение;

·        вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс;

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon alenkiy_tsvetochek_aksakov.zip1.97 МБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Составитель: Слиткова Галина Анатольевна

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ №35 г. Томска

Тема раздела: Литературные сказки.

Тема: Урок-исследование на тему «Открытие любви и добра» по сказке « Аленький цветочек» Сергея Тимофеевича Аксакова

Тип урока: закрепление

Цели:

  • продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»;
  • отрабатывать навыки правильного осознанного чтения;
  • давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой, формировать умение отличать литературные сказки от народных;
  • обогащать словарный запас детей;
  • воспитывать внимание, мышление, воображение;
  • вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс;

Задачи:

  • Развивать умение у учащихся работать над понятиями: любовь к ближнему и самопожертвование;
  • Учить анализировать поступки героев;
  • Развивать мышление, воображение;
  • Учить видеть позицию автора.

Формирование УУД

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие отрывки.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться в изучаемом тексте.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Оборудование:

Учебник «Литературное чтение» (авторы Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова);  портрет писателя С. Т. Аксакова; мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями), иллюстрации-обложки, карточки дл парной работы.

Этапы урока

Ход урока

Ι. Актуализация знаний.

1 .Организационный момент:

приветствие, создание эмоционального фона.  (Слайд №2)

-Сегодня у нас необычный урок. У нас присутствуют гости. Посмотрите на них, поприветствуйте и подарите улыбку.

Выходя поутру из ворот,

Понимаешь, у каждого в жизни,

Предостаточно бед и забот…

Разве любы нам хмурые лица,

Или чья та сердитая речь

Ты улыбкой сумей поделиться,

И ответную искру зажечь.

Пусть урок пройдет в атмосфере добра и взаимоуважения.  Сегодня у нас с вами не простой урок, а - волшебный, так как мы побываем в мире, где  добро побеждает зло, происходят всякие чудеса.

2. Формулирование темы и цели урока.

- А где это  происходит? (в сказке) (Слайд №3)

Сказка - один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

А какие бывают сказки?  (о животных, волшебные, социально-бытовые, фольклорные, литературные авторские)

- Какие сказки называются авторскими?

(обработанные или пересказанные авторами)

- Назовите фамилии писателей- сказочников и их произведения, которые мы читали?

( А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне», П.П. Ершов « Конек-горбунок», П.П.Бажов «Серебряное копытце», В.М.Гаршин «Жаба и роза»).

- Угадаете, кому могли бы принадлежать эти предметы - назовете название сказки, о которой сегодня пойдет речь. (Демонстрируются зеркальце с ручкой, детская корона-венец и яркий цветок). (Слайды 4,5)

- На прошлом уроке мы познакомились со сказкой «Аленький цветочек». К какой группе она относится? Кто ее автор?

На доске записана поговорка: «С  лица воды не пить!». Учитель спрашивает, какое отношение это пословица имеет к теме урока.

Дети выдвигают свои предположения, затем учитель резюмирует.

Не случайно в народе сложилась поговорка "С лица воды не пить!". Мудрость, заложенная в этой поговорке, гласит о том, что внешняя привлекательность далеко не всегда свидетельствует о добром сердце, о честности и надежности носителя физической красоты.

- Сегодня на уроке мы продолжим разговор об этой сказке. О добре и зле. О великодушии и малодушии. Будем исследовать, анализировать, находить общие черты литературной сказки с народной.

II. Развитие умений.

1.Совместное открытие знаний

Чтобы правильно понять авторский замысел, надо хорошо себе представить писателя и знать условия, в которых жил автор, истоки создания произведения. Некоторые из вас вместе со мной готовились к уроку, были настоящими исследователями.  Представьте классу ваши доклады.

(Слайд №6)

Родился 20 сентября (1 октября) 1791 года в Уфе. Жизнь мальчика началась тяжёлой болезнью. Может быть, именно это сделало так, что первым и самым сильным чувством, зародившимся в Серёжиной душе, была жалость ко всем страдающим и слабым. Вместе с жалостью в сердце его возникли Любовь и Благодарность. Это подарила ему мать, которая своей любовью вылечила сына. И это подарила ему сказка, которую тяжело больному мальчику рассказывала ключница Пелагея. Значит, таит эта сказка силу исцеляющую.

Городской дом Аксаковых окружал небольшой сад. Как-то, сидя на окошке, Сергей услышал жалобный визг и стал просить мать, чтобы узнали, кто так плачет. Дворовая девушка принесла в пригоршнях крошечного, ещё слепого щенка. Так в мире мальчика появилась неказистая дворняжка Сурка-существо, так же зависящее от его забот, как сам он зависел от взрослых. Сурку он учил, кормил, оберегал.

Когда Серёжа капризничал, его выносили из дому и сажали в распряжённую карету. Он сразу успокаивался; ему казалось, что он едет, мчится в неведомые края.

Но вот жарким июльским утром в карету впрягают лошадей, и начинается настоящее путешествие. Из Уфы они ехали в имение деда. Мальчик увидит мир. Весенний перелёт птиц поразит его, перевернёт всю душу. Мальчик был восхищён природой. Он заселил землю зверями и птицами, преображёнными взглядом поэта.

Люди часто говорят: «зверский поступок». Аксаков показал, что, в сущности, звери почти никогда не совершают «зверских поступков» - им несвойственна бессмысленная кровожадность. И вы можете убедиться в этом,  прочитав  «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Записки об уженье рыбы», очерк «Собирание бабочек».

"Аленький цветочек" - одна из самых добрых и мудрых сказок. "Сказка ключницы Пелагеи" - значится в подзаголовке.

-Как же появилась на свет сказка "Аленький цветочек"? А была ли на самом деле ключница, которая рассказала Аксакову сказку? Послушаем выступления ваших одноклассников, подготовленные дома.

(На время представления докладов проектор учитель выключает.)

Ученик-1: Как-то к маленькому мальчику Сереже Аксакову пришла перед сном "деревенская Шахерезада", ключница Пелагея, "помолилась Богу, подошла к ручке, вздохнула несколько раз, по своей привычке всякий раз приговаривая: "Господи, помилуй нас грешных", села у печки, подгорюнилась одною рукой и начала говорить немного нараспев:

"В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны; и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех..."

- Кто же была эта Пелагея?

Ученик-2: Крепостная крестьянка. В юности во времена Пугачевского бунта со своим отцом она бежала от жестокого обращения своего хозяина-помещика Алакаева из Оренбурга в Астрахань.

Там Пелагея прожила 20 лет, вышла замуж, овдовела, служила в купеческих домах, в том числе и у купцов-персов. Узнав, что старый хозяин умер и теперь новые хозяева Аксаковы, вернулась в поместье.  Скорее всего, именно в Астрахани от персидских купцов она и услышала восточные сказки.  Знала она много русских сказок, а ещё любила сочинять свои собственные сказки по мотивам других.

Пелагея следила за хозяйством в доме. У нее были все ключи от кладовых. Очень часто ее приглашали в дом, для того чтобы рассказала сказки перед сном для маленького Сережи. Она была великая мастерица рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку "Аленький цветочек". Он слышал ее в продолжение нескольких лет не один десяток раз, потому что она очень ему нравилась. Впоследствии выучил ее наизусть и сам рассказывал со всеми прибаутками.

Ученик-3:Осенью 1854 года в подмосковное Абрамцево, где Аксаков жил почти безвыездно, приехал из Петербурга средний сын, Григорий, и привез с собою пятилетнюю дочь Оленьку. Кажется, именно тогда Сергей Тимофеевич в последний раз почувствовал себя здоровым и молодым. Радостная, бегала Оленька по дому и не умолкала никак: "Дедушка, ты обещал пойти на реку!.. Дедушка, а где лесной Мишка живет?.. Дедушка, расскажи сказку!" И он стал рассказывать ей про свои детские игры, про старые книжки, что запоем читал когда-то в далекой Уфе, про свои зимние и летние поездки из города в деревню и обратно, про рыбную ловлю, которой увлекся едва ли не с младенчества, про бабочек, которых ловил и собирал... Но сказки - не было. Погостивши, Оленька уехала. А чуть позже дедушка все же написал для нее сказку, которую назвал "Аленький цветочек". Позже, работая над книгой "Детские годы Багрова - внука", Аксаков вновь вспомнил ключницу Пелагею и включил ее замечательную сказку в собственном пересказе в произведение.

2. Работа по восприятию содержания сказки.

С.Т. Аксаков написал одну-единственную сказку – «Аленький цветочек». В который раз читаю чудесную сказку – и каждый раз чувство, будто не только читаешь, но и слышишь её. Это потому, что слова в ней особенные – задумчивые и протяжные, как в старинной песне. Мы вместе с вами постараемся услышать на первый взгляд простые и привычные слова, понять их особенный, сокровенный смысл. А что нужно для этого? Особый слуховой аппарат? Нет, такой аппарат у нас есть – душа, способная откликаться на слово, чувствовать его.

3.Работа с текстом. «Следи внимательно!»

Слушаем (учитель читает с заменой слов): «В некотором царстве, в некотором государстве…(Учитель читает до слов)… и тогда вы мне скажете, каких гостинцев вам хочется» Так начинается долгая эта сказка. Какие неточности вы заметили в моем чтении?

Работа в паре на карточках.

Продолжаем вспоминать содержание сказки. Придвиньте листочки. Я предлагаю вам восстановить в нужной последовательности план. Не обычный, а цитатный.

Цитата - дословная выдержка из какого-либо текста.

Расставьте цитаты в правильной последовательности так, чтобы получился цитатный план.

«Бродит он по лесу дремучему…»

«Жил – был богатый купец…»

«Вот ездит честной купец по чужим сторонам заморским…»

«Что ты сделал? Как ты посмел сорвать…?»

«…и стал он их спрашивать, каких гостинцев желают»

«Я отпущу тебя домой невредимого, коли дашь ты мне слово честное купецкое…»

Ученики расставляют последовательность цитат, читают свои цитатные планы (Проверка на слайде №7)

1. «Жил – был богатый купец…»

2. «…и стал он их спрашивать, каких гостинцев желают»

-Какие желание были у каждой из сестёр?

3. «Вот ездит честной купец по чужим сторонам заморским…»

4. «Бродит он по лесу дремучему…»

5. «Я отпущу тебя домой невредимого, коли дашь ты мне слово честное купецкое…»

Физминутка

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть по-моему вели.

Продолжаем работать с текстом сказки.

Следующее задание:  «Оживи картинку», учитель показывает иллюстрации, дети должны соответствующий отрывок сказки  зачитать.

Слайд №8 «В некотором царстве…» (с 193)

Слайд №9 «..а привези ты мне венец из каменьев…» (с 194)

Слайд №9 « …а привези ты мне тувалет ..» (с 194)

Слайд №9 «…а привези ты мне аленький цветочек…» (с 195)

-  Как вы думаете, почему младшая дочь заказывает такой необычный «гостинец»? Как это характеризует ее духовный мир?

(Сказочник сразу выделяет ее из трех сестер, показывая младшую дочь как романтическую, необыкновенную натуру, живущую в каком-то своем прекрасном мире.)

Слайд №10 «стоит дом не дом, чертог не чертог, а дворец..» (с 197)

Слайд №11 «И вдруг видит он, на пригорочке зелёном цветёт цветок цвета алого…» (с 198)

Слайд №12 (дети могут зачитать несколько вариантов с 198 или с199

Слайд 13 «Вынимает он перстень зверя лесного…» (с 203)

Почему именно младшая дочь почувствовала беду, грозящую отцу? Сразу ли она

решилась отправиться к чудищу? Почему? Какая черта характера

девушки выявляется в этом эпизоде?

- Найдите в тексте описание хозяина дворца. Соответствует

ли внешность внутреннему миру героя? Почему девушка после

того, как увидела его, осталась с ним? Была ли это жалость или

героиня действительно полюбила его? Какой эпизод в сказке доказывает последнее?

Много раз Серёжа Аксаков мальчиком слушал тревожащее сердце таинственное повествование ключницы Пелагеи.

Пелагея сотворила сказку из французских, восточных и русских мотивов, рассказала её Аксакову, а тот дополнил её приметами своего времени, охранив самобытный стиль языка Пелагеи. Сходства с народной сказкой

- Вернемся  к исследованию сказки «Аленький цветочек». Как вы думаете, есть ли в ней следы народной сказки?

Признаки народной сказки. (Слайд №14)

1. Добро побеждает зло

2. Герои делятся на положительных и отрицательных

3. Построение: зачин, присказка, концовка

4. Волшебные предметы

5. Устойчивые выражения

6. Волшебные числа

1. Добро побеждает зло (Чары злой колдуньи разрушены)

2. Положительные герои (купец, младшая дочь, чудовище)

Отрицательные герои ( колдунья, сестры)

3. Построение: зачин (В некотором царстве, в некотором государстве)

Присказка (много ли мало ли времени прошло, скоро сказка сказывается, а не скоро делается)

Концовка (И стали они жить поживать, да добра наживать)

4. Волшебные предметы (аленький цветочек, золотой перстень, огненные слова)

5. Устойчивые выражения (как среди бела дня, ни в сказке сказать, ни пером описать, за тридевять земель)

6. Волшебные числа (число 3, три сестры, срок три дня)

Вывод: «Аленький цветочек» - сказка, сказка литературная. Её автором является известный русский сказочник Сергей Тимофеевич Аксаков. В этой сказке много особенностей, характерных народным сказкам.

- Можно ли сказать, что Аксаков в создании своей сказки использовал народные сказки?

- А кто напомнит, кто их рассказал ему?

- Что же самое главное хотел сказать автор читателям? Какова идея сказки?

- Нужно добиваться своей цели с помощью доброты и щедрости души, только так можно стать счастливым. Зло и зависть – враги счастья.

Это сказка. Но ведь в жизни тоже случается такое, когда за непривлекательной внешностью скрывается прекрасная душа. Увидеть, понять это может далеко не каждый. В основном люди привыкли полагаться на первое чисто внешнее впечатление, забывая, что, возможно, за привлекательной внешностью может не оказаться ничего:

ни души, ни чувств. Сказка учит ценить в человеке самые важные человеческие качества - любовь, доброту, заботу. Сказка называет человека красивым только тогда, когда он красив душой. Сказка учит ценить самих людей, понимать разницу между добром и злом, правдой и ложью. Она учит нас жить. Разве можно не согласиться, что «сказка ложь, да в ней намек».  Главное научиться читать между строк и понимать тот намек, который спрятан в сказке автором.

Сказка «Аленький цветочек» живет очень много лет. Она не стареет, потому что люди всегда будут верить в ...(добро, любовь). Значит, в душе каждого человека будет цвести аленький цветочек.

Давайте растить свой «аленький цветочек». - Как? (Попробуем, даже когда нам не хочется, помочь кому-то. Иногда ведь достаточно только одного взгляда, улыбки, чтобы кому-то стало веселее, легче. Делать Добро другим людям: маме, сестрёнке, товарищам, незнакомым.  Пусть будет кому-то теплее  от нашей доброты).

ΙΙΙ. Итог.

– Что вам показалось на уроке самым интересным?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Подведем итог нашего урока. На столах лежат алые лепестки. Напишите  на лепестке от цветочка: чему научила вас сказка. Потом все ваши лепестки соберем в один цветок.

Дети приступают к работе, а учитель включает песню «Аленький цветочек» в исполнении Клары Румяновой.

Смайликами обозначьте уровень сложности. (Слайд №15)

– мне было легко работать

– испытывал затруднения

– мне было сложно работать

Сюрприз

Можно на уроке трудового обучения сделать аленькие цветочки из бумаги, которые в конце урока подарить гостям, родителям, учителю.

ΙV. Домашнее задание. (Слайд №15,16)

Разноуровневые  задания: Пелагея сотворила сказку из французских, восточных и русских мотивов, рассказала её Аксакову, а кто попробует исследовать эту тему, найдет вариации сказки  и представит нам результаты.

1 уровень: Предлагаю и вам поучаствовать в создании сказки - придумайте начало истории, ведь мы не знаем, по какой причине злая волшебница прогневалась на королевича. Напишите небольшое сочинение на тему: "Почему появилось на свет чудище?"

2 уровень: Найдите в сказке пословицы и выпишите их.

3 уровень: иллюстрации к  понравившемуся эпизоду.

Индивидуальные задания:

  • Исследовать сказку, найти  её   вариации и представить результат классу.

  • Инсценировка любого отрывка.

  • Источники:

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/07/21/urok-slovesnosti-po-skazke-staksakova-alenkiy-tsvetochek-v-5

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/07/21/urok-slovesnosti-po-skazke-staksakova-alenkiy-tsvetochek-v-5

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/05/01/aksakov-s-t-alenkiy-tsvetochek

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/579115/

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/staksakov_skazka_alenkij_tcvetochek_162459.html

http://sochland.ru/sub4/?id=1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по сказке "Аленький цветочек"

тестовые задания помогут проверить знания детей по данной теме...

Куклы из сказки «Аленький цветочек»

Конспект урока по изобразительному искусству «Начальная школа 21 века»(авторы программы:Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская)...

Куклы из сказки «Аленький цветочек»

Куклы из сказки  «Аленький цветочек» (материалы к уроку изобразительного искусства)...

тест к сказке "Аленький цветочек"

Тест к сказке Аксакова С.Т.  "Аленький цветочек" предназначен для обучающихся 4 класса...