Тема: Сказки русских писателей. А.Н.Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Бондаренко Ирина Васильевна

Цель урока: формирование представления о творчестве А. Толстого и его сказке «Золотой ключик или приключения Буратино».

 

Задачи:

 

Познавательные: формировать умение читать выразительно; извлекать информацию из рисунков, прочитанного текста, понимать содержание сказки и озаглавливать части художественного произведения

 

Коммуникативные: формировать умение вести диалог с автором произведения, кратко излагать свои мысли вслух, делать устные предположения.

 

Регулятивные: формировать умение оценивать героев произведения и свои поступки, умение сравнивать свои прогнозы с мыслями автора, умение делать выводы и пользоваться ими в своей личной жизни.

 

Личностные: формировать правильное отношение к жизни, прививать интерес к детской литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения на родном языке (русском)3класс ( на основе рабочей программы по учебному курсу «Литературное чтение на родном языке» для 1-4 классов, «Школа России»).

 Учитель Бондаренко Ирина Васильевна

Тема: Сказки русских писателей. А.Н.Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Цель урока: формирование представления о творчестве А. Толстого и его сказке «Золотой ключик или приключения Буратино».

Задачи:

Познавательные: формировать умение читать выразительно; извлекать информацию из рисунков, прочитанного текста, понимать содержание сказки и озаглавливать части художественного произведения

Коммуникативные: формировать умение вести диалог с автором произведения, кратко излагать свои мысли вслух, делать устные предположения.

Регулятивные: формировать умение оценивать героев произведения и свои поступки, умение сравнивать свои прогнозы с мыслями автора, умение делать выводы и пользоваться ими в своей личной жизни.

Личностные: формировать правильное отношение к жизни, прививать интерес к детской литературе.


Ход урока


 I. Организационный момент.
Каждый урок литературного чтения у нас открытие. Мы открываем новых героев, узнаем себя, рассуждаем, сопереживаем, и каждый раз все происходит по - новому. Я очень хочу, чтобы сегодня наш урок был не похож на предыдущий, но сначала проведем речевую разминку.
 II.  . Речевая разминка. Дикционные упражнения.

 – Для начала давайте поучимся говорить чётко, красиво. Для этого выучим новую скороговорку. Прочитайте скороговорку с доски про себя.

Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.
Актер известного театра.
-- Прочитайте скороговорку (про себя, шепотом, громко).
-- Произнесите скороговорку:
1 ряд – спокойным голосом;
2 ряд – громче;
3 ряд – очень громко.
--Повернитесь друг к другу и произнесите:
1 вариант – с вопросительной интонацией;
2 вариант – с восклицательной интонацией. 
III.   Подготовка к восприятию.
--Ребята, какие виды устного народного творчества вы знаете? (потешки, загадки, песни, пословицы, поговорки, сказки и др.) 
--Прослушайте. О каком жанре устного народного творчества идет речь?
«Это произведение народного творчества. Главное в нем вымысел, фантазия.»
--Назовите жанр устного народного творчества? (сказка)
--Какие бывают виды сказок? (волшебные, о животных, бытовые)
--На какие группы делятся сказки в зависимости от того, кто их написал? (авторские, народные) 
--Послушайте пословицу: «Сказка – ложь, да в ней намек,Добрым молодцам урок»
--Как вы ее понимаете?
--Чему учит сказка? (добру, честности, порядочности и т.д.)
--Что происходит в конце сказки с положительным героем? (он становится сильным и прекрасным)

 IV. Постановка учебной задачи.

-Какое задание вы получили на прошлом уроке? (Познакомиться со сказкой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

-Кто прочитал всю сказку? Кто начал читать?
--Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?
--Сегодня в этой сказке мы будем путешествовать по чудесным тропинкам! Мы будем: - узнавать
- вспоминать
- читать
- беседовать
- сравнивать
- разгадывать
- наблюдать за чудесами превращения главного героя
-- Кто автор сказки?
-Алексей Николаевич Толстой (1883 - 1945) (Портрет) родился 10 января в городе Николаевске. Мама его была детской писательницей. Он известен, как автор сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино».(Дальше читает ученик с карточки). Писатель рассказывал: «Когда я был маленький, очень, очень давно, — я читал одну книжку: она называлась «Пиноккио, или похождения деревянной куклы» (деревянная кукла по – итальянски Буратино).Я часто рассказывал моим товарищам, девочкам и мальчикам, замечательные приключения Буратино. Но так как книжка потерялась, то я рассказывал каждый раз по – разному, выдумывал такие похождения, каких в книге совсем и не было. Теперь, через много, много лет, я припомнил моего старого друга Буратино и надумал рассказать вам, девочкам и мальчикам, необычную историю про деревянного человечка».

 - Какова же причина написания этой сказки?

- По мотивам сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино» были созданы мультфильмы и художественные фильмы.

-Кто посмотрел мультфильмы или художественный фильм?
- Сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» остаётся одной из самых любимых у детей и взрослых. Разумеется, Алексей Николаевич Толстой писал не только сказки. Взрослые его книги, такие как исторический роман «Пётр 1», фантастические романы «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина» - вы прочтёте, когда станете взрослыми. 

V. Работа над новым материалом.

1.Ученик  рассказывает начало сказки.

 -Почему ключик в сказке должен быть именно золотым? (Золотой ключик – волшебный – открывает дверцу в мечту кукол – мир театра).

2.Беседа по вопросам.

– Кто такая девочка с голубыми волосами? Кто знает, как её зовут?

– Что означает слово воспитывать?

– Согласны ли вы с тем, что Буратино надо воспитывать? Почему?

— Как называют человека, который воспитывает? (Воспитательница).

– Получится ли из девочки с голубыми волосами воспитательница и хорошим ли учеником был Буратино, мы узнаем, прочитав эту главу сказки.

Физкультминутка

3. Первичное чтение текста вслух (комбинированное) учителем и учащимися главы «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино». По ходу чтения идёт словарная работа (чернильница,каморка – маленькая тесная комната, чулан).

Работа с текстом после чтения

– Чему хотела Мальвина научить Буратино?

– Получилось ли у неё?

— Давайте выясним, получилась ли из девочки воспитательница и кого можно назвать воспитанным, для этого поработаем в группах.

1 группа

Прочитай выразительно 1-2 абзац.

Почему на столе была кукольная посуда? (Девочка – это кукла) А Буратино? (Буратино – кукла)

2 группа

Прочти первое предложение третьего абзаца.

Почему же Мальвина поморщилась? Найдите ответ.

Каким же Мальвина хотела видеть Буратино? (В чистой одежде)

3 группа

Прочти выразительно отрывок.

Буратино сел за стол, подвернув под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя.

В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал.

— Что подумала Мальвина о воспитании Буратино? Найди ответ. (От возмущения она хлопала ресницами.)

— Каким Мальвина хотела видеть Буратино? (Буратино должен знать правила поведения за столом.)

4 группа

— Почему завтрак был мучительным? (От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки.)

5 группа

Прочитать отрывок, который можно назвать «Урок арифметики» по ролям.

— Почему Буратино не мог решить задачу? (Условие задачи понимал дословно, как бы он поступил в жизни).

6 группа

Прочитать по ролям об уроке русского языка.

— В чём «волшебство» фразы, которую диктовала Мальвина? (Можно прочитать наоборот)

На доске А роза упала на лапу Азора.

— Почему у Буратино опять ничего не получилось? (Он никогда даже не видел перо и чернильницу.)

— А что подумала Мальвина? (Что он шалун).

— Каким же Мальвина хотела видеть Буратино? (Чтобы Буратино хорошо учился)

Вопрос для всех

— Чему же Мальвина хотела научить Буратино? (Она занялась его воспитанием и хотела, чтобы у Буратино был опрятный внешний вид, знал правила поведения и хорошо учился. Чтобы Буратино стал воспитанным.)

— Кого же можно назвать воспитанным? (У кого опрятный внешний вид, кто соблюдает правила поведения и хорошо учится).

— Кто из ребят считает себя воспитанным, поднимите руки.

— Почему же из Мальвины не получилось воспитательницы?

— Доволен ли остался Буратино уроками своей воспитательницы?

— Ребята, Буратино так и не попал в школу, к сожалению, чтобы получать знания, но мы с вами можем выполнить задания для того, чтобы пополнить багаж знаний.

Задание по математике:

Реши задачу.  «У Буратино в кармане было 4 сольдо. Он купил билет в театр за 4 сольдо. Сколько денег осталось у Буратино?»    (на карточке)

Задание по грамоте:

1.Восстановите запись, чтобы она была верной:  «А … упала на лапу Азора». (на карточке)

2.Сколько слогов в слове Буратино?

VI. Итог урока 

 -Ключиком всегда что-то открывают.

-Что для себя открыл Буратино? А вы?

- Удалось ли нашим героям обрести счастье? Как вы думаете - почему?

- Ребята, сейчас, когда мы закончили работать над сказкой, какие чувства вы испытываете?

VII. Домашнее задание по выбору:
1.Составить диафильм

2.Самостоятельное выборочное чтение текста. Подготовить диалог Буратино и Мальвины


-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А. Толстой “Золотой ключик, или Приключения Буратино”. Герои сказки. Два мира в сказке”.

2 «А» классТема урока: А. Толстой “Золотой ключик, или Приключения Буратино”. Герои сказки. Два мира в сказке”.Предмет изучения: главы из сказки А. Толстого “Золотой ключик, или Приключения...

Викторина по сказке А.Толстого "Золотой ключик или Приключения Буратино"

Вопросы и задания викторины позволяют в занимтельной форме проверить, насколько внимательно обучающиеся познакомились с текстом сказки....

Вопросы викторины по сказке А. Н. Толстого « Золотой ключик или Приключения Буратино».

Содержит вопросы викторины по изсестной сказке А.Н.Толстого. Может быть использована на уроке внеклассного чтения или во внеурочной работе по предмету....

Тест по сказке А.Н. Толстого "Золотой ключик, или приключения Буратино"

Небольшой тест по сказке А.Н. Толстого "Золотой ключик, или приключения Буратино" можно использовать на уроках внеклассного чтения....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Игра "Большие буквы по сказке А. Толстого "Золотой ключик или приключения Буратино"

Данное внеклассное мероприятие позволяет пробуждать интерес учащихся к чтению и русскому языку, способствует расширению кругозора, словарного запаса детей, развивает логическое мышление....

Тема: Два мира в сказке - повести А. Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»

Урок  « Два мира в сказке -  повести А. Н. Толстого  «Золотой  ключик,  или  приключения  Буратино»   содержится  в  разделе «Сказочные человечки...

Сценарий спектакля "Буратино" по сказке А.Н. Толстого "Золотой ключик ,или Приключения Буратино "

Сценарий "Буратино"  для постановки в 3-ем классе. В этом спектакле играют актёры, также можно использовать в некоторых сценах куклы....