Учимся читая и играя
статья по чтению на тему

Логунцова Светлана

В статье описывается опыт работы и наблюдения педагогов в ходе реализации международного образовательного проекта  «Нас объединяет Балтийское море», в котором принимают участие  ученики и учителя из школы  №327 Невского района Санкт-Петербурга и школы № 80 г. Рига (Латвия). Реализация данного проекта осуществляется в результате многолетнего сотрудничества с педагогическим коллективом школы № 80 города Рига. Проект имеет экологическую и литературную направленность и предназначен для учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_chitaya_i_igraya_loguntsova.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Логунцова С.К., Филиппова Е.С.

УЧИМСЯ, ЧИТАЯ И ИГРАЯ

В статье описывается опыт работы и наблюдения педагогов в ходе реализации международного образовательного проекта  «Нас объединяет Балтийское море», в котором принимают участие  ученики и учителя из школы  №327 Невского района Санкт-Петербурга и школы № 80 г. Рига (Латвия). Реализация данного проекта осуществляется в результате многолетнего сотрудничества с педагогическим коллективом школы № 80 города Рига. Проект имеет экологическую и литературную направленность и предназначен для учащихся начальной школы.

Logunсova S. K., Filippova Е.S.

STUDING WHILE READING AND PLAYING

The article describes the experience and observations of teachers during the implementation of the international educational project "We share the Baltic sea", which is attended by students and teachers from school № 327 of the Nevsky district of St. Petersburg and  school № 80, Riga (Latvia). The implementation of this project is the result of many years of cooperation with the teaching staff of school No. 80 of Riga. The project has environmental and literary focus and is designed for elementary school students.

Проект может быть применен в образовании и воспитании будущего гражданина, будет способствовать постепенному воспитанию экологической культуры младших школьников, привлечению детей к чтению, знакомству с новыми литературными произведениями, развитию речевого потенциала и познавательной активности школьников через чтение произведений художественной и научно-популярной литературы, а также обогащению кругозора, наблюдательности и мышления учащихся.

Актуальность проектной деятельности в начальной школе сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, проектно-исследовательские  методы определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

В начальной школе закладываются основы взаимоотношений человека  с природой и социальной средой. Младшие школьники проявляют высокий познавательный интерес к миру природы, и он может стать отправной точкой в воспитании экологической культуры на уроках и во внеурочное время. Вырубаются деревья ради древесины, которых с каждым годом остается все меньше. Из-за того, что лесов становится меньше, воздух и вода загрязняются, страдают многие животные, исчезают ценные растения. В связи с этим ухудшается экологическая ситуация в нашей стране, поэтому уже сегодня нужно воспитывать уважение и любовь к природе.

Для реализации данного проекта необходимо, прежде всего, заинтересовать учителей, найти единомышленников среди родителей, вовлечь детей в задуманное действие.

В ходе проекта используются игровые методы, это, безусловно, соответствует возрастным психологическим особенностям младших школьников. Разнообразие приемов и методик критического мышления позволяет привлечь к чтению и образованию в целом учеников различного уровня развития. Работа в группах, интересные неформальные задания, возможность выполнить задание с помощью друга включает в познавательную деятельность даже слабых, отстающих детей.

Цель работы в данном проекте – экологическое воспитание младших школьников. Поставленная цель предполагает решение ряда  задач: прививать экологическую культуру учащихся; расширять экологические знания; воспитывать бережное отношение к природным ресурсам; развивать навыки гармоничного общения с природой; познакомить с культурой стран-партнеров; заинтересовать чтением книг; познакомить с новыми художественными произведениями.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы универсальные учебные действия. Мы заметили, что ученики третьего класса научились видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки. Ребятам удалось поставить и удерживать цели; планировать свою деятельность, представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя всё существенное и главное. При поиске способа решения задачи, лидеры в группах проявляли инициативу, взаимодействовали со сверстниками, учились отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.

Ценным для нас было то, что в ходе данного проекта осуществляется межпредметная интеграция. «Легко, если вместе» - подключились учителя-предметники, вместе мы сумели организовать команду единомышленников, что существенно увеличило коэффициент полезного действия.

Уроки литературного чтения и русского языка посвящены знакомству с народными сказками Латвии и сравнение с русскими народными сказками. Урок окружающего мира включает подготовку по заданным темам, затем сравнение различных аспектов в культуре и быте двух стран. На уроках музыки дети изучают песни и танцы Латвии. На уроках технологии предлагается изготовление поделок по мотивам сказок.

Этапы проекта

На организационном этапе проекта важно было: продумать основные шаги, определить сроки, выбрать произведения для чтения. Осуществлялась переписка с партнерами. Педагоги подготовили презентацию о Санкт-Петербурге.

На основном этапе мы познакомили  детей с условиями участия в проекте, создали плакат-афишу, постарались вовлечь детей в задуманное действие. Затем состоялись экологические уроки, беседы, по итогам которых ребята подготовили тематические презентации с помощью своих родителей.

Одним из ключевых моментов было чтение латышских народных сказок учениками 3 «А» класса. Учитель из Риги прислала сказку «Как Даугаву рыли» на латышском языке. Ребята знакомились, смотрели, пытались прочитать сказку на незнакомом им языке. Не получилось. Возникло желание прочитать на русском языке, познакомиться с героями. В библиотеке провели урок, где ученикам были предложены сборники Латышских сказок. Ребята читали с удовольствием. Находили схожесть и различие с русскими народными сказками. Пришли к выводу, что общее во всех сказках одно: Добро побеждает зло, а в человеке ценят доброту, ум, хорошие поступки. После чтения, ребята нарисовали любимых героев латышских сказок, организовали в классе выставку рисунков. На уроках трудового обучения делали поделки. Детское творчество и совместное чтение стало поводом для общения в семье.

Во время уроков и внеурочной деятельности дети знакомились со странами участницами проекта, их культурой. Младшие школьники получили представление об окружающем мире, узнали географические понятия, рассматривали карту мира.

Состоялся интегрированный урок по русскому языку и чтению по ключевым словам (критическое мышление) латышской сказки «Золотой топор». Также прошли  уроки литературного чтения и русского языка, которые были посвящены знакомству с народными сказками Латвии и сравнение с русскими народными сказками. Дети подбирали пословицы и поговорки. Урок по окружающему миру: сравнение культурных традиций, костюмов, национальных блюд России и Латвии. Урок по технологии: изготовление героев по латышской сказке «Откуда взялась Даугава». Урок музыки: знакомство с произведениями Латвийских композиторов, разучивание песен и танцев. На уроках информатики – подготовка и представление детских презентаций. В итоге учителя подготовили и оформили презентации с детскими рисунками и поделками.

На Завершающем этапе состоялось рефлексивное занятие с показом презентации работ сверстников из Латвии. Обсуждение и выбор лучшей работы. Определение приза зрительских симпатий путем голосования.

Новым для нас и наших учеников стали совместные уроки, проведенные с помощью сеанса ВКС. Состоялся урок окружающего мира по теме «Путешествие по Балтийскому морю», в котором приняли участие два класса из Санкт-Петербурга и Риги. Дети с удовольствием выполняли задания, которые затрагивают проблемы экологии Балтийского моря. Ребята поняли, что берега у нас разные, а море общее. С их помощью мост дружбы соединил два государства.

Ребята из Петербурга посетили интересный Музей воды. Учителя выступили на международной конференции в ГБОУ № 327 СПб с участием партнеров из Риги.

В проекте используются разнообразные формы и методы работы, благодаря которым происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование этических и эстетических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему. Задачи экологического характера помогают глубже проникнуть в тайны природы, являются дополнительным материалом для расширения кругозора учащихся.

В ходе реализации подобных проектов формируются межпредметные знания и умения, универсальные учебные действия различных типов, что полностью соответствует новым образовательным стандартам. И конечно же нельзя обойтись без чтения книг, текстов различной природы, начиная от сказок и заканчивая научно-популярными статьями. Хочется пожелать коллегам удачи, новых мыслей и идей в этом нелегком деле – приобщении детей к чтению!

Литература:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.
  2. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление // Методист. 2002. N 2. C. 30-35.
  3. Организация образовательного процесса в условиях реализации стандартов второго поколения // Справочник заместителя директора школы. – 2011. – № 7. – С. 6-13.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказочная азбука. Играем, учимся читать" (Книга для дошкольников и их родителей) Авторы: Малютина Н.П., Писмарёва Н.В.

Книга предназначена для дошкольников и их родителей. Пособие поможет ребенку сделать первые шаги в обучении чтению. В книге представлены несложные занимательные упражнения , которые превратят занятия ...

Статья "Учиться читать, чтоб учиться читая".

Начиная с 90х годов 20 века, чтение рассматривается как ключ к веку информации, как фундаментальное право каждого каждого человека , как условие его развития, а так же условие развития нации в целом. ...

Развивающая игра "Баба-яга учится читать"

Данная игра поможет вашему ребенку проверить свои знания. Игра интересная и простая в использовании....

Дидактическая игра "Учимся читать". Часть 3

Дидактическая игра "Учимся читать", часть 3 создана для дошкольников и учащихся 1 класса с использованием технологического приёма "Интерактивная раскраска". Работа выполнена в программе MS O...

Дидактическая игра "Учимся читать". Часть 4

Дидактическая игра "Учимся читать", часть 4 создана для дошкольников и учащихся 1 класса с использованием технологического приёма "Интерактивная раскраска". Работа выполнена в программе MS Office...

Дидактическая игра "Учимся читать". Часть 5

Дидактическая игра "Учимся читать", часть 5 создана для дошкольников и учащихся 1 класса с использованием технологического приёма "Интерактивная раскраска". Работа выполнена в программе MS Office...

Дидактическая игра "Учимся читать". Часть 6

Дидактическая игра "Учимся читать", часть 6 создана для дошкольников и учащихся 1 класса с использованием технологического приёма "Паззлы". Работа выполнена в программе MS Office PowerPoint 2010....