Главные вкладки

    Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Булгаков "Анна, не грусти!" 1 и 2 урок. 2 класс. программа Школа России
    план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

    Салахова Алина Ахатовна

    Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Булгаков "Анна, не грусти!" 1 и 2 урок. 2 класс. программа Школа России

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Челябинской области

    государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    «Челябинский педагогический колледж № 1»

    Технологическая карта урока

    По литературному чтению

    Выполнила студентка 46 гр.

    Салахова Алина Ахатовна

    Проверил: ______________________

    Отметка: _______________________

    Дата: __________________________

    Челябинск, 2018

    Предмет: литературное чтение

    Класс: 2

    Тема урока: Н.Булгаков « Анна, не грусти»

    Цели урока: познакомить учащихся с рассказом Н.Булгакова "Анна, не грусти!"; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи; развивать речь, память, мышление

    Планируемые результаты:

    • Личностные: проявлять желание читать произведения о дружбе; проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения
    • Предметные: познакомиться с рассказом Н. Булгаков  «Анна, не грусти!»; воспринимать на слух художественное произведение; формировать внимание к внутреннему состоянию героев, умение объяснять причины их поступков; работать над пополнением словарного запаса, выразительностью чтения..

    Тип урока: открытие нового знания  

    Оборудование: учебник «Литературное чтение», 2 класс ( 2 часть), проектор, презентация,  доска                                                                                

    Этап урока

    Методы и приемы

    Хронометраж

    Содержание урока.

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    УУД

    I.

    Самоопределение к деятельности

    (Словесный: слово учителя)

    1

    мин

    Добрый день, ребята!. Самостоятельно проверяем готовность к уроку. Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, пожмите друг другу руки, возьмитесь за руки со своим соседом и произнесите дружно хором “Здравствуйте!”

    Присаживайтесь!


    Приветствовать учителя

    К:

    планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

    II.

    Мотивация и актуализация знаний

    Словесный: ответы на вопросы

    Практический: создание цветка дружбы

    Практический; групповая работа

    5 мин

    Мы не случайно так необычно начали наш урок. На прошлом уроке мы познакомились с первыми рассказами из раздела “Я и мои друзья”. Сегодня продолжим знакомство с рассказами о дружбе и о друзьях.

    Итак, для начала давайте проверим ваше домашнее задание. (рассказ наизусть на оценку)

    Сейчас вам нужно закончить фразу:

    “Друг – это ...”

    • Готов помочь в беде.
    • Умеет хранить тайну.
    • Добрый, чуткий человек.
    • Тот, кто посочувствует.
    • Верный и преданный
    • Честный.

    Вот какой у нас получился “Цветок дружбы”. Важно не только “вырастить” в себе эти качества, но и сохранить в течение всей жизни, а это не всегда удаётся.

    Сейчас вам предстоит работа в группах по 5-6 человек. На партах лежит толковый словарь С. И. Ожегова и карточка со словом. Вам необходимо найти в словаре значение этого слова, объяснить его значение и привести пример.

    Назовите правила работы со словарём:

    1. Прочитай слово. Посмотри, с какой буквы начинается слово.
    2. В оглавлении (содержании) найди нужную страницу с нужной буквой (буквы расположены в алфавитном порядке)
    3. Открой нужную страницу. Находи нужное слово.

    Приступайте. У кого возникнут трудности при работе со словарём, поднимите руку, я подойду.

    1. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
    2. Милосердие  готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
    3. Взаимопомощь - взаимная помощь, оказание помощи двумя или несколькими лицами друг другу.
    4. Сопереживание - это способность чувствовать эмоции других людей.
    5. Сочувствие - отзывчивое отношение к чужому чувству.
    6. Товарищество - близость, основанная на товарищеских отношениях, чувство товарища.

    (один представитель от группы даёт толкование слова)

    - Возникли ли у вас трудности при работе со словарём/в группе? Какие? Почему*

    Наше общество на данный момент не может похвастаться этими качествами. Доброта и милосердие вырабатывалось человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.

    Отвечать на вопросы учителя

    Работать в группе

    Давать толкование слов

    Отвечать на вопросы

    Слушать учителя

    К: диалог с учителем

    К:строить  речевое высказывание

    П: выполнять действия по алгоритму

    П:развивать операции мышления

    Р: осмыслять уч. материал; действовать  с учетом выделенных учителем ориентиров

    К:строить  речевое высказывание

    Р: принимать и сохранять учебную задачу

    III.

    Постановка учебной задачи

    Словесный: целеполагание

    3

    мин

    Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

    Тема урока: Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

    Какие цели мы перед собой поставим?

    • Познакомиться с…(рассказом Н. Булгаков «Анна, не грусти!» и с самим автором)

    -Мы продолжим разговор о дружбе. Мы уже говорили об обиде, о том, как не должны поступать настоящие друзья. Сегодня поговорим о взаимовыручке, соучастии, сопереживании.

    Определять цель и тему  урока

    Р: целеполагание, планировать свое действие в соответствии с задачей

    IV.

    Решение частных задач

     

    Словесный: слово учителя;  ответы на вопросы

    Наглядн.:

    учебная презентация

    Практич.: первичное восприятие текста на слух

    Словесный: ответы на вопросы

    Динамическая пауза

    Практический:  работа с трудными словами

    Наглядный: учебная презентация

    Практический: первичное чтение текста

    Словесный: слово учителя; ответы на вопросы

    30 мин

    Поработайте в парах. Прочитайте  опорные слова. Составьте по ним небольшой рассказ.

    Подруга, горка, упала, перелом, больница, грустно, навещать, радостно.

    (Проверка выполнения задания).

    -На с.79 прочитайте название рассказа Н.Булгакова. ( "Анна, не грусти!")

    -Как вы думаете, о чем этот рассказ?

    Прежде чем приступить к изучению рассказа, послушайте краткую биографию автора.

    Николай Афанасьевич Булгаков русский и французский учёный, биолог, бактериолог, доктор философии, брат писателя М. А. Булгакова, прототип Николки Турбина из романа «Белая гвардия».

    родился 20 августа (1 сентября) 1898 года в семье Афанасия Ивановича и Варвары Михайловны Булгаковых. Учился в Александровской гимназии. В начале октября 1917 года Николай поступил в Киевское Алексеевское инженерное училище и стал юнкером. Участвовал в октябрьских боях, после которых юнкерские училища были распущены. 1 сентября 1918 года стал студентом 1-го курса медицинского факультета Киевского университета. В университете Николай Булгаков проучился чуть больше двух месяцев.

    Писатель Николай Булгаков в жизни священник.

    Он написал книгу про двух сестёр, которую назвал “Аня и Катя”. Они учатся жить между собой в любви и мире. На конкурсе “Просвещение через книгу 2008” Издательского Совета Русской Православной Церкви книга заняла второе место в номинации “Лучшая детская и юношеская книга”

    Итак, сейчас давайте откроем учебник и посмотрим на рассказ. Я сейчас начну вам его читать, а вы внимательно слушайте. Потом буду задавать вам вопросы. (чтение рассказа учителем)

    Какое чувство вызвало это произведение?

    - Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Понравился ли он вам? Чем?

    А сейчас давайте с вами отдохнем. Встаём из-за своих парт и повторяем движения с видеоролика

    Прежде, чем мы начнёте читать рассказ, необходимо научиться читать трудные слова. Прочитайте слова по слогам, затем целым словом ( по ходу чтения уточняется значение непонятных слов).

    Спе-ци -аль-ная – специальная.
    Про-ко-ря-бал – прокорябал.
    Полу-ле-жа-ла – полулежала.
    Встре-пе-ну-лась – встрепенулась.
    Не-за-кра-шен-ную – незакрашенную.
    Трол-лей-бус – троллейбус.
    За-пла-кан-ное – заплаканное.

    Итак, хорошо. Сейчас давайте начнём с вами читать произведение по цепочке. Все внимательно следим, буду останавливать и кто-то будет продолжать читать. (чтение рассказа детьми)

    Беседа после чтения.

    - Как зовут девочку, попавшую в беду?

    - Что произошло на горке?

    - Что узнали про Катю, когда пришел доктор?

    - Как описана в рассказе больница? Прочитайте.

    - Какой Аня увидела палату? Подтвердите словами из текста.

    - Что делала Катя?

    - Почему Аня заплакала?

    Работать в парах

    Составлять рассказ

    Отвечать на вопросы

    Слушать биографию автора

    Слушать текст

    Первично воспринимать текст

    Отвечать на вопросы

     

    Выполнять физические упражнения

    Работать со словами

    Первично читать текст выразительно

    Выполнять физические упражнения

    Отвечать на вопросы

    П: выполнять действия по алгоритму

    К:строить  речевое высказывание

    Р: принимать и сохранять учебную задачу

    К:строить  речевое высказывание

    Р: принимать и сохранять учебную задачу

    П:выполнять действия по алгоритму

    Р: осмыслять уч. материал; действовать  с учетом выделенных учителем ориентиров

    Р: принимать и сохранять учебную задачу

    К:строить  речевое высказывание

    V. Домашнее задание

            

    1 мин

    - Ребята, запишите в дневник домашнее задание:

    Рассказ «Анна, не грусти» страница 79-84 прочитать выразительно

    Записывать домашнее задание

    Р:

    Применять учебную задачу на следующий урок

    VI.

    Итог урока,

    Рефлексия

    Словесный: слово учителя

    5

    мин

    - А теперь подведём итоги

    О чем мы говорили на уроке? С каким автором познакомились? Что вы запомнили из биографии автора? С каким произведением познакомились?  (

    Что узнали?

    Какие цели мы ставили на урок?

    Достигли ли мы целей поставленных в начале занятия?

    Поднимите руку те, кто считает что достигли.

    Закончите фразу на слайде:

    Мне было интересно…

    Мне понравилось…

    Мне было трудно…

    Кто хочет сказать какие эмоции у него были на уроке? (3 чел.)

    • Кто хочет сказать что понравилось на уроке? (2-3 чел.)

    Оценивать свою деятельность

     на уроке

    Р: осуществлять итоговый контроль,

    оценка

    П: рефлексия способов и условий действий



    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Челябинской области

    государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    «Челябинский педагогический колледж № 1»

    Технологическая карта урока

    По литературному чтению

    Выполнила студентка 46 гр.

    Салахова Алина Ахатовна

    Проверил: ______________________

    Отметка: _______________________

    Дата: __________________________

    Челябинск, 2018

    Предмет: литературное чтение

    Класс: 2

    Тема урока: Н.Булгаков. « Анна, не грусти»

    Цели урока: продолжать знакомить учащихся с рассказом Н. Булгакова; учить делить текст на части, составлять план, пересказывать по нему; помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности; продолжить формирование навыков чтения и правильной речи учащихся

    Планируемые результаты:

    • Личностные: воспитывать любовь и интерес к языку, аккуратность доброжелательность, взаимопомощь; раскрыть значимость моральной поддержки, выраженной в сочувствии и сопереживании; познакомиться учащихся с общечеловеческими ценностями.
    • Предметные: соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа; формировать внимание к внутреннему состоянию героев, умение объяснять причины их поступков; делить текст на части; составлять план и пересказывать по нему; работать над пополнением словарного запаса, выразительностью чтения.

    Тип урока: закрепление материала  

    Оборудование: учебник «Литературное чтение», 2 класс ( 2 часть), проектор, презентация,  доска                                                                                

    Этап урока

    Методы и приемы

    Хронометраж

    Содержание урока.

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    УУД

    I.

    Самоопределение к деятельности

    (Словесный: слово учителя)

    1

    мин

    Добрый день, ребята! Самостоятельно проверили свою готовность к уроку.

    Прозвенел звонок.

    Мы начинаем наш урок.

    Любознательные в классе дети

    Обо всем хотят знать на свете.

    С добрым утром!

    Начат день.

    Первым делом гоним лень.

    На уроках не скучать,

    А работать и читать!

    Тихонько присел 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд.

    Приветствовать учителя

    К:

    планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

    II.

    Мотивация и актуализация знаний

    Словесный: ответы на вопросы

    Практический: работа со стихотворением

    Словесный: слово учителя

    5 мин

    -На слайде вы видите стихотворение. Прочитайте стихотворение. Научитесь читать его выразительно.

    -А что значит выразительно прочитать стихотворение?

    -Определите, где выражение "ни пуха, ни пера" употреблено  в переносном смысле.

    Ни пуха, ни пера!

    Рано утром мама-квочка

    В класс отправила сыночка.

    Говорила: -Не дерись,

    Не дразнись, не петушись!

    Поспеши, уже пора!

    Ну, ни пуха, ни пера!

    Через час, едва живой,

    Петушок идет домой.

    Ковыляет еле-еле

    Он со школьного двора,

    А на нем и в самом деле

    Нет ни пуха, ни пера.

    В.Волонина.

    -Как вы думаете, почему петушок вернулся в таком виде домой?

    -Почему он дрался?

    -Мы продолжим разговор о дружбе. Мы уже говорили об обиде, о том, как не должны поступать настоящие друзья. Сегодня поговорим о взаимовыручке, соучастии, сопереживании.

    Отвечать на вопросы учителя

    Читать выразительно стихотворение

    Отвечать на вопросы

    К: диалог с учителем

    К:строить  речевое высказывание

    П: выполнять действия по алгоритму

    П:развивать операции мышления

    Р: осмыслять уч. материал; действовать  с учетом выделенных учителем ориентиров

    III.

    Постановка учебной задачи

    Словесный: целеполагание

    2

    мин

    Сегодня мы с вами продолжим изучение рассказа Н.Булгакова «Анна, не грусти»

    Итак, какая же у нас тема урока? ( Продолжение изучения рассказал Н.Булгакова «Анна, не грусти»

    Какие цели мы поставим себе на урок? ( научиться выделять главную мысль рассказа; делить на части текст; составлять план пересказа)

    Хорошо. Молодцы

    Определять цель и тему  урока

    Р: целеполагание, планировать свое действие в соответствии с задачей

    IV.

    Решение частных задач

     

    Словесный: слово учителя;  ответы на вопросы

    Практический: вторичное восприятие текса. Чтение рассказал

    Словесный: ответы на вопросы

    Динамическая пауза

    Практический:  составление плана для пересказа

    Наглядный: учебная презентация

    Словесный: слово учителя; ответы на вопросы

    Практический: работа с иллюстрацией

    Практический: групповая работа

    31 мин

    Итак, прежде чем мы начнём работать, скажите мне, что вы помните об авторе и его творчестве? Какие эмоции вызвал у вас рассказ, когда вы читали его дома?

    Итак, давайте начнем работу. Дома вы читали выразительно произведение Н.Булгакова «Анна, не грусти». Итак, давайте начнём читать рассказ.

    1 ученик начинай. Все остальные следят, я буду останавливать и спрашивать других. (чтение текста учащимися)

    Хорошо. Ну а теперь, давайте будем отвечать на вопросы.

    Как вы думаете, почему произошло это несчастье с Катей?

    Почему больницу называют особой, строгой?

    Почему автор обращает наше внимание, что Катя была в сереньком халате?

    Подберите синонимы к слову печальная.

    Как зовут девочку, попавшую в беду?

    - Что произошло на горке?

    - Что узнали про Катю, когда пришел доктор?

    - Как описана в рассказе больница? Прочитайте.

    - Какой Аня увидела палату? Подтвердите словами из текста.

    - Что делала Катя?

    - Почему Аня заплакала?

    - А как отреагировала на приход подруги Катя?

    - Как девочки разговаривали через стекло?

    - Кто из девочек был печальным Аня или Катя? Почему?

    - А чему радовалась Катя, лежа в больнице?

    - Как вы считаете, в каких словах выражена главная мысль этого рассказа?

    Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Анна, не грусти!»?

    Хорошо. А сейчас давайте с вами поработаем с пословицами

    Прочитайте пословицы,  и скажите, как вы понимаете смысл этих пословиц, и какие из них передают смысл рассказа?

    *Ищи друга, а найдешь - береги.

    *Друг в беде - друг вдвойне.

    *Друг рядом лучше, чем два или три вдалеке.

    Хорошо, Молодцы. А теперь давайте с вами посмотрим на пословицы на странице 84. Скажите, какая из этих пословиц больше подходит к нашему рассказу? Почему?

    Теперь давайте с вами отдохнем. Встаем из-за парт и повторяем движения за видеороликом.

    А теперь давайте попробуем разделить рассказ на части и составить план для пересказа.

    - С чего начинается рассказ?

    - Где заканчивается первая часть и начинается вторая? Как мы можем назвать первую часть? (ответы детей)

       И т.д.

    Составляется план:

    1.Случай на горке.

    2.Описание больницы.

    3.Аня  рассматривает палату в больнице.

    4. Аня заплакала.

    5.Разговор через стекло.

    6. Катя улыбается.

    - Какие части главные?

    - Что при пересказе нужно рассказать подробно, чтобы донести до слушателей главную мысль?  (где говорится о чувствах девочек, о сопереживании)

     Ребята, скажите чему учит нас Булгаков своим рассказом?

    В жизни очень важно уметь сопереживать, т.е. уметь мысленно представить себя на месте другого человека, помочь пережить вместе с ним горе, беду.

    Давайте посмотрим на иллюстрацию в рассказе. Всё ли так нарисовал художник, как было в рассказе?

    Хорошо. А сейчас, давайте поработаем в группах. Делимся на 4 группы. Каждой группе я раздам слова. Вам из них нужно составить предложения- пословицы. И объяснить их смысл.

    Работа в группах (Составить из слов предложения-пословицы)

    1.Без хорошего друга человек не знает своих ошибок.

    2. Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.

    3. Не бойся умного врага, бойся глупого друга.

    4. Друга узнать – вместе пуд соли съесть.

    5. Кто дружбу водит, тот счастье находит.

    6. Когда нет друга и свет не мил.

    7. Зло забывай, а дружбу помни.

    8. В беде легче с хорошим товарищем

    Хорошо. Молодцы.

    Отвечать на вопросы

    Читать выразительно рассказ

    Отвечать на вопросы

    Отвечать на вопросы

    Работать с пословицами

    Выполнять физические упражнения

    Делить текст на части

    Составлять план для пересказа

    Отвечать на вопросы

    Рассматривать иллюстрацию

    Работать в группе

    К:строить  речевое высказывание

    Р: принимать и сохранять учебную задачу

    К:строить  речевое высказывание

    П:выполнять действия по алгоритму

    Р: принимать и сохранять учебную задачу

    Р: осмыслять уч. материал; действовать  с учетом выделенных учителем ориентиров

    П:развивать операции мышления

    Р: принимать и сохранять учебную задачу

    К:строить  речевое высказывание

    Р: осмыслять уч. материал; действовать  с учетом выделенных учителем ориентиров

    V. Домашнее задание

            

    1 мин

    - Ребята, запишите в дневник домашнее задание:

    Рассказ «Анна, не грусти» страница 79-84 сделать пересказ. Вспоминайте дома план, который мы с вами сегодня обговорили.

    Записывать домашнее задание

    Р:

    Применять учебную задачу на следующий урок

    VI.

    Итог урока,

    Рефлексия

    Словесный: слово учителя

    5

    мин

    - А теперь подведём итоги

    О чем мы говорили на уроке?

    Какой рассказ вы прочитали? Кто автор?

    -Чему он учит? В чем главная мысль?

    Какие цели мы ставили себе на урок? Мы достигли целей?

    У вас есть солнышки, а на доске плакат с улыбающимся солнышком, на лучиках которого написаны слова: узнал, понял, удивился. Поставьте солнышки на те слова, которые стали вашим открытием на сегодняшнем уроке.

    Оценивать свою деятельность

     на уроке

    Р: осуществлять итоговый контроль,

    оценка

    П: рефлексия способов и условий действий


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Энни Хогарт. "Мафин и паук". 2 класс. УМК "Школа России"

    Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Энни Хогарт. "Мафин и паук". 2 класс. УМК "Школа России"...

    Конспект урока по литературному чтению на тему "В.А. Осеева "Волшебное слово" 2 класс, УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о биографии В.А. Осеевой, о произведении  «Волшебное слово»; формирование  умений анализировать художественный текс...

    Конспект урока по литературному чтению на тему "Н. Н. Носов «На горке»" , 2 класс УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: знакомство с содержанием рассказа Н. Носова «На горке»; развитие умения делить текст на части, составление плана по тексту на основе картинного плана; формирован...

    Конспект урока по литературному чтению на тему "М.М. Зощенко "Золотые слова" 3 класс, УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении М.М. Зощенко «Золотые слова», о жизни и творчестве писателя.Планируемые результатыПредметные:- знать о жизни и...