Викторина по сказкам К.И. Чуковского.
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему

Михайлова Татьяна Николаевна

Викторина предназначена для учащихся 2 классов. Цель: закрепить знания  детей о прочитанных сказках К.И.Чуковского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_skazkam_k.i.chukovskogo_2-ye_klassy.docx47.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                             Воспитатель группы продлённого дня

                                                                                              ГБОУ школы  № 404

                                                                              Колпинского района г. Санкт – Петербурга    

                                                                                              Михайлова Татьяна Николаевна

                       ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГО (2  классы)

(используются игровые технологии)

Цели:

           1.  Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского,

                выявить читательский интерес.

           2.  Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.

           3.  Развивать мышление, речь, воображение, память.

            4.  В игровой форме вспомнить, повторить и закрепить содержание сказок

                К. И. Чуковского

            5.. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.

Оформление: 

1) детские рисунки по произведениям  К.И.Чуковского;

 2) презентация;

3) выставка детских книг.  

 Подготовительная работа к проведению:

а) чтение произведений К.И.Чуковского «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Путаница», «Федорино горе», «Телефон» и др

. б) Отборочный тур в классе для проведения конкурса чтецов (конкурс чтецов по произведениям К.И.Чуковского для всех учащихся).

в) Выставка книг в классе.

Ход урока

I. Организационный момент.  

Настрой на занятие.

 Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

-  Здравствуйте  ребята я очень рада видеть вас сегодня на нашем занятии. В начале занятия я предлагаю вам посмотреть  друг на друга, улыбнуться друг другу и приготовиться работать.

 (Слайд№1)  Сегодня мы с вами проведём викторину по сказкам К.И.Чуковского.

В викторине принимают  участие 2 команды. Каждая команда за правильный ответ получает жетон. Команде собравшей большее количество жетонов вручается медали «Знаток сказок».

II. Вступительное слово. (слайд №3)
Ведущий:

-  Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой        человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея,  Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.  

Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.

– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.

 (Слайд №4)

 Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои  книги .

(Слайд №5)

 Учёный, писатель, переводчик, литературовед,  К.Чуковский  написал для детей много стихов и сказок.

Все дети очень любят слушать сказки. И мы с вами прочитали много сказок. А сегодня мы проведём викторину на лучшего знатока сказок К.Чуковского.

Класс делится на две команды.

- Первая команда – «Солнышко»

- Вторая команда – «Ручеёк»

Приветствие команд.

Девиз первой команды:

«Мы едины, мы непобедимы

   Книжки мы читаем

   Сказок много знаем.»

Девиз второй команды:

«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»

Оценивать наши конкурсы будет жюри.

( Слайды №6, 7, 8 ) 1конкурс « Вспомните сказку по отрывку»

- Вспомните, какими словами оканчивается строчка, и назовите  сказку.

Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (
комара)
«Муха – Цокотуха»

Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (
ворону)
«Телефон»

И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (
детей)
«Бармалей»

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (
Айболит)
«Айболит»

Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (
воробей)
«Тараканище»

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (
не могу).
«Федорино горе»

А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (
чудовище).
«Крокодил»

Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (
темно).
«Краденое солнце».

Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (
захрюкали, хрю- хрю)
«Путаница»

(Слайд №9)

 2 конкурс  «Кто есть кто».

- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена? Айболит - (доктор)
Бармалей - (
разбойник)
Федора - (
бабушка)
Каракула - (
акула)
Мойдодыр - (
умывальник)
Тотошка, Кокошка - (
крокодильчики)
Цокотуха - (
муха)
Барабек - (
обжора)
Рыжий, усатый великан - (
таракан)


- С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорина горя”, “ Телефона”… Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться . Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

- Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!” Поэт придумывал новые стихи, новых героев, и даже загадки. Давайте проведём конкурс по загадыванию загадок.

- Кто из вас знает больше всего литературных загадок К.И.Чуковского?

(Слайд №10)  

3 конкурс «Загадки»

.

  1.  Был белый дом,

       Чудесный дом,

      И что-то застучало в нём.

      И он разбился, и оттуда

     Живое выбежало чудо –

     Такое тёплое, такое пушистое и золотое.

 

 (Слайд №11)

2.    Растёт она вниз головою,

       Не летом растёт, а зимою.

       Но солнце её припечёт –

      Заплачет она и умрёт.

                                     (сосулька)

 

    (Слайд № 12)

 3 .Два коня у меня, два коня,

      По воде они возят меня.

      А вода тверда,

     Словно каменная.

                                            (коньки)

  (Слайд № 13)

 4 .Хожу , брожу не по лесам,

      А по  усам и волосам.

      И зубы у меня длинней,

     Чем у волков и медведей.

                                            (расчёска)

  Музыкальная пауза. «В мире много сказок»

     (Слова. Ю.Энтина, музыка. В. Шаинского)

(Слайд № 14)

 4.  «Конкурс знатоков».

- Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.

http://festival.1september.ru/articles/518574/img1.gif

По горизонтали:

  1. Имя акулы в сказках Чуковского.

И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет. (Айболит)

  1. Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.

Вот и стал Таракан победителем,

И лесов и полей повелителем.

Покорилися звери усатому.

(Чтоб ему провалиться, проклятому!)

А он между ними похаживает,

Золоченое брюхо поглаживает:

"Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,

Я сегодня их за ужином скушаю!" (тараканище)

     

  1. Имя мухи – именинницы.

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

  1. Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.

Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил

  1. Умывальников начальник и мочалок командир.

Я - Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!

  1. Кто вернул краденое солнце?

Не стерпел Медведь,
Заревел Медведь,
И на злого врага налетел Медведь.

Уж он мял его и ломал его:
"Подавай сюда наше солнышко!"

Испугался Крокодил,
Завопил, заголосил, а из пасти
Из зубастой солнце вывалилось,
В небо выкатилось!
Побежало по кустам,
По берёзовым листам.

  1. Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?

И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, но лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
"Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!" (Айболит)

  1. Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.

Наш бегемот провалился в болото...
- Провалился в болото?
- Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете -
Он утонет, утонет в болоте,
Умрет, пропадет
Бегемот!!! (телефон)

По вертикали:

Первая сказка Чуковского. «КРОКОДИЛ»

-  Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: Жил да был крокодил, он по улицам ходил. Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.

( Слайд №15)

5 конкурс  «Волшебный мешочек».

Учитель достаёт из мешка предметы. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.

  1. Телефон (У меня зазвонил телефон)
  2. Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
  3. Мыло (Вот и мыло подскочило)
  4. Блюдце (А за ними блюдца)
  5. Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
  6. Термометр (И ставит им градусник)
  7. Сито (Скачет сито по полям)
  8. Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
  9. Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
  10. Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
  11. Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)
  12. Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)

  1. Игра – соревнование.

На столе лежат атрибуты из разных сказок К.Чуковского. Каждая команда должна отобрать те, которые подходят к их сказке.

1 команда – сказка «Мойдодыр»  (мыло, полотенце, зубная щётка, зубная паста)

2 команда – сказка «Федорино горе» (тарелка, кастрюля, ложка, стакан)

1 команда – сказка «Муха – Цокотуха» (чашка, самовар, крендельки, мёд)

2 команда – сказка «Айболит» (градусник, вата, фонендоскоп, шприц)

7 конкурс капитанов.

- Сколько и какие сказки К.И.Чуковского «живут» в этом стихотворении?

Для 1 команды:                                                        Для 2 команды:

Я за свечку,                                                                Наступила темнота.

Свечка в печку!                                                          Не ходи за ворота:

Я за книжку,                                                               Кто на улицу попал -

Та бежать                                                                   Заблудился и пропал.

И вприпрыжку                                                           Маленькие дети!

 Под  кровать.                                                             Ни за что на свете

А за нею вилки,                                                          Не ходите в Африку.

Рюмки да бутылки,                                                    В Африку гулять!

Чашки да ложки,                                                         В Африке акулы,

Скачут по дорожке.                                                     В Африке большие

И такая дребедень                                                       Злые крокодилы.

Целый день:                                                                  Рыбы по полю гуляют,

Динь – ди – лень,                                                         Жабы по небу летают,

Динь – ди –лень,                                                           Мышки кошку изловили,

Динь – ди – лень!                                                         В мышеловку посадили.

(«Мойдодыр», «Федорино горе»,                             («Краденое солнце»,   «Бармалей»                                    

 «Телефон»)                                                                 «Путаница»)

- Стихи Чуковского очень музыкальны. Например, к  сказке “Мойдодыр” композитор Ю. Левитин написал оперу. (Опера – это музыкальное произведение, в котором все поют в сопровождении оркестра.) Вначале звучит “Увертюра” –  вступление к опере. Звучат фанфары, привлекая внимание слушателей. Далее звучит лучезарный солнечный марш: “Рано утром, на рассвете умываются мышата”. Финал оперы радостный. Звучит гимн воде.

-  К.И.Чуковский рассказывал: “ У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба.

 (Слайд №16)

8 конкурс  « Расшифруйте имена сказочных героев».

- Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.

БРМЛЙ

ЦКТХ

МЙДДР

ФДР

ЙБЛТ

ТРКНЩ

КРКДЛ

КРКЛ

(Бармалей,  Мойдодыр,  Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,)

- Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет  “Федорино горе”.

( Слайд № 17)

9 конкурс  «Героический поступок»

- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.

Айболит

Зажгли море.

Воробей

Проглотил солнце.

Крокодил

Помыла свою посуду.

Комар

Вернул солнце в небо.

Федора

Потушила море.

Медведь

Спас Муху – Цокотуху.

Бабочка

Съел таракана.

Лисички

Вылечил зверей.

10  конкурс «Дальше, дальше, дальше»

- Дайте быстрый и правильный ответ на вопрос.

« Муха – Цокотуха»

  1. Сколько чашек выпили букашки? (3 чашки)
  2. Что горело в руках комарика? (фонарик)
  3. За кого вышла замуж Муха – Цокотуха? (за комарика)
  4. Что нашла Муха – Цокотуха в поле? (денежку)

 « Тараканище»

  1. На чём ехали медведи? (на велосипеде)
  2. На кого села от страха слониха? (на ежа)
  3. Какого цвета был таракан? (рыжий)
  4. Куда упала луна во время веселья? (в болото)

« Мойдодыр»

  1. На кого похожа бегущая подушка? (на лягушку)
  2. Откуда вышел Мойдодыр? (из спальни)
  3. Когда же надо умываться? (по утрам и вечерам)
  4. С кем прогуливался крокодил по саду? (С Тотошей и Кокошей)

« Телефон»

  1. Кто любил кушать калоши? (крокодил)
  2. Что цапли лечили с помощью капель? (животы)
  3. Кто утонул в болоте? (бегемот)
  4. Сколько ночей не спал автор из – за  телефонных звонков? (3 ночи)

«Федорино горе»

  1. Какое отчество у Федоры? (Егоровна)
  2. Кто остался рядом с Федорой, когда все от неё ушли? (тараканы)
  3. Что стала делать Федора, когда все от неё убежали? (плакать)
  4. Кто зарыдал со словами: «Увы я разбито, разбито».

« Бармалей»

  1. Куда решил поехать Бармалей? (в Ленинград)
  2. Кто проглотил Бармалея? (крокодил)
  3. Что делал Бармалей в Африке? (кушал  маленьких детей)
  4. Что обещали дети Бармалею, если он их отпустит? (конфет, чаю с сухарями)

11 «Конкурс чтецов».

-  Дети читают выбранные отрывки из сказок.

- Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться.

Вот и подошла к концу наша викторина. Мы увидели, что вы ребята, любите и знаете сказки К.Чуковского. Обе команды сегодня молодцы!

(Слайд №18)

Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “ Бармалея ”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?

-  Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.

Подведение итогов и награждение победителей.



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по сказкам К.И.Чуковского

Вступительное слово о К.И.Чуковском, 1тур: Вспомни сказку, 2тур: Кто есть кто,3тур:Конкурс знатаков,4 тур:Корзина с потерянными вещами,5 тур:Музыкальная страничка,6 тур:Расшифруй имена сказочных герое...

Викторина по сказкам К.И.Чуковского "Чукоша"

Викторина по сказкам К.И.Чуковского...

Викторина по сказкам К.И. Чуковского

Знакомство с творчеством К.И. Чуковского....

Викторина по сказкам К.И. Чуковского

Викторина по сказкам познакомит  учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, поможет  понять удивительный мир сказок, их мудрость и красоту....

Урок внеклассного чтения "Викторина по сказкам К. И. Чуковского"

ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГОЦели:1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить читательский интерес.2. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.2....

Викторина по сказкам К.И. Чуковского

Викторина по сказкам К.И. Чуковского для учеников 3 класса...