Исследовательская работа "Как повысить скорость чтения?"
занимательные факты по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Нарыжная Галина Николаевна

Исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_kak_povysit_skorost_chteniya.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Вершино-Биджинская средняя общеобразовательная школа»

Секция «Гуманитарные науки»

Номинация «Литературное чтение»

Тема: «Как повысить скорость чтения?»

Работу выполнила:

Черемнова Ксения

ученица 3 класса

Руководитель:

Нарыжная Галина Николаевна,

учитель начальных классов

с. Вершино-Биджа

2017  год

Содержание

I. Введение_______________________________________________3

II.Основная часть_________________________________________4-6

2.1. Влияние скорости чтения на развитие школьника____________4

III. Исследование_________________________________________5-6

3.1.Экспериментальная часть________________________________5

32. Практическая часть_____________________________________5

3.. Итоги исследования_____________________________________6

IV. Заключение____________________________________________7

V. Список литературы______________________________________8

Введение

        С каждым годом объём информации, предлагаемый школьной программой, увеличивается. По оценкам психологов, на успеваемость ребёнка в школе влияет 200 факторов. Фактор номер  один - скорость и осознанность чтения.  

     Тема исследования: «Как повысить скорость чтения?»

     Цель исследования: повысить скорость чтения за ограниченный промежуток времени на 15-20 слов;

      Задачи исследования:

  1. Изучить   доступную   литературу,   рассказывающую   о   влиянии скорости чтения на развитие школьника;
  2. Провести   стартовую   и   итоговую   диагностику   по   выявлению первоначальной и конечной скорости чтения;

3.        Подобрать  упражнения,     способствующие эффективному развитию скорости чтения;

4.        Сделать анализ. Сформулировать  выводы и рекомендации.

Гипотеза: систематически выполняя комплекс специальных упражнений, нам удастся повысить скорость чтения за 2 недели примерно на 15-20 слов.

Методы исследования: сбор информации, наблюдение,  проведение эксперимента.

II. Основная часть.

2.1 Влияние скорости чтения на развитие школьника

Изучая литературу о влиянии скорости чтения на развитие школьника, я узнала, что дети и подростки, часто читающие, имеют интеллект более высокий, чем те, кто пренебрегает этим полезным занятием. От скорости чтения зависит процесс развития школьника. Быстро читают обычно те дети, которые читают много, а, значит, усваивают много информации. С помощью словаря я узнала, что чтение - это процесс преобразования   буквенных   символов   в   словесные,   процесс   получения информации из её источника.

В целом навык чтения складывается из двух сторон: смысловой и технической. Под главной смысловой стороной чтения понимают, что читатель понимает слова, употреблённые в прямом и переносном смысле, понимает содержание отдельных глав и абзацев.

 В техническую сторону чтения входит несколько составляющих: во-первых, правильность чтения, т.е. умение прочитывать правильно слова без искажений, замены или перестановки букв, слогов, слов. Во-вторых, умение понимать содержание текста, его смысл. В-третьих, выразительность – умение эмоционально передать читаемое, соблюдая знаки препинания автора и понимая их смысл. В-четвёртых, это способ чтения. Различают четыре способа чтения:1) побуквенный, 2) слоговой, 3) плавный слоговой с прочтением целыми словами, 4) чтение целыми словами. В-пятых, это темп чтения, т.е. скорость прочитывания слов в минуту. Навык чтения формируется в период обучения в начальной школе, поэтому в начальных классах есть свои нормы чтения. К концу 4 класса по требованиям программы ученики должны читать не менее 90 слов в минуту.

 Однако существуют и другие мнения. Некоторые педагоги и учёные считают, что оптимальная скорость чтения – это чтение в темпе разговорной речи, т.е. 120 – 150 слов в минуту. Именно к такому темпу приспособился артикуляционный аппарат человека.

     С каждым годом объём информации, предлагаемый школьной программой, увеличивается.  Но мои одноклассники  так мало читают. Как помочь своим одноклассникам  правильно и быстро читать тексты, чтобы повысить успешность в обучении (ведь имея низкую скорость чтения, они просто не будут успевать выполнять задания)?

III. Исследование

3.1 Практическая часть

          Я решила провести эксперимент и разделила его на два этапа: стартовая диагностика  (экспериментальная)  и итоговая диагностика.

На этапе стартовой диагностики передо мной стояла задача:  определить у желающих ребят  скорость чтения и понимание прочитанного.

Для решения этой задачи  я  традиционным способом проверила скорость чтения желающих учеников (Вадим, Настя, Лия). Были даны три минуты для чтения текста, количество прочитанных слов делилось на 3,  и я узнавала среднюю скорость чтения в минуту. После прочтения учащиеся ответили на 4 вопроса не только по содержанию, но и на понимание прочитанного. Данные о первом срезе я оформила в диаграмме  «Стартовая диагностика».

Вывод: скорость чтения учеников даже одного класса может быть различной.

3.2 Экспериментальная часть

Я считаю, чтобы добиться результата, нужна система занятий. На втором этапе  мы с ребятами выполняли комплекс упражнений, который мне помог подобрать мой руководитель, продолжительность каждого занятия составляла 30 минут. Всего за 2 недели провели 10 занятий.

Задачей этого этапа было, используя разные упражнения, повысить скорость  и качество чтения.

Ребята ежедневно выполняли упражнения по чтению на материале таблиц звуков, слогов, слов и словосочетаний, используя три способа прочтения («Прятки», «Титры», «Скороговорки»), требующие умения быстро и правильно говорить, выполняли, чередуя их с другими упражнениями:

-на  развитие  внимания  («Найди  спрятанные  слова»,   «Зачеркни разными способами», «Найди лишнее»);

-на развитие мышления («Поиск закономерностей», «Найди пару»);

-на тренировку памяти («Запомни и покажи»);

-на расширение поля зрения, необходимого для охвата слова или
словосочетания целиком (таблицы Шульте, числовые пирамиды, лабиринты).

 Все упражнения старались выполнять с максимальной скоростью.

Кроме предложенного комплекса упражнений мы выполняли ещё несколько упражнений на развитие техники чтения.

        Чтение перевёрнутого текста. Страница обычного текста переворачивалась вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Наша задача была, двигая глазами, справа налево прочитать 2 страницы текста.

        Корректировка деформированных предложений. Необходимо было найти в предложении смысл, расставив верно слова в нужной форме, например:

- стоящего мимо осторожно автомобиля проходи

  Поиск в тексте заданных слов. Задаются 1-3 слова, которые надо как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, можно подчеркнуть или обвести в кружок. Это упражнение формирует способность запоминать образы слов, а так же развивает словесную память.

Игра в прятки. Ведущий начинает читать не сначала, а где захочет, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Каждый из нас был очень рад, когда первым успевал найти абзац, который читал ведущий.

                                            3.3 Итоги исследования

           На этапе итоговой диагностики мы ставили себе задачей измерить скорость чтения текста каждого из участников после выполнения всех тренировочных упражнений. Всем был предложен один и тот же текст - для чтения вслух. Количество слов, прочитанных за 3 минуты, делилось на 3, и мы узнавали скорость чтения за 1 минуту. После прочтения мы отвечали на 4 вопроса не только по содержанию, но и на понимание. Результаты  зафиксированы в «Итоговой диаграмме», из которой следует  вывод: скорость чтения каждого из учеников    увеличилась.

IV. Заключение

          Современная школьная программа достаточно трудна. Умение читать очень важно, ведь именно чтение - основное занятие на всех уроках, а также во время выполнения домашнего задания.            

        Работа    над    техникой    быстрого    чтения    —   процесс    достаточно длительный и требующий больших усилий, часто непривлекательный для ученика. Успешность развития скорости осознанного чтения для нас была связана с удачным подбором упражнений для её тренировки.

       На уроках мы стали замечать, что пополнился наш словарный запас. Задания, направленные на поиск информации в тексте мы выполняем теперь быстрее всех в классе. На основании проведённого исследования можно сделать выводы: скорость   чтения   при   использовании      упражнений   увеличилась  на 16 слов у двоих участников, на 21 слово у одного;  повысилось   качество   понимания   прочитанного   и   правильность чтения.

          Цель исследования достигнута, гипотеза работы подтвердилась.

   Рекомендую по совету психологов, освоить технику беглого чтения детям до  12 лет. Регулярные упражнения по тренировке техники чтения необходимы для всех учащихся: одним эти упражнения помогают исправлять недостатки чтения, другим - не терять ранее приобретенные навыки.

                            ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ

Для отдельно взятого ученика: повышение скорости чтения, вне зависимости от индивидуальных особенностей; снижение количества времени, затрачиваемого на выполнения заданий на уроке и дома.

V.Список литературы

  1. Андреев  О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения.- Мн. Университетское: 2007.-224с.
  2. Зотов С. Г., Зотова М. А.. Повышение скорости чтения. Издание
    шестое. Феникс. 2013 г.
  1. Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-
    е издание, дополненное. Москва. 2010 г.
  2. Интернет – ресурсы
  1. http://www.nsportal.ru
  2. http://www.pedsovet.su
  3. http ://www. skorochtenie.info/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как повысить скорость чтения младшего школьника

В статье приведены примеры упражнений, направленных на повышение скорости чтения школьников....

Как повысить скорость письма?

“Можно ли повысить скорость письма младшего школьника?”- спрашивает начинающий учитель.  Можно.Есть хороший метод обучения письму (по .Н.Потаповой), но  для его  применения нужны ...

Как повысить скорость чтения младшего школьника.

Скорость чтения является важнейшим фактором, влияющим на успеваемость школьника. Плохо читающие дети просто обречены на неуспеваемость, так как медленное чтение мешает усвоению учебного материала,...

Исследовательская работа по теме: «Как повысить скорость чтения»

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач учителя начальных классов.  Ребёнок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения п...

Исследовательская работа по теме: «Как повысить скорость чтения»

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач учителя начальных классов.  Ребёнок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения п...

Как повысить скорость чтения.

Материалы для родителей...

Как повысить скорость чтения младшего школьника?

Примеры упражнений, направленных на повышение скорости чтения школьников....