Урок - путешествие "Что за прелесть эти сказки"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Панина Марина Ивановна

открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_za_prelest_eti_skazki.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Клишинская ООШ»
Урок - Путешествие по сказкам А.С.Пушкина 
"Что за прелесть эти сказки" 
Учитель: Панина Марина Ивановна

13 ноября 2017 год

 Возраст: 3 класс
Цель: Формирование у детей интереса к сказкам А.С. Пушкина через игровую деятельность.
Задачи:
Закрепление знаний о сказках А. С. Пушкина;
Развитие творческого и логического мышления, а текже артистических способностей детей;
Воспитание у детей чувства коллективизма, толерантности.

Познавательные УУД: Поиск нужной информации,  построение правильного  речевого высказывания.

Личностные УУД:

Вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками; выработка учебной мотивации,  постановка учащимися   целей  учебной   деятельности на уроке.

Регулятивные УУД:

 Осознавать и удерживать учебную задачу. 

Целеполагание(постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей).

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

 Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Коммуникативные УУД: Определять и высказывать свою точку зрения. выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.


Оборудование: компьютер, проектор, таблички  названия сказок, листы с вопросами и ответами, рисунки животных, таблички с цифрами, предметы для конкурса «Забытые вещи»,  бейджики для театра-экспромта.


Ход урока:

Слайд №1

- Встали красиво, выровнялись. Садитесь.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Слайд №2

- Ребята! У вас хорошее настроение? Вот такое?    .

   У меня тоже такое настроение. Начнём наш урок.

   Человек, который хочет научиться выразительно  читать, должен                 уметь управлять мимикой, передавать настроение героя.

 Предлагаю вам потренироваться.

 Покажите мне такое настроение: .

 А теперь, вот такое: .

А сейчас, вот такое: . (Дети несколько раз тренируются)

Учитель: А теперь для того чтобы у всех было хорошее настроение

исполним  песню «В гостях у сказки»


Учитель

Недаром дети любят сказку,
Ведь сказка тем и хороша:
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытания
Согласны юные сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца. (В. Берестов)

Слайд №3

Давайте вспомним правила учебного сотрудничества (чтение цепочкой).

*Осмысливать задания.

*Доказывать, отстаивать свою точку зрения.

*Выслушивать мысли каждого.

*Не перебивать друг друга.

*Соблюдать правило поднятой руки.

Слайд №4

Наш урок  посвящен сказкам, а именно сказкам А.С.Пушкина. Сейчас я предлагаю выбрать из предложенных названий те, которые принадлежат перу А.С.Пушкина.


Конкурс № 1 «Выбери сказку А.С.Пушкина»


Ход конкурса.

 На доску вывешиваются названия сказок «Золушка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Кот в сапогах», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Колобок», «Теремок», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Бременские музыканты», «Сказка о попе и работнике его Балде», а ребята выбирают названия сказок, которые написал А.С.Пушкин.

Слайд №5

Слайд №6

Учитель.

 Как вы, наверное, знаете, сюжеты для сказок Пушкина дала его няня, Арина Родионовна. Пушкин записал со слов А.Р. семь сказок, а на основе четырёх («Некоторый царь задумал жениться», «Некоторый царь ехал на войну», «Поп поехал искать работника» и «Царевна заблудилась в лесу») впоследствии создал «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказку о царе Салтане», «Сказку о попе и его работнике Балде». Давайте попробуем догадаться по конспективным записям, сделанным А.С.Пушкиным со слов Арины Родионовны, как эта сказка стала называться у Александра Сергеевича.

Конкурс  №2«Нянюшкины сказки»

Ход конкурса.

Учитель зачитывает отрывки из записей, сделанных А.С.Пушкиным, а ребята дают название сказки А.С.Пушкина.
1
.«Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая, что одним куском сукна оденет, третья, что с первого года родит 33 сына. Царь женился на меньшой, и с первой ночи она понесла. Царь уехал воевать. Мачеха его, завидуя своей невестке, решилась ее погубить....» («Сказка о царе Салтане»).
2.
«Поп поехал искать работника. Навстречу ему Балда. Соглашается Балда идти в работники, платы требует только три щелчка в лоб попу. Поп радехонек, попадья говорит: «Каков будет щелк». Балда дюж и работящ, но срок уже близок, а поп начинает беспокоиться... Поп посылает Балду с чертей оброк собирать. Балда берет пеньку, смолу да дубину, садится у реки, ударил дубиною в воду, и в воде охнуло. «Кого я там зашиб? старого или малого?» И вылез старый — «Что тебе надо?» — «Оброк собираю». — «А вот внука я к тебе пришлю с переговорами». Сидит Балда да веревки плетет да смотрит. Бесенок выскочил. «Что ты, Балда?» — „Да вот стану море морщить, да вас чертей корчить...”». («Сказка о попе и работнике его Балде»)


3
.«Царевна заблудилася в лесу. Находит дом пустой — убирает его. Двенадцать братьев приезжают. Ах, — говорят, — тут был кто-то — али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать али сестра...»;
«...Мачеха ее приходит в лес под видом нищенки — собаки ходят на цепях и не подпускают ее. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят ее в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам...» (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях).


Учитель. Сказки не могут быть без героев: главных ли, второстепенных, и наш следующий конкурс «Герои сказок Пушкина»» мы посвятим именно героям сказок Пушкина.

Конкурс№3 «Герои сказок Пушкина»

Ход конкурса.

 Учитель называет первую часть имени главного героя, а дети продолжают его имя.
- Мёртвая …(царевна)
- Золотая … (рыбка)
- Золотой …( петушок)
- Царь …(Салтан, Дадон)
- Князь …(Гвидон)
- Королевич …( Елисей)
- Царевна…(Лебедь)
- Шамаханская…(царица)

Учитель. Героями сказок Пушкина являются и люди, и вымышленные персонажи и животные. И наш следующий конкурс «Животные в сказках Пушкина».
Конкурс№4 «Животные в сказках Пушкина»

Ход конкурса.

Учитель показывает рисунки с изображением животных, а ребята вспоминают из какой оно сказки. 
Белка, муха, комар, лебедь, коршун, шмель - «Сказка о царе Салтане»
Заяц, Лошадь - «Сказка о попе и работнике его Балде»
Петушок - «Сказка о золотом петушке»,
Рыбка - «Сказка о рыбаке и рыбке»,
Собака – «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».


Учитель :
 Наше путешествие продолжается. Мы в «Царстве музыки».

- К творчеству Пушкина обращались многие композиторы. Русский композитор Н. Римский-Корсаков написал оперу по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане.»

Послушайте фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова. Закройте глаза, сядьте поудобнее и попробуйте угадать сказочного персонажа. (Прослушивание музыкальной пьесы «Полет шмеля.»)

- Кого вы представляли себе, слушая пьесу?

Физкультминутка  Изобразите как летал шмель.

«Шмелем князь оборотился
Полетел и зажужжал.
Судно на море догнал.
Потихоньку опустился
На корму и в щель забился.»


Учитель. В сказках Пушкина говорят все: и люди, и животные. И сейчас я предлагаю вам определить, кто и в какой сказке говорит слова, которые прозвучат далее. 

Конкурс№5 «Кто как говорит»
Ход конкурса.

 Учитель  читает отрывки из текстов сказок А.С.Пушкина, а дети должны определить, кто сказал эти слова, и в какой сказке?
-Кири-ку-ку! Царствуй лёжа на боку. (Петушок, «Сказка о золотом петушке»)
-Что тебе надобно, старче? (Золотая рыбка. «Сказка о рыбаке и рыбке».)
-Нужен мне работник, повар, конюх, плотник. (Поп. «Сказка о попе и работнике его Балде»)
- Говорят, царевна есть, что не можно глаз отвесть,

Днём свет божий затмевает, ночью землю освещает… (Князь Гвидон. «Сказка о царе Салтане»)
-Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте? (Князь Гвидон. «Сказка о царе Салтане»)
-Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи… (Царица-мачеха. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).
- Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

 В год за три щелка тебе по лбу,

 Есть же мне давай вареную полбу.

(Балда. «Сказка о попе и работнике его Балде»).

.
Конкурс №6 «Забытые вещи»
Ход конкурса.

Учитель по очереди достаёт предмет. Задача детей - назвать сказку, в которой встречается такой предмет. 
Яблоко – «Сказка о мёртвой царевне…» 
Хлеб – «Сказка о мёртвой царевне…»
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне…» 
Орех – «Сказка о царе Салтане» 
Верёвка – «Сказка о попе и работнике его Балде» 
Пряник – «Сказка о рыбаке и рыбке»
Мешок – «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде»
Учитель

Конкурс №7 «Сказки и цифры».

Ход конкурса.

 Учитель показывает цифры 7, 3, 33 8. Ребята должны вспомнить, что обозначают эти цифры.
33 – года жили старик со старухой у самого синего моря.
33- богатыря (в чешуе, как жар горя 33 богатыря).

8 – через столько дней посылал Дадон вторую и третью рать.

3 – девицы под окном пряли поздно вечерком;
3 - раза закидывал старик невод;
3 - щелчка дал Балда попу;
3- раза превращался и перемещался князь Гвидон.
7 – Балда работает за семерых;
7- Приданое за царевной (Семь торговых городов, Да сто сорок теремов).
7- богатырей.
Учитель .. А ещё именно столько участников понадобятся мне для проведения следующего конкурса. Сейчас мы с вами поиграем в театр, и не просто в театр, а в театр-экспромт.
Конкурс №8  «Театр-экспромт»
Ход конкурса.

Учитель раздает участникам конкурса бейджики с названиями персонажей произведений Пушкина: 1.Дуб, 2.Руслан, 3.Царь Дадон, 4.Шамаханская царица,5. Золотой петушок, 6.Старик, 7. Кот ученый.

 После того, как роли розданы, она читает текст, а исполнитель роли, услышав своё имя должен выполнять действие, согласно тексту. 
Текст.
На солнечной поляне стоит
Дуб. Его могучие ветви качаются под порывами ветра. Около дуба собираютсмя герои пушкинских сказок. Первым прибывает Руслан. Он встает около Дуба, опирается на него рукой, а другую руку приставляет к глазам и грустно смотрит вдаль, поджидая свою Людмилу. Но Людмила не торопится. Руслан видит, как приближается, еле волоча ноги, царь Дадон под руку с Шамаханской царицей. Она весело хохочет. С другой стороны подлетает Золотой петушок. Он машет крыльями и пытается клюнуть Дадона в темя. Дадон отмахивается от него. Руслан помогает прогнать петушка. Петушок, злобно кукарекая, улетает. Дадон начинает светскую беседу с Шамаханской царицей и Русланом. В это время появляется Старик. Он медленно, едва передвигая ноги идёт с дубу, который всё ещё качает ветвями.. Дадон, Шамаханская царица и Руслан продолжают светскую беседу. К ним присоединяется грустный старик.Дуб всё ещё качает своими могучими ветвями. В это время появляется Кот ученый. Он обводит всех взглядом, взмахивает лапами идет направо и "песнь заводит". «У лукоморья дуб зелёный…» Все подхватывают её и уходят. 


Учитель. Спасибо, ребята, можете занять свои места. Вот на этой радостной ноте мы и закончим наш урок  по сказкам А.С.Пушкина.


Сказки Пушкина, друзья,
Забывать никак нельзя.
Не забывайте сказки эти
И в наши годы, в наши дни.
Для сладкой радости и грусти светлой
Друзьями к вам придут они.

(конфеты)

Рефлексия.