"А. С. Пушкин "Туча""
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Цель урока: познакомить детей со стихотворением ; показать значение художественного мастерства поэта, его использование различных изобразительно-выразительных средств; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; пополнять словарный запас учеников.

Задачи урока: Образовательная – формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу.

Развивающая – формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему изучению литературы; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание;

Воспитательная – воспитывать культуру общения; любовь к жизни и к природе.

Формировать УУД:

Личностные УУД: формирование волевых качеств личности на основе примеров из жизни В.А. Жуковскогопознавательный интерес способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Оборудование: учебник Л. Ф. Климанова "Литературное чтение 4 класс 1 часть", презентация А.С.Пушкин "Туча" с аудиозаписью, презентация рефлексия, портрет писателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по чтению с детьми ОВЗ в 4 классе.

Тема: А. С. Пушкин "Туча".

Цель урока: познакомить детей со стихотворением ; показать значение художественного мастерства поэта, его использование различных изобразительно-выразительных средств; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; пополнять словарный запас учеников.

Задачи урока: Образовательная – формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу.

Развивающая – формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему изучению литературы; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание;

Воспитательная – воспитывать культуру общения; любовь к жизни и к природе.

Формировать УУД:

Личностные УУД: формирование волевых качеств личности на основе примеров из жизни В.А. Жуковскогопознавательный интерес способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Оборудование: учебник Л. Ф. Климанова "Литературное чтение 4 класс 1 часть", презентация А.С.Пушкин "Туча" с аудиозаписью, презентация рефлексия, портрет писателя.

Ход урока

I. Организационный момент.

II.Речевая разминка.

- Прочитайте стих-ие самостоятельно. (Карточки со стих-ем у каждого учащегося на парте).

Ходит осенью по дорожке,

Промочили в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета.

Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень.

Ветер с клена листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Желто-розовый - кленовый. (В. Авдиенко)

- Прочитаем медленно, с ускорением, с замедлением темпа, выразительно.

- Как бы вы его озаглавили? Почему?

III. Проверка домашнего задания.

- Выразительное чтение А. С. Пушкина "Няне".

IV.Сообщение темы урока.

- Посмотрите на иллюстрации картин.

- Как вы думаете, о чем будет стихотворение, с которым мы познакомимся сегодня на уроке?

- А теперь посмотрите на выставку книг. Со стихотворением какого автора мы познакомимся?

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

- Правильно, сегодня на уроке мы будем читать стихотворение А. С. Пушкина об осени.

- Чему мы будем учиться, работая над этим стихотворением?

- Наши действия: определим тему; исследуем содержание; представим картины, нарисованные автором; будем учиться выразительно читать стих-ие, опираясь на свое отношение к прочитанному.

V. Работа по теме урока.

1. Знакомство со стих-ем А. С. Пушкина "Туча".

Презентация с сопровождением аудиозаписи стих-ия (слайд 1 - 11).

- Кому понравилось это стихотворение? Что понравилось?

- Какое настроение возникло у вас?

- Перечитайте стихотворение. В стих-ии встречаются слова, значение которых вам может быть непонятны, подчеркните их аккуратно карандашом.

2. Словарная работа. (Карточки со словами вывешиваю на доску)

Рассеять - разогнать в разные стороны, заставить разбежаться.

Лазурь - светло-синий цвет, синева.

Ликовать - торжествовать, восторженно радоваться.

Обвить - обмотать что-то вокруг чего-нибудь.

Алчный - жаждущий воды, влаги.

Миновать - пройти, окончиться.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

VI. Продолжение работы по теме урока.

1. Первичная проверка понимания:

- Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении

- Какую картину природы рисует поэт?

- Как изменения в природе влияют на настроение человека?

- Не кажется ли вам, что стихотворение имеет и другой скрытый смысл?

- В каких стихотворных строках эта мысль выражена наиболее ярко?

(Стихотворение Пушкина «Туча» проникнуто свежестью летнего дня после грозы, пронизано солнечным светом, лишь задержавшаяся, почему-то, на небе туча «наводит унылую тень». Стихотворение «нетерпеливое»: и поэт, и природа, словно ждут, когда небо станет чистым, туча скроется за горизонтом)

2. Дифференцированное задание.

- В лирической миниатюре А.С. Пушкина «Туча» мы можем отметить и индивидуально-авторское сочетание слов. Поэт употребил здесь множество ярких эпитетов, кроме него не свойственных никому другому. Среди них выделяются следующие сочетания: “рассеянной бури”, “ясной лазури”, “унылую тень”, “ликующий день”. Заметьте: не радостный, не веселый, а именно «ликующий»(!) день. “Грозно обвивала”, “алчную землю”, “таинственный гром”, “успокоенных небес”.

Эпитет- образное определение, обычно выраженное сочетанием прилагательного с существительным (напр: ледяной взгляд, ясная лазурь и т.д.)
- Данные художественные средства играют огромную роль: они помогают нам понять и прочувствовать настроение стихотворения. Они делают его богаче и ярче, Не будь их, было бы стихотворение?
- Давайте проведем небольшой эксперимент: из четверостишия удалим лишь эпитеты. Что получится?
Последняя туча … бури!
Одна ты несешься по небу,
Одна ты наводишь … тень,
Одна ты печалишь … день.
- Ну разве это стихотворение? Нет, конечно. Нельзя забывать, что мы убрали только эпитеты, а что будет, если оставить стихотворение без метафор, инверсий.

- Таким образом наше стихотворение проникнуто восторгом от ясного «ликующего» дня, от «ясной лазури», поэт в восхищении от природы. Да и недавнюю грозу описывает он ярко, красочно, что не менее характерно для поэта.

3. Выразительное чтение стих-ия. (Работа в группах.)

- Каждый участник группы должен прочитать стих-ие выразительно. Вы выбираете одного участника, который выйдет к доске и прочитает стих-ие выразительно.

- Давайте послушаем несколько человек и определим, у кого выразительное чтение получилось лучше?

VII.Рефлексия.

- Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: (презентация 2 - рефлексия)

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…

VIII.Подведение итогов урока.

- С произведением какого автора мы сегодня познакомились?

- Исследование какого стихотворения мы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали? (эпитет, различные новые слова)

- Удалось ли нам доказать, что в любом стихотворении очень важны изобразительно-выразительные средства, как эпитет и другие?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?(при изучении новых стихотворений)

Домашнее задание:

1.Выучить стихотворение наизусть (для всех)

2.На выбор:

-нарисуйте картину по стихотворению «Туча»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

РЕФЛЕКСИЯ


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: