Урок литературного чтения 4 класс УМК «Школа России» Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень» Тип урока: комбинированный
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Урок литературного чтения

 4 класс

 УМК «Школа России»

Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень»

Тип урока: комбинированный

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse_po_programm1.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

 4 класс

 УМК «Школа России»

Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень»

Тип урока: комбинированный

Цели урока: обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста;

учить чувствовать и понимать язык поэтической речи.

 Формировать универсальные учебные действия (УДД)

метапредметные

познавательные

-учить извлекать необходимую информацию из электронных ресурсов при выполнении заданий;

-закреплять знания о литературоведческих понятиях;

-упражнять в работе с поэтическим произведением;

-приобщать к литературной классике;

-коммуникативные

-развивать умение учитывать позицию собеседника;

-продолжить формирование умения слушать и вступать в диалог;

-привлекать к участию в коллективном обсуждении проблемы;

регулятивные

-учить высказывать собственную точку зрения;

-совершать действия сравнительного анализа;

-осуществлять контроль результатов деятельности;

-упражнять в самоконтроле;

личностные

-развивать воображение, речь, внимание, упражняться в декламации,

-совершенствовать навык анализа текста.

Использованы методики:-аудирование; -лингвистический анализ текста; -выразительное чтение, декламация;

 -говорение; - создание текста-зарисовки; -открытия нового знания; -чтение про себя; -выразительное чтение;

-конкурс на лучшее выразительное чтение стихотворения.

Информационное обеспечение: на уроке используется материал Большой электронной энциклопедии ( БЭЭ) , при возможности выхода во время урока  в сеть интернет -  электронная  свободная энциклопедия «Википедия», Большая Советская Энциклопедия, словари.

Информационная компетентность: формировать умение найти в интернете, других источниках информации необходимый для выполнения задания материал, правильно сформулировать запрос для поисковой системы, определить необходимый источник среди найденных.

                                                                       

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые УУД

Орг.момент

Введение в тему урока

Создание словесной зарисовки

Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла «Осень» / Октябрь/

Выбрать картину, соответствующую мелодии. Объяснить свой выбор.

Какое чувство вызывает картина?

-Подберите слова, передающие настроение автора картины от увиденного пейзажа?

-Почему художник захотел запечатлеть этот прекрасный вид?

-Попробуйте самостоятельно описать картину В. Д. Поленова.

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Развитие воображения

Развитие речи

Работа по теме урока

Подготовка к аудированию

Аудирование

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением известного русского поэта Бориса Пастернака.

Где можно найти информацию о биографии и творчестве  поэта?

 -Через какую поисковую систему в интернете это можно сделать?

-Как сформулировать  запрос для поисковой системы?

Пастернак Борис Леонидович, (1890-1960) русский поэт и прозаик родился в Москве, в семье известного художника. После окончания гимназии в 1909 поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Серьёзно увлёкся философией.

Его первые сборники стихов – «Близнец в тучах» вышел в свет 1914 году.

 В 1922 вышла книга его стихов «Сестра моя жизнь», сразу выдвинувшая автора в ряд мастеров современной поэзии.

В 1930-е в основном занимался переводами (В. Шекспира, И, -В. Гёте, И.Ф. Шиллера, грузинских поэтов и других авторов).

В 1943 совершил поездку на фронт, результатом чего стали очерки и книга стихов «На ранних поездах» (1943).

Мировую известность ему принёс роман «Доктор Живаго». За этот роман Пастернак был удостоен Нобелевской премии в 1958. Борис Леонидович очень любил свою родину и не представлял жизни без нее. Он вынужден был отказаться от престижной награды, чтобы остаться жить в стране.

Вы попробовали создать небольшие рассказы об осени, трудно ли это было? Почему?  Послушайте, какую картину осени увидел и нарисовал в стихах Борис Леонидович Пастернак.

Чтение стихотворения учителем.

-Подумайте, каким настроением проникнуто стихотворение?

-Прочитайте стихотворение самостоятельно. Определите, какие слова не понятны.

Ребята находят в тексте незнакомые, редко употребляемые слова.

-Какие слова выделены?

-Слова «чертог» и «каталог» выделены красным цветом.

-Что это значит?

Учащиеся объясняют, что значение данных слов нужно найти в энциклопедии или в толковом словаре.

-Как найти в БЭЭ необходимые слова?

-На главной странице энциклопедии найти рамочку «Справочники», открыть поле, выбрать толковый словарь, набрать слово «чертог».

-Почему слово «каталог» не найдено?

-Нужно посмотреть его в другом словаре, например иностранных слов. Находим его по тому же маршруту.

Дети находят нужные слова в БЭЭ.

Чертог - большое, пышное, великолепно убранное помещение, великолепное здание, дворец.

Каталог - в общем случае, это некий список объектов, составленный с целью облегчения  поиска этих объектов по какому-то одному общему признаку. Список или опись  собрания книг в библиотеках…

-Кроме выделенных слов были те, которые вызвали интерес?

Их значение мы тоже можем найти в словаре.

Флигель - вспомогательная пристройка к жилому дому или отдельно стоящая второстепенная постройка, входящая в комплекс городской или сельской усадьбы…

Подвенечный- надеваемый во время венчания.

Бушевать - шуметь, буянить, озорничать.

Ребята находят в тексте незнакомые, редко употребляемые слова.

Отвечают на вопросы

Формирование познавательных УУД

Развитие ИКТ компетентности,

Выход в интернет или работа по БЭЭ

Активизация внимания

Развитие ИКТ компетентности

Выход в интернет или

работа по БЭЭ

Работа с текстом,

анализ языка художественного

текста.

Найдите в тексте

 «метафоры»:

залы картин в позолоте небывалой,

Сказочный чертог,

бушует лист древесный,

застывает в виде сгустка, липы обруч золотой, осень, древний уголок, ступить в овраг;

(самопроверка по слайду)

 «олицетворения»:

Лик березы под фатой  подвенечной,

просеки, заглядевшиеся в озера,

перелистывает стужа, эхо звучит;

(самопроверка по слайду)

«эпитеты»:

зари вишневый клей;

(самопроверка по слайду)

«сравнения»:

 флигеля, словно в рамах золоченных,

как венец на новобрачной;

(самопроверка по слайду).

Ученики должны объясняют значение используемых средств.

Каждая строфа прочитывается отдельно и анализируется в беседе:

-Что называет автор «сказочным чертогом»?

-Как вы думаете, какую картину увидел автор и написал о ней «просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера»?

( отражение леса в воде)

-Что за  картина представилась

Б. Пастернаку «в позолоте небывалой»?

-С кем сравнивает автор стихотворения березу?

-Почему флигеля оказались в «золоченой раме»?

-Почему «нельзя ступить в овраг» и что «бушует под ногами»?

-Какого цвета зарю описывает поэт?

-Видели ли кто-нибудь из вас такого цвета зарю?

-С каким местом сравнивает автор осенний лес? (музей)

Формирование коммуникативных УУД.

Подготовка к декламации, упражнение в самостоятельном чтении.

Учащиеся читают стихотворение, определяя логические ударения, паузы, интонацию.

Работа над дикцией, интонирование

Конкурс на лучшее выразительное чтение стихотворения Б.Пастернака «Золотая осень».

По желанию несколько учащихся читают стихотворение.

Формирование регулятивных УУД.

Итоговая рефлексия

-Понравилось ли стихотворение, с которым познакомились на уроке?

Формирование личностных УУД

Задание на дом

Выучить стихотворение Б. Пастернака наизусть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения УМК «Школа России» Класс 3 Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки».

Урок литературного чтения УМК «Школа России» .Класс 3Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки». Игровая технология....

Тема: БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК. «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

Цель деятельности учителя: дать учащимся первичное представление о поэзии Б. Л. Пастернака; расширять кругозор учащихся; прививать интерес к литературе; показать красоту, образность поэзии Б...

Урок по литературному чтению "Борис Леонидович Пастернак "Золотая осень"

Тема: «Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень»Цели урока: познакомить с жизнью и творчеством Б.Л. Пастернака; учить понимать язык поэзии, читать поэтические произведения; обогащат...

Борис Леонидович Пастернак "Золотая осень"

Разработка презентации  к уроку по литературному чтению для 4 класса....

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему Михаил Михайлович Зощенко.«Золотые слова» (УМК"Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: Михаил Михайлович Зощенко.«Золотые слова».Цели деятельности учителя:знакомствос жизнью и творчеством писателя М.М.Зощенко , с произведением &laq...