Урок литературного чтения в 1 классе "Знакомство с творчеством А. С. Пушкина"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Ватулина Елена Александровна

Конспект урока литературного чтения в 1 классе "Знакомство с творчеством А. С. Пушкина"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения 1 класс

Тема урока: Знакомство с творчеством русского классика А.С. Пушкина.

Цель: познакомить с биографией и произведениями А. Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение.

Коммуникативные:

1.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

2.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность. 

Личностные:

1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;

2.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.

Регулятивные (способность организовать свою деятельность):

1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

2.Адекватно оценивать свои достижения;

3.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

Познавательные (искать, получать и использовать информацию):

1.Осознавать познавательную информацию;

2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;

3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;

4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;

5.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;

Межпредметные связи: ИЗО, русский язык, окружающий мир.

Ресурсы: учебник, карточки с заданиями, презентация.

Организация пространства: работа в группах, работа в парах, фронтальная работа.

1. Ход урока

--А теперь внимание!

Видеоролик «Песня о сказке» (1слайд)

--Конечно вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить на уроке.

- У вас на парте лежит конверт, в нём задание. Задание будете выполнять в парах.

-Достаньте карточки со словами. Расположите их так, чтобы получилась известная фраза.

(Сказка -  ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок) (2 слайд)                      

  - Как вы понимаете это выражение?

-Сказок много. Сказки бывают народными и авторскими.

- Сегодня мы познакомимся со сказками известного поэта.

--Кто он, узнаете разгадав кроссворд: (3 слайд)

Кроссворд

1) Золотую эту птицу

Посадил Дадон на спицу.

Коль сидит та птица смирно,

То вокруг царя все мирно.

Ответ: Петушок

 2) Немало сказок интересных

Поведать может кот ученый.

Так назовите же то место,

Где с цепью дуб растет зеленый?

Ответ: Лукоморье

3) Что взял с собой Балда – мужичок,

когда отправился к синему морю,

чтобы забрать у чертей оброк?..(мешок)

4) Пару раз старик невод кинул,

Но поймал лишь траву да тину.

Кто, скажите, на раз на третий

Вдруг случайно попался в сети?

Ответ: Рыбка

5) Сбылась трех сестер мечта.

Кем, скажите, стала та,

Что мечтала лишь одна

Выткать море полотна?

 Ответ: Ткачиха

6) Много лет старик рыбачил.

Часто был он без удачи.

Вы ли вспомнить не могли бы,

С чем ходил ловить он рыбу?

Ответ: Невод

Кто же этот поэт? (Александр Сергеевич Пушкин.)

-Автором фразы, которую вы составили в начале урока, является А.С. Пушкин

-Назовите тему нашего урока… (Творчество А С Пушкина (Слайд4 )                                     

Цели урока:

Познакомиться с творчеством А. С. Пушкина

Учиться- выразительно читать, отвечать на вопросы,                    

 учиться анализировать произведения. (5 слайд)                        

Портрет (слайд 6)

              А.С.Пушкин родился в Москве. Он был сыном небогатого помещика, любил свою бабушку, Марью Алексеевну, которая заботилась о нём, заступалась за бойкого малыша перед родителями. Была у них в доме и няня – Арина Родионовна. Она ухаживала за детьми, но особенно любила маленького Александра. Няня знала множество народных сказок, песен, рассказов и прекрасно умела рассказывать их. (слайд 7)

 Позже сюжеты этих услышанных сказок вошли в основу его произведений.

- Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?

              На доске остаются книги: 

«Сказка о рыбаке и рыбке»,

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»,

 «Сказка о Золотом петушке»,

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

«Сказка о попе и работнике его Балде»

--Перед вами выставка книг произведений А. С. Пушкина

--Сейчас мы вспомним некоторые сказки и их героев. Для этого возьмите карточку голубого цвета. Возьмите карандаш.

 -Слева в столбике название произведения, справа название героя.
–  Соедините героя сказки с ее названием.

Шамаханская царица
Царевна Лебедь
Говорящее зеркальце «
Балда                                    «
Сварливая старуха               «

          «Сказка о царе Салтане»
          «Сказка о рыбаке и рыбке»
Сказка о попе и работнике его Балде»
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
Сказка о Золотом петушке»

Проверяем. (слайд 8)

--Предлагаю посмотреть отрывок мультфильма. После просмотра скажите, как называется эта сказка? (слайд 9)

Мультфильм

-Как называется эта сказка? («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

- Давайте вспомним героев сказки. Возьмите карточку жёлтого цвета.

--Из предложенных слогов составьте слова.

Ме             сяц              Ве         тер    

        Ца       рев         на       Солн         це

Ели      сей             Бо      га       ты   ри

Ответы: Месяц, Ветер, Солнце, Богатыри, Елисей, Царевна.

(слайд 10-15)

-Положите перед собой учебник.

- Откройте учебник на странице 93. ( Работа с текстом)

-Прочитайте отрывок из этого произведения про себя.

  1. Чтение отрывка про себя.

- С какими героями вы встретились?

-Когда происходит действие? (Поздно ночью)

- Почему вы так решили?

- Кто знает, почему королевич Елисей здесь оказался? (он ищет свою невесту.)

-К кому он обращается за помощью? (к месяцу)

– Какие знаки препинания встретились в отрывке? (прочитайте)
– С какой интонацией надо читать?

      2) Чтение произведения детьми. 

--А сейчас прочитаем отрывок выразительно, по предложениям.

Обратите внимание на знаки в конце предложений.

(Выразительное чтение отрывка)

      3) Анализ произведения

          -Как называет королевич месяц?  (Называет месяц своим другом. Мой дружок.  Позолоченный рожок.)

        - Месяц как называет королевича? (Называет его «братец мой», сожалеет, что не может ему помочь.)

          -Как вы понимаете слово рожок?  (Это такая изогнутая дудочка.)  (слайд 16, звучание рожка)

 Это слово многозначное.

-Значение этого слова мы узнаем из толкового словаря.

(читает ученик)

-Как Елисей называет месяц? Почему?  (Круглолицый.  Месяц бывает совсем круглым).  

-Как ещё Елисей называет месяц?  (Светлоокий. Месяц жёлтого цвета.  Он всем светит ночью.)

     4) Словарная работа

           -Как вы понимаете сочетание слов, «на стороже я стою»? (Это значит на страже, в карауле месяц стоит всю ночь.)

         -Сейчас мы говорим так: «на стороже»? Это устаревшие слова, в нашей речи теперь они не употребляются или употребляются очень редко.

          --Найдите в тексте устаревшие слова

        - Как вы думаете, что обозначают слова девы красной? (В старину всё прекрасное называли красным. Здесь месяц говорит о царевне молодой.)

-С мольбой погнался – с просьбой

-Обычай – традиция

-Ступай – иди.

-Как понять выражение «в очередь свою»

Физминутка для глаз «Где спит месяц»

Дружно вверх мы посмотрели,

Опустили глазки вниз,

Вдруг налево посмотрели

Где ты, месяц, отыщись?

Повернули взгляд на право

Он мигает нам с экрана.

- Сейчас еще раз прочитаем отрывок, и вы подумаете, сколько человек нам потребуется, чтобы прочитать его по ролям. (Самостоятельное чтение.) (автор, жених, месяц).

- Что вы можете сказать, как   общаются жених и месяц? (вежливы, уважительны, учтивы)

 -Если испытываете затруднения при ответе используйте слова- помощники

- Как нужно читать обращение жениха к месяцу? (С мольбой, с просьбой, напевно, плавно).

-Как прочитаем ответ месяца? (С грустью, с сожалением, в конце подбадривает жениха, дает надежду).  

-Назовите ещё раз героев этого отрывка.

- Найдем в тексте и прочитаем слова автора – 1 ряд, Елисея – 2 ряд, Месяца – 3 ряд.

2. Инсценировка отрывка.

- Прочитаем выразительно по ролям отрывок.

(От каждой команды выходит 1 ребенок. Дети одевают цилиндр, корону и месяц. Инсценировка отрывка у доски)

- Кто знает, чем закончилась сказка? (слайд 17)

- И с невестою своей

Обвенчался Елисей;

И никто сначала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

  1. Рефлексия учебной деятельности.

Итог урока:  (рефлексия)

- Оцените свою работу на уроке.

Если вам было все легко и понятно, возьмите звёздочку оранжевого цвета, если вы испытывали затруднения, жёлтого цвета. Оживите его. (18 слайд музыка)

- Молодцы, ребята. Спасибо вам за урок.

Приложение

Сказка - ложь,

да в ней намёк,

добрым молодцам урок.

Сказка -  ложь,

да в ней намёк,

добрым молодцам урок.

Сказка -  ложь,

да в ней намёк,

добрым молодцам урок.

Сказка -  ложь,

да в ней намёк,

добрым молодцам урок.

Сказка -  ложь,

да в ней намёк,

добрым молодцам урок.

Сказка -  ложь,

да в ней намёк,

добрым молодцам урок.

Ме             сяц              Ве         тер    

        Ца       рев         на       Солн         це

Ели      сей             Бо      га       ты   ри

Ме             сяц              Ве         тер    

        Ца       рев         на       Солн         це

Ели      сей             Бо      га       ты   ри

Ме             сяц              Ве         тер    

        Ца       рев         на       Солн         це

Ели      сей             Бо      га       ты   ри

Ме             сяц              Ве         тер    

        Ца       рев         на       Солн         це

Ели      сей             Бо      га       ты   ри

Ме             сяц              Ве         тер    

        Ца       рев         на       Солн         це

Ели      сей             Бо      га       ты   ри


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я еще долго буду петь...." С. Есенин. Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе «Творчество Сергея Есенина».(2 часть)

Благодаря наличию презентации, учащиеся могут не только услышать, но и увидеть некоторые фрагменты и факты из биографии Великого Русского поэта, что позволит усвоть материал гораздо лучше, ведь как из...

Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация

Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация...

Презентация урока литературного чтения в 4 классе по теме: А. Пушкин Гонимы вешними лучами ..., Сквозь волнистые туманы ...

Презентаци урока литературного чтения в 4 классе ПНШ содержит слайды с изображением картин природы, описанных в стихотворении А. Пушкина " Гонимы вешними лучами ..."....

Урок литературного чтения во 2 классе. Творчество Агнии Барто.

Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Творчество Агнии Барто"...

Урок литературного чтения во 2 классе Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Обобщающий урок.

Урок литературного чтения во 2 классе Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Обобщающий урок....