Презентация к обобщающему уроку литературного чтения в 4 классе по теме "Литературные сказки" УМК "Школа России"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Самодурова Юлия Владимировна

Данная презентация содержит материал по сказкам, а также сведения об авторах сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon literat.skazki.ppt2.46 МБ
Файл otkrytyy_urok_literatura.docx32.74 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Желаю успеха большого во всем и везде. Здравствуй, удачи тебе на уроке!

Слайд 3

Сергей Тимофеевич Аксаков (1791— 1859) Родв Родился этот писатель в Уфе. Детство прошло в помещичьей среде. Учился в Казанском университете. Затем поступил на службу в Петербурге, где сблизился с кружком «Беседа любителей русского слова». Очень любил двух своих сыновей, которые тоже стали известными.

Слайд 4

Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888) Пя Пятилетним ребенком он Пятилетним ребенком он пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями.

Слайд 5

Владимир Федорович Одоевский (1803-1869) Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать — в прошлом крепостной крестьянкой. Его дом стал местом, где регулярно сходились лучшие писатели и ученые столицы.

Слайд 6

Павел Петрович Бажов (1879-1950) Родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала.

Слайд 7

Домашнее задание 8 * Сочинить сказку *Написать любому герою прочитанных сказок письмо

Слайд 8

Ключ к тесту. 1-г 2-б 3-а 4-г 5-г 6-б 7-в 8-а 9-г 10-г

Слайд 9

9-10 правильных ответов – 7-8 правильных ответов – 5-6 правильных ответов – менее 5 правильных ответов – Оценка результатов теста

Слайд 10

Сегодня на уроке мне было интересно …

Слайд 11

Спасибо за урок! Молодцы!



Предварительный просмотр:


Технологическая карта урока

Предмет: «Литературное чтение»

Класс: 4 «Б»

Тема: « Обобщение по разделу «Литературные сказки»

( Урок развивающего контроля)

Цели: обобщить знания по данному разделу, создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя, формирование собственного суждения и высказывания по теме. Проверить сформированность умения работать с учебной книгой.

Планируемые результаты:

Предметные-

  • Продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественные произведения
  • Использовать в речи литературоведческие понятия
  • Продолжить развитие общего и литературного образования
  • Формировать понятие о нравственности
  • Способствовать обогащению словаря учащихся, развивать речевые умения
  • Развивать творческие способности
  • Воспитывать у учащихся радость от процесса творчества

Метапредметные-    Способствовать формированию УУД:

регулятивных: учить понимать роль в учебном сотрудничестве, осуществлять самоконтроль, формировать умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников, работать по плану, соотносить то, что уже известно, и то, что ещё не известно, формировать умение принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности;

познавательных: развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы, давать оценку поступкам литературных героев, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;

коммуникативных: учить договариваться, приходить к общему решению при работе в группе, строить монологические высказывания, оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, формировать презентационные умения;

личностных: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, формировать адекватную самооценку и самопринятие, формировать чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой, формировать установку на здоровый образ жизни, развивать сопереживание, эмоционально – нравственную отзывчивость.

Оборудование: компьютер, проектор.

Образовательные технологии, используемые на уроке:

  1. Технологии развития критического мышления. ( Создаются условия для творческой самореализации учащихся. Используются следующие приёмы: кластер, рефлексивные вопросы, «Найди ошибку», придумай другую концовку сказки. Эти технологии способствуют активизации мышления, повышают мотивацию, дети учатся критически относиться к своим действиям)
  2. Технологии группового обучения. ( Дети сочиняют сказку, работая в группах. Развиваются коммуникативные свойства личности: навыки общения, риторическая грамотность)
  3. Личностно – ориентированные технологии. ( Создаётся положительный эмоциональный настрой на работу всех учащихся, обсуждается в конце урока то, что понравилось и почему, дается разноуровневое домашнее задание. Все эти моменты способствуют личностному росту ребёнка).
  4. Здоровьесберегающие технологии.( Используются на уроке различные виды деятельности, чередующиеся каждые 10 минут. Используются методы, способствующие активизации, методы, направленные на самопознание и развитие( интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки). Используется физкультминутка. Все эти приемы снимают общее и локальное утомление)
  5. Технология использования в обучении игровых методов. (На урок приходят гости из сказки, приносят сказочные предметы. Игра должна вызвать у детей радостное рабочее настроение)
  6. Технология обучения чтению – метод динамического чтения.( Дети читают стихотворение в разных режимах: «Жужжащее чтение», чтение в темпе скороговорки, чтение с интонацией удивления в голосе, с вопросительной интонацией, с радостью. Навыки чтения являются составной частью большинства сложных умений. Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость)

Электронные образовательные ресурсы и ИКТ

1.Видеурок. ( Физкультминутка для глаз – Интернет-ресурс)

2.Слайдовая презентация.

3.Песня «В мире много сказок» сл. Ю.Энтина, муз. В.Шаинского( Интернет-ресурс)


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Оргмомент (эмоциональный настрой)

Игра — приветствие «Здравствуйте!»

Учитель: Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу, соприкоснитесь пальчиками и пожелайте друг другу успеха.

Дети: Желаю (прикасаются большими пальчиками)

успеха (указательными)

большого ( средними)

во всём ( безымянными) и везде ( мизинцами).

Здравствуй ( всей ладонью ),

удачи тебе на уроке (переплетают пальцы рук).

II Самоопределение к деятельности и актуализация знаний.

Цель: мотивация обучающихся к изучению объявленной темы

УУД:

личностные

- проявление интереса к теме урока, удовлетворённость работой на уроке;

- проявление интереса к предложенным формам работы,

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками,

- формировать поисковые умения.

регулятивные

-умение работать по предложенному плану, оценивать уровень своих первоначальных знаний.

познавательные

-развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью

III Речевая разминка

Предметные результаты

- динамическое чтение совершенствует технику чтения, выразительность речи

 (Звучит песня «В мире много сказок» сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского)

- Скажите, пожалуйста, о чем мы сегодня будем говорить на уроке литературного чтения?

- Давайте с вами вспомним о том ,какие бывают сказки.

-Мы с вами догадались, что речь сегодня пойдет о сказках. а вот о каких….? Давайте посмотрим.

Сказка, это волшебная страна со своими определёнными жителями и правилами. К нам пришли гости. А кто они и из каких сказок  — отгадайте.

На слайде появляются названия сказок.

- Итак, тема нашего урока 

Сегодня на уроке мы обобщим знания о прочитанных ранее сказках, проведем небольшой тест-контроль.

- А сейчас речевая разминка. Подготовимся к активной речевой деятельности.

-Прочитайте текст:

На стульях сидят шалунишки, листают волшебные книжки.

Ожидание чуда, благости

Всех коснётся к общей радости.

Тихо, тихо, чуть дыша, входит сказка не спеша.

Дети слушают песню, которая помогает найти ключ и выполнить данное задание

- О сказках.

Работа в группах. Создание кластера.

Несколько учащихся подготовили творческое д/з. Показывают небольшие сценки из сказок.Остальные учащиеся называют сказку и автора.

- «Литературные сказки»

Дети читают самостоятельно жужжащим чтением ( медленно, с вопросительной интонацией, с радостью, скороговоркой, выразительно)

IV Работа по теме урока

Цель: учить проводить анализ художественного произведения для более глубокого понимания идейного содержания сказки

Предметные:

- умение использовать в речи литературоведческие понятия,

- умение формулировать идеи произведений

УУД:

личностные

- проявление интереса к предложенным формам работы,

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками,

- формировать поисковые умения;

- творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий,

- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с отечественной художественной культурой;

коммуникативные

-проявлять активность в деятельности,

- формировать презентационные умения,

- формировать понимание возможности различных позиций и точек зрения,

- учёт разных мнений и умение обосновать собственное,

- умение договариваться, находить общее решение,

- развитие способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта,

регулятивные

-выделение и осознание того, что уже освоено и что ещё нужно освоить,

- формирование волевой саморегуляции к ак способность к мобилизации сил и энергии

познавательные:

- анализ объектов с целью выделения признаков,

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера,

- учить делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в толковых словарях,

- сравнивать и группировать произведения,

- преобразовывать информацию из одной формы в другую

vФизкультминутка

УУД:

личностные:

- формирование установки на здоровый образ жизни

VI Продолжение работы по теме

(Диагностика качества освоения темы)

Цель: установить степень усвоения раздела «Литературные сказки»

предметные:

- знание авторов и текста сказок данного раздела, умение применять эти знания.

УУД:

личностные:

- развитие самостоятельности,

регулятивные:

- выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

познавательные:

- учить применять компьютерные средства (алгоритм работы с пультом)

VIIРефлексивная деятельность

Цель: учить школьников соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности

УУД:

личностные:

- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

VIII Домашнее задание ( дифференцированное)

IX Итог урока

Учебные задания:

1 задание:

Сейчас мы с вами проведем небольшой «мозговой штурм». Я буду читать вам небольшие отрывки из биографии авторов сказок, а вы должны угадать, о каком авторе идет речь.

На слайде появляется текст ,после ответа детей – портреты авторов сказок.

2 задание:

- Выполняя домашнее задание к сегодняшнему уроку, вы должны были найти в словаре объяснение слов сказ, сказка, рассказ. Что такое сказ? А сказка? А что такое рассказ?

- какое из прочитанных произведений можно отнести к фантастическому рассказу; какое будет бытовой сказкой; какая сказка будет считаться сказом, а какая – ближе всего к русской народной сказке? Обоснуйте свой ответ.

3 задание:

Сказка ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок — гласит народная мудрость

- Чему учат нас эти сказки?

- Почему же произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей?

4 задание:

- В душе каждого человека есть свой особенный цветок. Это цветок счастья, цветок надежды, цветок жизни. У вас на столах лежит цветочек. Раскрасьте один лепесток и загадайте желание. Но сначала подумайте о таком желании, от которого всем будет тепло, радостно, спокойно. Поднимите цветы. По цвету лепестка я вижу и чувствую ваши добрые желания.

5 задание:

- Концовку какой сказки хотели бы изменить и почему?

6 задание:

- Итак, мы познакомились со сказками, у которых есть автор, авторскими сказками. Давайте и мы попробуем сочинить свою сказку. Сейчас, работая в группах по 4 человека, вы придумываете сказку, используя имеющиеся слова. Сказка должна быть интересной, смешной и чуть-чуть волшебной.

- Понравилось сочинять сказки?

- Пришло время провести физкультминутку. Встали. ( Включается видеоурок )

- А сейчас проведём тестирование по разделу «Литературные сказки»

На слайде ответы. Выполняется взаимопроверка.

С каким настроением заканчиваете урок? Почему? За что бы вы похвалили себя? Что было трудным, а что легко удавалось?

- Кто считает, что очень хорошо работал на уроке, может подойти и сорвать аленький цветочек – символ настоящей любви.

Каких только чудес не бывает на свете. Ребята, сказки учат нас мудрости. Читайте сказки и вы познаете жизнь

- Выберите, какое бы домашнее задание вы хотели получить:

* сочинить сказку;

* написать любому герою письмо.

- Поднимите цветной карандаш нужного цвета. ( Варианты написаны на доске).

- Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта и улыбка твоя

Ты знай, что сей день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря.

- Урок окончен. До следующей встречи.

Дети называют имена и фамилии авторов.

Дети объясняют значения слов.

Объясняют свой выбор по сопоставлению сказки и жанра.

Высказывают свою точку зрения. Выделяют основную мысль каждого произведения.

Вариант детского ответа: были добрыми и бескорыстными, не желали богатства.

Дети раскрашивают свои цветочки.

(Интеллектуально – преобразовательная деятельность)

Дети придумывают новые концовки сказок.

Дети распределяются на группы и начинается обсуждение. ( У них на партах лежат листочки с данным заданием:

Сказка про____.

Шёл____________. По дороге он нашёл ________,

взял и понёс царю. Пришёл _______ во дворец. Кругом слуги царские с топорами да копьями. Испугался _______, хотел было_____________, как вдруг ____________из-за _________ выскочил и давай ____________. Глянул на ______ и _____.

Поблагодарил царь умного ________, и он отправился домой.

Авторы:______________ )От команды выходит 1 ученик и читает полученную сказку.

Дети повторяют ритмичные движения за мальчиком, которого видят на экране ( гимнастика для глаз)

Выполняют тестовые задания.

Выставляют баллы за прохождение теста.

Дети оценивают результат своей деятельности на уроке

Дети поднимают цветные карандаши: зелёный – 1 вариант, синий – 2 вариант


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к обобщающему уроку литературного чтения по разделу "Русские писатели" во 2 классе

Материал  презентации  можно использовать как на уроке,так и во внеурочное время....

Презентация к обобщающему уроку литературного чтения во 2 классе "Писатели - детям"

Презентация к обобщающему уроку литературного чтения во 2  классе "Писатели - детям" УМК "Школа России"...

Презентация к обобщающему уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Поэтическая тетрадь №1"(2 часть)

Презентация к обобщающему уроку литературного чтения в 3 классе  по теме "Поэтическая тетрадь №1" УМК "Школа России"...

Презентация к обобщающему уроку литературного чтения в 4 классе "Чудесный мир классики"

Презентация к обобщающему уроку литературного чтения в 4 классе "Чудесный мир классики" составлена в виде конкурсов, анимирована....

Презентация к обобщающему уроку литературного чтения"Природа и мы" 4 класс

Презентация подготовлена  к  обобщающему уроку литературного чтения"Природа и мы" 4 класс (УМК "Школа России"). Урок проводится в виде конкурса знатоков. Ребята пройдут 5  интересных эт...

Презентации к дистанционным урокам литературного чтения, 3 класс, "Школа России"

Презентации к дистанционным урокам литературного чтения, 3 класс, "Школа России"...