Комическое в литературе для детей.
презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему

Бабичева Наталья Николаевна

Анализ литературы и биография Б.Заходера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komicheskoe_v_literature_dlya_detey.pptx2.88 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комическое в литературе для детей. «ВЕДЬ ЕСЛИ СМЕЮТСЯ ТОВАРИЩИ ДЕТИ, СТАНОВИТСЯ СРАЗУ СВЕТЛЕЕ НА СВЕТЕ». Б. ЗАХОДЕР Произведения детских писателей-юмористов Б.Заходер , Г.Остер.

Слайд 2

«Поэзия нонсенса шлифует ум детей, воспитывает юмористическое отношение к действительности,… без этих весёлых и смешных стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребёнок не овладеет своим родным языком в совершенстве». Среди различных средств, способствующих воспитанию чувства юмора у детей, наиболее действенным является художественная литература с комическим содержанием. При чтении юмористических произведений ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса, так и от полученного результата. Юмористические произведения способствуют более интенсивному и оптимальному развитию памяти, воображения, восприятия, внимания, а также воспитанию у детей жизнерадостности, настойчивости, уверенности в своих силах; помогают избавиться от таких отрицательных нравственных качеств, как трусость ,самоуверенность, зазнайство, неряшливость. Это в свою очередь определяет успешность учебы ребенка. Исследования психологов доказывают, что дети, обладающие чувством юмора, более добродушны, мягки и доброжелательны в отношениях с окружающими, пользуются симпатии ей и любовью сверстников.

Слайд 3

Юмористические произведения можно классифицировать следующим образом: комический эпос (ему присуща сказочная или басенная условность,аллегоричность , веселая игра, легкость, юмор), например, «Час потехи» Б. Заходера ;– юмористические рассказы (написаны живым разговорным языком,содержат смешные сцены, отличаются динамичным повествованием),например, рассказы Н. Носова;– произведения, сочетающие свойства комического и лирического, например, произведения Е. Благининой, С. Михалкова– юмористические рассказы о животных (их характерная черта – искусное смешение реального и чудесного; основная идея – гармония человеческих чувств прекрасного и смешного в природе), например,«Кот-ворюга» К. Паустовского; – юмористические сказки (воспитывают эмоции, учат добру, благородству и чести), например, «Золотой ключик» А. Толстого. Большее внимание уделяется комическому эпосу или юмористическим произведениям в стихах. Авторы-составители учебников отдают предпочтение произведениям Б. Заходера , К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто , Г.Остера .

Слайд 4

Борис Заходер 9 сентября 1918 – 7 ноября 2000 русский советский поэт, детский писатель, переводчик, популяризатор мировой детской классики

Слайд 5

Жизненный и творческий путь Бориса Заходера Борис Заходер родился в городе Кагуле (Молдавия) Отец Бориса Заходера работал юристконсулом . Мать Заходера занималась техническими переводами В детстве Борис Заходер , по собственному признанию, был очень «приличным мальчиком». Он не только не играл в футбол, но даже почти не дрался. Драться он не любил, зато все время читал и еще... очень любил животных.

Слайд 6

В Москве прошло детство писателя. Его очевидная одаренность проявилась рано. В детстве освоил немецкий язык. Борис рано заинтересовался литературой, придумывал сказки и загадки, рассказывал их товарищам, и те слушали его с интересом. Начал свое творчество Б.Заходер с переводов. Мальчишкой, решив «утереть нос Жуковскому» , он перевел «Лесного царя» Гете. В 1935 году Заходер окончил школу. Сначала работал на заводе учеником токаря, учился в Московском авиационном институте, потом на биологическом факультете сперва Казанского, потом Московского университетов Он писал стихи, и поэзия постепенно занимала все большее место в его жизни. Борис Владимирович поступает в Литературный институт имени М. Горького. Борис Заходер с группой студентов-добровольцев в 1939 году уходит на финскую войну.

Слайд 7

С марта по 22 июня 1941 года он продолжает учебу в Ленинституте , пишет стихи, очерки. На Великую Отечественную войну Заходер тоже ушел добровольцем – в первые же дни. В 1946 году вернулся в Москву. И уже через год с отличием окончил Литературный институт. Как детский поэт Заходер дебютировал в журнале «Затейник» в 1947 году с веселым стихотворением «Морской бой» под псевдонимом Борис Вест 1955 году вышел первый сборник поэта для ребят «На задней парте». В 1958 году принят в Союз писателей Скончался Борис Владимирович Заходер 7 ноября 2000 г. в Москве

Слайд 8

«Веселые стихи» в творчестве детского поэта Основная тема детской поэзии Заходера — мир животных, среди которых со своими убедительными и яркими, индивидуализированными характерами и повадками предстают как хорошо известные персонажи (кенгурята, антилопы, верблюды, хорьки, страусы), вызывающие не только умиление, но и раздражение такими чертами, как дикость, невежество, самолюбование, глупость (это кабаны, носороги, павлины, попугаи), так и невиданные звери. То или иное качество присваивается животному в момент знакомства с ним, тогда как характер аллегорического персонажа закреплен за ним традицией. Спонтанность мышления отличает «поэта» Заходера .

Слайд 9

«Веселые стихи» в творчестве детского поэта Ассоциации, каламбуры, перевертыши, логические игры рождаются будто на бегу и застывают в стихах: Под собой не чуя ног, Скачет резвый рапунок . Игра в слово – основа сказочного вымысла в творчестве Заходера – и не только в стихах, а и в прозе, и в переводах. Играя в слова-омонимы, поэт совершает чудеса: Вихрем мчится под водой Головастик молодой А за ним – еще пяток А за ним – сплошной поток… В его книжках: Умеют Львы косматые Скакать верхом на палочке, А мраморные статуи Сыграют с вами в салочки!

Слайд 10

Заходер выступает как поэт-анималист, рассказывая занимательные истории о животных, вступая в диалоги с ними(« Пипа Суринамская»). Присутствует в произведениях и мораль, но ее дидактизм растворен в шутке, игре. Герой Заходера рассматривается в первую очередь в отношении своих социальных функций. Сквозь зоологический эпос просвечивает эпос человеческого общества. Б. Заходер пользуется всей палитрой комического – от мягкого юмора до иронии и сатиры, - смешивая их во всевозможных пропорциях. К тому же речь от лица ребенка сообщает стихотворному повествованию энергию детского оптимизма, а воображению – раскованность. Среди героев Заходера не только животные. Есть цикл стихов о школьниках – «На задней парте». Кроме «родных» есть у Бориса Владимировича и «иностранные» книжки. Заходер не перевел все эти книги, он их пересказал или, вернее, как выразился один поэт, « написал их по-русски» . По его произведениям ставили спектакли и снимали мультфильмы, причем пьесы и сценарии он писал в основном сам.

Слайд 11

Перевод Заходера : Алиса в стране чудес Математик и Козлик Делили пирог. Козлик скромно сказал: --Раздели его вдоль! --Тривиально!— сказал Математик.— Позволь, Я уж лучше его разделю поперек!— Первым он ухватил Первый кус пирога. Но не плачьте, Был тут же наказан порок: «Пи» досталось ему (А какой в этом прок?!) А козленку… Козленку достались Рога! Перевод Заходера – яркий пример функционального перевода. Он воспроизвел эффект комичности с помощью аналогов, воспринимаемых на русском языке.

Слайд 12

«Сказки для людей» Прозаические сказки Б.Заходера 60-70-х годов («Русачок», «Серая Звездочка», «Отшельник и Роза», «Сказка про все на свете», «Жил-был Фип » и др.) вошли в цикл под названием «Сказки для людей». Беря за основу научный факт из зоологии, писатель подводил под нравственное , т.е. человеческое, обобщение. В предисловии к «Сказкам для людей» Заходер писал, что эти сказки рассказывают сами звери: «Всем людям – и взрослым, и детям. Звери ведь очень уважают людей, считают, что они сильнее и умнее всех на свете. И хотят, чтобы люди относились к ним хорошо. Чтобы были к ним добрее. И они надеются, что, когда люди их лучше узнают, они станут к ним добрее, именно затем звери и рассказывают о своей жизни, о своих радостях и печалях, о своих веселых приключениях…» Экология и нравственность объединяются в миропонимании Заходера .

Слайд 13

Сказка «Серая Звездочка» Серая Звездочка - это история о Доброте, о Понимании, о Любви к окружающим тебя живым существам. Очень поучительная, но в прекрасной, ненавязчивой форме рассказанная история. Серая Звездочка – это именно сказка. Она уходит корнями в народный фольклор и вместе с тем полна авторских особенностей. Связана с фольклором сама форма сказки – это мотив рассказа. Историю Серой Звездочки рассказывает своему маленькому Ежонку папа Ёжик. Образ Необычной главной героини тоже родом из сказки: Так вот, жила-была жаба - неуклюжая, некрасивая, вдобавок от нее пахло чесноком, а вместо колючек у нее были - можешь себе представить! – бородавки. Брр! Одна из основных философских категорий, которыми живет сказка,- категория «видимости и сущности».

Слайд 14

Поступки Серой звездочки: Серая Звездочка помогает жителям сада. Она очищает сад от вредителей. Именно добро и должен творить главный герой фольклорной сказки. Все цветы и бабочки, а с ними и маленький читатель знают, что жаба «добрая, хорошая и полезная». И это так важно и самоценно, что никто даже не замечает, что Серая Звездочка — «неуклюжая и некрасивая». «Она жила в саду, где росли Деревья, Кусты и Цветы, а ты должен знать, что Деревья, Кусты и Цветы разговаривают только с теми, кого они очень-очень любят. А ведь не станешь ты называть того, кого ты очень-очень любишь, жабой?» Автор использует переклички с произведением Андерсена, где состоялся диалог естествоиспытателя и поэта: «А разве не прекрасно это народное поверье, что в голове жабы — безобразнейшего животного — часто скрыт драгоценный камень? Возьми людей, и к ним это можно отнести. Вспомни Эзопа, Сократа!». То, что в конце повествования Серая Звездочка и все ее собратья решают помогать друзьям только ночью, так же указывает на ее фольклорную основу. «Логика и атмосфера» полезных дел в народной сказке, показывает, что чаще всего они осуществляются ночью Сказка раскрывает перед юным читателем мир, в котором обманчивость внешнего часто противоречит и той пользе, которую приносит в этот мир скрытое в этой оболочке живое существо. А ведь в мире людей тоже так бывает. Именно эту идею пытается донести Заходер до ребенка.

Слайд 15

Цикл стихотворений «В моей Вообразилии » Страна Б. Заходера « Вообразилия » -происходит от слова «воображение» В моей Вообразилии , В моей Вообразилии , Болтают с вами запросто Настурции и лилии… Там царствует фантазия Во всем своем всесилии В этой удивительной стране «львы косматые» скачут на палочках и мраморные статуи играют в салочки. В этой стране у всех «вырастают крылья» и каждый становится волшебником. Здесь сочувствуют людям, лишенным воображения, потому что они никогда не смогут побывать в этой стране, которая «удобно расположена» прямо у нас в голове.

Слайд 16

Цикл стихотворений «В моей Вообразилии » Стихотворение цикла очень ритмичное, легко сканируется, для передачи восторженного отношения автора к чудесной стране используются повторы «в моей Вообразилии ». В этой чудесной стране живут удивительные животные, Чуженица . К. Чуковский «Муха-Цокотуха» : «А теперь, краса-девица, на тебе хо чу жениться …». Так автор вплетает в стихи детское умение переставлять слоги в словах, образуя новые, нелепые слова. Игра со словами, буквами – основа творчества Б. Заходера . Он обладает языковым чутьем, виртуозностью смысловой и семантической игры.

Слайд 17

Используются слова из детской этимологии и в стихотворении « Кавот и Камут ». Эти звери образованы от звучания слов «кого-то» и «кому-то». У меня под кроватью живет Симпатичнейший в мире Кавот … И трудно это чудо накормить, потому что Каждый кусок почему-то Попадает в желудок Камута … А еще живут в Вообразилии веселый синий Себеха , Бука и Бяка и даже «чудо природы» Мним (никем никогда не виданное животное, от слова «мнимый» – несуществующий).

Слайд 18

Детский поэт на все времена

Слайд 19

Один из самых читаемых и издаваемых сегодня детских писателей, родился в Одессе в семье моряка. Стихи начал писать в 16 лет. Первый сборник вышел в Мурманске в 1975году, когда писатель служил матросом на Северном флоте. Заочная учёба в Литературном институте заняла 12лет. За это время он поработал в Ялте сторожем на Полянке сказок, написал множество сценариев к мультфильмам, детские пьесы и стихи. Григорий Бенционович Остер 27 ноября 1947года

Слайд 20

В 1990 году издал первую книгу «Вредных советов». Или «Нарушение правил вежливости, приличия, этикета и другого». Педагоги попадали от неё в обморок, а дети и родители читали с восторгом. «Если вы по коридору Мчитесь на велосипеде, А навстречу вам из ванной Вышел папа погулять, Не сворачивайте в кухню, В кухне твёрдый холодильник, Тормозите лучше в папу, Папа мягкий . Он простит.»

Слайд 21

После «Вредных советов» Григорий Остер начал сочинять нескучные задачи, и вышел «Задачник». ЗАДАЧКА : 150 мальчиков дёрнули за косички 285 девочек. 80 дёрнутых заревели, а остальные дали сдачи. Сколько девочек дали сдачи?

Слайд 22

Потом писатель написал « Нечеговедение », « Конфетоведение », « Вритературу », « Квартироведение » « Папамамалогию », « Визгкультура », «Остров Эскадо », «Книга о вкусной и здоровой пище людоеда», «Петька-микроб» «Ничего прекрасней детства Человеку не дано. Свет его сквозь годы мчится В подрастающей душе. Знай, что в каждом взрослом сердце Есть заветный уголок, Там калачиком свернулся Папин старенький ремень.»

Слайд 23

«Когда родители вбегут И спрашивать начнут, О чём же думал ты, когда Плевался из окна, Кормил салатом пылесос, Газеты поджигал И спихивал с балкона вниз Фарфоровый сервиз, Спроси родителей своих: А сами-то они На что надеялись, когда Себе однажды вдруг Решили мальчика родить И завели тебя?»

Слайд 24

Кроме вредных советов и задач, Григорий Остер пишет замечательные сказки. Одна из них - «Сказка с подробностями». В ней 2 главы: глава первая и глава последняя. А остальное – «подробности». Приходилось ли вам решать такие задачи: «Мост плюс уши делим на щук, отнимаем мотоцикл с коляской и полученный результат умножаем на овец. То, что получится, снова делим. Теперь уже на домино. В результате мы имеем: приличную скорость и рога в уме. Всё правильно, ответ сходится» Так вычислял скорость своего мотоцикла один из героев книжки –Иван.

Слайд 25

«Если твой сосед по парте Стал источником заразы, Обними его – и в школу Две недели не придёшь». «Не обижайся на того, Кто бьёт руками вас, И не ленитесь каждый раз Его благодарить, За то, что жалея сил Он вас руками бьёт, А мог бы в эти руки взять И палку, и кирпич.» «Убегая от трамвая, Не спеши под самосвал. Погоди у светофора, Не покажется пока Скорой помощи машина- В ней полным полно врачей. Пусть они тебя задавят. Сами вылечат потом.»

Слайд 26

Одни, читая эти книги, весело смеются, другие пишут возмущённые письма и критикуют. Но многотысячные тиражи книг писателя востребованы читателями. Он стал лауреатом конкурса читательских симпатий «золотой ключик»(1996г). По его сценариям снято более 60 мультфильмов. Котенок по имени Гав, герои сериала «38 попугаев» и другие придуманные Григорием Остером персонажи заняли прочное место среди любимцев детворы.

Слайд 27

Восприятию и анализу комического можно и нужно учить с детского возраста. Чем чаще мы используем в повседневной жизни юмор, тем чувствительнее дети становятся к нему, легче откликаются на шутки. Если произведение адресовано ребенку, у которого все особенное: восприятие, чувства, память, речь, объем опыта, то литература должна быть соответствующей: интересной, динамичной и нравственной. Детская книга должна учитывать их интересы, пристрастия, увлечения, удовлетворять эстетические потребности, доставлять радость, укреплять чувство оптимизма. У детской литературы есть свойство, без которого она не была бы собою - юмор. Оно обусловлено натурой ребенка, у которого, по выражению Корнея Чуковского, «есть великая потребность смеяться». Важно дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности. На пути своего развития ребята должны научиться оценивать хорошую шутку, ощущать каламбур и веселое звучание поговорки. Если мы хотим вырастить мыслящих людей, а не заторможенных исполнителей чужих распоряжений, то мы никак не должны лишать детей такого « витамина роста » , как игровые стихи с юмором, парадоксами, небывальщиной!!!

Слайд 28

Спасибо за внимание!

Слайд 29

Используемые ресурсы : http://s018.radikal.ru/i519/1304/3e/4bb97ff07cca.png http://i022.radikal.ru/1304/0b/005110753ae9.png http://img-fotki.yandex.ru/get/4126/981986.29/0_833e9_d1cacb4b_orig


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Воспитание честности и правдивости средствами художественной литературы у детей младшего школьного возраста»

Программа внеурочной деятельности «Воспитание честности и правдивости у детей младшего школьного возраста посредствам художественной литературы» разработана на основе авторской программы «Уроки нравст...

Литература для детей 10 лет

Предложенные книги должны вызвать интерес вашего ребёнка к чтению. Фантастика, классика, лирические произведения...

"Переводная литература для детей. Борис Заходер "Винни - Пух" (предисловие). Особенности переводной литературы" (УМК "Перспектива")

Конспект урока литературного чтенияТема урока: «Переводная литература для детей. Борис Заходер "Винни - Пух (предисловие). Особенности переводной литературы»Тип урока: урок открытия новых знаний....

Список литературы для детей 9-12 лет

В список помещены произведения, рекомендованные психологами и педагогами, для чтения детьми 9-12 лет...

Конспект урока по чтению 3 класс Тема: «Переводная литература для детей. А. Милна «Вини-Пух и все-все-все».

Тема: «Переводная литература для детей. А. Милна «Вини-Пух и все-все-все»....

«Формирование нравственных качеств через художественную литературу у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью»

Аннотация: Данная статья посвящена изучению технологий формирования нравственных качеств у детей с умственной отсталостью.Ключевые слова: сказкотерапия, нравственные качества, воспитание, умственная о...