Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» для 4 класса
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Бельчич Инна Сергеевна

Рабочая  программа  по курсу «Литературное чтение» для 4 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_4_klass_pechatat.docx69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1.Пояснительная записка

Рабочая  программа  по курсу «Литературное чтение» для 4 класса составлена и реализуется на основе следующих документов:

1.ФЗ-273 «Об образовании в Российской федерации»

2.Закон РО № 26-3С «Об образовании в РО»;

3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

4.Примерная программа  начального  общего образования по литературному чтению  для 4  класса и авторская программа (авторы:Е.И. Матвеева);

5.Основная образовательная программа начального общего образованияМБОУ лицея №5;

6. Положение о рабочей программе  МБОУ лицей № 5;

7. Учебный план МБОУ лицея №5 на 2018-2019 учебный год;

8.Календарный учебный график МБОУ лицея №5 на 2018-2019 учебный год;

9.«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2821-10.

Целью обучения литературному чтению в 4 классе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Задачи курса:

 - освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста;

- воспитание интереса к книге и к чтению;

 - овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;

- воспитание этического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;

- формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса учащихся; понимание духовной сущности произведений;

Общая характеристика учебного предмета:

В 4 классе изучаются произведения, посвященные теме детских впечатлений, переживаний, воспоминаний. Следовательно, кроме рассказов, повестей, стихотворений, басен, ученики знакомятся с биографическим, автобиографическим и мемуарным  жанрами. Они рассматривают общую для предлагаемых текстов тему на примере произведений повествовательного характера: рассказа, повести, истории. Среди нехудожественных произведений моделируются жанры отзыв и эссе.

В курсе литературного чтения иногда используются отрывки из произведений, обладающих смысловой законченностью. В рубрике для дополнительного чтения ученикам предлагается прочитать такие произведения целиком.

Стержневой задачей теоретического направления программы является освоение понятия художественный образ.Этопонятие«достраивается»в 4 классе .

Урок литературного чтения выстраивается как урок – диалог, являющийся наиболее эффективным методом и формой изучения произведений, как коммуникативное событие встречи читателей (учителя и детей) с автором. В ходе такого урока у учеников возникают открытия, рождаются разные мнения, переживания от восприятия нового текста.

Таким образом, обучение осуществляется в процессе специально организованной учебной коллективно-распределенной деятельности. Литературное чтение – особый курс, предполагающий организацию учебного диалога, сотрудничество детей. Именно диалог составляет основу познавательной деятельности учащихся, а также выявляет уровень понимания каждым ребенком исследуемого «объекта». Диалог помогает определить предметное содержание обучения, так как каждый ученик выражает личное отношение к литературному тексту и помогает установлению коммуникативных отношений между его участниками (по поводу предметного содержания), он способствует развитию индивидуальных творческих способностей, выявляя их из общего «многоголосья» читательских мнений.

Место учебного предмета «Литературное чтение 4 класс » в учебном плане:

Согласно учебному плану МБОУ лицея № 5 на изучение литературного чтения (4 класс) в начальной школе выделяется 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели).

На основании календарного учебного графика МБОУ лицея № 5 на 2018-2019уч.год,  программа курса скорректирована на 96 часов.

Последовательность изучения тем :

Часть первая. Детства чудная страна

Раздел I. Когда сбываются мечты… (14 ч.)

Раздел II. Детские пристрастия (14 ч.)

Раздел III. Штрихи к портрету (11 ч.)

Раздел IV. Любимых строк прелестное звучанье ( 11 ч.)

Часть вторая. «Все мы – родом из детства»

Раздел I. Когда рождаются настоящие герои и выдумщики… (15 ч.)

Раздел II. Уроки детства (12 ч.)

Раздел III. «Микрогеография» детства (11 ч.)

Раздел IV. Куда уходит детство? (8 ч.)

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета:

Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание, и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

      Ценностные ориентиры учебного предмета связаны с особым отбором литературного материала. Такой материал помогает:  осознавать творческую позицию,  формирует вкус  соотносить изучаемое произведение с культурной нормой литературного текста

      Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного изучения художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-этическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными (базовыми) ценностями (добро, справедливость, правда и т. д.). Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Раздел 2.Планируемые результаты учебного предмета.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования нацеливают на достижение планируемых результатов, понимаемых как совокупность личностных, метапредметных (универсальных учебных действий) и предметных результатов. Предмет «литературное чтение» является ведущей школьной дисциплиной, обеспечивающей развитие личности и формирование функциональной грамотности младшего школьника.

К концу 4 класса у учащихся будут сформированы личностные результаты:

– овладение основами умения учиться;

– способность к организации собственной деятельности

– познавательная мотивация к учению; любознательность, активность, заинтересованность в познании окружающего мира;

– чувство сопричастности с жизнью семьи, общества, своего народ, Родины;

– толерантность по отношению к представителям разных народов, культур, конфессий;

– готовность действовать самостоятельно, отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

– доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

– выполнять правила здорового и безопасного для себя и других образа жизни;

– представление о ценности терпения и терпимости, доброте, жестокости, истинном и ложном героизме, уважении традиций разных народов, красоты, искусства и творчества;

– сформированное эстетическое чувство по отношению к произведениям художественной культуры.

Предметные результаты

Учащиеся овладеют способами:

синтагматического чтения (осознанного, выразительного, безошибочного, темпового чтения) вслух; чтения про себя;

– анализа и интерпретации произведений разной видово-жанровой специфики;

– сравнительного анализа двух (более) литературных текстов с целью выявления их основной тематики и проблематики, выделения авторских средств создания образа и определения авторской позиции по отношению к объекту описания;

– самостоятельного прогнозирования истории персонажа, этапов развития действия в произведении;

– отличать по общим признакам художественные и нехудожественные произведения, тексты эпического, лирического рода литературы;

– определения темы и главной мысли произведений, отнесенных к детскому кругу чтения;

– разбивки литературного текста (повествовательного) на микротемы и составления по микротемам плана произведения;

– пересказа (подробного, сжатого, выборочного) сюжета литературного произведения с включениями описания персонажа, его поступков, диалога;

– в ходе групповой работы создание сценария по эпическому произведению, инсценирование фрагмента произведения; создание презентационного выступления;

– самостоятельной работы с книгой, обращаясь к выходным данным книги для поиска необходимого произведения, аннотациям, предисловию, послесловию;

– ориентации в мире литературных текстов, книг, справочников, энциклопедий, словарей, детской периодики; самостоятельного выбора источника информации; владения Интернет-ресурсами для дополнительного чтения (электронный журнал «Кукумбер»; «Литературные пампасы»; «Библио Гид» и др.);

–  выражения личного суждения о прочитанном произведении, тексте, персонаже, событии в устной и письменной форме;

– создания нового текста по модели, по теме, предложенной проблеме, по выбору;

– создания монологического высказывания;

– создания ответов на вопросы в диалоге и на письме.

– опорной системой знаний по литературному чтению, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования;

– умениями определять жанр и вид литературного произведения путем вычленения существенных модельных признаков;

– способами выражения авторской позиции в произведениях разных жанров;

– способами нахождения изобразительных средств языка (сравнения, метафоры, олицетворения, эпитета, звукописи) с целью определения авторского отношения к окружающей действительности;

– способами характеристики персонажей, их поступков;

– способами выделения из литературных произведений слов автора, персонажа, описаний природы (пейзажа), обстановки (интерьера), портрета героев;

– способами первичного анализа литературного текста в соответствии с жанровой спецификой;

– способами различения и сравнения художественного произведения и нехудожественного текста (публицистического, учебного, познавательного).

Учащиеся научатся

– создавать тексты в соответствии с предложенным заданием в разных жанрах (отзывы, миниатюра, сказка, рассказ, эссе и др.);

– редактировать собственный текст;

– интерпретировать произведений: интонированию, чтению по ролям, драматизации, иллюстрированию, прогнозированию, созданию «виртуального» мультфильма и др.;

– создавать небольшие описания, рассуждения, повествования;

– создавать презентации по результатам исследования произведений;

– проектировать свою деятельность;

– создавать творческие порфолио по результатам своей читательской, исследовательской, творческой деятельности.

Метапредметные результаты

Учащиеся научатся:

– находить и выделять необходимую информацию в различных источниках (учебниках, книгах, словарях, энциклопедиях, журналах, Интернет-ресурсах);

– сопоставлять литературные тексты разных видов и жанров в соответствии с учебной задачей;

– устанавливать причинно-следственные связи между словами, поступками персонажей;

– строить рассуждения на основе установленных причинно-следственных связей в процессе анализа и интерпретации литературных произведений с опорой на жизненный и читательский опыт;

– использовать сравнения для установления общих и специфических свойств объектов;

– классифицировать объекты на основе заданного параметра;

– определять главное и второстепенное в источниках информации, находить незнакомые по смыслу слова и выражения, определять из значения разными способами.

– планировать собственную учебную и читательскую деятельность в соответствии с поставленной целью;

– уточнять формулировки задач;

– выдвигать и проверять гипотезы;

– оценивать результат деятельности на основе критериев;

– находить образцы для проверки работы, сопоставлять работу с образцом;

– видеть и определять ошибкоопасные места в процессе решения учебной задачи;

– высказывать предположения о гипотезах, способах действий в процессе анализа и интерпретации текстов;

– определять причин своих и чужих недочетов и подбор специальных заданий для их устранения;

–  сравнивать характеристики запланированного и полученного результата;

– выполнять по алгоритму текущий контроль и оценку своей деятельности;

– сознательно выбирать задания разного уровня сложности, материала для отработки способа действия и творческих работ;

– редактировать творческую работу в процессе ее анализа и оценивания;

– определять границы собственного знания / незнания.

– понимать позиции разных участников коммуникации;

–задавать вопросы, необходимые для исследования проблемы и установления контактов для ее решения;

– осуществлять в процессе коммуникации продуктивное взаимодействие с другими участниками исследования (в том числе пробы общения в сети Интернет);

– осуществлять презентацию результатов своего исследования перед аудиторией ( в том числе с мульти-медиа сопровождением);

– владеть способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности;

– сотрудничать и приходить к общему решению в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми (в том числе и в конфликтной ситуации);

– учитывать и координировать различные мнения в общении и сотрудничестве;

– проявлять интерес к различным точкам зрения;

– аргументировать собственную позицию в момент общения в корректной форме;

– создавать текст рассуждения с тезисом и аргументами тезиса;

– создавать сообщения различной актуальной проблематики в устной и письменной форме с опорой на план, ссылки, иллюстрации, схемы, видео-, аудиозаписи.

Учебно-методические пособия, используемые для достижения планируемых результатов

1.Е.Матвеева «Литературное чтение.Детства чудная страна.» – 1 книга 4-го класса- В 2-х книгах – М.; Вита-Пресс, 2013.

2. «Литературное чтение. Все мы – родом из детства» – 2 книга 4-го класса-В 2-х книгах – М.; Вита-Пресс, 2013.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Интерактивное учебное пособие Литературное чтение 4 класс 1-2ч. Видеофильм «Каштанка»        

ООО «Издательство «Экзамен» 2013г.

ООО «Издательство «Экзамен» 2013г.

ООО «Издательство «Экзамен» 2013г.

ООО «Издательство «Экзамен» 2013г.

Печатные пособия

Портреты советских писателей.

Портреты русских писателей

Портреты зарубежных писателей

Дидактические пособия по развитию речи        

Технические средства обучения (ТСО)

Аудио-проигрыватель

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

Интерактивная доска

Система голосования

Документ-камера

Графический планшет        

Раздел 3.Содержание учебного предмета(96 часов)

Часть первая. Детства чудная страна

Раздел I. Когда сбываются мечты… (14 ч.)

Тема мечты в произведениях разных авторов. Реализация авторского замысла в художественных образах детства. Изобразительные средства создания образов в поэзии и прозе. Творчество ребенка, создающего свою Страну Детства. Образы любопытства, любознательности, фантазии, «вообразилии» в стихах для детей. Грустное и веселое в детстве – одна из основных тем поэтов и писателей.

От автора к читателю, от читателя к автору

Творческая работа:сочинение «Моя Страна Детства».

О. О. Дриз «Семицветная страна»; Ю. П. Мориц «Это очень интересно»; В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»; В. Д. Берестов «Исполнение желаний»; В. Иванова «Трудный случай»; У. Д. Смит (перевод И. Фонякова) «Слон»; ШэлСилверстейн (перевод с английского Г. Кружкова) «Если я был бы»; С. Чёрный «Невероятная история»; М. Агафонова «Хорошо быть маленьким».

От автора к читателю, от читателя к автору

Творческая работа:сочинение-миниатюра на предложенные темы: «Здорово! Моя мечта сбылась!»; «Грустно… Увы, моя мечта не сбылась…».

Редактирование сочинения.

Читай, удивляйся, размышляй!

О. Казмирчук «Я большая, мне шесть лет…»; Ю. И. Коваль «Нюрка»; М. Агафонова «Времена года»; В. А. Бахревский «Избяной соловей»; Е. И. Матвеева «Тайное желание»; В. П. Авенариус «Отроческие годы Пушкина (глава «Поэт-дядя и поэт-племянник»); Ю. Д. Левитанский «Что я знаю про стороны света…»; А. Е. Пермяк «Тонкая струна»; Ю. П. Мориц «Чтоб летали мы все и росли».

Раздел II. Детские пристрастия (14 ч.)

Тема детских интересов, увлечений, пристрастий. Способы изображения увлечений персонажей в произведениях разных по жанру, настроению, образности, эмоциональной окрашенности.

От автора к читателю, от читателя к автору

Творческая работа:сочинение-миниатюра «Кто такие дети?»

Н. С. Гумилев «Детство»; В. Ю. Драгунский «Что я люблю», «…И что не люблю»; Ю. Д. Левитанский «Что-то случилось…»; А. А. Лиханов «Магазин ненаглядных пособий» (отрывок); В. Д. Берестов «Деньги в детстве»; А. Т. Аверченко «Серёжкин рубль»; В. Шульжик «Грустный клоун»; С. Черный «Счастливый карп»; С. Чёрный «В раю».

От автора к читателю, от читателя к автору

Творческая работа: сочинение «Райский денёк»

Читай, удивляйся, размышляй!

М. Агафонова «На канате»; В. Ю. Драгунский «Друг детства»; В. Д. Берестов «Почему-то в детстве рисовал я…»; Л. Н. Андреев «Петька на даче»; О. Казмирчук «Прогулка»; А. А. Лиханов «Магазин ненаглядных пособий» (отрывок); С. Черный «Цирк»; И. М. Пивоварова «Смеялись мы – хи-хи»; Ю. Д. Левитанский «Мучительно хочется рисовать».

Раздел III. Штрихи к портрету (11 ч.)

От автора к читателю, от читателя к автору

Творческая работа:сочинение-рассуждение «Каким я представляю себе детского поэта (писателя)?».

Чудеса детства. Тема любви, взаимоотношений между людьми, тонких переживаний нежной детской души.

Человек и его выбор в окружающем мире. Дружба. Мастерство автора произведения в умении передавать читателю свое отношение к героям в повествовательном тексте.

Описание человека. Использование художественной детали для создания словесного портрета.

Портрет и автопортрет. Портрет героя произведения.

О. О. Дриз «Мой портрет»; А. С. Пушкин «Вы просите у меня мой портрет…»; С. Черный «Детям»; А. П. Чехов «Детвора»; Н. А. Заболоцкий «Некрасивая девочка»; Ф. М. Достоевский «Мальчики» (глава из романа «Братья Карамазовы»); С. Черный «Приготовишка»; Л. Н. Толстой «Детство» (глава «Ивины»).

От автора к читателю, от читателя к автору

Творческая работа:сочинение-миниатюра «Портрет».

Редактирование сочинения.

Читай, удивляйся, размышляй!

Ю. Д. Левитанский «Портрет»; А. Т. Аверченко «Галочка»; ШэлСилверстейн (перевод с английского Г. М. Кружкова) «Невеста»; С. Черный «Железное колечко»; Н. С. Гумилев «Попугай»; А. П. Платонов «Еще мама».

Раздел IV. Любимых строк прелестное звучанье ( 11 ч.)

Художественный образ «храма науки». Чудо общения с книгой. Читательские интересы авторов.

В. А. Лалетина «Бабушка! А, Бабушка! Прочитай мне сказку...»; У. Эко (перевод с английского А. Е. Костюкович) «Имя Розы» (отрывок); В. Д. Берестов «Итак, библиотека, картотека…»; А. А. Лиханов «Детская библиотека» (отрывок); А. А. Ахматова «Из цикла «В Царском Селе» (отрывок); М. Я. Басина «В садах Лицея (глава «Любимые творцы»); В. Д. Берестов «Книжный магазин».

От автора к читателю, от читателя к автору

Творческая работа:сочинение-презентация любимой книги.

Читай, удивляйся, размышляй!

Н. С. Гумилёв «Читатель»; А. А. Лиханов «Детская библиотека» (отрывок); А. С. Пушкин «В альбом Пущину»; М. И. Цветаева «Книги в красном переплете».

От автора к читателю, от читателя к автору

Творческая работа:сочинение-отзыв о самом интересном произведении учебника (герое, событии, авторе).

Редактирование сочинения.

Часть вторая. «Все мы – родом из детства»

Раздел I. Когда рождаются настоящие герои и выдумщики… (15 ч.)

Образ истинного и ложного героизма. Тема подвига. Отношение к совершенному поступку персонажа. Способы выражения авторской позиции в разных произведениях.

Ю. Д. Левитанский «Кораблик»; Г. Х. Андерсен (перевод с датского А. Ганзена) «Стойкий оловянный солдатик»; Н. С. Гумилёв «Капитаны»; Ю. Я. Яковлев «Рыцарь Вася»; И. Уткин «О героях»; О. Генри (перевод с английского Н. Дарузес) «Вождь краснокожих»; М. И. Цветаева «Из цикла «Ока» (отрывок), «Мама на даче»; О. О. Дриз «Три капитана», А. Т. Аверченко «Предводитель Лохмачев».

От автора к читателю, от читателя к автору

Творческая работа:сочинение в любом жанре на одну из тем: «Кто такой настоящий герой?»; «Самая невероятная история».

Творческая работа:сочинение-фантазия: «Я…» (в жанре представления себя каким-либо персонажем, героем, человеком другой эпохи).

Б. В. Заходер«Неужто вы могли забыть?»; В. В. Медведев «Экзамен на рыцаря, или Рыцарь на экзамене»;

От автора к читателю, от читателя к автору

Редактирование:сочинение в любом жанре на одну из тем: «Кто такой настоящий герой?»; «Самая невероятная история».

Читай, удивляйся, размышляй!

С. Черный «Когда нет никого дома»; М. Агафонова «У стоматолога»; Ю. Я. Яковлев «Мой верный шмель»; И. А. Дегтярева «Шмель»; И. А. Бунин «Последний шмель».

Раздел II. Уроки детства (12 ч.)

Изображение в произведениях «проступков», ошибок персонажей, способов исправлениях совершенных ошибок. Тема взамопонимания и взаимопомощи персонажей друг к другу. Воспитание словом и делом. Тема понимания в отношениях взрослых и детей, родных и чужих.

От автора к читателю, от читателя к автору

Творческая работа:сочинение-воспоминание (в жанре письма близкому другу) на одну из тем: «Я провинился (ась)…»; «Этот случай запомнился мне навсегда!»; «Теперь я знаю, как надо поступать…».

Понятие «урок жизни». Разные авторские позиции в изображении «уроков жизни».

А. С. Пушкин «Вначале жизни школу помню я…»; В. Д. Берестов «Пловец»; Ю. М. Нагибин «Зимний дуб»; А. А. Фет «Одинокий дуб»; Н. С. Лесков «Неразменный рубль»; А. А. Фет «Учись у них – у дуба, у березы…»; В. Д. Берестов «Сердцевина».

От автора к читателю, от читателя к автору

Творческая работа:сочинение-отзыв «Урок, рассказанный автором».

Редактирование сочинения.

Читай, удивляйся, размышляй!

С. Чёрный «Ах, сколько на свете детей…»; А. Т. Аверченко «Учитель Бельмесов»; М. Мерзликина «Я не хочу взрослеть»;  В. П. Авенариус «Отроческие годы Пушкина» (гл. XI «Первая «проба» пера»); А. А. Ахматова «Летний сад»; Ю. Я. Яковлев «Учитель»; Я. Аким «Улица»; Ф. А. Искандер «Запретный плод»; В. Д. Берестов «В соседстве с детством»; А. П. Платонов «Цветок на земле».

Раздел III. «Микрогеография» детства (11 ч.)

Автор о себе, о детских годах, о памятных событиях детства. Жанр автобиографии, художественных мемуаров. Тема детства, детских воспоминаний. Переживаний, счастливых моментов. Тема материнства. Тема памяти.

От автора к читателю, от читателя к автору

Творческая работа:сочинение-рассуждение на одну из тем: «Это глупо»; «Это смешно»; «Это удивительно»; «Это заманчиво».

Ю. Д. Левитанский «Воспоминание о скрипке»; В. Д. Берестов «Новая песенка»; В. А. Бахревский «Бабочка»; В. В. Набоков «Ночные бабочки» (отрывок); И. В. Одоевцева «На берегах Невы» (отрывок); А. С. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывок из неопубликованной рукописи); В. П. Авенариус «Отроческие годы Пушкина (глава III «Экзамен»); М. М. Пришвин «Времена года (отрывок); В. А. Лалетина «Маленькое солнышко…»; В. Д. Берестов «Одуванчики»; С. Черный «Голубиные башмаки»; М. И. Цветаева «Курлык»; М. М. Пришвин «Дитя».

От автора к читателю, от читателя к автору

Творческая работа:сочинение-ответ (рассуждение) на вопрос по миниатюре М. М. Пришвина «Дитя».

Редактирование сочинения.

Читай, удивляйся, размышляй!

И. А. Бунин «Детство»; В. А. Бахревский «Деревенская жизнь»; В. Д. Берестов «Городок»; Н. И. Сладков «Горластые электрички»; О. Казмирчук «Отстучала электричка»; В. Пришвина «О Михаиле Михайловиче Пришвине»; В. В. Набоков «Вот дачный сад…»; Н. И. Сладков «Кто писал?»; В. А. Лалетина «Засыпаю и мечтаю»; Ю. Я. Яковлев «Мама»; Н. А. Заболоцкий «Детство».

Раздел IV. Куда уходит детство? (8 ч.)

Тема взросления человека. Образ Страны детства, созданный в произведениях разных авторов. Отношение к персонажам, живущим в этой стране. Тема взросления читателя. Качества современного читателя.

От автора к читателю, от читателя к автору

Творческая работа:сочинение-миниатюра на одну из тем «Кто такие взрослые?»; «Как стать взрослым?»

Ю. Д. Левитанский «Дети»; И. Бардин «Трудная пора»; М. Агафонова «Ноты под листочками…»; С. Павлютина «Земляничный рай»;  Р. П. Погодин «Серая мгла редела»; «Кирпичные острова», Б. Ш. Окуджава «Давайте восклицать…».

От автора к читателю, от читателя к автору

Творческая работа:сочинение-рассуждение (для конкретного адресата) «Я – читатель!».

Учебно-тематический план

Раздел

Количество часов

Контрольные, лабораторные, практические работы

Часть 1Часть первая. Детства чудная страна

Раздел I.

«Когда сбываются мечты…»

14 часов

Диагностическая работа( проверка техники чтения)

Раздел II

Детские пристрастия

14 часов

 Контрольная работа  №1 (проверка техники чтения)

Раздел Ш.

Штрихи к портрету

11 часов

Контрольная работа  №2 по теме  « Портрет».

Раздел IV.

Любимых строк прелестное звучанье

11 часов

Контрольная работа  №3(проверка техники чтения )

Часть вторая.

«Все мы – родом из детства»

Раздел I.

Когда рождаются настоящие герои и выдумщики…

15 часов

Контрольная работа  №4по темеКто такой настоящий герой?»;

Раздел II.

Уроки детства

12 часов

Контрольная работа  №5.

тест)

Раздел III.

«Микрогеография» детства»

11 часов

Раздел IV.

«Куда уходит детство?»

8 часов

Контрольная работа  №6.

(проверка техники чтения )

Раздел 4.Календарно-тематическое планирование

2

Тема

Кол-во часов

Дата проведения урока

Раздел 1. Когда сбываются мечты                   14 часов

1.

Вводный урок. Детские мечты…

 Б.Д. Заходер «Считалия».

1

3.09

2

Диагностическая работа ( проверка техники чтения)

1

5.09

3.

Творческая работа № 1.

«Приметы» детства.

О.О. Дриз «Семицветная страна»

1

6.09

4

Ю.П. Мориц «Это очень интересно»;

 А. Мелякова «Мечты».

1

10.09

5.

Зачем и для кого В.Ф. Одоевский создал свой городок в табакерке? В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».(начало)

1

12.09

6.

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».(продолжение)

1

13.09

7.

О чем в детстве мечтали взрослые? В.Д. Берестов «Исполнение желаний»

1

17.09,

8.

Мечта как особый случай. В.И. Иванова «Трудный случай».

1

19.09

9.

Если бы… Пора, когда возможным становится все…

У.Д. Смит  « Слон», Ш. Силверстейн

« Если я был бы…»

1

20.09

          10

Счастливые ощущения своего. С. Черный « Невероятная история»

1

24.09,

         11

« Я»  в детской СтранеМ.Агафонова « Хорошо быть маленьким», М. Цветаева « Мирок»

1

26.09

          12.

Я и Пушкин. Пейзажная лирика поэта и тема творчества. А.С. Пушкин «Осень».

1

27. 09

13.

Чтение творческих работ. Обсуждение и анализ сочинений.

1

1.10

14.

Беседа по произведениям из рубрики «Читай, удивляйся, размышляй!».Круг детского чтения. П. Бажов « Уральские сказки».

1

3.10

Раздел 2.Детские пристрастия14 часов

15.

Вводный урок. В чем заключаются секреты детства?

1

4.10

16

Образ поэта Н.С. Гумилева и образ героя в лирическом стихотворении « Детство»

1

8.10,

17

Автор размышляет о детстве. В.Ю. Драгунский «Что я люблю», «…И что не люблю».

1

10.10

          18

Ю.Д.Левитанский «Что-то случилось»

1

11.10

19

А.А. Лиханов «Магазин ненаглядных пособий».

1

15.10

          20

Внутренний мир героя. А.А. Лиханов «Магазин ненаглядных пособий».

1

17.10

21

Волнующая тема. В.Д. Берестов «Деньги в детстве»;

1

18.10

 22

Зачем детям знать о деньгах? А.Т. Аверченко «Сережкин рубль».

1

22.10

23

А.Т. Аверченко «Сережкин рубль».

1

24.10

24

Контрольная работа№1( проверка техники чтения)

1

25.10

25

Веселое и грустное в детстве…

 С. Черный «Счастливый карп».

1

7.11

26.

Веселое и грустное в детстве… В. Шульжик «Грустный клоун»

1

8.11

27.

«Момент высшей радости».

С. Черный«В раю».

1

12.11

          28.

Урок – рефлексия. Круг детского чтения . Е. Шварц « Сказка о потерянном времени».

1

14.11

Раздел 3.Штрихи к портрету                                 11 часов

29.

Сочинение по предложенной теме. Чтение и анализ работ.

1

15.11

30.

Чем впечатляет портрет детского поэта? О.О. Дриз «Мой портрет».

1

19.11

         31

Литературный автопортрет. А.С. Пушкин «Вы просите у меня мой портрет…»;

1

21.11

            32

С. Черный «Детям».

1

22.11

33.

Портрет героя в рассказе. А.П. Чехов «Детвора»

1

26.11

34.

А.П. Чехов «Детвора»

1

28.11

35

«Что есть красота?..» Н.А. Заболоцкий «Некрасивая девочка».

1

29.11

36

Сцены из детской жизни.

С. Черный « Приготовишка», М. Бородицкая « Первоклассник»,М. Цветаева « Наше царство»

1

3.12

               37

Сцены из детской жизни.

Л. Толстой « Иваныч»

1

5.12.

38.

Образ необычного рая. Б.Ш. Окуджава «Рай».

1

6.12

39.

Контрольная работа  №2 по теме  « Портрет».

1

10.12

Раздел 4. Любимых строк прелестное звучанье            11 часов

40.

Вводный урок. Выступления учеников с презентацией любимой книги

1

12.12

41.

Встреча с книгой. В. Лалетина « Бабушка! А, бабушка, прочитай мне сказку…», М. Цветаева « В субботу»

1

13.12

42

Образ средневековой и современной библиотеки – «храма науки и искусства». У. Эко « Имя Розы», В. Берестов « Итак, библиотека, картотека»

1

17.12

43

Детские читательские пристрастия.А. Лиханов« Детскаябиблиотека»

1

19.12

44

Детские читательские пристрастия

А. Ахматова « В Царском Селе»

1

20.12

45

Детские читательские пристрастия

М. Басина « В садах лицея».

1

24.12

46.

Контрольная работа  №3(проверка техники чтения )

1

26.12

47.

. Беседа по произведениям из рубрики: «Читай, удивляйся, размышляй»!

1

27.12

48.

Беседа по произведениям из рубрики: «Читай, удивляйся, размышляй»!

1

14.01

49.

Творческая работа № 2 сочинение-отзыв о самом интересном произведении учебника (герое, событии, авторе).

1

16.01

50.

Круг детского чтения. В. Одоевский « Черная курица, или подземные жители»

1

17.01

Книга вторая « Все мы –родом из детства

Раздел 1. «Когда рождаются настоящие герои

и выдумщики»-15 часов

51.

Вводный урок.Подготовка к путешествию.

Ю. Левитанский « Кораблик»

1

21.01

52

Путешествие. Г. Х. Андерсен « Стойкий оловянный солдатик»

1

23.01

53

Путешествие. Б. Окуджава « Бумажный солдатик»

      1

24.01

54

Истинные и ложные герои. Н. Гумилев « Капитаны»

1

28.01

55

Истинные и ложные герои. Ю. Яковлев « Рыцарь Вася», В. Бахревский « Светлячок».

1

30.01

56

Контрольная работа  №4по теме .«Кто такой настоящий герой?»

1

31.01

57

Любимые места. М. Цветаева « Из цикла « Ока», « Мама на даче»

1

4.02

58

Игры, которые становятся жизнью…А. Аверченко « Предводитель Лохмачев»

1

6.02

59

А. Аверченко « ПредводительЛохмачев»(эпическое произведение)

1

7.02

60

Сочинение-фантазия «Я-…..»

1

11.02

61

Б. Заходер« Неужто вы могли забыть?»

1

13.02

62

Давайте поиграем в рыцарство.В. Медведев « Экзамен на рыцаря , или рыцарь на экзамене»

1

14.02

63

Беседа по произведения из рубрики «Читай, удивляйся, размышляй!».

1

18.02

64

Беседа по произведения из рубрики «Читай, удивляйся, размышляй!».

1

20.02

65

Беседа по произведения из рубрики «Читай, удивляйся, размышляй!».

1

21.02

Раздел 2. « Уроки детства»                                      12 часов

66.

Счастливое воспоминание о школе. А. Пушкин « В начале жизни школу помню я»

1

25.02    

67.

Смелость детских поступков.

 В.Д. Берестов « Пловец».

1

27.02

68.

Чему научил зимний дуб взрослого и ребенка? Ю. Нагибин « Зимний дуб»(начало)

1

28.02

69

Чему научил зимний дуб взрослого и ребенка? Ю. Нагибин « Зимний дуб»(продолжение)

1

4.03

70

Чему научил зимний дуб взрослого и ребенка? Ю. Нагибин « Зимний дуб»(окончание)

      1

6.03  

71.

Почему человек и дерево – родственные души? А. Фет « Одинокий дуб»

1

7.03

72

Зачем  ребенку дарят неразменный рубль? Н. Лесков « Неразменный рубль»( с 1 по 4 главу)

1

11.03

73

Зачем  ребенку дарят неразменный рубль? Н. Лесков « Неразменный рубль»

( с 5 по 8 главу)

1

13.03

74

Контрольная работа  №5.(тест)

1

14.03

75.

Тепло дерева – тепло человеческого сердца… Как его ощутить? А. Фет « Учись у них - у дуба, убереза»

1

18.03

76

Тепло дерева – тепло человеческого сердца… Как его ощутить? А. Фет « Учись у них - у дуба, убереза»

1

20.03

77

Тепло дерева – тепло человеческого сердца… Как его ощутить?В. Берестов « Сердцевина»

1

21.03

Раздел 3.  «Микрогеография» детства                       8 часов

78.

Вводный урок. Ю. Левитанский « Воспоминание о скрипке», В. Берестов « Новая песенка»

1

4.04

79

Переживания детства.

В. Бахревский « Бабочка»

1

8.04

80

Переживания детства. К. Бальмонт « Бабочка», В. Набоков « Ночные бабочки»

1

10. 04  

81.

Воспоминания поэта о детстве. И. Одоевцева « На берегах Невы»

1

11.04

82

Зачем человеку писать воспоминания?

А. Пушкин « Евгений Онегин»

( отрывок)

1

15.04    

83

Зачем человеку писать воспоминания?

В. Авенариус« ОПушкине»«Отроческие годы Пушкина»

1

 17.04

84

Зачем человеку писать воспоминания ? А Пушкин « Царское Село»

1

18.04    

85

Дневниковые записи – память о прошлом. М. Пришвин « Времена года»,

1

22.04

86

Дневниковые записи – память о прошлом.В. Лалетина « Маленькое солнышко-желтый одуванчик»

1

24.04

87

Дневниковые записи – память о прошлом. В. Берестов

« Одуванчики»

1

25.04

88

Кто возвращается в детство?

М. Пришвин « Дитя»

1

29.04

Раздел 4 « Куда уходит детство?»                             10 часов

89.

Творческая работа № 3.«Кто такие взрослые

1

6.05  

90

Рождение новых образов детства. Ю. Левитанский « Дети»,

1

8.05

91

Рождение новых образов детства И. Бардин « Трудная пора»

1

13.05  

92

Контрольная работа  №6.

(проверка техники чтения )

1

15.05

93

Прелести  детства. М. Агафонова « Ноты под листочками музыкантов ждут», С. Павлютина « Земляничный рай»

1

16.05

94

Романтика детства. В. Крапивин « Серая мгла редела»

1

20.05

95

 «Я – читатель!».

1

22.05

96

. Б. Окуджава « Давайте восклицать!»

1

23.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование учебного курса "Литературное чтение" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"чтение"

Календарно-тематическое планирование учебного куоса "Литературное чтение" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Обучение ведётся по триместрам....

Рабочая программа по курсу "Литературное чтение" 1 класс УМК "ПНШ"

Рабочая программа для 1 класса по УМК "Перспективная начальная школа" с  УУД...

Рабочая программа по курсу "Литературное чтение" 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена на основе авторской программы Литературное чтение Климанова Л.Ф., Бойкина М.В ./ «Школа России» Сборник рабочих программ.1-4 классы. П...

Рабочая программа педагога Кирпинёвой Елены Александровны Высшей квалификационной категории по учебному курсу «Литературное чтение» 1 класс Программа «Школа 2100»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №13 ст. Незлобной»  «Рассмотрено»Руководитель МО_________/ Е. А. Крипинева/Протокол №___ от «___»авгу...

Рабочая программа по учебному курсу "Литературное чтение".1 класс.

Рабочая программа по учебному курсу "Литературное чтение". 1 класс. Программа "Школа России."...

Рабочая программа по курсу "Литературное чтение" 2 класс. Школа России

Рабочая программа по курсу "Литературное чтение" 2 класс. Школа России...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса литературного чтения, 3 класс

Программа адресована учащимся начальных классов общеобразовательных школ. Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии:с требованиями федерального государственного образо...