Исследовательский проект "Азбука улиц моего села"
план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему

Бикмаева Галия Дявлятшиновна

Проектная работа решает множество образовательных, воспитательных и личностных задач, позволяет объединить урочные и внеурочные мероприятия, сделать обучение, образование, воспитание и развитие единым целым. В ходе выполнения проекта ученики ставятся перед необходимостью  применения учебных знаний и умений, полученных на уроках. Данный вид работы позволяет использовать информацию, полученную во внеурочное время (экскурсии, кружки), полнее отразить индивидуальные интересы, хобби и склонности. Необходимо придерживаться принципам преемственности, сознательности, научности, доступности, наглядности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_azbuka_ulits_sela.doc76 КБ
PDF icon proekt_azbuka_ulits_moego_sela.pdf2.53 МБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект 1 класса

"Азбука улиц  села  Средняя Елюзань"

1. Паспорт проектной работы. 

Название проекта:  «Азбука улиц нашего села»

Руководитель проекта: Бикмаева Галия Дявлятшиновна.

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 1 «Б»,1 «Г»

Тип проекта: исследовательский.

Цель проекта:

  • создание альбома, в которой надо коротко написать об улицах  Средней Елюзани, о его жителях, названия которых начинаются с буквы русского алфавита.

  Задачи:

  • вовлечь каждого ученика 1 класса в активный познавательный творческий проект при создании «Азбуки улиц нашего села»
  • – расширение представлений и знаний детей о родном селе;       
  • - развитие сотрудничества между родителями и детьми;
  • - создание ситуации успеха (чувство гордости за проведенную личную работу, удовлетворение результатом);
  • --- выражение детьми личностных интересов и способностей;
  •   – проведение первичной работы по сбору и обработке информации; 
  •   — развитие навыка получения и уточнения информации в  процессе слушания и постановки вопросов;
  •   — совершенствование  навыка  письма;
  •   — совершенствование навыка чтения;
  •   — развитие навыка набора текста на компьютере;
  •   — совершенствование навыков работы с фотоаппаратом;
  •   — знакомство с новым видом работы, с новым способом оформления работы.
  • воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе.
  • развитие творческих способностей, эстетического вкуса, умения самостоятельно работать с различными источниками при получении необходимых знаний;
  • формирование навыков исследовательской деятельности;
  • отработка умения применять свои знания на практике при создании творческого продукта – азбуки;
  • развитие умения самостоятельно принимать решения и обмениваться информацией;
  • пополнять активный словарный запас учащихся элементами устного народного творчества.

  Проблема:  

  • существуют множество различных азбук («Азбука профессий», «Азбука  животных  от  А до Я»), материал из которых мы используем на уроках при изучении новой буквы. Тогда мы решили исследовать названия  улиц  нашего села  и расположить их  в алфавитном порядке.

Предполагаемый продукт проекта: альбом «Азбука улиц нашего села»

Этапы работы:

  • Создание рабочей группы.
  • Анализ существующих азбук.
  • Выбор направления деятельности.
  • Разработка структуры будущего альбома.
  • Анализ собранного материала.
  • Иллюстрирование отобранного материала.
  • Проверка в действии, обмен опытом.
  • Презентация.

Распределение ролей в проектной группе.

Роль учителя:

  • координировать весь процесс учебной творческой деятельности;
  • помогать детям в поиске источников информации;
  • самому быть источником информации;
  • поддерживать и поощрять активность учеников работе над проектом.

Роль учеников: активное участие в создание книги.

                                                      Актуальность проекта

Начальная школа в последнее время стала самым реформируемым направлением  российского образования. Центральным изменением в системе начального образования считают введение новых   ФГОС

В настоящее время эту проблему в школе пытаются решать и через организацию проектной деятельности, смысл которой заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Проектная работа решает множество образовательных, воспитательных и личностных задач, позволяет объединить урочные и внеурочные мероприятия, сделать обучение, образование, воспитание и развитие единым целым. В ходе выполнения проекта ученики ставятся перед необходимостью  применения учебных знаний и умений, полученных на уроках. Данный вид работы позволяет использовать информацию, полученную во внеурочное время (экскурсии, кружки), полнее отразить индивидуальные интересы, хобби и склонности. Необходимо придерживаться принципам преемственности, сознательности, научности, доступности, наглядности.

Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное – помочь ребёнку поверить в свои силы. Наиболее полно и отчётливо воспринимается ребёнком то, что было интересно, то, что нашёл и доказал сам. Продуктивный вид деятельности – благодатная почва для реализации принципа активности, который заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит, 50% - из того, что видит, 90% - из того, что делает.

Систему проектной работы в своем классе я решила спланировать по следующему плану.

Тематика должна, на мой взгляд, постепенно расширять пространство деятельности и объем материала. Сформировался следующие направления и тематика проектных работ:

1 класс – « Азбука улиц нашего села»,

2 класс – «Край мой Пензенский»,

3 класс – «Россия-родина моя»,

4 класс – «Как прекрасен этот мир».

Составляя данный план, я старалась учесть принцип постепенной расширение области исследования, но сохранить связь детей окружающей действительностью. Одна из задач, которую я стремлюсь решить в ходе данной работы, соединение программного учебного материала и дополнительных знаний от экскурсий с темами проектных работ. Важнейшая задача – показать ученикам, что навыки и умения, используемые на уроках и при выполнении исследовательских, творческих работ во многом одинаковы.

Педагогическое описание проекта

        Проект задуман как коллективная деятельность. Ученику, сталкивающемуся с проблемами в учёбе, сотрудничество даёт возможность получить дополнительную поддержку со стороны детей, учителя, родителей, преодолеть страхи и неуверенность в себе, научиться быть самостоятельным и ответственным. Часто в течение всего учебного дня такие ученики чувствуют себя одинокими, неуспешными. Именно занятия проектной деятельностью могут и должны стать для них источником радости и уверенности в себе, предоставив возможность почувствовать поддержку окружающих. Именно на таких занятиях ученик, сам испытывающий трудности в учёбе, может помочь другому справиться с проблемами, помогая, таким образом, и себе (вспомним о самом эффективном методе – “учусь сам, обучая другого”.)

      Радость, веселье, раскованность, некоторая таинственность привлекает детей. У них формируется выдержка, настойчивость, сопереживание.

      Наблюдая за детьми, можно видеть, как они оживляются, стараются выполнить как можно лучше. Они безболезненно реагируют на замечания и ошибки, стараются исправить их. Дети не чувствуют усталости, не испытывают дискомфорта.

             Детям очень нравятся свои работы, они гордятся ими, узнают свои “произведения искусства” среди множества других, даже через длительное время.

      В ходе работы над проектом у учащихся возникает интерес к учебной деятельности. Они учатся планировать свою деятельность, пользоваться различными источниками информации, отбирать нужные материалы, выражать своё мнение, создавать конечный продукт – материальный носитель проектной деятельности, оценивать себя и других. Полученный результат доказывает, что нет бездарных детей, нужно лишь вовремя оказать ребёнку помощь и дать поверить ему в свои силы. Каждый ученик – это создатель одной книжной страницы.

Этапы проекта

1 этап. “Подобрать названия улиц    на заданный звук”.

Коррекционные цели: формировать умение определять место звука в слове, развивать пространственную ориентацию при размещении картинки на странице азбуки.

Исследовательские цели: Формировать умение находить несколько вариантов решения проблемы и выбирать из них более подходящий.

Воспитательные цели: Воспитывать самостоятельность при работе с учебным материалом, чувства ответственности при выполнении своей задачи.

2 этап. “Фотографировать интересные места этих улиц”.

Коррекционные цели: Развивать фонематический слух, умение определять место звука в слове, обогащать словарный запас.

Исследовательские цели: Формировать умение находить недостающую информацию в информационном поле.

Воспитательные цели: Воспитывать интерес к изучению русского народного творчества, приобщать детей к чтению художественной литературы.

3 этап. “Изучить интересных жителей с этих улиц”.

Коррекционные цели: Развивать фонематический слух, и умение выделять букву в тексте; отрабатывать дикцию, силу голоса, выразительность.

Исследовательские цели: Формировать умение работать с литературными источниками.

Воспитательные цели: Формировать навыки самоконтроля.

4 этап. «Учиться набору текста на компьютере»

Коррекционные цели: Развивать фонематический слух, и умение выделять букву в тексте; отрабатывать дикцию, силу голоса, выразительность. Развитие координации.

Исследовательские цели: Формировать умение работать с различными материалами при создании альбома

Воспитательные цели: Формировать навыки самоконтроля.

5 этап. “Оформить страницы азбуки по образцу на компьютере”.

Коррекционные цели: Развивать пространственную ориентацию; корректировать мелкую моторику.

Исследовательские цели: Формировать умение работать по образцу, находить и исправлять свои ошибки, планировать свою деятельность, время и ресурсы.

Воспитательные цели: Воспитывать гордость за свой труд и труд своих друзей.

     Приобщение детей к народному творчеству не только помогает обогатить речь детей, но и позволяет сделать их внутренний мир более богатым, вызывает интерес к слову.

     Оформление страницы  требует каллиграфического письма, что приучает школьников писать аккуратно и чётко, с максимальным вниманием к графической стороне письма. Совершенствование ручной моторик и способствует развитию речевой функции. Этот этап также формирует умение различать буквы, сходные по начертанию, тренируют переключение внимания. Важно подкрепление письма проговариванием, так как в этот момент происходит согласование звучания произносимого звука, мышечных ощущений в органах артикуляции и зрительного образа буквы.

    Каждый этап работы над азбукой должен иметь свой конкретный продукт.

     Все этапы соответствуют поисково-творческим приёмам и помогают развивать навыки исследовательской деятельности в соответствии и индивидуальными и психическими особенностями каждого ребёнка.

3. Этапы выполнения проектно-исследовательской работы.

1 этап. Создание рабочей группы.

     Объявив детям о начале нашего проекта, я увидела, как загорелись их глаза. Таким образом, создалась рабочая группа из 24 человек – учащихся 1 класса. Наставниками и помощниками стали родители и учитель.

2 этап. Анализ существующих пособий.

      Для начала мы с ребятами просмотрели все азбуки и буквари, которые нашли в библиотеке. Мы выбрали некоторые элементы из этих книг, но решили вставить задания с буквами и звуками, которые мы используем на уроках.

3 этап. Выбор направления деятельности.

     Мы решили создать такую азбуку, по которой дети могли бы не только знакомиться с буквами и звуками русского языка, но и исправлять недостатки в устной и письменной речи и обогащать словарный запас.

4 этап. Разработка структуры будущего учебника.

     Для осуществления проекта мы разделили страницы азбуки между всеми участниками проекта.  Каждый ученик выбрал ту букву, которая ему понравилась.

5 этап. Анализ собранного материала.

     После того, как весь материал был собран, пришлось отбирать самое лучшее, так как информации было очень много. Из картинок выбирали те, которые хорошо подходили.

     

6 этап. Иллюстрирование отобранного материала.

       Мы хотели, чтобы азбука получилась яркой и красочной, поэтому над выбором цвета трудились все. Мы хотели, чтобы детям, попавшим в руки наш учебник, он очень понравился. Затем был объявлен конкурс на лучшее оформление обложки. Мы просмотрели все предложенные варианты и выбрали самые интересные элементы, из которых сделали общий эскиз. Его и использовали для оформления нашей азбуки.

7 этап. Проверка в действии, обмен опытом.

     Дети представили друг другу варианты своих страниц..

8 этап. Презентация.

  Презентацию нашей азбуки мы провели на празднике «Прощание с Азбукой». На нём мы рассказали обо всех буквах русского языка, демонстрируя при этом страницы нашей замечательной книжки.

   9 этап. Продукт проекта.

    По материалам проекта  был напечатан альбом:  « Азбука улиц нашего села».

В 1 классе, в котором являюсь учителем русского языка, я решила начать четырехлетний цикл работ с проекта «  Азбука улиц нашего села».

Конечно, ребенок 6 – 7 лет абсолютно самостоятельно не может выполнить подобную работу, поэтому важна правильная помощь взрослых.

Организационный этап. 

Первый шаг — объяснение на родительском собрании о намеченном. Я объявила о предстоящей проектной работе.

Главные условия:

 – доступность  материала  и соответствие объема  возрасту детей;

-  максимально  возможная  самостоятельная  работа  детей.

Второй шаг – мобилизация учащихся.  С ребятами  на  уроке мы  разделили  буквы  алфавита. Каждый собирает информацию об  улице где он живёт, близ  лежащие ему (ей) улицы, улицы своих родичей.

Основной этап работы.

Часть 1. Сбор информации.

Далее пошло время свободного подбора информации. При затруднении я помогала найти информацию, организовать работу ребенка в процессе.

Часть 2. Дополнительные средства.

С целью более глубокого погружения в тему (с.Средняя Елюзань), сообщала детям дополнительные знания и представления об   истории  села.

Помощью для проекта являлась и экскурсионная работа. Безусловно, класс был в  историко- краеведческом  музее школы №1   по программе « История нашего села», посетили  сельскую администрацию . Заместитель   главы администрации Кадеров Равиль Ахметшинович  рассказал о карте села, о численности населения, о количестве улиц.  В течение учебного года мы посетили    места  нашего села, что в последствие отразилось в работах.

В ходе работы стало понятно, что интересных мест в селе  очень много, которые сначала вызывали недоумение.

Кроме узнавания новых названий улиц,  ребята встретили информацию о жителях, отмеченных за  заслуги  в  селе и за Родину.

В работах была раскрыта история происхождения названий исторических мест.

Во многих работах были иллюстрации улиц или объектов несколько лет назад, что дало возможность заметить, насколько сильно изменилось  село.

Часть 3. Демонстрация работы и выступление.

Ребята стали   выступать перед классом со своими рассказами, демонстрируя   иллюстрации  и фотографии  из  работы. Некоторым ученикам родители или старшие братья и сестры подготовили презентацию на основе материала проекта.

Далее слушатели задавали вопросы по содержанию или по выполнению работы. Наиболее часто задаваемые вопросы:

- Сколько дней ты делал работу?

-Было ли тебе интересно делать работу?

-Во всех ли места, о которых было рассказано, ты был?

-Что было трудно при выполнении проекта?

-Что было интересно делать?

-Какое место из тех, которых говорилось в работе, запомнилось (понравилось) больше?

-Что ты делал сам в проекте?

-Где ты брал иллюстрации?

-Кто тебе помогал?

Подводя итог ответам на выше перечисленные вопросы, можно сказать следующее.

Некоторые ребята выполняли работу (от сбора материалов до выступления)  месяц, но многие 3 – 7 дней:  день – выбор объектов, день – объезд и съемка отмеченных мест, 1 — 2 дня – оформление текст (отбор, написание или наклеивание, или набор), 1 – 2 дня — размещение фотографий и иллюстраций, день – подготовка выступления.

          Все  ученики сказали, что выполнять работу им было интересно. Интереснее всего было посещать объекты, описываемые в проекте. Некоторые выделили как затруднение написание текста, другие ответили, что сложностей не было. Многие лично были во всех местах индивидуальной работы, и на фото это можно видеть. Кто-то частично брал фотографии из интернета, причем были включены снимки определенных объектов в разное время.

После  оформления  работ  и  выступлений  мы  договорились с преподавателем  ИЗО  в нашем классе  сделать коллективную  художественную  работу  на  основе  материалов  проекта .  Дети рисовали миниатюры запомнившихся  ими  места села,  а затем объединили  их, разместив необходимым образом в соответствии с картой города.

Заключительный этап работы.

Объем работ строго не оговаривался. Поэтому работы были разные по количеству материала, вспоминая об индивидуальных особенностях и склонностях семей, и качество исполнения отличалось. Чтобы  индивидуальные  проекты объединить, создать общую работу, полностью соответствующую названию «Азбука», я решила в фотоателье напечатать альбом « Азбука улиц нашего села». Издание включило в себя все материалы ученических проектных работ. 

Выводы. Анализируя годовую систему работы, я осталась довольна. Мне кажется, что получилось выстроить целостную разностороннюю обширную работу по выбранной теме.  В ходе выполнения задания были решены образовательные (предметные) и воспитательные задачи, начата  работа по формированию универсальных умений и навыков, а также дана возможность выразить индивидуальные склонности, отразить личные интересы, увлечения и способности. Нельзя недооценивать  и  важную  роль совместной деятельности родителей, детей  и учителя, каждого ученика и в итоге всего коллектива вместе. Совместное выполнение работы, преодоление трудностей, формирование невидимых приращений и производство материального конечного результата деятельности, способствует   становлению  более  тесных  связей  между  всеми участниками образовательного процесса, превращает учебу в  школе  именно  в  учебную деятельность, а не  в постоянное выполнение шаблонных заданий. Количество и важность решаемых в ходе данной работы задач трудно не заметить.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа Лукьяновой Т. 4 класс "История моего села" руководитель Титенко С.В.

Исследовательская работа об ичстории села Куропатино. Историческая справка о количестве ппервопоселенцев и составе их семей. А так же современная справка....

Исследовательская работа Лукьяновой Т. 4 класс "История моего села" руководитель Титенко С.В.

Исследовательская работа направлена на изучение истории села Куропатино....

Исследовательская работа "Улицы села Ёгва"

У каждого человека  есть своя малая родина – город, село, деревня. Любовь к родному краю позволяет обратить внимание на природу,  узнать историю, культур...

Исследовательская работа "Улицы села Инзер"

В наши дни в жизни российского общества ощущается повышенное внимание к истории края.  Каждый уважающий себя человек должен знать историю своей малой Родины, ее культурное наследие.  Исследо...

Проект "История улицы моего села"

Исследовательская работа ученика 3е класса Ямальской школы-интерната Герман Александра. Руководитель Горынцева Любовь Петровна....

Исследовательская работа "Улицы моего села"

Исследовательская работа ученика 4 класса "Улицы моего села".Цель работы исследовать названия улиц села, почему они так называются.Расширить знания об истории родного села. Поделиться знания...

исследовательская работа "История моего села"

Исследовательская работа "История моего села"...