Б.Житков «Как я ловил человечков».
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Лаврентьева Любовь Владимировна

Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 4 класса. УМК "ПЕрспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_chteniyu.doc794 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3С УИОП»

 г. Котовска

Конспект урока литературного чтения в 4 классе,

УМК «Перспектива».

Автор-составитель:

Лаврентьева Л.В., учитель начальных классов

Конспект урока в технологии критического мышления через чтение и письмо.

Предмет: литературное чтение.

УМК «Перспектива» под редакцией Л.Ф.Климановой

Класс: 4.

Тип урока: комбинированный

Тема: Б.Житков «Как я ловил человечков».

Цель: формирование образовательных компетентностей в предметной области литературное чтение для учащихся 4 класса через включение в технологию РКМЧП

Методические задачи урока.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: формировать положительную мотивацию учения;

-развивать  интерес к предмету литературное чтение, к литературным произведениям.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: развивать  УУД учащихся;

 психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции(сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь;

умение работать в паре, индивидуально.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: подвести  учащихся к «открытию» и  осознанному пониманию  художественного текста,

развитие речи обучающихся, формирование навыков чтения.

Основные дидактические методы: технология развития критического мышления через чтение и письмо, деятельностный, проблемный.

Форма организации познавательной деятельности:индивидуальная, парная, дифференцированная

Форма проведения урока: урок с использованием технологии РКМЧП , с применением ИКТ.

Используемое оборудование: мультимедийная установка

Технологическая карта  урока.

Части урока.

1.Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Деятельность учителя.

Организация обучающихся, включение в работу. Установка на озвучивание темы урока.

Деятельность обучающихся.

Подготовка к  восприятию нового материала. Включение в деловой ритм урока.

Универсальные действия.

Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные УУД:  целеполагание.

Коммуникативные УУД: умение вести диалог, с точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: поиск и выделение информации.

Части урока.

2.Стадия вызова.

-Какое произведение вы читали дома?(Приложение1.Слайд 2)

Откройте учебник «Литературное чтение»  на с.38

-Кто автор?

-Что вы знаете о Борисе Степановиче Житкове?

(Слайд 3-6)

(Рассказ заранее подготовленного сообщения учащегося)

-Оцените сообщение.

-Я хочу поделиться с вами тем, как я первый раз читала этот рассказ.

Рассказ я читала еще ребенком, и помню, как испытывала точно такие же чувства, что и маленький Боря. Мне было очень интересно узнать, что за человечки живут в этом замечательном пароходике и как Боря их поймает. Я сбольшим нетерпением читала страничку за страничкой. Казалось, что я сама все вижу и жду появления маленьких человечков. И помню как было жалко бабушку, которая утешала плачущего внука-« Она еще не видела пароходика...»

-Какие мысли и чувства возникли у вас после чтения?

-Как вы думаете, для чего автор написал это произведение?

-А сейчас проверим, как вы были внимательны во время чтения произведения. (Выборочно ставлю оценки учащимся)

(Слайд 7.)Для учащихся раздается тест –Приложение2.

Тест (верные и неверные высказывания).

Дано пять предложений из текста: два с «ловушкой».

Определите верные и неверные высказывания.

1)«Я стал ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко».

2) «Я заснул с радостью».

3) «Слез со стола, рукавом затер, что ногами наследил».

4) «Я ночью даже слышал какую-то возню».

5) «Назад пойду, таблетки куплю в аптеке».

-Проверим ваши ответы (один учащийся зачитывает верные высказывания, а другой-неверные)

Лексическая работа.

-Что было неясно при чтении?

(Учащимся заранее было дано задание-найти толкование непонятных слов в Толковом словаре)

(Слайд 8)

Корма- задняя часть судна.

Сени- в деревенских избах помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Модель- образец изделия, уменьшенный или сделанный в натуральную величину.

-С какой целью Б.Житков написал этот рассказ?

-Я ваши мысли выслушала. Теперь проследим, придем ли мы к этой мысли в конце урока.

Деятельность учителя.

Актуализация знаний обучающихся, выявление их отношения к прочитанному, пробелов в знаниях прочитанного произведения.

Деятельность обучающихся

Повторение изученного материала. Тренировочные упражнения, развитие мыслительных операций и учебных навыков.

Универсальные действия.

Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка.

Общеучебные универсальные действия: смысловое чтение.

Логические универсальные действия: анализ материала, формулирование проблемы и нахождение пути решения проблемы.

Части урока.

3.Стадия осмысления.

-Чтобы решить проблему, проведем анализ произведения.

Анализ произведения.

Выборочное чтение.

-Прочтите, как выглядит пароходик? (Слад 9)

-Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы показать восхищение?

Карточки на доске (Приложение 3.)

Олицетворение.

Сравнение.

Метафора.

-Используйте их для ответа.

Ролевая игра (в парах).

-Какой разговор идет между бабушкой и Борей?

-Как будет бабушка разговаривать с внуком?

-А внук?

-Как называется разговор двух героев?

Подготовка в парах разговора внука и бабушки (с.38-39)

-Чтение по ролям.

-Оцените чтение учащихся .

Выборочное чтение.

-Каким вы представляете себе героя рассказа?

(Слайд 11-12)

-Проследим, как развиваются его фантазии.

«…тихонько зашуршало…» с.40

«…дать им конфету…» с.41

«…отломить от леденца кусочек…» с.41

«…Я положил хлеб…» с.42

«…хотел взять, намочить чернилами…» с.43

- Что еще использует Боря в своей фантазии? (Обман)

Игра «Репортаж с места событий».

-Чем заканчивается история?

Прочитайте об этом вполголоса на с.44.

Приготовьтесь об этом событии рассказать постороннему человеку, отвечая на его вопросы.

-Кто ведет репортаж с места событий? (Корреспондент)

-Кто еще участвует? (Свидетели, очевидец событий)

-Что они должны делать? (Корреспондент задает вопросы свидетелю событий, а он отвечает)

-Что можно использовать для более эмоционального ответа? (Мимику, интонацию голоса, жесты)

Корреспондент(берет микрофон)

-Что вы увидели на месте события?

-Слышал ли Боря какие-то звуки?

-Как он узнал, что внутри тихо?

-Где он взял нож и для чего?

-Легко ли ему было поднять палубу?

-Как поступил Боя?

-С какой целью он это сделал?

-Увидел ли он кого-нибудь?

-Как чувствует себя герой-исследователь после происшедшего?

-Оцените нашего корреспондента. Справился он со своей ролью?

Деятельность учителя.

При анализе произведения:

Организация учащихся на исследование проблемных ситуаций.

При организации ролевойигры:

Организует работу детей по  поиску ответа на вопрос.

При выборочном чтении:

Установление осознанного восприятия. Обобщение

При организации игры «Репортаж с места событий»:

Формирует навыки слушания, умения выражать свои мысли.

Деятельность обучающихся

При анализе произведения:

Выполнение заданий. Решение проблемы с опорой на текст.

Во время ролевой игры:

Решение типового задания.

Усвоение нового материала, формирование практических навыков.

Поиск ответа вопрос.

Выборочное чтение:

Выполнение заданий. Решение проблемы с опорой на текст.

Игра «Репортаж с места событий»:

Умение вести диалог с помощью мимики, жестов, интонации.

Универсальные действия.

Познавательные УУД: логические универсальные действия: решение проблемы.

Коммуникативные УУД : сотрудничество, умение работать в парах, умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: общеучебные – логические (анализ, понятие, вывод.)

Части урока.

4.Рефлексия деятельности (итог урока).

-Мы закончили работу над рассказом «Как я ловил человечков».

-Вернемся к проблеме, которую мы поставили в начале урока. Зачем автор написал этот рассказ?

-Что посоветуем герою?

(Слайд 13)

-Прочитайте пословицу. Подходит ли она к нашему герою?

Составим синквейн ( индивидуальная работа). (Слайд 14)

(Выборочная оценка работ)

Приложение 4.

-А в вашем доме есть реликвии?

-Дома подготовьте рассказ о реликвии вашей семьи.

-Оцените свою работу на уроке.

(Слайд 15)

Деятельность учителя.

Организация обобщения темы урока и рефлексии.

Деятельность обучающихся

Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия.

Универсальные действия.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, вести диалог, слушать учителя, одноклассников.

Познавательные УУД: рефлексия.

Личностные УУД: смыслообразование.

Приложения.

Приложение 2.

ФИО __________________________________________________

Тест.

Прочитай предложения. Рядом с верными высказываниями поставь знак «+»,

с неверными-  «-».

1)«Я стал ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко».

2)«Я заснул с радостью».

3)«Слез со стула, рукавом затер, что ногами наследил».

4)«Я ночью даже слышал какую-то возню».

5)«Назад пойду, таблетки куплю».

Приложение 3. олицетворение

сравнение

метафора

Приложение 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Секреты творчества и фантазии. Б.Житков «Как я ловил человечков».

Разработка урока литературного чтения (УМК "Перспективная начальная школа")3-4 кл....

Б. С. Житков "Как я ловил человечков"

Урок литературного чтения в 3 - м классе по программе "Перспективная начальная школа". (Текстовая разработка урока + презентация)...

Б.С.Житков " Как я ловил человечков"

Б.С.Житков " Как я ловил человечков" Данная презентация используется мной на этапе речевой разминки и как материал для совершенствования техники чтения, перед работой над произведением....

Б.И.Житков "Как я ловил человечков"

Урок литературного чтения разработан по технологии ИОСО...

Б.С.Житков "Как я ловил человечков"

Материалы для организации самостоятельной работы учащихся на уроке....