Методы и приемы формирования навыка чтения у детей ЗПР
методическая разработка по чтению (3 класс)

Выступление на пед.совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

                           

Выступление на педагогическом совете

«Приёмы и методы работы с детьми ЗПР на уроках литературного чтения»

                                                       Учитель начальных классов

Садофьева Ю.А.

                                                   

г.о. Коломна, 2019

          Добрый день уважаемые коллеги! Мое выступление будет состоять из теоритической части и практической, где Вы увидите фрагменты моего урока и Вы сможете применить некоторые приемы, с которыми я Вас познакомлю на практике.

  Свое выступление хочу начать со слов А. С. Пушкина «Чтение – вот лучшее учение!»(2 слайд)

    Работая в школе, я постоянно стремлюсь к новым  формам и методам работы с учащимися. Организовать учебный процесс стараюсь так, чтобы каждый ученик на уроках работал увлеченно. Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, я задумываюсь о том, как построить урок так, чтобы каждый  ученик продвинулся в развитии. Ведь при  переходе учащихся из начальной школы  в основную  должны быть обеспечены  педагогические условия, превращающие  готовность для обучения  чтению  в читательское умение. Поэтому все уроки  должны внести свою частичку в развитие познавательного  интереса ребёнка, и  быть очередным шагом вперед.

Цель моего выступления: познакомить с приемами  и методами работы на уроке литературного чтения, способствующими развитию познавательного интереса учащихся.(3 слайд)

-На примере  художественного произведения - басни,  увидите некоторые приёмы работы на уроке.

В начале каждого урока я даю задания, которые способствуют развитию синтеза восприятия и понимания. Для этого я применяю  следующие упражнение.

На карточке напечатаны буквы в случайном порядке. Ребенок просматривает внимательно строку и пытается обнаружить среди случайных букв слова. Он отыскивает слова и подчеркивает их.

ФПРЕКАКЯКОШКАОХНОСКИМУВ   ( река, кошка, нос)(карточки, 4 слайд)

(видео, слайд  5)

В результате  такого упражнения у учащихся не только развивается восприятие, но и   развивается внимательность, что является    необходимым для понимания прочитанного.

 С целью развития зрительного восприятия, воображения, внимания, образной,  зрительной памяти, я использую работу с изографами и ребусами. (слайд 6)

С ребусами мы сейчас посмотрим фрагмент урока, где дети будут работать в группах (видео, слайд 7)

А  с изографами прошу поработать, Вас, коллеги.

На картинках слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь.( слайд 8)

 Описание: https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=ae6662e3c23cc7d6513b2e962d05fe16&n=13&exp=1 Описание: https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0b7d/00085c64-5b526a09/1/hello_html_299a5089.png Описание: https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0455/000065fc-548ce72d/hello_html_m69325457.jpg

-Посмотрите внимательно, и прочтите слова по изографам.

(слайд 9) Используемое задание не только способствует развитию  воображения, памяти, мышления, но и позволяет разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности.

 При изучении любого текста мы учителя, знакомим учащихся с писателем.

 На этом этапе урока я применяю следующий приём:

1. «Смещённые буквы».( буквы К, Р, Ы, Л, О,В) (слайд 10)

Фамилию автора вы узнаете, если смещённые буквы соедините верно. ( На примере басни Крылова «Чиж и Голубь».

 

Посмотрим с Вами видео (слайд 11)

 Далее можно предложить учащимся  из предложенных портретов выбрать портрет Ивана Андреевича Крылова. (портреты писателей). (слайд 12). Чем мы сейчас с Вами коллеги и займемся.

 Выше названные приемы  способствуют пробуждению восприятия,  активизируют внимание, формируют читательские качества, снимают статическое напряжение.


- Уважаемые коллеги, скажите, какую первую задачу ставит перед собой учитель, после того как ученики прочитали текст?

(Узнать, как они поняли его содержание).

И для этого я  использую методику «Чтение с пометами», которая взята мною из технологии критического мышления. Данная методика способствует глубокому осмыслению произведения. Сама идея чтения с пометками не нова. Эффективность применения этого приема повышается за счет использования во время чтения нескольких условных обозначений:( слайд 13)

+ – это новое для меня;

! – этим я удивлен;

- - это слово мне незнакомо

Давайте мы выполним это задание. Учтите, что вы ученики 3 класса.

Чижа захлопнула злодейка-западня: +

Бедняжка в ней и рвался и метался,

А Голубь молодой над ним же издевался. !

"Не стыдно ль, - говорит, - средь бела дня

Попался!

Не провели бы так меня:

За это я ручаюсь смело".

Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок. +

И дело!

Вперед чужой беде не смейся, Голубок.

Когда текст прочитан, я приступаю к обсуждению результатов. ( 14 слайд).

А теперь посмотрим, как с этим заданием справились обучающиеся (слайд 15)

Чтение с пометами, на мой взгляд, способствует развитию навыков вдумчивого чтения, дает возможность предположить развитие дальнейших событий, проявить фантазию. Используя этот прием, мы подходим с ребятами к пониманию основной мысли текста.

 После чтения важно выяснить характерные особенности и поступки героев и для этого я использую методику «Доводящих карточек»( 16 слайд).  

Методика «Доводящих карточек» предназначена для организации пониманий учащимися учебного текста. Её цель - концентрировать внимание ученика на определённом учебном материале.

 «Доводящие карточки» - это набор таких вопросов и заданий, которые доводят ученика до понимания темы. Работа проводится в парах. (слайд 17)

“Что случилось с Чижом?

Издевался

Как отнесся Голубь к беде Чижа?

Захлопнула злодейка-западня

А что произошло с Голубем?

“Голубь самоуверенный, он не думал, что с ним тоже может случиться беда, и издевался над Чижом”.

Как вел себя голубь по отношению к Чижу?”.

 Запутался в силок

(карточки)

    ( Во время работы по данным методикам у  обучающихся развиваются общие умения коммуникации: умения излагать свои мысли устно, умения слушать и понимать, умения читать с пониманием..

  Учить детей слушать и слышать, общаться, развивать речь, активизировать мыслительную деятельность очень важно. После оценки поведения героев дети выражают свое и авторское отношение к  героям. В этом мне помогает приём «Угадай вопрос».

Ученику, вышедшему к доске,  даётся карточка с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Остальным нужно догадаться, каким был вопрос. ( 9 слайд)

 Один из педагогов выходит к доске и выполняет задание.( карточки)

Злодейкой.                             Как называет автор западню?    

Бедняжка.                               Как называет автор Чижа?

Силок.                                  Во что запутался голубь?

В итоге приведённого приёма ученик сначала воспринимает материал на слух, контролирует правильность воспринимаемого материала, а потом его воспроизводит. Такое обсуждение информации обеспечивает более прочное усвоение материала.

  На стадии рефлексии предлагаю использовать приём «Шесть шляп». Это адаптированная методика развития  параллельного мышления (19 слайд)

Цвет каждой шляпы имеет своё значение. И в соответствии со значение цвета ребёнок получает своё задание( 20 слайд).

Красная шляпа (чувства) – что вы чувствуете по отношению к герою.

Чёрная шляпа ( критик)  - что плохого в поступках героев.

Жёлтая шляпа (оптимизм) – что хорошего можно взять из произведения для себя.

Синяя шляпа (управление, размышление) - дайте совет герою или читателю.

Белая шляпа ( учёный)   -    чему следует поучиться у героя.

Зелёная шляпа (творчество)  - продолжите рассказ. (видео, слайд 20)

В результате применения данного приёма  развиваются коммуникативные качества личности,  учащиеся учатся выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.( 21 слайд)

Использование разнообразных методов и приёмов на уроках литературного чтения позволило достичь следующих результатов:

-изменилось отношение детей к уроку чтения;

-повысилась познавательная  активность;

-изменилось у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца);

-создалась атмосфера доверия, сотрудничества в системе «учитель-ученик-класс», выработалось осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

Таким образом, используемые мною на уроках литературного чтения методы и приёмы применяемы на практике, полезны, т.к позволяют активизировать  познавательный интерес у учащихся, отрабатывать навыки переработки информации и развивать творческое мышление учащихся, что ведёт к положительным результатам в образовательном процессе.

Представленные приёмы и методы можно использовать и на других уроках, изменяя задания. В каждой развивающей технологии таких приёмов очень много. Главное – эти приёмы и методы очень эффективны, потому что не только ученики могут достигать высоких результатов в своём развитии, но и мы педагоги, стараясь сделать наш урок максимально развивающим, совершенствуемся и растём профессионально.

Спасибо за внимание! ( 22 слайд)

        


ФПРЕКАКЯКОШКАОХНОСКИМУВ                    ФПРЕКАКЯКОШКАОХНОСКИМУВ                        ФПРЕКАКЯКОШКАОХНОСКИМУВ

К, В, О, Л, Ы, Р                                                К, В, О, Л, Ы, Р                                                К, В, О, Л, Ы, Р        

ФПРЕКАКЯКОШКАОХНОСКИМУВ                    ФПРЕКАКЯКОШКАОХНОСКИМУВ                        ФПРЕКАКЯКОШКАОХНОСКИМУВ

К, В, О, Л, Ы, Р                                                К, В, О, Л, Ы, Р                                                К, В, О, Л, Ы, Р        

ФПРЕКАКЯКОШКАОХНОСКИМУВ                            ФПРЕКАКЯКОШКАОХНОСКИМУВ                        ФПРЕКАКЯКОШКАОХНОСКИМУВ

К, В, О, Л, Ы, Р                                                К, В, О, Л, Ы, Р                                                К, В, О, Л, Ы, Р        

ФПРЕКАКЯКОШКАОХНОСКИМУВ                            ФПРЕКАКЯКОШКАОХНОСКИМУВ                        ФПРЕКАКЯКОШКАОХНОСКИМУВ

К, В, О, Л, Ы, Р                                                        К, В, О, Л, Ы, Р                                                К, В, О, Л, Ы, Р        

ФПРЕКАКЯКОШКАОХНОСКИМУВ                            ФПРЕКАКЯКОШКАОХНОСКИМУВ                        ФПРЕКАКЯКОШКАОХНОСКИМУВ

К, В, О, Л, Ы, Р                                                        К, В, О, Л, Ы, Р                                                К, В, О, Л, Ы, Р        

                

Иван Андреевич Крылов

Чиж и Голубь

Чижа захлопнула злодейка-западня:

Бедняжка в ней и рвался и метался,

А Голубь молодой над ним же издевался.

"Не стыдно ль, - говорит, - средь бела дня

Попался!

Не провели бы так меня:

За это я ручаюсь смело".

Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.

И дело!

Вперед чужой беде не смейся, Голубок.

Иван Андреевич Крылов

Чиж и Голубь

Чижа захлопнула злодейка-западня:

Бедняжка в ней и рвался и метался,

А Голубь молодой над ним же издевался.

"Не стыдно ль, - говорит, - средь бела дня

Попался!

Не провели бы так меня:

За это я ручаюсь смело".

Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.

И дело!

Вперед чужой беде не смейся, Голубок.

Иван Андреевич Крылов

Чиж и Голубь

Чижа захлопнула злодейка-западня:

Бедняжка в ней и рвался и метался,

А Голубь молодой над ним же издевался.

"Не стыдно ль, - говорит, - средь бела дня

Попался!

Не провели бы так меня:

За это я ручаюсь смело".

Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.

И дело!

Вперед чужой беде не смейся, Голубок.

Иван Андреевич Крылов

Чиж и Голубь

Чижа захлопнула злодейка-западня:

Бедняжка в ней и рвался и метался,

А Голубь молодой над ним же издевался.

"Не стыдно ль, - говорит, - средь бела дня

Попался!

Не провели бы так меня:

За это я ручаюсь смело".

Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.

И дело!

Вперед чужой беде не смейся, Голубок.

Иван Андреевич Крылов

Чиж и Голубь

Чижа захлопнула злодейка-западня:

Бедняжка в ней и рвался и метался,

А Голубь молодой над ним же издевался.

"Не стыдно ль, - говорит, - средь бела дня

Попался!

Не провели бы так меня:

За это я ручаюсь смело".

Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.

И дело!

Вперед чужой беде не смейся, Голубок.

Иван Андреевич Крылов

Чиж и Голубь

Чижа захлопнула злодейка-западня:

Бедняжка в ней и рвался и метался,

А Голубь молодой над ним же издевался.

"Не стыдно ль, - говорит, - средь бела дня

Попался!

Не провели бы так меня:

За это я ручаюсь смело".

Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.

И дело!

Вперед чужой беде не смейся, Голубок.

Иван Андреевич Крылов

Чиж и Голубь

Чижа захлопнула злодейка-западня: +

Бедняжка в ней и рвался и метался,

А Голубь молодой над ним же издевался. !

"Не стыдно ль, - говорит, - средь бела дня

Попался!

Не провели бы так меня:

За это я ручаюсь смело".

Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок. +

И дело!

Вперед чужой беде не смейся, Голубок.

ФПРЕКАКЯКОШКАОХНОСКИМУВ

“Что случилось с Чижом?

Захлопнула злодейка-западня

Как отнесся Голубь к беде Чижа?

Издевался

А что произошло с Голубем?

Запутался в силок

Как вел себя голубь по отношению к Чижу?”.

 “Голубь самоуверенный, он не думал, что с ним тоже может случиться беда, и издевался над Чижом”.

“Что случилось с Чижом?

Издевался

Как отнесся Голубь к беде Чижа?

Захлопнула злодейка-западня

А что произошло с Голубем?

“Голубь самоуверенный, он не думал, что с ним тоже может случиться беда, и издевался над Чижом”.

Как вел себя голубь по отношению к Чижу?”.

 Запутался в силок

“Что случилось с Чижом?

Издевался

Как отнесся Голубь к беде Чижа?

Захлопнула злодейка-западня

А что произошло с Голубем?

“Голубь самоуверенный, он не думал, что с ним тоже может случиться беда, и издевался над Чижом”.

Как вел себя голубь по отношению к Чижу?”.

 Запутался в силок

“Что случилось с Чижом?

Издевался

Как отнесся Голубь к беде Чижа?

Захлопнула злодейка-западня

А что произошло с Голубем?

“Голубь самоуверенный, он не думал, что с ним тоже может случиться беда, и издевался над Чижом”.

Как вел себя голубь по отношению к Чижу?”.

 Запутался в силок

“Что случилось с Чижом?

Издевался

Как отнесся Голубь к беде Чижа?

Захлопнула злодейка-западня

А что произошло с Голубем?

“Голубь самоуверенный, он не думал, что с ним тоже может случиться беда, и издевался над Чижом”.

Как вел себя голубь по отношению к Чижу?”.

 Запутался в силок

“Что случилось с Чижом?

Издевался

Как отнесся Голубь к беде Чижа?

Захлопнула злодейка-западня

А что произошло с Голубем?

“Голубь самоуверенный, он не думал, что с ним тоже может случиться беда, и издевался над Чижом”.

Как вел себя голубь по отношению к Чижу?”.

 Запутался в силок

Злодейкой.                                                       Как называет автор западню?  

 

Бедняжка.                                                         Как называет автор Чижа?

Силок                                                          Во что запутался голубь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Методы и приемы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников»

Выступление на тему: «Методы и приемы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников»...

Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с задержкой психического развития

В работе дана характеристика детей с ЗПР, описаны основные ошибки, которые дети допускают при чтении. Даны методы и приемы формирования навыка чтения....

«Методы и приемы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников»

laquo;Методы и приемы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников»...

Методы и приемы формирования навыков самоконтроля у младших школьников на уроках математики

Выступление на школьном методическом объединении учителей начальной школы по теме: "Методы и приёмы формирования навыков самоконтроля у младших школьников".Предлагаю для формирования самокон...

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ТНР).

     Одна из целей начального образования - научить школьников полноценному навыку чтения, т.к. это основа для дальнейшего обучения всем школьным предметам, базовый источник полу...

Методы и приемы формирования навыков смыслового чтения

Методы и приемы формирования навыков смыслового чтения...