рабочая программа по обучению грамоте и письму
рабочая программа по чтению (1 класс)

рабочая программа по обучению грамоте и чтению, 1 класс  школа "россии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_obucheniyu_gramote_i_chteniyu.docx62.37 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по обучению грамоте (чтение) и литературному чтению

1 класс

Пояснительная записка

    Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  примерной программы по литературному чтению и на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина «аАзбука», Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение».

  Основной целью блока «Литературное чтение. Обучение грамоте» является формирование навыка чтения, развитие речевых умений, обогащение и активизация словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики

При этом решаются следующие цели:

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового

  и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие нравственных и эстетических чувств;

- развитие способностей к творческой деятельности.

Задачи  обучения.

- овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;

 -воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;

Общая характеристика курса

        Изучение литературного чтения в первом классе начинается с дифференцированного курса «Обучение грамоте». В рабочей программе содержание обучение грамоте представлено  в курсе литературного чтения. В обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий.

После курса «Обучение грамоте» продолжается дифференцированное изучение литературного чтения.  

  Во время обучения грамоте ведётся работа по развитию фонематического слуха детей: обучению их первоначальному чтению, расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности в ходе чтения, организации экскурсий, наблюдений, обогащению словаря учащихся и развитию речи. В процессе проведения уроков обучения грамоте у школьников формируется первоначальный навык чтения, как один из важнейших видов речевой деятельности. В первом классе дети овладевают сознательным, правильным, плавным чтением, с частичным переходом на чтение целыми словами, элементарными умениями и навыками работой с текстом и книгой. В период обучения грамоте получает своё дальнейшее развитие связная речь обучающихся, повышается культура их речевого общения. Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте совершенствуются на уроках литературного чтения.

  В рабочей программе по литературному чтению 1 класс представлено 5 основных содержательных линий.

Первая содержательная линия -  круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе: А. С. Пушкин, Б.Житков, К.Чуковский, С.Маршак, В.Осеева, С.Михалков,  А. Барто о природе, о детях, о труде, о Родине и т.д.

Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).

Третья содержательная линия - первоначальное литературное образование. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры, типы текстов (литературно-художественные, научно-познавательные), функции общения (разговорный стиль), сообщения (научный и деловой стили) и воздействия (литературно-художественный стиль).

Четвёртая содержательная  линия - характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.

Пятая  важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.

  Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Изучение Букв», «Произведения русских писателей», «Жили-были буквы», «Загадки, сказки, небылицы», «Апрель, апрель! Звенит капель», «И в школу и  всерьёз», «Я и мои друзья», «О братьях наших  меньших».

Основные формы и методы работы

фронтальная работа

работа в малых группах;

индивидуальная работа

урок-игра

Используемые методы обучения:

объяснительно-иллюстративный;

метод самостоятельной деятельности учащихся:

чтения-рассматривания;

Используемые технологии:

игровые технологии

личностно-ориентированные (разноуровневые задания)

Здоровьесберегающие

                          Место учебного предмета в учебном плане

В 1 классе учебный предмет   рассчитан на  132 ч  (4 ч в неделю, 33 учебные недели):  из них -  92 часа отводится урокам обучения грамоте (чтение) и 40 часов  - урокам литературного чтения.

                    Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

 Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

Чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств,  соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

Важнейшим аспектом предмета является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

 Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Личностные, метапредметные и предметные  результаты освоения учебного предмета

      Программа обеспечивает достижение первоклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов. Изучение курса «Литературное чтение» в первом классе направлено на получение следующих личностных результатов:

- чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-  овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и

   развивающемся мире;

-  принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов

  учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том

  числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных

  нормах, социальной справедливости и свободе;

-  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в первом классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, содержащем средства для ее решения;

-сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия (2-3 шага) в соответствии с поставленной задачей;

-начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия:

-умение осознанно читать, строить речевые высказывания;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии : задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;

- начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера;

- начальные умения излагать свое мнение и аргументировать;-

-  начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-  активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

-  готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- умение определять общую цель и пути её достижения;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

-  первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

-  умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при cocтавлении несложных монологических высказываний;

- овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач,

-  осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе; формирование потребности в систематическом чтении;

-  достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступков героев;

- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

                                     

Содержание тем учебного курса

(Обучение грамоте)

Подготовительный  период(14ч)

Речь устная письменная. Общее представление о языке.

Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.

Слог. Ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом), определение количества слогов в слове.

Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух при  произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих  звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.  Гласные и согласные звуки, слого - звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова  со схемой- моделью, отражающей его слого - звуковой  структуру.

Самостоятельный подбор слов с заданным звуком. Знакомство  с буквами пяти гласных звуков а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам, правильное соотнесение звуков и букв.

  Букварный период 62ч

Обучение чтению. Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных. Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений  небольших текстов, доступных детям по содержанию. Знакомство с правилами гигиены чтения.  Умение читать отдельные слова орфографически, т.е. так, как они пишутся, и как они произносятся, орфоэпически.

Развитие устной речи. 

Звуковая культура.

 Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи, слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков, обучение неторопливому темпу  ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному  интонированию.

Совершенствование произношения слов (в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения). Правильное произнесение всех звуков родного языка, верное употребление сходных звуков (изолированное произнесение в словах, фразах, скороговорках).

Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов- название предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по признакам предметов. Проведение логических упражнений. Умение быстро находить нужное слово. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, омонимы, подбор синонимов. Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.

Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами.

Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование предложений различного типа. Пересказ знакомой сказки, небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок (по вопросам учителя).

Составление по картинке или серии картинок текста, объединенных общей темой.

Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Рисование с помощью учителя словесной картинки. Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок. Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

Послебукварный период 16ч

Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте. Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковскоко, С Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, детях, труде, Родине и т.д. Совершенствование навыка чтения.

                                            Литературное чтение

Вводный урок (1 ч)

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

Жили-были буквы (7 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака. Тема стихотворения. Заголовок. Характер героев (буквы). Выразительное чтение с опорой на знаки препинания. Творческая работа: волшебные превращения. Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок». Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина.

Главная мысль. Характер героя произведения. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой. Заголовок. Рифма. Звукопись как приём характеристики героя. Главная мысль произведения. Заучивание наизусть. Конкурс чтецов.

Сказки, загадки, небылицы (7 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака». Сказки А. С. Пушкина. Произведения К. Ушинского и Л. Толстого. Герои сказки. Рассказывание сказки на основе картинного плана. Инсценирование. Главная мысль сказки. Сравнение народной и литературной сказок. Выразительные средства языка. Выразительное чтение диалогов из сказок. Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок. Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. Герои песенок. Сравнение песенок. Настроение. Выразительное чтение песенок. Потешки. Герои потешки. Чтение по ролям. Небылицы. Сочинение небылиц. Оценка планируемых достижений

Апрель, апрель. 3венит капель! (5 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака. Настроение. Развитие воображения, средства художественной выразительности: сравнение. Литературная загадка. Сочинение загадок. И. Токмакова. Е. Трутнева. Проект: «Составляем сборник загадок». Чтение наизусть стихотворений.

Наблюдение за ритмическим рисунком стихотворного текста. Запоминание загадок. Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их выразительное чтение

И в шутку и всерьёз (7 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме. Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, Т. Собакина. Авторское отношение к изображаемому. Звукопись как средство выразительности. Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского. Заголовок — «входная дверь» в текст. Подбор другого заголовка. Герой юмористического рассказа. Чтение по ролям. Заучивание наизусть. Рассказывание. Сравнение произведений на одну тему: сходство и различия. Оценка достижений.

Я и мои друзья (7 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцков-ского. Заголовок — «входная дверь» в текст. План рассказа. Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивова-ровой, Я. Акима, Ю. Энтина. Тема произведений. Главная мысль. Нравственно-этические представления. Соотнесение содержания произведения с пословицами. Сравнение рассказа и стихотворения. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. Проект: «Наш класс — дружная семья». Создание летописи класса. Оценка достижений.

О братьях наших меньших (6 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой. Выразительное чтение стихотворения. Рассказы В. Осеевой. Сказки — несказки Д. Хармса, Н. Сладкова. Художественный и научно-популярный тексты. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Событие рассказа. Поступок героя. Пересказ на основе иллюстрации. Оценка достижений. 

Контроль уровня обученности

          Контроль уровня обученности осуществляется путём проверки техники чтения и выполнением комплексной контрольной работы в конце учебного года. Проверок техники чтения – 3.

Требования к учащимся в конце обучения в 1 классе по программе «Литературное чтение»:

-Читать целыми словами с элементами слогового чтения трудных слов. (Темп чтения –  30-40 слов в минуту при чтении незнакомого текста)

-Понимать содержание прочитанного

-Уметь пересказать небольшой текст своими словами и с опорой на картинку

-Находить заглавие текста, называть автора произведения

-Различать в практическом плане рассказ, сказку, стихотворение

-Помнить имена 3-4 авторов и названия их произведений

-Знать наизусть не менее 5 стихотворений

Навыки чтения.

I полугодие. Плавное  слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.

II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста не ниже 30-40 слов в минуту. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.

Учебно - тематическое планирование по обучению грамоте (чтение)  в 1 классе

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе на:

Уроки

Комплексные, проверочные работы

Проекты

1

Подготовительный (добукварный) период

14

14

2

Основной (букварный ) период

62

61

1

3

Послебукварный период

16

14

2

1

Итого

92

88

3

1

Учебно - тематическое планирование по литературному чтению  в 1 классе

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе на:

Уроки

Творческие, проверочные,комплексные работы

Проекты

1

Вводный урок

1

1

2

Жили-были буквы

7

5

1

1

3

Сказки, загадки, небылицы

7

6

1

4

Апрель, апрель. 3венит капель!

5

4

1

5

И в шутку и всерьёз

7

7

Я и мои друзья

7

5

1

1

6

О братьях наших меньших

6

5

1

Итого

40

33

4

3

Календарно-тематическое планирование  по обучению грамоте (чтение)  в 1 классе

урока

№ урокаиз раздела

               Тема

Количество уроков

Дата

По плану

проведено

По плану

проведено

                               Подготовительный период- 14 часов

1

1

 «Азбука» — первая учебная книга.

1

1

2

2

Речь устная и письменная. Предложение.

1

1

3

3

Слово и предложение.

1

1

4

4

Слог.

1

1

5

5

Ударение.

1

1

6

6

Звуки в окружающем мире и в речи.

1

1

7

7

Звуки в словах.

1

1

8

8

Слог-слияние.

1

1

9

9

Повторение и обобщение пройденного материала.

1

1

10

10

Гласный звук [а], буквы А, а. 

1

1

11

11

Гласный звук [о], буквы О, о.

1

1

12

12

Гласный звук [и], буквы И, и. 

1

1

13

13

Гласный звук [ы], буква ы.

1

1

14

14

Гласный звук [у], буквы У, у. 

1

1

Букварный период- 62 часа

15

1

Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н.

1

1

16

2

 Чтение слогов и слов с буквами Н, н.

1

1

17

3

Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с.

1

1

18

4

Чтение слогов и  слов с буквами С,с

1

1

19

5

Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к. 

1

1

20

6

Чтение слогов и слов с буквами К,к.

1

1

21

7

Согласные звуки [т], [т], буквы Т, т.

1

1

22

8

Чтение слогов и слов с буквами Т,т.

1

1

23

9

Согласные звуки [л], [л], буквы Л, л.

1

1

24

10

Чтение слов с изученными буквами.

1

1

25

11

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.

1

1

26

12

Чтение слогов и слов с буквами Р,р.

1

1

27

13

Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в.

1

1

28

14

Чтение слогов и слов с буквами В,в.

1

1

29

15

Гласные буквы Е, е.

1

1

30

16

Буква е - показатель мягкости согласного звука.

1

1

31

17

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п.

1

1

32

18

Чтение слов с изученными буквами.

1

1

33

19

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.

1

1

34

20

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.

1

1

35

21

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з.

1

1

36

22

Сопоставление слогов и слов

с буквами з и с.

1

1

37

23

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.

1

1

38

24

Сопоставление слогов и слов

 с буквами б и п.

1

1

39

25

Чтение слов с изученными буквами.

1

1

40

26

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. 

1

1

41

27

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.

Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.

1

1

42

28

Гласные буквы Я, я.

1

1

43

29

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов

1

1

44

30

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов с буквами Я,я.

1

1

45

31

Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г.

Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.

46

32

Чтение слов с  буквами Г,г. Чтение предложений и коротких текстов.

1

1

47

33

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.

1

1

48

34

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

1

1

49

35

Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

1

1

50

36

Обозначение буквой ь мягкости согласных на конце и в середине слова.

1

1

51

37

Чтение слов с мягким знаком на конце и в середине слова

1

1

52

38

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.

Сочетание ши.

1

1

53

39

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов

1

1

54

40

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

1

1

55

41

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

1

1

56

42

Чтение слов и предложений с изученными буквами.

1

1

57

43

Гласные буквы Ё, ё.

1

1

58

44

Чтение слов и предложений с буквами Ё,ё.

1

1

59

45

Упражнение в чтении слов с буквами Ё,ё.

1

1

60

46

Звук [j’], буквы Й, й.

1

1

61

47

Чтение слов и предложений с буквой й.

1

1

62

48

Согласные звуки[х], [х’], буквы Х, х.

1

1

63

49

Чтение слов и предложений с буквами Х,х.

1

1

64

50

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов

1

1

65

51

Гласные буквы Ю, ю

1

1

66

52

Буква ю – показатель мягкости согласного звука.

1

1

67

53

Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

1

1

68

54

Чтение предложений и коротких текстов с изученными буквами.

1

1

69

55

Гласный звук [э], буквы Э, э.

1

1

70

56

 Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов

1

1

71

57

Мягкий глухой согласный звук [щ’].

Буквы Щ, щ.

1

1

72

58

Чтение слов с буквами Щ,щ.

1

1

73

59

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф

1

1

74

60

Чтение слов и предложений с буквами Ф,ф.

1

1

75

61

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

1

1

76

62

Алфавит.

1

1

                Послебукварный период – 16 часов

77

1

Как хорошо уметь читать.

Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

1

1

78

2

Одна у человека мать; одна и родина.

К. Ушинский. Наше Отечество.

1

1

79

3

История славянской азбуки. В. Крупин. Первоучители словенские.

1

1

80

4

В. Крупин. Первый букварь.

1

1

81

5

А.С. Пушкин. Сказки. Выставка книг

1

1

82

6

Л.Н. Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка

1

1

83

7

К.Д. Ушинский Рассказы для детей.

1

1

84

8

К.И. Чуковский. Телефон.

1

1

85

9

К.И. Чуковский. Путаница. Небылица. Особенности стихотворения — небылицы

1

1

86

10

В.В. Бианки. Первая охота.

1

1

87

11

С.Я. Маршак. Угомон. Дважды два.

1

1

88

12

М.М. Пришвин. Предмайское утро.

1

1

89

13

Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. Маршак, А. Барто, В. Осеева. Сравнение стихотворений и рассказов.

1

1

90

14

Весёлые стихи Б. Заходера.

В. Берестова.

Песенка — азбука.

1

1

91

15

Проект: «Живая Азбука»

1

1

92

16

Наши достижения. Планируемые результаты изучения

1

1

Итого

92

Календарно-тематическое планирование  по литературному чтению  в 1 классе

урока

№ урокаиз раздела

               Тема

Количество уроков

Дата

По плану

проведено

По плану

проведено

                               Вводный урок (1 ч)

1

1

Знакомство с учебником по литер.  чтению.

1

Жили-были буквы (7 ч)

2

1

Знакомство с названием раздела. Стихотворения В. Данько.

1

3

2

И. Токмакова « Аля, Кляксич и буква «А». Творческий пересказ.

4

3

С. Чёрный  «Живая азбука», Ф. Кривин

« Почему» и « А» поется, а « Б» нет». Тема стихотворения. Заголовок.

1

5

4

Г. Сапгир « Про медведя», М. Бородицкая « Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?»

1

6

5

С. Маршак « Автобус номер двадцать шесть» .Главная мысль произведения.

1

7

6

Из старинных книг. Проект "Город букв"

1

8

7

Проверим себя. Повторение и обобщение по теме « Жили- были буквы».

1

Сказки, загадки, небылицы (7 ч)

9

1

Знакомство с названием раздела

 Е Чарушин « Теремок»

1

10

2

Русская народная сказка

« Рукавичка»

1

11

3

Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок.

1

12

4

Песенки. Русские народные потешки. Английские народные песенки. Герои песенок.

1

13

5

Александр Сергеевич Пушкин

14

6

Русская народная сказка « Петух и собака»

1

15

7

Из старинных книг. Оценка планируемых достижений. Обобщение по теме.

1

Апрель, апрель. 3венит капель! (5 ч)

16

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Лирические стихотворения А. Майкова,  « Ласточки примчались» А. Плещеева, « Сельская песенка»

1

17

2

Т. Белозеров « Подснежники», С. Маршак « Апрель».

1

18

3

Стихи – загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е. Трутневой.

1

19

4

Стихотворения В. Берестова, Р, Сефа. Произведения из старинных книг.

1

20

5

Повторение и обобщение по теме

« Апрель, апрель.  Звенит капель» Проект "Составляем азбуку загадок"

1

И в шутку и всерьёз (7 ч)

21

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания произведений раздела. Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Я. Тайц, Г. Кружкова.

1

22

2

Н. Артюхова «Саша – дразнилка»

1

23

3

Веселые стихи для детей К.Чуковский «Федотка», О. Дриз « Привет», О. Григорьев « Стук».

1

24

4

И. Токмакова « Разговор Лютика и Жучка», И. Пивоварова « Кулинаки-Пулинаки» , К. Чуковский « Телефон». Чтение по ролям.

1

25

5

М. Пляцковский« Помощник».

1

26

6

Из старинных книг.

1

27

7

Повторение и обобщение по теме « И в шутку и  серьёз».

Я и мои друзья (7 ч)

28

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Рассказы о детях Ю. Ермолаева « Лучший друг», Е. Благинина

« Подарок».

1

29

2

В. Орлов « Кто первый?», С, Михалков « Бараны».

1

30

3

Р. Сеф « Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», В. Орлов « Если дружбой дорожить», И. Пивоварова « Вежливый ослик»

1

31

4

С,Маршак « Хороший день».

1

32

5

М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю. Энттин « Про дружбу»

1

33

6

Из старинных книг. Д. Тихомиров « Мальчики и лягушки», « Находка».

34

7

Проверим и оценим свои достижения по теме « Я и мои друзья»

Проект "Наш класс- дружная семья"

О братьях наших меньших (6 ч)

35

1

С.Михалков «Трезор», Р.Сеф «Кто любит собак».

1

36

2

В.Осеева «Собака яростно лаяла», И.  Токмакова «Купите собаку».

1

37

3

М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г.Сапгир «Кошка». (65-67)

1

38

4

В.Берестов «Лягушата», В. Лунин «Никого не обижай», С.Михалков «Важный совет» Д.Хармс «Храбрый еж».

1

39

5

Н.Сладков «Лисица и Еж», С.Аксаков «Гнездо».

1

40

6

Проверим и оценим свои достижения по теме.

Итого

40

Планируемые результаты

Предметные результаты

Обучающийся научится:

- осознанно читать произведения доступного объема, постепенно переходя от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух (темп чтения до 40 слов в минуту к концу учебного года);

- соблюдать орфоэпические и интонационные нормы чтения;

-понимать вопросы к тексту и правильно отвечать на них;

- называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения;

-заучивать небольшие стихотворения (с помощью учителя);

- отгадывать загадки с опорой на отгадки, помещенные в учебнике;

- отвечать на вопросы : " Почему автор дал своему произведению такое нгазвание?", "Чем запомнился тот или иной герой произведения?"

Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

- участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения рассуждать на заданную тему;

- различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление,  иллюстрация, аннотация);

- кратко характеризовать героев произведений,

- выявлять в содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

- создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные УУД

1Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

2. Проявлять уважение  к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

6.Адекватно воспринимать оценку учителя.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для учащихся:

1. В. Г. Горецкий 1 класс Учебник для общеобразовательных учреждений «Азбука» в 2 ч., - М: «Просвещение», 2011

2. Н. А. Федосова, В. Г. Горецкий Прописи № 1, № 2, № 3, № 4 – М.: «Просвещение», 2013

3.Литературное чтение. Учебник.1 класс.В2ч. Ч.1/(сост. Виноградская Л.А.,Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф.)/Москва.-«Просвещение».-2011

4. Литературное чтение. Учебник.1 класс.В2ч. Ч.2/(сост. Виноградская Л.А.,Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф.)/Москва.-«Просвещение».-2011

5.Тесты по обучению грамоте. К учебнику Горецкого В.Г. и др. "Русская азбука".
Автор: Крылова О.Н.

Москва, «Просвещение»,2011

6. Карточки по обучению грамоте. К учебнику В.Г. Горецкого и др. "Русская Азбука"
Автор: Крылова О.Н.

Москва, «Просвещение»,2011г

Для учителя:

1. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, - М: «Просвещение», 2011

2. В. Г. Горецкий 1 класс Учебник для общеобразовательных учреждений «Азбука» в 2 ч., - М: «Просвещение», 2011

3. Н. А. Федосова, В. Г. Горецкий Прописи № 1, № 2, № 3, № 4 – М.: «Просвещение», 2013

4. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтению и письму: 1 класс. – М.: ВАКО, 2012.

5. Игнатьева Т.В. Поурочные разработки по обучению грамоте: 1 класс. – М.: Экзамен. 2012.

6. Крылова О.Н. карточки по обучению грамоте: к учебнику В.Г. Горецкого и др. «Азбука. 1 класс». – М.: Экзамен, 2012.

7. С.В.Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению: 1 класс : к учебнику JI. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение» Москва «ВАКО» 2011 гдд...

8.Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по литературному чтению, в том числе и в цифровой форме.

 9.Словари по русскому языку: словарь фразеологизмов, морфемный и  словообразовательный словари.

10.Детские книги разных типов из круга детского чтения.

 Наглядные пособия:

1.Портреты писателей и поэтов.

2.Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, образцы письменных букв).

3.Касса букв и сочетаний.

4.Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку

ЦОР:  

Обучение грамоте. 1 класс. Электронное приложение к учебнику В.Г. Горецкого, 2011 Москва «Просвещение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучение грамоте и письму (УМК "Планета знаний" 1 класс)

Содержит пояснительную записку,календарно-тематическое планирование с УУД....

Рабочая программа по обучению грамоте и письму 1 класс.

Рабочая программа по обучению грамоте и письму 1 класс.армония.Гармония.  Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 1 класса разработана в соответствии с требованиям...

рабочая программа по обучению грамоте и письму

рабочая программа по обучению грамоте и письму для 1 класса по программа Школа России...

Рабочая программа по обучению грамоте и письму для УМК по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В....

рабочая программа по обучению грамоте и письму

рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу обучение грамоте и письмо...

Рабочая программа По Обучению грамоте (чтение, письмо) 1 классе УМК «Школа России» на ____2013-2014__ учебный год по ФГОС

Тип программы:  программа начального общего образования.Статус программы: рабочая программа учебного предмета.Назначение программы:- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализа...

Рабочая программа по обучению грамоте и письму 1 класс. УМК "Школа России"

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....