Календарно - тематическое планирование уроков лит.чтения. 2 класс. УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс)

Киргизова Светлана  Александровна

Рабочая программа по лит.чтению во 2Б классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx60.97 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа № 3»

Утверждаю

Согласовано

Рассмотрено

директор МБОУ  ТСОШ №3

зам. директора по УВР

на заседании Т.М.

___________________

_____________________

протокол № ______

«_____»_______2018 г.

«_____»_______2018 г.

«_____»_______2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению для 2 класса

уровень базовый

срок реализации 2018 – 201 учебный год

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по учебным предметам. Литературное чтение. 2 класс  авторов Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой  

В 2-х ч.– Изд. 5-е, перераб. – Москва «Просвещение» 2014

(Стандарты второго поколения)

Разработчик программы: Киргизова Светлана Александровна ,

учитель начальных классов первой квалификационной категории


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 2 класса на 2017-2018 учебный год составлена на основе Федерального компонента  стандарта начального общего образования по литературному чтению, Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой  «Литературное чтение. 1-4 классы», а также в соответствии с образовательной программой начального общего образования МБОУ ТСОШ№3 и следующими нормативными правовыми документами:

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года.
  2. Федеральный компонент государственного стандарта. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  1. Примерная образовательная программа начального общего образования.
  2. Авторская программа (по которой работает учитель).
  3. Положение образовательного учреждения «О рабочей программе педагога».
  4. УМК (авторской программы    Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой  «Литературное чтение. 1-4 классы». Образовательная программа «Школа России»
  5.  «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2017/2018 учебный год».

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом.

  1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 1. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 2. – М.: Просвещение, 2014.
  3. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 2 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2014.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен соответствием основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”, федеральным государственным образовательным стандартам и примерной программе начального  общего образования.   Внеурочная учебная деятельность рассчитана на 27 часов в год (по программе 136 ч). ВУ включает в себя: экскурсии, викторины, конкурсы, инсценировка, проекты, игры, КВН и 13 часов НРК.

Программой предусмотрено проведение:

контрольных работ- 2;

практических работ - 4;

проверочных работ-  10.

Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется:

  • владение техникой чтения;
  • приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
  • знанием книг и умением их выбирать;
  • сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:

  1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает формирование у младших школьников осмысленного читательского навыка, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией, интерпретировать информацию в соответствии с запросами.

  1. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строя монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным материалом учебника, находя информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.

  1. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения, как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка); находить сходство и различия используемых художественных средств.

4.  Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.

С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.

Выбор программы «Школа России» по курсу литературного чтения был обусловлен следующим:

  • широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;
  • соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче второго года обучения – формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.

Определение места и роли учебного предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки в соответствии с ФГОС

Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448ч. Во 2 классе на изучение литературного чтения отводится  136ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).

Формы организации образовательного процесса

Классно-урочная система: 

фронтальная, парная, групповая, индивидуальные формы учебной деятельности

Технологии обучения: 

технология проблемного диалога; проектная технология; ИКТ-технологии; технология ситуативного обучения; технология продуктивного чтения; технология уровневой дифференциации

Общая характеристика учебного предмета

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Рабочая программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Обучающиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, к труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Рабочая программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры обучающихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Обучающиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Обучающиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); обучающиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Рабочей программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Обучающиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, обучающиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Школьники осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста обучающиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут обучающимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Обучающиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Таблица требований к умениям учащихся по литературному чтению

(программный минимум)

Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение»

– овладение функциональной грамотностью;

– овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста;

– овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи

– определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение

– приобщение к литературе как к искусству слова; – приобретениеи первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях

-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

-осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

-самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

-самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

-делить текст на части, составлять простой план;

-самостоятельно формулировать главную мысль текста;

-находить в тексте материал для характеристики героя;

-подробно и выборочно пересказывать текст;

-составлять рассказ-характеристику героя;

-составлять устные и письменные описания по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

-по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

-высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему)

-относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

-различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

-видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

-соотносить автора, название и героев прочитанных произведений

3.Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
  • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
  • делить текст на части, составлять простой план;
  • самостоятельно формулировать главную мысль текста;
  • находить в тексте материал для характеристики героя;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • составлять рассказ-характеристику героя;
  • составлять устные и письменные описания;
  • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
  • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
  • различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
  • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

по литературному чтению во 2 классе  (136 ч)

В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература.

Самое великое чудо на свете (5 ч)

Введение. Знакомство с учебником. Самое великое чудо на свете. Библиотеки. Книги. Читателю. Р. Сеф.

Устное народное творчество (17 ч)

Русские народные песни, потешки и прибаутки,  считалки, небылицы и перевёртыши, загадки, пословицы и поговорки, сказки.

Люблю природу русскую. Осень (9 ч)

Ф. Тютчев, К. Бальмонт, А. Плещеев, А. Фет, А. Толстой, С. Есенин, В. Брюсов,  И. Токмакова, В. Берестов,  М. Пришвин.

Русские  писатели   (14 ч) 

А. Пушкин, И. Крылов, Л. Толстой.

О братьях наших меньших (12 ч)

Б. Заходер, И. Пивоварова, В. Берестов, М. Пришвин, Е. Чарушин,  Б. Житков.

Из детских журналов (9 ч)

Д. Хармс, С. Mapшак, Н. Гернет, Ю. Владимиров, А. Введенский.

Люблю природу русскую. Зима (9 ч)

И. Бунин, К. Бальмонт, Я. Аким, Ф. Тютчев, С. Есенин, С.Михалков, А.Барто, С.Дрожжин.

Писатели — детям  (17 ч)

Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским, С. Я. Маршаком, С. В. Михалковым, А. Л. Барто, Н. Н. Носовым.

Я  и  мои друзья (10 ч)

В. Берестов, Э. Мошковская, В. Берестов, В. Лунин, Н. Булгаков, Ю. Ермолаев, В. Осеева.

Люблю природу русскую. Весна (10 ч)

Ф.Тютчев, А.Плещеев, А.Блок, С.Я.Маршак, И Бунин, Е.Благинина, Э. Мошковская.

И  в шутку и всерьез (14 ч)

Б. Заходер, Э. Успенский, В. Берестов, И. Токмакова, Г. Остер.

Литература  зарубежных стран (10 ч)

Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков (Ш. Перро, Г. X. Андерсена, Э. Хогарт).

Техника чтения

Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности

Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).

Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.

Развитие умений:

  • выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;
  • самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);
  • составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);
  • отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного или прослушанного текста;
  • самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения или слушания;
  • использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.

Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа

  • Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики.
  • Обучение работе над образом литературного героя. Что и как рассказывает автор о герое: портрет; детали биографии (что известно о его жизни); черты личности (какой он?). Как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах; речь героя как средство его характеристики; отношение автора к герою; собственное отношение к герою, его обоснование.
  • Высказывание своего отношения к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано).
  • Высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному.

Литературоведческая пропедевтика

Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе.

Соотношение понятий «герой» – «рассказчик» – «автор».

Повесть, её отличие от рассказа.

Пьеса. Признаки драматического произведения.

Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте.

Закрепление на новом литературном материале понятий, введенных во 2-м классе

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) развитие устной и письменной речи

Обучение:

  • подробному и краткому пересказу текста по плану;
  • выборочному пересказу текста;
  • словесному рисованию картин к художественным текстам;
  • составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;
  • составлению устных рассказов от имени одного из героев;
  • составлению устных и письменных описаний-миниатюр.

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.

Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).

Творческие работы: написание сочинений, сказок, рассказов, стихотворений; иллюстрирование, инсценирование.

5.Учебно-тематический план

Название разделов

Кол-во часов

Контрольные и проверочные работы

1.

Самое великое чудо на свете

4 ч

2.

Устное народное творчество

15 ч

 Проверочная работа № 1

3.

Люблю природу русскую. Осень

9 ч

Проверочная работа № 2

4.

Русские  писатели

16 ч

Проверочная работа № 3

Проверка техники чтения

5.

О братьях наших меньших

11 ч

Проверочная работа № 4

6.

Из детских журналов

10 ч

Проверочная работа № 5

Практическая работа

Контрольная работа №1

7

Люблю природу русскую. Зима

9 ч

Проверочная работа № 6

Практическая работа

Проверка техники чтения

8

Писатели — детям  

17 ч

Проверочная работа № 7

9

Я  и  мои друзья

10 ч

Проверочная работа № 8

10

Люблю природу русскую. Весна

9 ч

Проверочная работа № 9

Проверка техники чтения

 Практическая работа

11

И  в шутку и всерьез

12 ч

Проверочная работа № 10

12

Литература  зарубежных стран (10 ч)

14 ч

Итоговая контрольная работа №2

Проверка техники чтения

Практическая работа

Итого:

136 часов


Выполнение практической части программы по чтению

Образовательная система «Школа России»

Виды работ

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Год

1

Проверка техники чтения

1

1

1

1

4

2

Контрольная работа

1

1

2

3

Проверочные работы

2

2

4

2

10

4

Практические работы

1

1

1

1

4

5

Внеклассное чтение

3

1

2

2

8

Описание ценностных ориентиров содержания

учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Планируемые результаты

Обучающийся научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение);
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
  • понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста;
  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
  • работать с    несколькими источниками информации;
  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
  • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
  • сопоставлять различные точки зрения;
  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.


Календарно-тематическое планирование

Дата

№ урока

Кол-во часов на раздел

Тема раздела, урока

План

Факт

Раздел 1. Самое великое чудо на свете (4 часа)

1

Введение.

Знакомство с учебником. ВУ 1

2

Самое великое чудо на свете.

3

Библиотеки. ВУ 2. НРК Произведения бурятских писателей детям в библиотеке.

4

Книги. ВУ 3.

Раздел 2. Устное народное творчество – 15 ч

5

Устное народное творчество

6

Русские народные песни

7

Потешки, прибаутки

8

Скороговорки, считалки, небылицы.

9

ВУ 4

Загадки, пословицы, поговорки.

10

ВУ 5

Внеклассное чтение. Русский народный фольклор.

НРК Бурятский народный фольклор.

11

Народные сказки.

Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт…»

12

Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»

13

Сказка «У страха глаза велики»

14

ВУ 6

Сказка «Лиса и тетерев». Проверка техники чтения.

15

Сказка «Лиса и журавль»

16

Сказка «Каша из топора»

17

Сказка «Гуси-лебеди»

18

А. Шибаев «Вспомни сказку» ВУ 7. НРК Бурятские народные сказки. Сказки о животных. Бурятская сказка «Барс и бык».

19

ВУ 8

КВН «Обожаемые сказки» Проверочная работа №1 по разделу «Устное народное творчество»

Люблю природу русскую. Осень. – 9 ч

20

Нравится ли вам осень? Осенние загадки

21

ВУ 9

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

22

К.Бальмонт «Поспевает брусника…»,

А.Плещеев «Осень наступила…»

23

А. Фет «Ласточки пропали…», А. Толстой «Осень»

24

«Осенние листья» - тема для поэтов.

25

В.Берестов «Хитрые грибы»

26

М.Пришвин «Осеннее утро»

27

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую! Осень» Проверочная работа №2

28

ВУ 10

Внеклассное чтение. Стихотворения об осени.

НРК Бурятские поэты детям.  Андрей Днепровский «Бурятия», Баир Дугаров «Багульник». 

Русские писатели – 16 ч

29

А.С.Пушкин. Викторина по сказкам поэта

30-31

А.С.Пушкин «У лукоморья дуб злёный…»

32

ВУ 11

Стихи А.Пушкина

33-34

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

35

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки.

НРК Сказки о Байкале. «Байкала- озера сказки».  Легенды Байкала. «Бусы Ангары», «Омулевая бочка».

36

ВУ 12

Обобщение по теме «Сказки А.Пушкина». 

37

И.Крылов «Лебедь, Рак и Щука».

38

И.Крылов «Стрекоза и Муравей»

39

Л.Толстой «Старый дед и внучек»

40

Л.Толстой «Филиппок»

41

Л. Н. Толстой «Котѐнок», «Правда всего дороже»

42

ВУ 13

Весѐлые стихи. НРК Стихи Дугарова Э.Ч. «Как я расту», «Два козлёнка», «Спеть хотела». «Отправляясь в дальний путь», «Каждый видит по своему», «Не отличить». «Зачем и почему», «Не спешите», «Родник».

43

Разноцветные страницы. Проверка техники чтения.

44

Обобщение по разделу «Русские писатели»

Проверочная работа №3

О братьях наших меньших – 11 ч

45

О братьях наших меньших.

46

Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…», И. Пивоварова «Жила-была собака…»

47

В. Берестов «Кошкин щенок»

48

ВУ 14

Домашние животные. НРК  Стихи Бадмаева Ц. Б. «Потешные ягнята», «Маленький чабан», «Овца блеет или мычит».

49

М. Пришвин «Ребята и утята»

50

Е. Чарушин «Страшный рассказ»

51

Б. Житков «Храбрый утёнок»

52

ВУ 15

В. Бианки «Музыкант»

53

В. Бианки «Сова»

54

Разноцветные страницы.

55

Обобщение по разделу «О братьях наших меньших» Проверочная работа №4

Из детских журналов – 10 ч

56

Из детских

журналов

57

Д. Хармс «Игра»

58

Д. Хармс «Вы знаете?»

59

Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи»

60

Д. Хармс «Что это было?»

61

Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

62

Ю. Владимиров «Чудаки», А. Введенский «Учёный Петя», «Лошадка»

63

Контрольная работа №1

64

Обобщение по разделу «Из детских журналов»

Проверочная работа №5 по разделу «Из детских журналов» ВУ 16

Внеклассное чтение. Детские журналы. НРК Детский журнал «Одон».

65

Защита проектов  «Мой любимый детский журнал»

Люблю природу русскую. Зима – 9 ч

66

Люблю природу русскую. Зима

67

Стихи о первом снеге. Техника чтения

68

Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…»

69

С.Есенин «Поѐт зима  – аукает…», «Берѐза»

70

Сказка «Два Мороза»

НРК Жимбиев Ц.-Ж.А. «Цветы на снегу».

71

ВУ 17

С.Михалков «Новогодняя быль»

72

А. Барто «Дело было в январе…»

73

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима». Проверочная работа №6

74

ВУ 18

Игра «Полет чудес»

Писатели – детям – 17 ч

75

Писатели детям

76

К.Чуковский «Путаница»

77

К.Чуковский «Радость»

78

К.Чуковский «Федорино горе»

79

К.Чуковский и его сказки (обобщающий урок)

80

С.Маршак «Кот и лодыри»

81

НРК Дамдинов Н. Г. «Воробей Барбилоо». Митыпов В. Г. «Мамонтёнок Фуф».

82

С.Михалков «Мой секрет»

83

С.Михалков «Сила воли»

84

С.Михалков «Мой щенок»

85

ВУ 19

А. Барто «Верѐвочка»

86

А. Барто «Мы не заметили жука…», «В школу»

87

А. Барто «Вовка – добрая душа»

88

Н. Н.Носов «Затейники»

89

Н. Н.Носов «Живая шляпа», «На горке».

90

ВУ 20

Внеклассное чтение. Н.Н. Носов. НРК Белоглазова Р. В. «Девочка-неумелочка»

91

Обобщение по разделу «Писатели-детям» Проверочная работа №7

Раздел 9. Я и мои друзья (10 часов)

92

Я и мои друзья. Развитие речи

93

ВУ 21

Стихи о дружбе и обидах

94

В. Берестов.  Стихи.

95-96

Н.Булгаков «Анна, не грусти!»

97

Ю. Ермолаев «Два пирожных»

98-99

В. Осеева «Волшебное слово», «Хорошее», «Почему?».

100

Внеклассное чтение. Произведения о дружбе. НРК Жимбиев Ц.-Ж. А. «Закадычные друзья».

101

ВУ 22

Обобщение по разделу «Я и мои друзья» Проверочная работа №8 по разделу «Я и мои друзья»

Люблю природу русскую. Весна. – 9 ч

102

Люблю природу русскую. Весна

103

Стихи Ф.Тютчева о весне

104

Стихи А.Плещеева о весне

105

А.Блок «На лугу», С.Маршак «Снег теперь уже не тот…» ВУ 23

106

И.Бунин «Матери» Техника чтения

107

А.Плещеев «В бурю»

108

Е.Благинина «Посидим в тишине», Э.Мошковская «Я маму мою обидел…»

109

С. Васильев «Белая берёза». Запуск проекта «Газета «День Победы – 9 мая»

110

ВУ 24

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» Проверочная работа № 9 по разделу

И в шутку и в серьез. – 12 ч

111

Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»

112-113

Б.Заходер. Песенки Винни-Пуха

114-115

Э.Успенский «Чебурашка»  

116

«Если был бы я девчонкой…», стихи Э.Успенского

117

Стихи В.Берестова

118

ВУ 25

Стихи И.Токмаковой

119

Г.Остер «Будем знакомы»

120-121

В.Драгунский «Тайное становится явным»

122

Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз» Проверочная работа № 10 по этому разделу

Литература зарубежных стран. – 14 ч

123

Литература зарубежных стран

124

Американская народная песня

125

Английские народные песни

126

Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк»

127

Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети…»

128-129

Ш. Перро «Кот в сапогах». Внеклассное чтение.

130

ВУ 26

Ш. Перро «Красная Шапочка»

131

Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине»

132-133

Э. Хогарт «Мафин и паук»

134

Литература зарубежных стран. Итоговая контрольная работа

135

ВУ 27

НРК Сказки народов Севера. Техника чтения

136

Проект «Мой любимый писатель-сказочник»


Приложение

Контроль и оценка планируемых результатов

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
  • Текущий, контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
  • Итоговый контроль   в формах: тестирование; практические работы; творческие работы учащихся; контрольные работы:
  • Комплексная работа по итогам обучения
  • Стандартизированная контрольная работа.
  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

        Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.

Формы и виды контроля:

текущий

тематический

итоговый

  • индивидуальный опрос;
  • фронтальный опрос;
  • самостоятельная работа;
  • литературный диктант;
  • творческая работа;
  • проверочная работа;
  • тестирование
  • самостоятельная работа
  • контрольная работа

Национально-региональный компонент

Национально- региональный компонент в программе по литературному чтению  разработан на историческом материале, произведениях устного народного творчества, памятниках письменности, поэтических и прозаических произведений писателей и поэтов Бурятии, краеведческих материалах.

Обоснование актуальности программы «Литература Бурятии». В Законе РФ «Об образовании» одним из важнейших принципов является принцип защиты системой образования национальных культур, традиций в условиях многонационального государства. Перед системой образования ставятся задачи возрождения культурного потенциала каждого этноса и сохранения его посредством системы образования, ориентации содержания образования на сохранение и развитие этнических традиций в процессе учебно-воспитательной деятельности учреждений образования. Изучение литературы родного края – это одно из направлений преподавания литературы в школах республики Бурятия, главная цель которого – через изучение народного творчества, через изучение литературы Бурятии, помочь учащимся “открыть многогранный мир” бурятского края; пробудить нравственно-духовные ценности, чувство любви к литературе и культуре Бурятии.

Для реализации цели национально-регионального компонента в программе по литературному чтению были определены следующие задачи:

• знакомство с произведениями УНТ (сказками, мифами, былинами), национальной литературы, в которых отражена философия миролюбия, уважения к традициям, добрососедства, терпимости, трудолюбия ;

• знакомство с биографией бурятских писателей;

• знакомство с историей Бурятии, культурой ее народов;

• развивать художественный вкус учащихся, учить их понимать прекрасное в литературе.

• любовь к «малой» родине, родному краю;

• сибирский характер;

• личностное сопричастие к природе Бурятии, культуре предков бурятской земли;

• расширение представлений о доме, семье, роде, природе, народе, родине, воде, земле, деревьях, животных, человеке, городе, деревне.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям

Круг изучаемых произведений:

• фольклор народов Бурятии;

• творчество писателей Бурятии;

• творчество современных писателей Бурятии.

Формы занятий:

• уроки – беседы;

• литературные экскурсии;

• уроки творчества;

• уроки - викторины.

НРК опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

• Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

• Выразительное чтение;

• Различные виды пересказа;

• Заучивание наизусть стихотворных текстов;

• Сопоставление произведений бурятской и русской литературы, выявление сходства нравственных идеалов, национального своеобразия их художественного воплощения.

• Составление отзывов о прочитанном произведении;

• Творческие работы

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (проблемное обучение, групповые технологии, компьютерные (новые информационные) технологии обучения.), проектные технологии. Традиционная технология. Её применение сегодня так же необходимо, как и внедрение новых передовых идей.

Методы обучения: словесный, наглядный, стимулирования, репродуктивные (беседа, сообщения), проблемно-поисковый, проектный. Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 2 класса. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения.

Содержание НРК

№ урока

Тема урока

НРК

3

Библиотеки.

Произведения бурятских писателей детям в библиотеке.

10

Внеклассное чтение. Русский народный фольклор

Бурятский народный фольклор. Пословицы и поговорки. Загадки.

 Песенный фольклор. Лирически песни, бытовые песни, колыбельные песни.

18

Внеклассное чтение. Русские народные сказки.

Бурятские народные сказки. Сказки о животных. Бурятская сказка «Барс и бык». Бытовые сказки «Умный Бадма и глупый лама». Волшебные сказки. Бурятская сказка «Девушка и месяц».

28

Внеклассное чтение. Стихотворения об осени.

Бурятские поэты детям. Андрей Днепровский «Бурятия», Баир Дугаров «Багульник».

35

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки.

Сказки о Байкале.

«Байкала- озера сказки» Составитель: Есипенок Н.

 Легенды Байкала. «Бусы Ангары», «Омулевая бочка».

42

Весѐлые стихи.

Стихи Дугарова Э.Ч. «Как я расту», «Два козлёнка», «Спеть хотела», «Отправляясь в дальний путь», «Каждый видит по своему», «Не отличить». «Зачем и почему», «Не спешите», «Родник».

48

 Домашние животные.

Стихи Бадмаева Ц. Б. «Потешные ягнята», «Маленький чабан», «Овца блеет или мычит».

64

Внеклассное чтение. Детские журналы.

Детский журнал «Одон»

70

Сказка «Два Мороза»

Жимбиев Ц.-Ж.А. «Цветы на снегу», «Ёхор».

81

С.Маршак «Кот и лодыри»

Дамдинов Н. Г. «Воробей Барбилоо». Митыпов В. Г. «Мамонтёнок Фуф».

90

Н. Н.Носов «Затейники»

Белоглазова Р. В. «Девочка-неумелочка».

100

Внеклассное чтение. Произведения о дружбе

Жимбиев Ц.-Ж. А. «Закадычные друзья».

135

Внеклассное чтение. Зарубежные сказки.

Сказки народов Севера

Знания, умения, навыки:

• Выразительное чтение текстов литературы и фольклора народов Бурятии с передачей собственного отношения к героям и событиям.

• Развитие у обучаемых навыков литературно-творческой деятельности.

• Умение сопоставлять произведения о родном крае с изучаемыми произведениями основного литературного курса 2 класса.

• Выявление авторского отношения к изображаемому и основных способов его выражения.

• Наблюдение над образностью и выразительностью языка художественного произведения.

• Умение видеть в изучаемых текстах эстетическую и художественную ценность

Внеурочная учебная деятельность

 

Внеурочная учебная деятельность рассчитана на 27 часов в год (по программе 136 ч). ВУ включает в себя: экскурсии, викторины, конкурсы, инсценировка, проекты, игры, КВН.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков Литературного чтения для 3 класса по УМК "Школа России"

Планирование содержит использование ИКТ, Переносные лаборатории, Лего-конструирование, интерактивный комплекс Mimio Studio , что обеспечит условия для реализации ФГОС в пространстве Начальной школы....

календарно- тематическое планирование уроков ИЗО 1 класс "Школа России" ФГОС

Календарно- тематическое планирование уроков ИЗО составлено с учетом ФГОС 2 поколения. С характеристикой основной деятельности учащихся....

Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения (надомное обучение) в 1 классе по программе "Школа России"

Планирование уроков литературного чтения для надомного обучения в 1 классе по программе "Школа России"...

Календарно- тематическое планирование уроков ИЗО 1 класс "Школа России" ФГОС

Календарно- тематическое планирование уроков ИЗО составлено с учетом ФГОС 2 поколения. С характеристикой основной деятельности учащихся....

Рабочая программа и календарно -тематическое планирование уроков "Технологии" 2 класс, "Школа России", ФГОС

Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:пояснительную записку;учебно-тематический план изучения предмета;содержание программы;описание ценнос...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Календарно - тематическое планирование уроков математики, 4 класс, "Школа России"

Календарно - тематическое планирование уроков математики, 4 класс, "Школа России"...