техгологическая карта урока по литературному чтению 4 В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел» УМК Л.Ф. Климанова «Школа России
план-конспект занятия по чтению (4 класс)

Вильмова Людмила Александровна
техгологическая карта урока по литературному чтению 4 В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел» УМК Л.Ф. Климанова Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_nikakoy_gorchitsy.docx31.15 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС

Литературное чтение

1.

Тип урока

Уроки «открытия» нового знания

2.

Класс

4

3.

Тема

В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел»

4.

Образовательная программа, автор

УМК Л.Ф. Климанова «Школа России»

5.

Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе

Урок 67, раздел: Делу время-потехе час

6.

Формируе-мые УУД

Личностные

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

Коммуникативные

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре

5.Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

7.

Цель и задачи урока

Деятельностная цель:расширить знания о творчестве В.В. Голявкина, познакомить с новыми понятиями

Содержательная цель: помочь понять смысл произведения; учить анализировать поступки героев; 

Задачи:

1.Образовательные: - познакомить учащихся с произведением К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», проанализировать его; показать, как рождается музыка и как она может воздействовать на слушателя, о чем может рассказать;

2.Развивающие: способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению;

- развитие речи учащихся;

- развитие воображения, мышления, творческих способностей учащихся

3.Воспитывающие: воспитывать умение видеть прекрасное в окружающей действительности;

- воспитание любви к музыке и литературе.

8.

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке

Основной дидактический метод:

- Практические

- Словесные

- Фронтальная

9.

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования

10.

Описание методов оценивания, применяемых на уроке

11.

Средства

учебник «Литературное чтение» 4 класс, автор Л.Ф.Климанова и др., ч.2, оценочные листы для каждой группы.

12.

Описание возможных методических вариантов урока в зависимости от аудитории

13.

Планируемые результаты

Личностные: осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность» ,высказывать чувство удовлетворенности или неудовлетворенности качеством своего исполнения и исполнения товарищей; рефлексировать по поводу выполняемой работы.

Предметные: знать сюжет рассказа, называть героев, ориентироваться в тексте, читать выразительно, передавать правильно с помощью интонации характер, чувства и настроение героев, быстро просматривать текст, делить на смысловые части;

Метапредметные: РегулятивныеУУД: предлагать формулировку учебной задачи урока, распределять роли для чтения в малой группе; организовывать работу в группе; оценивать результаты своей работы в группе.

Познавательные УУД: выделять эпизоды для ролевого чтения, пользоваться правилами выразительного чтения; воспроизводить выводы по рассказу.

Коммукативные УУД: выбирать для себя соответствующую роль и объяснить свой выбор товарищам; уметь договариваться с товарищами во время распределения ролей; выслушивать мнения товарищей.

14.

Ход урока

Этап урока (цель этапа)

Организация учебной деятельности учителя

Организация учебной деятельности обучающихся

Примечание и время этапа

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

-Здравствуйте,ребята!

У: Я улыбнусь вам,
Вы улыбнетесь мне,
Улыбнетесь друг другу
И мы начнем урок.

II. Актуализация знаний.

У: Сейчас внимательно прослушайте стихотворение.

Всё для всех

Каменщик строит жилища,
Платье – работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, натачает?
Стало быть, так и выходит,
Всё, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.

(Стихотворение Юлиана Тувима "ВСЁ ДЛЯ ВСЕХ". А перевела это стихотворение с польского Елена Благинина.)

У: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

-Здравствуйте!

 О профессиях, о труде, о том, что надо трудиться, о том, что наш труд- учеба и т. д.

2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

действии.

-Прочитайте, что здесь написано , соблюдая указанный порядок.

ЧИАТИВОВМЛКРВДИЯОРИКВЛОГИН

6 2 11 4 17 12

8 10 3 14 5 9 15 18 7 21 19 1

24 23 22 16 13 20 25 26

-Знакомо ли вам это имя?

-Прочитайте название рассказа

-Не показалось ли вам оно странным?

-Как вы думаете о чем рассказ?

-Виктор Владимировия Голявкин

-Нет

Ответы детей

3.Этап выявления места и причины затруднения.

-Как вы думаете,ребята, чем мы займемся сегодня на уроке? 

Сегодня мы познакомимся с рассказом В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел».

-Да,ребята, послушайте пожалуйста биографию данного писателя, а самые интересные факты скажите на следующий урок.

-Познакомимся с новым писателем и его рассказом

4.Этап построения проекта выхода из затруднения.

- Биографию писателя расскажет нам …(подготовленный ученик)

Д: Писатель и художник Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в городе Баку в семье музыкальных педагогов. В 1953 году с отличием окончил художественное училище в городе Душанбе, потом - Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина (Академия художеств) по специальности театрально- декорационной живописи. Первая литературная публикация Виктора Голявкина состоялась в мае 1958 года - в журнале "Костер" был напечатан рассказ "Как решался сложный вопрос". В 1959 году вышла первая книга рассказов "Тетрадки под дождем". Через девять лет была опубликована книга рассказов для взрослых "Привет вам, птицы!". Иногда свои произведения он иллюстрировал сам. Виктор Голявкин - признанный мастер короткого юмористического рассказа. Некоторые произведения писателя легли в основу художественных фильмов: "Валька - Руслан и его друг Санька" (по повести "Ты приходи к нам, приходи"), "Мой добрый папа", "Боба и слон". Кроме того, Виктор Голявкин участвовал в художественных выставках, начиная с Международной выставки в Москве 1957 года; некоторые из его живописных полотен приобретены в коллекцию Государственного Русского музея. В 1990 году состоялась персональная выставка живописи в Доме писателя.

Голявкин не сказочник. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка и сын его такой же. Всегда ведь лучше писать о том, что тебе лучше знакомо. Голявкинские дети, то есть в основном мальчишки, иногда так озоруют, что у читателя дух захватывает. Однако заметьте: озорство озорством, а при этом в голове не утихает думательный моторчик.

-О чем узнали из рассказа о писателе? Коротко.

-Исходя из вышесказанного, давайте поразмышляем, кому могут принадлежать слова: «Никакой я горчицы не ел?» Какому человеку? Ваши гипотезы.

-Человеку, у которого выражение лица «горькое», человеку у которого грустное выражение лица, человеку грустно и т. п. Герой, скорее всего, мальчик.

 Давайте сформулируем цель урока.

-А какие есть предположения по этому поводу?

-Давайте сформулируем цель урока и гипотезу

 (Почему ему сказали, что он наелся горчицы?)

  1. Виктор Голявкин – художник и писатель.(Слайд № 4)
  2. Сюжеты для рассказов брал из жизни.
  3. Героями чаще всего являются мальчики.

-Человеку, которого обвинили в том, что он ел горчицу.

Выявить причины грустного настроения героя. 

Обидел кто-то. Не хотел учиться

-Выяснить, почему мальчику грустно.

Гипотеза: Кто-то обидел.

5.Этап реализации построенного проекта.

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообше.

Читать рассказ будем блоками и составлять по ходу чтения план.

Первый ученик читает с начала рассказа до слов «…Ходи себе и ходи.»

- Какое настроение было у мальчика, когда вышел из дома, какие чувства испытывал? Найдите слова-подтверждения в тексте.

-Как вы думаете, что могло произойти дальше?

У: Что даст ему встреча?

У: Проверим наше предположение. Читаем рассказ блоками и дальше составляем план.

-Найди значение слова патент в толковом словаре.

-Подберите синонимы к словам:

 помочь

угадать

-Подберите антоним к слову скучно

-Объясни выражения

1. Гляди-ка,парень как рот раскрыл.

2.Попусту не катайся.

-Хотелось петь, испытывал радость.

-Мальчик пошел гулять по улице, а там мог кого-то встретить.

-Его могут отругать, сделать замечание и т. д.

ПАТЕНТ-документ, дающий изобретателю исключительное право на его изобретение.

-Содействовать, выручить, прийти на помощь

-догадаться, почуять

-Весело, интересно

-Ответы учеников

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель: усвоение учащимися нового способа действий при решении типовых задач.

-Давайте проверим, подтвердилась ли наша гипотеза? Достигли ли мы цели?

-Но, почему мальчик прогуливает занятия в школе?

: -Да, мы выяснили, что мальчику стало грустно к концу прогулки, т.к. он понял, что совершил отрицательный поступок и его при этом разоблачили, тайное стало явным. Мальчик понял, что виноват в своих злоключениях сам, т.к. не хочет учиться.

-Ленится, не выучил уроки, может быть ему трудно учиться.

8.Этап включения в систему знаний и повторения.

У: Подумайте и скажите, какой рисунок подходит к этому рассказу? Кстати, это рисунки самого Виктора Голявкина к своим рассказам.

-В чем основная мысль рассказа?

-Что бы вы посоветовали герою?

Почему автор так назвал свой рассказ?

-Что вы узнали об авторе?

-Первый.

Слайд 2

9.Этап рефлексии УД на уроке.

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действий.

-С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

-За что бы себя похвалили сегодня?

Домашняя работа по выбору:

Нарисовать подробную карту маршрута мальчика.

Написать рассказ о следующем дне из жизни мальчика.

Подобрать пословицы или крылатые выражения.

Написать сочинение на тему «Чем я похож на этого мальчика»

Ответы учащихся.

Самоанализ урока по литературному чтению

Студент: Вильмова Людмила

Учитель: Орлова Екатерина Ефимовна

Количество учащихся в классе: 26

Присутствовали на уроке: 26

Тип урока: урок открытия нового знания

Тема урока : В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел»

Мною выдан урок литературного чтения в 4 «Б» классе. Тема урока: В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел» Тип урока: открытие нового знания. На уроке при помощи учащихся была определена цель: расширить знания о творчестве В.В. Голявкина, познакомить с новыми понятиями.

В ходе урока использовались фронтальная и индивидуальная форма работы и такие методы как словесный, наглядный.

Урок начался с актуализации опорных знаний, выявление проблемы и мотивации к учебной деятельности. На уроке присутствовала  работа с учебником, проблемная беседа, проводили физ.минутку, прослушивали аудиозапись. После освоения новых знаний, ребята ответили на вопросы, совместно подвели итог урока.

Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала,  прослеживалась вовлеченность учащихся в процесс занятия. Дети отвечали на все вопросы, была обратная связь.  Также обучающиеся активно задавали свои  вопросы и рассказывали ранее известные сведения по данной теме, выдвигали свои предположения.  

Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач. Урок закончился вовремя, все этапы урока пройдены. Цель урока достигнута.

На будущее я учла все затруднения. Предложение на будущее  учесть занятость всех детей, более заинтересовать, постараться  услышать разные мнения. Обладать дополнительной интересной информацией по теме урока.

                                                                                                                                         ___________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП по литературному чтению в 3 классе с характеристикой деятельности учащихся к УМК Л.Ф.Климановой ("Школа России").

Материал взят из поурочных разработок по литературному чтению С.В.Кутявиной и сборника рабочих программ "Школа России"....

Технологическая карта урока по литературному чтению "И.Жуков «Нападение на зоопарк».М.Пришвин «»Ежик». Ю.Моргутин «Убежал» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с произведениями о животных, развития умений выражать свое отношение к героям произведения и произведению в...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Приёмы понимания прочитанного. Михаил Пришвин "Разговор деревьев" (2 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения М.Пришвина «Разговор деревьев»Зада...

Технологическая карта урока по литературному чтению "М. Есеновский "У мальчика Юры ужаснейший насморк" (2 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения М. Есеновского «У мальчика Юры ужаснейш...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Знакомство с зарубежной литературой. Дж. Свифт «Путешествия Гулливера». Герои приключенческой литературы" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции: знакомство обучающихся с произведением зарубежной литературы: Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить...