Главные вкладки

    Эдуард Николаевич Успенский «Чебурашка».
    план-конспект урока по чтению (2 класс)

    Киселёва Лариса Николаевна

    Знакомство с отрывком из повести-сказки «Крокодил Гена и его друзья».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл hjl4.docx50.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема. Эдуард Николаевич Успенский  «Чебурашка».

    Цель: знакомство с отрывком из повести-сказки «Крокодил Гена и его друзья».

    Задачи:        

    - работать над развитием навыков беглого, выразительного чтения;

    - способствовать развитию памяти, внимания, воображения;

    - воспитывать в детях уважение друг к другу.

    Познавательные УУД.

    1.Находить необходимую информацию в учебнике и предложенных словарях.

    2.Представлять информацию в форме результата выполнения заданий.

    3.Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    Регулятивные УУД.

    1.Обнаруживать и формулировать учебную проблему с помощью учителя.

    2.Работать по предложенному плану, в т.ч. используя необходимые средства (учебник, словарь).

    3.Решение проблем творческого и поискового характера.

    Коммуникативные УУД.

    1.Высказывать свою мысль, мнение в беседе, в ходе выполнения заданий.

    2.Объяснять смысл отдельных слов и словосочетаний в тексте высказываний, в т.ч. с помощью словаря.

    3.Работать в группе в разных ролях; распределять роли, вырабатывать и принимать коллективные решения.

    Ход урока.

    I. Организационный момент урока.

    Итак, друзья, внимание,

    Ведь прозвенел звонок,

    Садитесь поудобнее,

    Начнём скорей урок.

    - Улыбки ваши располагают к приятному общению. Садитесь поудобнее, начнём скорей урок.

    - Руки? (На месте!)

    - Ноги? (На месте!)

    - Локти? (У края!)

    - Спина? (Прямая!)

    II. Актуализация знаний. Постановка задач урока.

    - Объясните смысл пословицы: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».      

    - Какие задачи мы ставим перед собой на уроке чтения? (Учиться читать бегло, грамотно, выразительно;

    учиться мыслить, выражать своё мнение; развивать память, речь, мышление; получить хорошую отметку.)        

    III. Речевая разминка.        

    - Прочитайте чистоговорку:

    Чтобы разговаривать,

    Надо выговаривать,

    Всё правильно и внятно,

    Чтоб было всем понятно.

    Мы будем разговаривать,

    Мы будем выговаривать!

    Всё правильно и внятно,

    Чтоб было всё понятно.

    IV. Сообщение темы урока.

    *Название рассказа закрыто на доске.

    - Ой, кто это к нам пришёл?

    Я был когда-то странной

    Игрушкой безымянной

    К которой в магазине

    Никто не подойдёт.

    Теперь я …

    - Кто же это? (Чебурашка).

    - Мы будем читать отрывок из повести «Крокодил Гена и его друзья» - «Чебурашка».

    - Кто написал это произведение? (Э.Н.Успенский.)

    1. Биография писателя.

        Родился Э.Н.Успенский в 1937 году. Уже немало лет дети с удовольствием читают сказки Успенского. И не просто читают, а перечитывают, потому, что любят их. Знают его книги и дети других стран. Сказка «Крокодил Гена и его друзья» издана в Финляндии, Японии, Германии и других странах. А в Швеции выпускается детский журнал «Гена и Чебурашка». Эдуард Николаевич – человек разносторонне одарённый, он сочиняет стихи, сказки, является автором сценариев к мультфильмам «Крокодил Гена и его друзья», «Чебурашка», «Каникулы в Простоквашино». Он автор радиопередач «Радионяня», «АБВГДейка». Вам они не знакомы, но ваши родители выросли на этих передачах. В 2007 году писатель отметил свой юбилей.

    V. Словарная работа.

    1. Незнакомые слова.

    - В тексте встречаются незнакомые слова.

    *Уценённые товары – это товары, которые долго не могут продать и на них сбавляют цену.

    *Бракованная игрушка – игрушка с браком (царапина, трещина) изъян в игрушке.

    *Тропический лес – тропики, это местность с жарким климатом.

    2. Многосложные слова.

    ГИП-ПО-ПО-ТАМ

    А-ПЕЛЬ-СИ-НА-МИ

    ПЕ-РЕ-ДВИ-ГА-ТЬСЯ

    ПУ-ТЕ-ШЕСТ-ВИ-Е

    НЕ-ИЗ-ВЕСТ-НЫМ

    СОБ-СТВЕН-НО-ГО

    - Прочитать по слогам, а потом целыми словами.

    VI.  Работа с текстом.

    1. Первичное чтение учителем.

    2. Работа над содержанием прочитанного.

    - Где жил Чебурашка?

    - Как он попал в город?

    - Откуда у него такое странное имя?

    - Какие чувства вы испытали по отношению к Чебурашке?

    3. Текст читают дети.

    Физкультминутка.

    VII. Просмотр мультфильма «Крокодил Гена и его друзья».

    VIII. Чтение отрывка по ролям.

    Слова автора, Чебурашки, директора зоопарка.

    IX.  Обобщение.

    - Почему Чебурашке некому было звонить? (У него не было друзей.)

    - Как думаете, как живется без друзей? (Плохо.) Почему?

    - Нашел ли друзей Чебурашка?

    - Какие пословицы о дружбе вы знаете?

    • Друг за друга держаться – ничего не бояться.
    • Друг познается в беде.
    • Человек без друзей, что дерево без корней.
    • Без друга в жизни туго.
    • Без друга на сердце вьюга.
    • Человек без друга – что земля без воды.

    - Какие из них больше всего подходят к прочитанной сказке? Объясните их  смысл.

    - Дополните пословицы:  

    • Не имей 100 рублей, а имей … .
    • Нет друга – ищи, а нашёл …  .
    • Хочешь дружить–   сам будь … .
    • Доброе братство –  лучше …  .

    - Дружбой надо дорожить и всегда помнить слова ещё одного замечательного героя кота Леопольда.  

    Ребята, давайте жить дружно!

    - Только у добрых людей бывает много друзей.

    X. Рефлексия.

    - Что вы узнали на уроке?

    - За что вы похвалили бы себя?

    - Что у вас особенно получилось?

    XI. Итог урока.

    - Какое произведение мы читали на уроке?

    - Кто его автор?

    - Назовите основную мысль произведения. О чём хотел сказать Э.Н. Успенский? (Трудно жить одному. Хорошо, когда рядом есть верные друзья.)

    - Если вы захотите больше узнать о Чебурашке и его друзьях, возьмите книгу в библиотеке и прочитайте ее дома.

     1. Домашнее задание: читать отрывок «Чебурашка», нарисовать иллюстрацию к отрывку «Чебурашка».      

    «МЫ разные, но МЫ вместе»

        Каждая состоявшаяся мама должна понимать, что когда-нибудь, пребывая в публичном месте со своим ребенком, встретите инвалида. Естественно, сразу поступит масса вопросов, на которые Вы, как главный наставник, должны быть готовы ответить. Всем известно, что малыши, познают окружающий мир не только с помощью органов чувств (осязания, обоняния, слуха, зрения, тактильныхВоспитание в детях отношения к инвалидам

    ощущений), но и благодаря информации, полученной от старшего поколения и из средств массовой информации. Поэтому от того, как ребенку ответят на его вопросы, касающиеся 

    инвалидов, будет зависеть его отношение к данной категории людей в дальнейшем.

       К превеликому сожалению, в современном обществе, инвалидов часто не воспринимают как «человека». Социальные опросы школьников показывают, что 1/2 часть всех учащихся Российской Федерации не хотят учиться в одном коллективе с инвалидом, а каждый третий школьник вообще чувствует к таким людям отвращение. Исходя из этого, родители обязаны воспитывать в своих детях должное, «правильное» отношение к больным и инвалидам. Как же правильно это сделать? Очень часто родители допускают ошибки, которые ведут к нежелательным последствиям. Что же это за ошибки и как их избежать?

    Возможные неправильные ответы

       Ребенок спрашивает: «Почему тетя на коляске? Почему дядя стучит палочкой перед собой? Почему этот дядя так странно ходит?» Мама одергивает дитя и рьяно заявляет: «Не смотри на него (нее)». Такого ответа ребенок, скорее всего, испугается и сделает вывод, что таких людей нужно избегать и их общество нежелательно.

      Мама говорит: «Пойдем скорее. Тебе не стоит это видеть». У ребенка сформируется следующее отношение: жалость, смешанная с отвращением.

      Мама отвечает: «Он больной, таких людей трогать не надо». Очевидно, что мамой в этот момент движут благие намерения. Желание, чтобы ребенок ненароком не задел чувств человека с инвалидностью. Но у ребенка может сформироваться желание избегать инвалидов, нежелание общаться с ними, в том числе в тех ситуациях, когда инвалиду 

    потребуется помощь в общественном месте.

      Мама говорит: «Его надо пожалеть, у него постоянно все болит». Подобный ответ призывает к жалости, но не к уважению. Нежелательно, чтобы ребенок рос с представлениями об инвалидности как о чем-то ущербном и достойном жалости.

    Правильный ответ - залог успеха

       Подобные ответы, как уже сказано, приводят к негативному отношению в отношении инвалидов у подрастающего поколения. Следовательно, мама должна продумать свой ответ, прежде, чем выдать его ребенку. Как же следует воспитывать в детях правильное отношение к людям –

    инвалидам?

      Главное - объяснить ребенку, что инвалиды - такие же люди, как и все, просто с ограниченными возможностями. Например, не могут ходить, поэтому им необходима коляска, не видят, поэтому ходят с полочкой или поводырем и так далее. Затем следует объяснить причину, почему так случилось - заболел, попал в аварию (поэтому нужно соблюдать правила дорожного движения). 

       Расскажите малышу, что таких людей не нужно бояться и, тем более, избегать их, но, при этом, не реагировать слишком бурно на появление инвалида, дабы не оскорбить его.

    Правила вежливого обращения с инвалидами

       Вслед за разъяснением, почему человек физически отличается от остальных и причин этого, объясните ребенку, как нужно себя вести в присутствии данной категории людей - что нельзя «глазеть», даже если кажется, что никто этого не замечает. Укажите на то, что воспитанный, добродушный человек должен помогать инвалидам - уступать место в общественном транспорте, помогать войти и выйти из транспортных средств, оказать помощь слепому, когда он пытается перейти через дорогу. Перед тем, как помогать спросите, требуется ли помощь от Вас.

    Пример для подражания

      Важно помнить, что дети моделируют поведение своих родителей. Поэтому от того, как вы относитесь к людям с физическими дефектами, будет зависеть к ним отношение Вашего ребенка. Если Вы добрый, 

    милосердный, отзывчивый человек, то не трудно будет научить подобному и свое дитя.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Эдуард Успенский "Чебурашка"

    Конспект урока по чтению во 2 классе по программе "Школа России" с использованием метода КСО....

    Э.Н. Успенский "Чебурашка". (1 класс)

    Данный урок используется в 1 классе на литературном чтении по программе "Школа России" (конспект урока + презентация)...

    Э. Успенский "Чебурашка"

    Сценарий урока литературного чтения во 2 классе, тема: Э. Успенский "Чебурашка"...

    Э. Успенский "Чебурашка"

    Презентация к  уроку  литературного чтения во 2 классе, тема: Э. Успенский "Чебурашка"...