Технологическая карта урока литературного чтения "Собирай по ягодке- наберешь кузовок"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Южакова Наталья Юрьевна

 

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

 

Тема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

 

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок», с жизнью и творчеством писателя.

 

Планируемые результаты

 

Предметные:

- знать о жизни и творчестве Б. Шергин ;

- знать содержание произведения «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

- уметь сравнивать эпизоды одного текста между собой ;

- уметь делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач;.

Личностные:

 

- оценивать конкретные поступки;

- высказывать своё отношение к герою произведения;

- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

- уметь адекватно оценивать свою работу на уроке.

 

Тип урока: «открытие» новых знаний.

 

Оборудование: учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2», «Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_04_sobiray_po_yagodke.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок», с жизнью и творчеством писателя.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать о жизни и творчестве Б. Шергин ;

- знать содержание произведения «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

- уметь сравнивать эпизоды одного текста между собой ;

- уметь делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач;.

Личностные:

- оценивать конкретные поступки;

- высказывать своё отношение к герою произведения;

- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

- уметь адекватно оценивать свою работу на уроке.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Оборудование: учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2», «Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс».

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный - разъяснение

1 мин

- Здравствуйте, ребята!

Ровно встали,

Тихо сели,

На меня все посмотрели.

На уроке не зевать,

А работать и читать.

- Чему мы учимся на уроках литературного чтения?

- А для чего вам нужны эти знания?

- Хлопните в ладоши 3 раза, если вы готовы начать урок.

- Приветствуют учителя.

Высказывают свое мнение

Л: самоопределение.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический – задание на соотнесение;

Словесный – объяснение, беседа;

6 мин

Речевая разминка.

-

сегодня мы с вами начнем изучать новый раздел, прочитайте его название. Как вы думаете что это за фраза?

Как вы думаете, почему Егорка приготовил нам скороговорку про ягодку?

Выполняют речевую разминку

 

-высказывают свои предположения

Р: саморегуляция.

Р: оценка результатов работы.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия.

III. Постановка учебной задачи

Словесный:

- подводящий диалог;

Наглядный:

- работа с презентацией;

1 мин

– Мы начинаем, ребята, чтение произведений новой темы. Посмотрите, как она называется. 

– Как вы понимаете название темы?

– Лучше раскрыть смысл темы нам поможет рассказ Бориса Шергина с таким же названием. Но прежде чем приступить к чтению произведения, прочитаем, что говорят об этом авторы учебника.

Учитель и несколько учащихся читают вступительную статью.

– Какие мысли, слова вам показались самыми главными, важными? 

Как вы думаете, какая тема урока сегодня?
Какую цель мы поставим для себя?

«Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

Высказывают свое мнение

Читая хорошую книгу, человек становится более умным, сердечным, добрым. Важно не пройти мимо хорошей книги, не пропорхать по её страницам, а читать вдумчиво, вникая в содержание.

-Познакомиться с произведением «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

Р: целеполагание как постановка учебной задачи.

IV. Открытие нового знания

Словесный – рассказ учителя, беседа;

Практический – подчеркивание непонятных слов;

16 мин

-Кто знает биографию писателя?

- Борис Викторович Шергин (1896-1973 гг.)

Русский писатель. Родился в Архангельске, там же провел детство и юность. Отец будущего писателя «был и кораблестроителем, и мореходцем... он сорок пять лет ходил в море... Зимой в свободный час он мастерил модели фрегатов, бригов, шхун». Свою мать Б. Шергин называл «хранительницей слова». Впоследствии он записал былины, рассказанные ею. Первым своим «серьезным рассказом» Б. Шергин считал легенду «Любовь сильнее смерти»,. Учился писатель в Москве в  художественном училище, потому что его «с детских лет... интересовали кисти и краски». Многие книги со своими произведениями Б. Шергин оформлял сам, для многих создал иллюстрации.

В Архангельске установлен памятник Борису Шергину и названа библиотека его именем.

Ответьте на мои вопросы.

- В каком году и где родился писатель? Как он называл свою мать? Где учился писатель и почему?

И так, теперь давайте прочитаем рассказ.

следите за чтением и отмечайте незнакомые вам слова.

 штукатурное, малярное. Найдите значение этих слов в словаре учебника.

Ещё вам встретятся такие слова как:

 АКАДЕМИЯ –высшее учебное учреждение.

ВЫЛОЩИЛ ВОЛЧЬИМ ЗУБОМ –натёр до блеска.

ПАРКЕТЧИК – мастер, который составляет из дощечек узоры.

– Какой мудрости научил Митю мастер?

какие пословицы вам встретились?

что они означают?

Работа любит не молодца, а незалёжливого. Если человек трудолюбивый, то и работа у него хорошо складываться будет.
Глаза страшатся, руки делают. Говорится тогда, когда приходится приниматься за работу, которой не видно конца.
Комар носа не подточет. Не к чему придраться.
Собирай по ягодке - наберёшь кузовок. Делая понемногу, выполнишь всю работу.

– В какой из пословиц заключена эта мудрость?

– Какие другие пословицы встретились в рассказе?

– Как вы их понимаете?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слушают информацию о писателе

1896 год. Город Архангельск. «Хранительница слова» Учился в художественном училище. 

каждый день выполнять небольшой участок работы так, чтобы и «дело продвигалось» и чтобы выполнено оно было с душой и «красовито, тщательно» «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». «Работа любит не молодца, а незалёжливого», «Глаза страшатся, а руки делают».

Ответы детей

К: планирование учебного сотрудничества с учителем.

П: смысловое чтение как осмысление смысла чтения.

К: восприятие текстов художественного стиля.

П: анализ с целью выделения существенных признаков.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П: произвольное построение высказывания в устной форме.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный – беседа.

 слушание записи текста.

Практический – подчеркивание непонятных слов;

2 мин

– Перечитайте отрывок, в котором рассказывается о Ваниной бабушке.

– Какой она вам представляется?

– Как Ваня относился в своей бабушке?

– Расскажите о своих бабушках. За что вы их любите?

- Какую особенность вы заметили в тексте?

Можете приступать к работе.

А мы с вами  продолжим работу.

- Рассмотрите картинку на стр.124. Кто на ней изображён?

- Что они делают?

- Как вы думаете, о чём они беседуют? К какому отрывку из произведения относится эта картинка? прочитайте его.

- А теперь откройте стр. 127, кто изображён на ней?

Видел ли Витя на самом деле работы Мити?

- А как он узнал о них?

- Молодцы, ребята! Всё верно.

-

доброй, весёлой, мудрой, она могла и утешить, и рассмешить, знала много ремёсел.

гордился ею.

- На картинке изображены Ваня с бабушкой.

- Они беседуют.

Дети читают отрывок из произведения.

- На картинке изображены бабушка и Ваня, они наблюдают за работой Мити.

-Нет, не видел.

- О Митиных работах Вите рассказала бабушка.

Объяснение смысла пословиц и фразеологизмов.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П: произвольное построение высказывания в устной форме

П: анализ с целью выделения существенных признаков

К.: - участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями;

VII. Включение в систему знаний

Словесный – беседа.

2 мин

 С каким произведением познакомились на уроке?

- Кто его автор?

- Какую главную мысль хотел донести до нас автор?

- «собирай по ягодке – наберешь кузовок»

- Б. Шергин

Ответы детей

П: структурирование знаний.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный – разъяснение;

Практический – заполнение карточек.

2 мин

- Оцените свою работу на уроке, заполнив карточки.

Вопросы

«Да»

«Нет»

Я хорошо работал на уроке.

Я без ошибок выполнил самостоятельную работу.

Я много нового узнал на уроке.

- Поднимите руку те, кто на 1 вопрос ответил «Да».

- Поднимите руку те, кто на 2 вопрос ответил «Нет».

- Поднимите руку те, кто на 3 вопрос ответил «Да».

- Запишите домашнее задание: с 129-135 пересказ по плану.

- Ребята, спасибо за урок, до свидания!

- Оценивают свою работу на уроке.

- Записывают домашнее задание и прощаются с учителем.

Р: оценка – осознание качества и уровня усвоения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема: "Обобщение по разделу "Собирай по ягодке - наберешь кузовок»" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденному разделу; обучение коллективному творчеству, развитие правильной связной речи, привитие любви к чтению родной литературы. Планир...

Технологическая карта урока литературного чтения «Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» 3 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения Б. Шергина и его произведении «Собирай по ягодке – наберешь кузовок», формирование умений анал...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема «Б. Шергин \'Собери по ягодке - наберешь кузовок».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока: «Б. Шергин «Собирай по    ягодке - наберешь кузовок»» Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: : знакомство с жизнью и творче...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением Б.В.Шергина «Собирай п ягодке – наберешь кузовок»...

Технологическая карта урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»" 3 класс.

Тема урока «Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Тип урока: открытие нового зн...

Технологическая карта урока литературного чтения " Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»" 3 класс.

Тема урока «Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: ознакомление  учащихся с произведением Б. Шергина «Соб...

Технологическая карта урока литературного чтения "Б.Шергин "Собирай по ягодке-наберешь кузовок"" (УМК "Школа России", 3 класс,2 ч.)

Тип урока:  открытие «нового» знанияЦель урока: формирование читательской компетенции у обучающихся по средствам прочтения произведения Б.Шергина «Собирай по ягодке- наберешь ку...