Литературное чтение, 3 класс, Б.В. "Шергин. Собирай по ягодке – наберёшь кузовок", УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Ярулина Алия Тахировна

Литературное чтение, 3 класс, Б.В. "Шергин. Собирай по ягодке – наберёшь кузовок", УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobiray_po_yagodke8.04.docx32.96 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 08.04.18

Школа: «ОЦ№1»

Класс: 3-В

Кабинет: 204

ФИО учителя: Дёмина Е.Е.

ФИ студента: Ярулина А.

ФИО методиста: Кондратьева И.И.

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Цель деятельности учителя: формирование у учащихся представления о новом разделе, о биографии Б.В. Шергина и его произведении «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать биографию автора Б.В.Шергина;
  •  знать содержание произведения «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»;
  • уметь слушать собеседника и вести диалог излагать и аргументировать свою точку зрения

Личностные:

  • Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • Проводить самооценку своей деятельности;
  • Устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник по программе «Школа России» 3 кл. II ч, учебная презентация, карточки для работы в парах.

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

(Словесный: монолог)

1 мин

- Здравствуйте, ребята. Давайте начнем наш урок. Садитесь.

Прикоснитесь друг к другу ладошками.

А теперь скажите друг другу: «У нас всё получится!»

Артикуляционная гимнастика.

Работа над интонацией фразы:

- прочитаем так, как написано, четко проговаривая каждый звук;

- прочитаем орфоэпически правильно, так, как произносим;

- прочитаем, выделяя голосом слово, которое покажет учитель;

- прочитаем с вопросительной интонацией;

- прочитаем с восклицательной интонацией.

- Здравствуйте.

Из соседнего колодца целый день водица льётся.

 К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Актуализация знаний и мотивация

(Словесный: беседа;

Наглядный: демонстрация слайдов)

 7 мин

- Составьте из слов фразу и узнаем тему нового разделе.

ПО СОБИРАЙ НАБЕРЁШЬ ЯГОДКЕ КУЗОВОК

- Что у вас получилось?

- Что это?

- Как понимаете эту пословицу?

- «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

- Пословица.


- Если работать не торопясь, можно добиться многого.

П: смысловое чтение как осмысление цели чтения.

Р: саморегуляция.

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач.

3.

Постановка учебной задачи

(Словесный:

фронтальный опрос, беседа)

(Наглядный: демонстрация слайдов)

(Практический: упражнение)

5 мин

- Ребята, сегодня мы с вами начнем новый раздел. Откройте стр. 123, и прочитайте, как он называется.

- Как вы думаете, о чем будут произведения в этом разделе?

Какие ещё пословицы вы знаете о труде?

- Молодцы, ребята, вы знаете много пословиц.

- А давайте посмотрим, как называется первое произведение в этом разделе? Прочитайте.

- Какое сходство вы заметили?

- Скажите, какая тема сегодняшнего урока?

- Прочитайте, кто автор этого произведения?

- Скажите, как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?

- «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

- Связанные с пословицами.

- «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

«Труд человека кормит, а лень портит».

«Терпенье и труд всё перетрут».

«Курочка по зернышку клюет».

- «Собирай по ягодке - наберешь кузовок».

- Раздел, который мы начинаем изучать называется также.

- Произведение «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

- Борис Шергин.

- Познакомимся с биографией Б.Шергина и содержанием произведения «Собирай по ягодке - наберешь кузовок».

П: выбор оснований для классификаций объектов.

Р: коррекция.

Р: целеполагание.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания.

П: синтез.

4.

Открытие детьми нового знания

(Словесный: индивидуальный опрос)

(Практический: упражнение;

Словесный: беседа)

12 мин

- Ребята, посмотрите, может кто-нибудь из вас знает автора данного произведения? Кто-нибудь уже знакомился с этим автором?

- Давайте тогда познакомимся с биографией Бориса Викторовича Шергина. Сядьте все ровно, красиво. Слушаем внимательно и смотрим видеоматериал.

 (видеоматериал)

- Ребята, в тексте есть новые слова, которые встретятся нам сегодня в рассказе.

-Давайте с ними заранее познакомимся. Они представлены на доске

(Распечатки слов)

- Итак, давайте будем читать их и знакомиться с их определением.

Первичное чтение.

- Ребята, сейчас ваша задача внимательно меня слушать и следить затем, где я читаю. Я начну, но в любой момент остановлюсь и спрошу кого-то из вас. Поэтому будьте внимательны. Также перед вами стоит вопрос, на который нужно дать полный ответ.

На слайде вопрос: Какой совет дал мастер Мите?

- Нет, не знаем.

Внимательно слушать биографию автора.

- ШТУКАТУРНОЕ дело. Слово штукатурное, произошло от слова – штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства.

- МАЛЯРНОЕ дело. Слово малярное, произошло от слова – маляр – рабочий, занимающийся окраской зданий, помещений.

- АКАДЕМИЯ - научная организация, высшее учебное заведение.

- ВЫЛОЩИЛ ВОЛЧЬИМ ЗУБОМ - натёр до блеска.

- ПАРКЕТЧИК – мастер, который составляет из дощечек узоры.

Слушать учителя.

Следить за чтением произведения, пытаться найти ответ на вопрос в услышанном и прочитанном.

П: смысловое чтение.

П: извлечение необходимой информации.

П: анализ.

Р: контроль в форме сличения действий и его результата.

Р: саморегуляция.

П: смысловое чтение.

5.

Первичное закрепление

(Словесный: фронтальный опрос)

(Наглядный: демонстрация слайдов)

6 мин

- Ребята, о чем же этот рассказ?

- Какой вопрос я задала в начале чтения? Дайте ответ на него.

- Кто является главными героями рассказа?

- Из каких строк рассказа можно узнать о Ваниной бабушке? Опишите ее.

- Почему Ваня назвал Митю паркетчиком, а бабушка - художником?

- Что случилось с Митей? Как ему помогли Ванина бабушка и мастер?

- Какие пословицы, при чтении рассказа, вам встретились? Объясните их смысл.

- Митя успел выполнить работу в срок?

- Какими словами бабушка закончила свой рассказ?

- О том, как мастер Митя получил важный заказ от самой академии и начал его выполнять. Он так обрадовался удачному началу, что забросил работу и чуть было не опоздал с заказом. Но мастер ему посоветовал, как надо выполнить заказ и работы была сделана в срок.

- Мастер дал простой совет: выкладывать узор понемногу, но каждый день.

- Митя, Мастер, бабушка Вани и Ваня.

Ищут отрывок из текста произведения и читают.

- Ваня называет Митю паркетчиком, потому что видит только общее сходство работы Мити с укладкой паркета. Бабушка понимает, что Митя делает то, что не пол силу многим другим. Он словно рисует по дереву с помощью маленьких кусочков, изготавливает настоящие картины.

- Бабушка напомнила Мите народную мудрость, а мастер посоветовал делать каждый день кусочек столешницы, размером всего с ладонь.

- "Глаза страшатся, а руки делают" - эта пословица означает, что на первый взгляд огромный объем сложной и трудной работы на самом деле вполне выполним, надо просто набраться терпения и делать все потихоньку, понемногу, определенное количество заданий. И все незаметно для себя сделаешь.

«Работа любит не молодца, а незалёжливого» - молодец может быть и ленивым, и сонливым, а труженику, то есть незалежливому, нельзя быть нерадивым специалистом, это всегда мастер своего дела.

-  Успел.

- «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

Р: коррекция.

П: синтез.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания.

-

Динамическая пауза.

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(Практический: упражнение)

6 мин

- Сейчас я раздам вам карточки, и вы будете работать в парах. Задание написано на слайде.

Восстановите цепь событий в рассказе. (на парте на листочках)

        «И в один день закончил верхний угол»

         «За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца».

        Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу».

        «Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь».

        Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Картинка (самопроверка). 

        Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу».

         «И в один день закончил верхний угол»

         «За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца».

         «Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь».

        Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

П: смысловое чтение.

П: построение логической цепочки рассуждений.

П: установление причинно-следственных связей.

Р: коррекция.

7.

Включение в систему знаний, повторение

(Практический:

упражнение)

5 мин

- Ребята, а теперь давайте составим характеристику бабушки Мити.

- У вас на столах у каждого лежат карточки. Там есть пропущенные слова. Ваша задача вставить их, чтобы получились полные фразы. Пользуйтесь текстом, я ничего не придумала, всё есть в тексте.

У Вани была бабушка ____________ , ______________ .

С малышами говорила _________ , каждого __________ и _________ .

Старики говорили: «Хоть какая беда, а эта старуха ____________ сдумает, __________ , ___________ скажет.

У твоей бабки есть звание «__________________________________».

Она и ____________ и ________________ дело умеет. И краску всякую знает и ________________ породу понимает.

Твоя бабка из _______________ сделана, из ___________ сложена.

Составлять характеристику бабушки по произведению.

У Вани была бабушка добрая, приветливая.

С малышами говорила весело, каждого утешит и рассмешит.

Старики говорили: «Хоть какая беда, а эта старуха ладно сдумает, тихонько скажет».

У твоей бабки есть звание «мастер малярного дела».

Она и штукатурное и малярное дело умеет, и краску всякую знает, и древесную породу понимает.

Твоя бабка из песен сделана, из пословиц сложена.

П: установление причинно-следственных связей.

П: смысловое чтение.

8.

Рефлексия деятельности  

(Словесный: беседа)

(Наглядный: демонстрация слайдов)

2 мин

- Ребята, вы помните, какая пословица была у нас в начале урока?

- Правильно!

- Посмотрите, у вас на парте лежат ягодки. Если у вас все получилось, раскрасьте их в красный цвет. Если же у вас остались вопросы или вы не поняли материал, раскрасьте зелёным цветом.

- А сейчас каждый кинет ягоду в кузовок.

- Молодцы! Спасибо за урок, до свидания!

- «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Раскрашивать ягодки.

Р: оценка.

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению «Б.В. Шергин. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Б. В. Шергина и  с рассказом «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»Планируемые результатыПредмет...

Конспект урока литературного чтения. Тема: "Б.В. Шергин "Собирай по ягодке – наберёшь кузовок" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью и творчеством писателя Б. В. Шергина, с произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»; создание условий для развития умений чита...

Конспект урока литературного чтения по теме Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о биографии и творчестве Б. Шергина; понимания смысла пословиц.Планируемые результатыПредметные:Знать биографию и творчество автора;Уметь выразител...

Конспект урока по литературному чтению «Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»»(Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденному разделу; развитие правильной связную речи.Планируемые результаты Предметные:- знать авторов и названия рассказов раздела;- знат...

Технологическая карта литературного чтения "Произведение Б.И. Шергина "Собирай по ягодке - наберешь кузовок" УМК "Школа России" (3 класс)

Тема урока «Произведение Б.И.Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представле...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема:"Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок""(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: “открытие” нового знания. Цель урока: формирование читательской компетенции при чтении и анализе произведения Б.В.Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема:"Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок""(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: рефлексия. Цель урока: формирование читательской компетенции при чтении и анализе произведения Б.В.Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».Задачи урокаДидактич...