Литературное чтение, 3 класс, «М.М. Зощенко. Золотые слова», УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Ярулина Алия Тахировна

Литературное чтение, 3 класс, «М.М. Зощенко. Золотые слова», УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12.04.docx38.87 КБ

Предварительный просмотр:

 Дата: 12.04.2019

 Школа: «ОЦ№1»

 Класс: 3-В        

              ФИО учителя: Дёмина Е.Е.

           ФИ студента: Ярулина А.

                           ФИО методиста: Кондратьева И.И.

                                 Оценка:

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: М.М.Зощенко «Золотые слова».

Цели деятельности учителя:  

  • знакомство с биографией М.М.Зощенко»;
  • формирование умения работать с текстом;
  • отработка навыка находить нужную информацию в тексте.

Планируемые  результаты

Предметные:

  • уметь определять главную мысль произведения;
  • уметь рассказывать о героях произведения;
  • уметь подтверждать свои высказывания тексом.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося; 
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: учебник: Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 3 класс (2 часть, «Школа России»), презентация.

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

(УУД)


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

2 мин

- Здравствуйте, ребята!

- Проверьте, все ли вы приготовили к уроку. - Давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение.

- Садитесь.

Приветствуют учителя

Слушают учителя

Показывают готовность к уроку

Р: выработка учебной мотивации, установление  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: учебный диалог

10 мин

 - Прежде чем начать новую тему, давайте проверим домашнее задание.

-Кто напомнит, какое домашнее задание вам было задано?

-Замечательно!

-Начинаем проверять.

-Буду спрашивать по поднятой руке.

-Молодцы!

Слушают учителя

Выполнять задание

-Подготовить чтение рассказа «Еще мама».

Читают на оценку.

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

П: анализ объектов с целью выделения признаков

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: выдвижение гипотез и их обоснование

3.

Постановка учебной задачи

Наглядный: демонстрация

Словесный:

учебный диалог

3мин

-А сейчас, ребята, посмотрите на доску и скажите, что это тут написано?

-Ребята, кто хочет прочитать?

-Ребята, как вы думаете что это за слова?

-Совершенно верно! А как по –другому еще называют такие слова?

-Правильно! Ребята, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

-Ребята, откройте учебник на стр 144 и прочитайте тему нашего урока.

-Какие цели мы перед собой поставим?

-На доске написаны слова: Спасибо, Пожалуйста, Доброе утро, Всего доброго.

-Один учащийся читает, другие слушают.

-Это слова вежливаости.

-Золотые.

- Тема нашего урока рассказ «Золотые слова» М.М.Зощенко

Предположение ребят

-познакомится с биографией с М.М.Зощенко

-познакомится с рассказом М.М.Зощенко «Золотые слова»

П: построение логической цепочки рассуждений

Р: целеполагание

4.

Открытие детьми нового знания

Словесный: слово учителя

Наглядный: демонстрация

Словесный: слово учителя

Словесный:

учебный диалог

Словесный: слово учителя

Динамическая пауза

Практический: выполнение физических упражнений

7ми мин

1 мин

-  Ребята, посмотрите, пожалуйста на слайд. На слайде вы видите М.М. Зощенко. Давай познакомимся с биографией поближе. Родился писатель в семье художника (1894 – 1958 гг.). Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошёл на фронт, дослужился до штабс – капитана, был ранен (демобилизовался) был уволен из армии.

Новая война – гражданская – позвала добровольцем в Красную армию. После войны работал сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актёром … Но всю жизнь стремился к литературе. Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными. Писатель создал целые циклы рассказов, адресованные детям: «Умные животные», «Смешные рассказы», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве», «Рассказы о войне».

Он высмеивал недостатки, или как он говорил сам «печальные черты» характеров. В его произведениях многие узнавали себя. Не каждый человек достойно может пережить такую «встречу с самим собой» в рассказе, над которым смеются тысячи читателей.

-Сегодня мы познакомимся с рассказом «Золотые слова». Ребята, как вы думаете, в названии рассказа «Золотые слова» слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему?

-Какие слова могут считаться «золотыми»?

-Ребята, а какие вы знаете «золотые слова»?

-Перед знакомством с текстом хотелось бы обратить внимание на некоторые слова, которые встреться Вам в тексте и что они обозначают.

Прельщала – стала заманчивой, приятной.

Угореть – отравиться угаром, потерять соображение.

Развязно –излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими.

Раскаяться –сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом.

- Сейчас мы  с вами немного отдохнём. Встаём все.

На болоте две подружки, (основная стойка)

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались, (имитируют процесс умывания)

Полотенцем растирались. (имитируют процесс растирания — правую и левую руки согнуть в локтях и отвести слегка назад (за спину))

Ножками топали, (ходьба на месте)

Ручками хлопали. (дети хлопают в ладоши)

Вправо, влево наклонялись. (наклон вправо, наклон влево)

И обратно возвращались.

И тихонечко сели на свои места.

Слушают учителя

-Слово «золотые» употреблено переносном значении, потому что слова не сделаны из золота.

-Волшебные, дорогие, ценные, нужные.

-Спасибо, простите, извините, доброй ночи, до свидания, доброе утро и т.д.

Учащиеся перечисляют слова.

Слушать учителя

П: выдвижение гипотез и их обоснование

Р: целеполагание

Р: планирование

П: построение логической цепочки рассуждений

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

5.

Первичное закрепление

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

15 мин

-Ребята, а теперь, давайте с вами приступим к прочтению рассказа. Я начну, а вы по цепочке, по одному предложению продолжите.

-Мы с вами прочитали рассказ, а теперь давайте, ответим на некоторые вопросы.

Вопросы:

-От чего имени ведётся рассказ?

-Почему дети любили ужинать со взрослыми?

-Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей?

-Как наказал отец Миньку и Лёлю?

-Расскажите, как, нужно себя вести за столом во время еды.

-Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе?

Слушать учителя

-Рассказ ведётся от имени главного героя Миньки, от автора.

Подтверждать ответами из текста.

Предполагать, орнаментируя свои ответы

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: доказательство

6.

Самостоятельная работа

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение упражнения

 9мин

-Молодцы! А сейчас, мы с вами проверим, насколько внимательно, вы читали данный рассказ.

-Я раздам вам небольшой тест.

-Ваша задача выбрать правильный вариант ответа.

1. Детей за ужином в особенности прельщали:

а) вкусная еда;

б) забавные истории;

в) общение со взрослыми.

2. Леле хотелось поскорее рассказать свою историю, чтоб:

а) всех рассмешить;

б) всех удивить;

в) ее не забыть.

3. Леля получила от мамы:

а) замечание;

б) шлепок;

в) недовольный взгляд.

4. После замечаний Леля:

а) обиделась;

б) раскаялась;

в) принялась за еду.

5. Леля прошептала поговорку:

а) добрый скорее сделает, чем сердитый;

б) брови нависли - злоба на мысли;

в) на сердитых воду возят.

6. Дети не садились вместе со взрослыми:

а) два месяца;

б) две недели;

в) целый месяц.

7. Отец запретил детям за столом:

а) разговаривать;

б) произносить хоть одно слово;

в) мешать взрослым разговаривать.

8. Дети за столом были заняты:

а) едой;

б) слушанием историй;

в) общением друг с другом.

9. Мальчик грел масло, потому что:

а) оно было стылое;

б) развлекался;

в) хотел пошутить над папиным начальником.

10. Папа не наказал детей, потому что:

а) пожалел их;

б) они поступили глупо;

в) были гости.

-Время вышло, с последних парт на первые передаем тесты.

Слушать учителя

П: самостоятельное создание способов решения проблем

К: управление поведением партнёра

7.

Включение в систему знаний, повторение

Наглядный: демонстрация

 

Словесный: учебный диалог

3 мин

 -Давайте продолжим работать над текстом. Ответьте на вопрос, найдите подтверждение из текста.

-Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми?

-Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?

-Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.

-Как изменилось поведение Лёли и Миньки?

-Почему это произошло?

Находить ответы в тексте рассказа.

Высказывают свои предположения.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

8.

Рефлексия деятельности

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог 

Практический: выполнение задания

Наглядный: демонстрация

Словесный: учебный диалог

3 мин

- А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание.  С. 144-153(у)-читать.

- Итак, подведем итоги нашей работы на уроке.

- Над какой темой мы работали?

- А были ли достигнуты цели, которые мы ставили перед собой в начале урока?

- С каким рассказом мы сегодня познакомились?

- О чем это произведение?

- Ребята, перед вами фразы, которые вам необходимо дополнить.

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Было интересно узнать, что…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось...

– Вы сегодня замечательно потрудились.

– Какое настроение у вас в конце урока?

– Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы.

Записывают домашнее задание

Выполняют задание

Отвечают на вопросы

Р: оценка

Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению, тема: М.М.Зощенко «Золотые слова» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части; формирование навыков беглого чтения и правильной ре...

Конспект урока по литературному чтению, тема: М.М.Зощенко «Золотые слова» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование понимания юмористического текста, деление его на части; формирование навыков беглого чтения и правильной речи; воспитывать любовь и уважение к близким людям.Пла...

Конспект урока литературного чтения Тема: М.М.Зощенко "Золотые слова", 3 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части; формирование навыков беглого чтения и правильной ре...

Конспект урока литературного чтения. Тема: "М.М. Зощенко "Золотые слова", (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с произведением М. Зощенко «Золотые слова»; создание условий для развития умений читать вдумчиво, проникать в глубину содержания произведения.Планируе...

Конспект урока по литературному чтению на тему "М.Зощенко "Золотые слова" 3 класс, УМК "Школа России"

Тема: М. ЗОЩЕНКО “ЗОЛОТЫЕ СЛОВА”Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении М. Зощенко «Золотые слова», о жизни и творчест...

Конспект урока литературное чтение, тема: М. М. Зощенко «Золотые слова», 3 класс, УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части; формирование навыков беглого чтения и культуры речи...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема:"М.М.Зощенко "Золотые слова""(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: “открытие” нового знания. Цель урока: формирование читательской компетенции при чтении и анализе произведения М.М.Зощенко «Золотые слова».Задачи урокаДидактичес...