Статья на тему "Обучение оптимальному чтению младших школьников"
статья по чтению

Гончарова Анастасия Вячеславовна

Статья касается проблемы обучения оптимальному чтению младших школьников, содержит методические разработки, помогающие сделать эту работу более эффективной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение чтению младших школьников

          Общество с давних пор стремительно двигается вперед. В современном мире, в условиях информационных технологий читать нужно все больше и больше. В начальных классах закладывается фундамент для успешного учения на последующих этапах. Чтение – главный общеучебный навык, способствующий общему развитию личности ребенка и успешности ребенка в обучении на всех ступенях школы. На успеваемость влияет множество факторов. Более других, по мнению психологов, влияет скорость чтения. Так, среди быстро читающих учащихся на «хорошо» и «отлично» учатся 63%, а среди медленно читающих – только 7%.

         Скорость чтения зависит от способа чтения (плавное слоговое, плавное слоговое с прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов). Для повышения техники чтения необходимо побуждать ребенка к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов, т.е. к самому продуктивному способу чтения.  При этом немаловажное значение имеет то, насколько хорошо ребенок способен усвоить содержание текста при данном темпе чтения. Оптимальной считается такая беглость чтения, при которой ученик понимает содержание того, что читает. Существуют некоторые нормы чтения по классам: 1 класс- 30-40 слов в минуту, 2 класс – 40 – 50 слов в минуту, 3 класс – 65 – 75 слов в минуту, 4 класс - 85 – 90 слов в минуту.

           Нужно отметить, что представленные нормы скорости чтения едины для всех, но, к сожалению, при этом не учитываются ни тип нервной системы (флегматик, меланхолик, холерик, сангвиник), ни речевая подготовка к овладению письменной речью, ни множество других индивидуальных показателей ребенка:      

  1. Плохая артикуляция звуков.
  2. Неправильное дыхание.
  3. Неразвитое поле зрения.
  4. Плохая память.
  5. Невысокий интеллект.
  6. Отсутствие культуры чтения в семье.

      Поэтому учителю крайне важно применять в работе по обучению чтению комплексы систематических упражнений, которые помогут устранить дефекты и добиться результативности при обучении чтению.

      Хотелось бы остановиться на технологии обучения оптимальному чтению. Быстро читают те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих показателей зависит умственная работоспособность. Высокая образованность невозможна без хорошей техники чтения. Если же обучающийся владеет слабой техникой чтения, то он обречён на неуспеваемость в среднем звене.

Наиболее эффективные резервы обучения оптимальному чтению.

1. Важна не длительность, а частота упражнений. Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, то мы не должны проводить длинные по времени упражнения, а должны упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой.

2. Ежедневные и ежеурочные пятиминутки чтения (по В.Н. Зайцеву).

3. Хорошо организованное ежедневное домашнее чтение (в том числе дополнительной литературы из так называемого списка для внеклассного чтения.

4. Оптимальное сочетание на уроке двух типов чтения: вслух и про себя (в 1-2 классах: 70%  -  вслух, 30%  -  про себя; в 3-4 классах - наоборот).

5. Оптимальное соотношение на уроке индивидуального, хорового и группового чтения.

6. Чтение «птичьим базаром», жужжащее чтение. Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью в течение 5 минут.

7. Чтение «цепочкой».

8. «Финиш» (по М.И. Омороковой): учитель называет слово, до которого нужно дочитать текст. Дочитал – подними руку. Первые три ученика получают поощрение (при условии успешного ответа на вопросы по содержанию прочитанного).

9. Режим щадящего чтения. Это такой режим, когда ребенок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Потом так же следующий кадр. Вполне можно рекомендовать родителям, дети которых читают неохотно, этот прием обучения.

10. Развитие оперативной памяти. Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6–8 слов. Дочитав до середины, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т.Федоренко.

11. Кроссворды и тесты. Предлагается детям на месяц или два (в зависимости от объема) большое произведение для самостоятельного чтения. По окончании срока прочтения заданного произведения на уроке внеклассного чтения учитель раздает детям на 15 минут кроссворды и просит ответить на вопросы.

            Развитие навыков чтения будет эффективным, если в системе проводить упражнения, начиная с самых простых и постепенно усложнять их. Быстрое чтение активизирует процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения. Дети станут с интересом читать, появится беглость и осмысленность чтения, повышается успеваемость. Это можно увидеть по результатам проверки техники чтения..

           Эффективность обучения заметно возрастет, если школьник начнет осмысленно работать над своим развитием, начнет стремиться самостоятельно, находить и устранять свои ошибки – при письме, в речи, в организации собственной деятельности. Для этого ему необходимо научиться исследовать, анализировать собственную деятельность на предмет выявления своих ошибок, чтобы их в дальнейшем не делать, и своих достижений, чтобы их зафиксировать и воспроизводить. Т. е. эффективность обучения напрямую зависит от формирования и развития общеучебных умений и навыков.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Тайны развития творческого ума младших школьников"

В Специальной (коррекционной) начальной школе – детский сад «Весёлый дельфин» / ныне МБС(К) ОУ С(К)НШДС№2 / реализуется образовательная программа «Школа 2100», одним из принципов которой является прин...

Статья "Диагностическое исследование нравственной сферы младших школьников"

Статья содержит диагностики развития нравственной сферы младших школьников....

Совершенствование навыков чтения младших школьников посредством использования технологии оптимального чтения.

Совершенствованиенавыков чтения младших школьников посредствомиспользования технологии оптимального чтения....

Статья " Деятельностный подход к совершенствованию навыков чтения младших школьников "

Современный человек, человек будущего не может жить без книги. Чтение в его жизни - это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования. Ш. А. Амонашвили....

Статья "Развитие учебной мотивации у младших школьников с использованием занимательного материала на уроках литературного чтения"

Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой педагогической психологии. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждение к деятельности. Причем, б...

Научная статья на тему " Особенности формирования навыка чтения младших школьников"

Определение  оптимальных сроков обучения детей чтению  остаётся одним из наиболее дискуссионных вопросов на сегодня....