Толстой. Детство Никиты. Характеристика героев.(УМК "Перспектива")
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Попова Марина Михайловна

В материале представлена технологическая карта урока по указанной теме. содержаниематерила  соответствует требованим ФГОС. Урок неоднократно опрбирован. Имеет положительные отзовы и рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tolstoy.detstvo_nikity.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО: Попова Марина Михайловна

Район, ОУ: Приморский район, ГБОУ СОШ №661

УМК: Перспектива

Предмет: литературное чтение

Класс:  4

Тема:  А.К. Толстой. Детство Никиты (второй урок).

           Характер героев

Тип: комбинированный

Цель урока: через анализ характеров героев рассказа, определить, какие черты характера являются главными.

Планируемые результаты

Предметные

 Учащиеся научатся:

  1. Определять, какое настроение создают прочитанные произведения.
  2. Давать характеристику литературным героям, на основе прочитанного произведения.

Метапредметные

Учащиеся научатся:

  1. Определять учебную задачу урока.
  2. Планировать выполнение учебных действий в соответствии с поставленной учебной задачей.
  3. Осуществлять логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков.
  4. Осуществлять  логическое действие сравнение по заданным и самостоятельно выбранным критериям.
  5. Осуществлять логическое действие обобщение.
  6. Доносить свою позицию до других, аргументируя её.

Личностные

Учащиеся научатся:

  1. Сравнивать свои черты характера с чертами характера литературных героев;
  2. Оценивать  черты своего характера;
  3. Определять, какие черты являются главными и определяющими;
  4. Мотивировать  себя к учебной деятельности;
  5. Развивать навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Ресурсы урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиприл. на электрон. носителе. В 2ч. Ч.1/ Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования,  изд-во «Просвещение». – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 158 с. : ил. – (Академический школьный учебник) (Перспектива);
  2. Литературное чтение. 4 класс. Творческая тетрадь для общеобразоват. организаций / Т.Ю. Коти; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования,  изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 79 с. : ил. – (Перспектива);
  3. Мультимедийное оборудование для показа презентации, компьютер;
  4. Фонограмма песни «Остров детства» в исполнении М. Боярского;
  5. Полоски фраз из текста для организации работы в группах по 4 человека (по количеству групп).

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Проверяет готовность к уроку.

Проверяют свою готовность к уроку.

  1. Доска. 

В той удивительной Стране

Где я увидел свет,

Как многим, исполнялось мне

И пять, и десять лет.

В стране фантазий и проказ

И озорных затей

Когда-то каждый был из нас

Одним из тех детей.

                                                                    С. Я. Маршак

- прочитайте стихотворение С.Я.Маршака.

- позвольте, я Вам прочитаю это стихотворение.

- о какой стране идёт речь? Почему так решили?      

- кто слышал выражение «остров детства»?

- как понимаете его?

- закройте глаза, сядьте поудобней. Я приглашаю Вас в путешествие к «острову детства».

Звучит 1 куплет и припев песни «Остров детства» в исполнении М. Боярского.

- какие у Вас возникли эмоции?

- почему именно эту песню я предложила  Вам послушать?

- читают стихотворение С. Маршака самостоятельно.

- слушают чтение стихотворения учителем.

- высказывают мнения, о какой стране пойдёт речь, объясняя    

    свой выбор.

- объясняют смысл выражения «остров детства».

- прослушивают фонограмму; высказывают, какие эмоции

  возникли.

- объясняют, почему прозвучала именно эта песня.

Сегодня мы продолжаем разговор о произведении А. Толстого «Детство Никиты». Попробуйте сформулировать цели урока.

- знакомятся с темой урока.

- формулируют цели урока: анализируя произведение, сравнить характеры героев произведения А. Толстого «Детство Никиты» со своими чертами характера.

Актуализация необходимых знаний

На доске:    

Голова подмигнула и сказала…

Свистнул три раза…

Снежная пещера

Всадник без головы мчался…

Держать ухо востро

Если что я сказал – закон, сделаю…

Послушен и прилежен…

Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу…

- прочитайте…

- что можете сказать?

- какое может быть задание?

- кто не понял задание?

- кто может объяснить?

В 4-ах разложите полоски в нужном порядке.

 Проверка (учителем специально допущена ошибка)

Если что я сказал – закон, сделаю…

Голова подмигнула и сказала…

Держать ухо востро

Послушен и прилежен…

Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу…

Свистнул три раза…

Снежная пещера

Всадник без головы мчался…

                               

  - проверьте себя. Кто не согласен? Почему?                                      

             - зачем мы выполнили это задание?      

- какое задание выполняли  дома?

- открываем рабочие тетради, стр. 45, таблица

- как зовут главного героя?

- почему автор выбрал именно это имя, Никита?

- какие черты характера Вы увидели у Никиты?

- похож ли он на Вас? Чем?

- на ваших друзей? Чем?

- кто такой Пахом?

- каким он был человеком?

- каким ценным качеством, по мнению автора, он обладал? Докажите текстом.

- кто такой Аркадий Иванович?

- найдите в тексте описание его внешности. Прочитайте.

- каким он показан в этом произведении?

- как он относится к главному герою?

- что означает выражение «держать ухо востро»?

- почему Никите приходилось «держать ухо востро»?

- какого героя нет в этой таблице?

- какой она показана в этом произведении?

           - как Вы это поняли?        

-Читают вслух ( по одному) фразы на доске.

- делают вывод, что это фразы из текста.

- предлагают варианты заданий, останавливаются на том, что надо поставить эти фразы в том порядке, как они встречаются в тексте.

- образуют четвёрки, повторяют правила работы в группе  и раскладывают полоски с фразами в нужном порядке.

- сверяют свою работу с образцом на доске.

- замечают на доске ошибку, исправляют, доказывая своё мнение.

- подводят итог проделанной работе: вспомнить содержание текста и последовательность событий.

- открывают рабочие тетради на стр.45. Проверяют заполнение таблицы. Дополняют таблицу.

Герой

Черты характера

Аркадий Иванович

Пахом

Никита

Находят в тексте ответы на вопросы, закрепляя умение работать с текстом, обращая внимание на детали.

- вспоминают, что произведение автор посвятил сыну Никите.

- называют черты характера Никиты.

- сравнивают себя и своих друзей с Никитой.

- вспоминают, что Пахом - плотник. Называют черты характера Пахома. Опираясь на цитаты из текста, доказывают каким ценным качеством, по мнению автора, обладал Пахом (учебник, стр. 99).

- находят в тексте описание внешности Аркадия Ивановича (учебник, стр.100).

- обсуждают отношение Аркадия Ивановича к  главному герою: заставлял проявлять терпение, объяснял, шутил, добивался послушания без принуждения.

- объясняют значение фразеологизма «держать ухо востро» - остерегаться. Выясняют, почему Никите приходилось так себя вести.

- уточняют, что в таблице не было мамы главного героя, дают характеристику характеру мамы, объясняют, что позволило

сделать такой вывод.

Физминутка

Организация познавательной деятельности

Работа в рабочей тетради, стр.46-47

- прочитайте опорные слова. Что это такое?

- прочитайте задание на стр.47. кто не понял задание? Кто может объяснить?

- выполните его. Кто сможет – продолжите ряд самостоятельно.

Обсуждение:

            - какие черты характера для Вас являются главными? Почему?

           - кто считает по-другому? Объясните своё мнение.

         - открывают рабочие тетради на стр.46-47 (смотри Приложение).

         - читают вслух опорные слова, делают вывод о том, что это разнообразные черты характера человека.

         - самостоятельно знакомятся с заданием на стр. 47. Осмысливают его и выполняют.

- учащиеся, которые выполнят задание раньше, продолжают самостоятельно перечислять другие, известные им черты характера.

- высказывают своё мнение, какие черты характера для них являются главными и почему.

            - высказываются разные мнения, обязательно с доказательством выбора. Идёт обсуждение.

Работаем в тонких тетрадях по литературе. Записываем число.

            - ниже заголовок: сочинение - рассуждение, ниже тема

               « Какие черты характера я ценю в людях».

           - что отличает текст – рассуждение от других типов текста?

- Это будет домашнее задание. Откройте дневники. Запишите. 

   Учитель записывает домашнее задание на доске.                  

- открывают тонкие тетради по литературе.

- записывают число, тему сочинения

- объясняют, что в тексте – рассуждении сначала высказывается мысль, утверждение, а потом она доказывается, даётся  пояснение, почему так.

- открывают дневники и записывают домашнее задание.

Рефлексия деятельности

Попробуем написать синквейн. Что это такое?

Какие правила написания? Какую предложите тему?

         

     

    - кто хочет прочитать?

- вспоминают, что синквейн- это пятистишие.

Правила написания синквейна: 
1 строка – одно слово – название стихотворения, тема,

2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна; 
3 строка – три глагола, описывающих действие по теме синквейна; 
4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, 
5 строка – слово-резюме, ассоциация, синоним, итог.

 - пишут самостоятельно синквейн по  предложенным темам или по теме ХАРАКТЕР, зачитывают по желанию, обсуждают, что лучше удалось.

- подводя итог урока, закончите фразы, записанные на доске:

«Работая над этим произведением, я понял…»,

 «Главный герой Никита…»

- заканчивают предложенные  фразы, подводят итог урока.

Подумайте, какую оценку за урок вы могли бы себе поставить, поставьте эту оценку на обратной стороне листка. Сдайте листочки, на которых писали синквейн.

- каждый сам оценивает свою работу, и результат записывает на листочке. Это может быть как обычный балл, так и количество «бонусов», которые фиксируются  и накапливаются в отдельном журнале учителя. Листочки сдают учителю

Представьте себя художником. Какие краски Вы могли бы использовать для изображения детства?

- Какие цвета преобладали? Почему?

-кроме обязательного домашнего задания я предлагаю задание по желанию:

1.   Изобразить своё детство в цвете.

  1. Написать синквейн по теме: « Детство».          

Подводя итог нашему разговору, мне хотелось Вам напомнить, что очень важными могут оказаться черты характера, которые закладываются в детстве. Очень часто, именно эти черты влияют на нашу дальнейшую жизнь.

У детства много разных красок

Ты среди них свою найди.

На белом листике бумаги

Свою мечту изобрази.

Проходит детство незаметно,

Не возвращается назад.

И только красками напомнит

Вам о весёлых тех годах.

Ведь жизнь она бывает разной,

Угрюмой, скучной, однообразной.

Но ты сквозь годы пронеси

Из детства яркие мечты.

     - Благодарю за работу. Урок закончен.

- высказывают, какие цвета отразили бы их детство, поясняя свой выбор.

- записывают задание по выбору и по желанию.

- слушают стихотворение, которое читает учитель.

Примеры детских синквейнов, написанных на данном уроке:

Характер                                                                         Характер                                                                   Характер

Покладистый, твердый                                                 Добрый, мягкий                                                       Разный, индивидуальный

Проявляется, помогает, поддерживает                       Помогает, закаляет, выручает        мешает,                Учит, заставляет, мешает

Характер – это лицо человека.                                     Помогает человеку лучше общаться.                           У некоторых не очень хороший характер.

Поведение         Я        Слабость

Приложение

Страницы из творческой тетради по литературному чтению, используемые на уроке

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А. Н. Толстой "Детство Никиты"

Данная презентация разработана к уроку литературного чтения в 4 классе УМК "Перспектива"...

Тест: Весна. Толстой А.Н. "Детство Никиты"

Весна (глава из повести «Детство Никиты») А. Н. Толстой.Проверка уровня развития читательских  умений...

Тест по произведению "Детство Никиты".

Тест дает проверить, поняли дети содержание произведения....

Л.Н. Толстой. Детство Л.Н. Толстого конспект урока

Тема: Л.Н. Толстой. Детство Л.Н. ТолстогоЦель: формирование умения составлять план статьи «Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя)»Тип: открытие новых знанийКласс: 3Задачи:Обеспеч...