Е.И.Чарушин Страшный рассказ. Знакомство с произведением. Деление на части.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Этот урок позволяет научить составлять план художественного текста;  участвовать в работе пары, группы;  восстанавливать причинно- следственные связи в сюжете произведения, формировать  интерес к чтению произведений о животных; проявлять заботу о животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_2_klass.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение              2 класс

Учитель  Макаревич Галина Алексеевна

Тема    Е.И.Чарушин     Страшный  рассказ.    Знакомство с произведением. Деление на части.

Тип урока: изучение нового материала, развитие речи

Задачи:   - учить определять жанр произведения;

                - учить составлять план рассказа;

                - учить подробно пересказывать текст по плану.

Планируемые результаты

Предметные: - знать произведения о животных русских поэтов и писателей;

                            - характеризовать героев художественного произведения;

                           - создавать текст на заданную тему по составленному плану.

Метапредметные:  - составлять план художественного текста;

                                       - участвовать в работе пары, группы;

                                       - восстанавливать причинно- следственные связи в сюжете произведения.

Личностные: - проявлять интерес к чтению произведений о животных;

                            - осознавать, что необходимо проявлять заботу о животных.

Межпредметные связи: окружающий мир, темы «Какие бывают животные?», «Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира», «Дикие и домашние животные», «Животные живого уголка», «Про кошек и собак».

Оборудование: выставка книг Е.И.Чарушина, портрет писателя, презентация о писателе, карточки для работы в группе.

                                                                                    Ход  урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

Предлагает пожелать удачи на уроке одноклассникам.

Приветствуют друг друга улыбкой, желают удачи на уроке.

2.Речевая разминка

1.Загадывает загадку:  Ползун ползёт,

                                       Иголки везёт.

2.Предлагает работу с диалогом:

-Что ж ты, ёж, такой колючий?

-Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи!

1.Отгадывают загадку.

2.Читают диалог медленно, постепенно ускоряя темп.

    Читают быстро, постепенно замедляя темп.

     Читают с сердитой интонацией, с удивлением.

      Читают выразительно соседу по парте.

3.Актуализация необходимых знаний

1.Работа в группе.

Предложила рассмотреть книги Е.И.Чарушина и подготовить сообщение об авторе.

2.Представляет презентацию о творчестве писателя.

3.Предлагает определить цели урока.

1.Рассматривают книги писателя, готовят  сообщение о творчестве Е.И.Чарушина.

2.После просмотра презентации делают вывод о тематике произведений писателя.

3.Высказывают предположения о целях урока.

4.Мотивация познавательной деятельности

Предлагает прочитать название произведения с которым будут работать на уроке.

Читают название рассказа на  с.136 и предполагают почему он так назван.

5.Организация познавательной деятельности

1.Первичное знакомство с текстом.

 Выясняет какие чувства возникли у детей во время чтения текста.

2.Словарная работа. Предлагает найти значение слов  сени, чулан, клеть .

Физминутка

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

3.Предлагает определить жанр произведения, назвать три признака.

4.Выборочное чтение.

- Начало рассказа  ( Почему мальчики были дома одни?  Что напугало детей? Какие слова об этом говорят?)

- Как мальчики уговаривали себя не бояться.

Чтение диалога в паре.

-Прочитать описание обстановки в комнате.

-Как вёл себя ёж, пока его искали.

5.Предлагает объяснить, действительно ли рассказ является страшным, записать свои мысли в рабочей тетради.

6.Предлагает разделить текст на части,  составить план и записать его в тетради.

Электронная физминутка для глаз.

7.Предлагает прочитать текст «Ёж» и сравнить его с рассказом Е.И.Чарушина.

1.Читают текст хорошо читающие ученики, остальные следят по учебнику.

Рассказывают о своих чувствах.

2.Работают в паре в словаре.

Выполняют действия, которые совершала стрекоза.

Доказывают, что прочитали рассказ, называют три признака рассказа: в основе лежит одно событие, герои – обычные люди, написан в прозе.

Читают начало рассказа, называют слова и выражения, предвещающие, что должно произойти что-то страшное.

Читают, как мальчики уговаривают себя не бояться. Готовят чтение по ролям в парах.

Читают, сравнивают, выражают свои чувства.

Читают о поведении ежа, оценивают его поведение.

Объясняют смысл названия рассказа, записывают ответ на вопрос в рабочей тетради на с.45.

Работу выполняют в паре, используя подчёркнутые в тексте слова. Добавляют пропущенный пункт.

Знакомят с планом рассказа, объясняют почему добавили пункт плана.

Пересказывают текст по плану.

Читают статью из энциклопедии, сравнивают её с рассказом, делают вывод: писатель изображает всё, что волнует и интересует человека с помощью слова; учёный на конкретных примерах объясняет, что происходит вокруг, описывает факты.

6.Итог урока

Предложила ответить на вопросы:

- Чему учились на уроке?

- Для чего нужно оберегать диких животных?

-Почему нужно любить и охранять природу?

Отвечали на вопросы учителя.

Прочитали слова Е.И.Чарушина, как ответ на вопросы :« Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы природа обернулась для тебя большой Родиной».

7.Рефлексия

Предложила нарисовать смайлик, отражающий отношение к уроку.

Нарисовали смайлики, расположили их на доске.

8.Творческое задание

Прочитать рассказ Е.И.Чарушина «Лисята» и выполнить задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по теме: «Смелый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет». По произведению Е.И.Чарушина «Страшный рассказ». (Предмет: Литературное чтение. Урок слушания.)

Данный урок  учит  слушать и слышать художественное слово, формирует читательские умения у начинающего читателя.Урок поможет учителям успешно решать основные задачи уроков слушания: уч...

урок чтения 3 класс Тема урока. Деление на части по плану рассказ Е.Пермяка « Смородинка».

Цели:-        создать условия для совершенствования  и развития  навыков сознательного, правильного чтения.Задачи: Коррекционно-образовательные:-...

Индивидуальные карточки для закрепления знаний по русскому языку ОЗАГЛАВЛИВАНИЕ, ДЕЛЕНИЕ НА ЧАСТИ, СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА

Индивидуальные каточки для организации закрепления знаний по русскому языку по теме: Текст ОЗАГЛАВЛИВАНИЕ, ДЕЛЕНИЕ НА ЧАСТИ,  СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА...

Индивидуальные каточки для организации закрепления знаний по русскому языку по теме: Текст ОЗАГЛАВЛИВАНИЕ, ДЕЛЕНИЕ НА ЧАСТИ, СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА

Индивидуальные каточки для организации закрепления знаний по русскому языку по теме: Текст ОЗАГЛАВЛИВАНИЕ, ДЕЛЕНИЕ НА ЧАСТИ,  СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА...

Конспект урока "А.П. Платонов «Цветок на земле» Деление на части" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: продолжение ознакомления обучающихся с творчеством А.П. Платонова ; формирование навыков беглого чтения и правильной речи; воспитание любви и уважения к матери.Планируемые р...

Технологическая карта урока "Деление произведения на части. Г.-Х.Андерсен Русалочка.Рассказ о Русалочке."

ТКУ чтение.Г.Х.Андерсен Русалочка.Деление произведения на части.Г.-Х.Андерсен Русалочка.Рассказ о Русалочке. + презентация...