Литературное чтение. Конспект урока по рассказу В.П.Астафьева "Стрижонок Скрип"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Конспект урока литературного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Стрижонок Скрип". УМК "Школа России".На уроке используются различные формы организации деятельности обучающихся и виды деятельности, позволяющие построить урок в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_4_klass_konspekt.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Тема: В.П.Астафьев « Стрижонок Скрип».
Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью повторения и обобщения ранее полученных знаний. Продолжить работу над анализом литературного произведения.
Методы обучения
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.
По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Планируемые результаты
Предметные
Обучающийся научится анализировать литературное произведение, давать характеристику героям рассказа, читать бегло и выразительно, развивать речь.
Метапредметные
- познавательные:
Обучающийся научится самостоятельно выделять и формировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; применять наблюдение для информационного поиска; моделировать информацию;
- коммуникативные:
Обучающийся научится формировать умение строить устное высказывание; выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать позиции других людей, отличные от собственных в сотрудничестве; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве.
- регулятивные:
Обучающийся научится ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия;
обучающийся получит возможность учиться составлять простейший план действий; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Личностные:
обучающийся получит возможность формировать внутреннюю положительную позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы, учебно-познавательный интерес, оценивать свою деятельность; адекватно понимать причины успешности( неуспешности) учебной деятельности, проявлять интерес к способам решения новых задач.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Организационный момент | ||
Организация проверки рабочего места учащихся. Создание положительного эмоционального настроя в классе. - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите, что вам приятно будет работать вместе. Пожелайте друг другу удачи. | Проверка готовности рабочего места к уроку. Создание положительного эмоционального настроя в классе: ребята желают друг другу и учителю удачи. | Кроме обычных учебных принадлежностей на уроке учащимся понадобится раздаточный материал в виде конвертов со словами, заготовки для синквейна, листами-стикерами для рефлексии. |
Этап мотивации, целеполагания и актуализации знаний. | ||
Организация фронтальной работы. Беседа. - Как называется раздел, который изучаем на уроке литературного чтения. Назовите произведения из этого раздела. - Над каким литературным произведением мы работаем с вами на уроке чтения? - Давайте проверим домашнее задание. Найдите цитату из текста подходящую к плану. План:
| - Природа и мы. Дети называют ранее изученные произведения. Вспоминают автора и название рассказа. Учащиеся перечисляют этапы проделанной работы. Зачитывают цитатный план к рассказу, который написали дома. . | На доске висит портрет писателя В.П.Астафьева и название рассказа. Учитель читает составленный ранее план, дети соответствующую цитату из текста. |
Этап формирования задач. | ||
- Скажите, какой план еще можно было сделать к этому рассказу? - Этот вы готовили в виде мини-проектов в своих творческих группах. В нем отображены более крупные части рассказа. Покажите свои работы. - Каких героев рассказа вы нарисовали? - Можем ли мы по рисункам понять, какими качествами они обладают, какие эмоции им присущи, какие они совершают поступки? - Что нужно сделать, для того, чтобы лучше разобраться в этом? - Правильно, тема нашего урока: « Анализ художественных литературных образов рассказа « Стрижонок Скрип» | Учащиеся называют картинный план. Дети говорят, что у них получилось пять крупных логических эпизодов. Вывешивают свои картинные планы в виде мини-проектов на доску. Дети говорят, что одни и те же персонажи на разных рисунках отличаются, каждый нарисовал их по- своему, вложил свой смысл и поэтому представление о героях рассказа не совсем точное. Для того, чтобы лучше разобраться в них, нужно проанализировать и разобраться в характере каждого персонажа. Лучше узнать, понять их чувства и переживания, поработать с текстом. | На доску прикрепляются творческие работы учащихся с картинным планом, с комментариями. |
Этап упражнения в применении знаний, умений и навыков. | ||
- Назовите основных героев рассказа « Стрижонок Скрип» 1. Работа над образом Стрижонка Скрипа. - Кто главный герой? - Любит ли его автор? Как мы это узнаем? - Давайте прочитаем о его моменте рождения. С какой интонацией надо это делать? Почему? - Каким он был для мамы? О чем это говорит? - Каким на свет появился птенец? - Чем порадовала его мама? И т.д. - Какой это герой положительный или отрицательный? | - Ребята перечисляют действующих героев. - Стрижонок Скрип. Рассказ так и назван, именем героя. - Учащиеся выборочно зачитывают из текста соответствующие фрагменты. Обсуждают и анализируют качества героя, работают с текстом. | На доску вывешивается картинка с изображением стрижонка. |
Этап творческого применения знаний и умений | ||
- Кто первым появился в жизни Скрипа? 2. Работа над образом матери-стрижихи. - Ребята, образ мамы-стрижихи выделен в рассказе отдельно? Подумайте, почему? - Опишите маму-стрижиху. Какой она была? Прочитайте в тексте. - Почему мама воспитывала своих детей одна? Легко ли ей было? И т.д. - Прочитайте на доске пословицы, здесь некоторые слова заменены местоимениями. Подумайте, какими существительными их можно заменить. - Выберите из каждой колонки человека, который прочитает пословицы правильно подобранные по смыслу. - Давайте составим синквейн о маме-стрижихе. Перед этим вспомним алгоритм составления синквейна. - Чтобы у вас появился соответствующий творческий настрой, я включу вам запись с пением птиц. - Кто хочет, может прочитать свои синквейны. В конце урока можно будет прикрепить их на доску и прочитать. - Теперь, вы уже лучше поняли образ матери-стрижихи, давайте объясним смысл пословиц о матери. - Конечно же, мама-это положительный образ в рассказе. - Давайте немного отдохнем. Физкультминутка. | - Дети называют мать-стрижиху. - Мама самое дорогое, что есть у каждого из нас. Мама дает жизнь каждому, любит нас и готова отдать жизнь за своего ребенка. Дети составляют рассказ-описание, подкрепляют его чтением текста. Дети читают пословицы, подбирают правильные слова вместо местоимений. Зачитывают вслух, делают вывод, что пословицы о маме. Дети повторяют алгоритм составления синквейна по памяти, затем соотносят алгоритм составления с написанным на доске. Пишут самостоятельно на листочках ( вырезанных в виде стрижат) По желанию учащиеся озвучивают свои работы. Дети (кандидаты от колонок) дают объяснения пословиц по смыслу. Дети самостоятельно организуют и проводят физкультминутку. | На доску вывешивается картинка с изображением матери-стрижихи. На доске написаны пословицы: - Сердце(ее) матери лучше солнца греет. - Птица рада весне, а дитя (ей) матери. - При солнышке тепло, при (ней) матери добро. Алгоритм написан на доске. 1. Имя существительное-тема. 2.Два прилагательных – описание темы. 3. Три глагола – действия в рамках темы. 4. Фраза из четырех слов – отношение к теме. 5. Одно слово – синоним темы. Запись МР 3 « Пение птиц у воды» |
Этап упражнения и применения знаний, умений в измененных условиях | ||
- Ребята, о ком еще идет речь в нашем рассказе? 3.Работа над образом стрижиной семьи. - При каких обстоятельствах появляются эти герои в жизни маленького Скрипа? - Как называет стрижей автор? - Какими они были учителями? - Что случилось если бы стрижи не пришли на помощь малышам после гибели матери? Что происходит с их отлетом? Какими качествами они обладают? - Кем стали для Скрипа стрижи? И т.д. Найдите в тексте отрывок и прочитайте цепочкой. - Сейчас поработайте в группах. Откройте конвертики. Там находятся карточки со словами. Выберите только те качества, которые присущи « стрижинному «народу». | - Дети называют стрижиную семью. Это стрижи, вожак, соседка. Дети работают по содержанию текста, читают цепочкой соответствующие часть текста. Дети работают в группах, выбирают положительные качества. Поднимают руки, если группа готова обосновать свой ответ. Зачитывают выбранное и анализируют выбранные слова. | На доску вывешивается картина с изображением ласточек-береговушек. На партах лежат конверты со словами: - терпение - хитрость - сострадание - забота -бессердечие -милосордие - доброта - равнодушие - сочувствие - сопереживание - черствость |
Этап упражнения и применения знаний и умений | ||
4. Работа над образами отрицательных героев. - Ребята, посмотрите, какие образы мы с вами разобрали? - Правильно, положительные. - Как вы думаете, какие герои еще есть в рассказе? - Почему мы относим их к этой категории? Прочитайте в тексте, расскажите своими словами, какой вред несут они стрижам. Зачем они представлены в рассказе? Почему автор противопоставляет их друг другу? - Почему ребята, в природе так происходит? Правильно, это цепи питания в животном мире. В литературе же это сопоставление добра и зла. 5. Работа над образами мальчишек. - Какие герои еще встречаются в нашем произведении? - Как автор пишет про них и когда они встречаются в жизни Скрипа? - К каким героям отнесем мальчишек? - От чего это зависит7 - Какими вы хотите быть сами? Почему? - Ребята, посмотрите на доску, каких героев у нас получилось больше? Что победит? Добро или зло? - Заканчивая нашу работу, подумайте какие изменения на протяжении всего рассказа происходили со Скрипом? Как он взрослел. Какие жизненные уроки получил Скрип? - Кто помогал ему в этом? - Подумайте, какие жизненные уроки полезны и для вас. О чем это произведение? Какая главная мысль рассказа? Зачем и для чего он написан. - Послушайте, мнение самого В.П.Астафьева. « Звери, птицы, растения проживут и без нас, а мы без них обязательно погибнем». Давайте все вместе призадумаемся над этими мудрыми словами. | Дети делают вывод, что рассмотренные персонажи положительные, но есть и отрицательные. Это враги стрижей : сокол, коршун, гадюка, ворона. Зачитывают из текста нужные фрагменты. Дети говорят, что в рассказе есть мальчишки. Бывают хорошие, а бывают плохие. Плохие убили отца Скрипа. Хорошие отпустили Скрипа на волю. Могут быть и теми и другими. От воспитания, моральных качеств. Хорошими. Нужно оберегать братьев наших меньших. Решение принимает сам человек, каким ему быть.
Почти что поровну, в жизни все равно добро побеждает зло. Хорошего будет больше ,надо стремиться к этому. Дети называют полученные Скрипом жизненные уроки: -нельзя отнимать еду у других -опасно вылезать из норки - у маленьких птиц есть враги -опасность сплачивает -необходимо трудиться и т.д. Писатель говорит о стрижонке так, как будто речь идет о человеке. Речь идет о том, как он взрослеет и умнеет. Еще затронута тема бережного отношения к природе. | На доску вывешиваются изображения отрицательных героев.
На доске вывешивается картинка с мальчишками. Картинки распределяются в две группы. |
Этап подведения итогов. Рефлексия. | ||
- Удалось ли нам с вами сегодня провести интересный урок? Давайте выполним тест и посмотрим, как вы поняли содержание рассказа « Стрижонок Скрип». - Посмотрите на доску, напишите на стикерах, соответствующего цвета ваши мысли относящиеся к предложенным вариантам, подойдите и прикрепите свое мнение на доску. - Домашнее задание для всех: сделать литературный разбор рассказа, для тех кто хочет, дополнительно написать синквейн про стрижонка Скрипа( на обороте синквейна про маму). | Дети выполняют тестовую работу на листках, затем соотносят свои ответы с правильными ответами и оценивают себя самостоятельно. Учатся оценке своей деятельности на уроке. Пишут ответ, показывающий результат работы на уроке. Подходят к доске, прикрепляют свое мнение записанное на листочках, распределяют в три группы. | Презентация с тестом по содержанию рассказа. На доске вывешиваются три слова: -знал -узнал -хочу узнать . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповая работа на уроке литературного чтения (конспект урока и презентация)
Групповая работа на уроке литературного чтения. Это урок - викторина по сказке А.Толстого "Золотой ключик или.." и презентация к уроку....
конспект урока "Литературное чтение" в 4 классе "В.П.Астафьев.Стрижонок Скрип"
в конспекте представлены факты для работы учителя с классом по биографическим данным писателя. Также есть материал для работы с текстом....
Литературное чтение (конспект урока)
колыбельная песня...
1 класс Литературное чтение конспект урока по произведению Валентины Осеевой "Собака яростно лаяла" Программа"Школа России"
1 класс конспект - урока по В.Осеева "Собака ростно лаяла"...
Конспект урока литературного чтения Конспект урока "Басни И.А.Крылова"
Цели:Повторить произведения И.А. Крылова;Развивать интеллект, логическое мышление, творческое воображение, пробуждать добрые чувства;Воспитывать высокие моральные качества, любовь к литературе....
Литературное чтение.Конспект урока по литературному чтению. Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус».
Урок литературного чтения 4 класс Тема: Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус»...
Литературное чтение конспект урока 3 класс
Цели деятельности учителя: повторить произведение, понять на сколько хорошо учащиеся его понимают, произвести проверку по тексту.Планируемые результатыПредметные:Уметь отвечать на...