Литературное чтение. Конспект урока по рассказу В.П.Астафьева "Стрижонок Скрип"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Тарасенко Ирина Юрьевна

Конспект урока литературного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Стрижонок Скрип". УМК "Школа России".На уроке используются различные формы организации деятельности обучающихся и виды деятельности, позволяющие построить урок в соответствии с требованиями ФГОС.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_4_klass_konspekt.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                         

                                                   

                                                       

                                                      Литературное чтение

Тема:  В.П.Астафьев « Стрижонок Скрип».

Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью повторения и обобщения ранее полученных знаний. Продолжить работу над анализом литературного произведения.

Методы обучения

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.

По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Планируемые результаты

              Предметные

              Обучающийся научится  анализировать литературное произведение, давать   характеристику героям рассказа,  читать бегло и выразительно, развивать речь.

              Метапредметные

  • познавательные:

Обучающийся научится   самостоятельно выделять и формировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; применять наблюдение для информационного поиска; моделировать информацию;

  • коммуникативные:

Обучающийся научится   формировать умение строить устное высказывание; выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать позиции других людей, отличные от собственных в сотрудничестве; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве.

  • регулятивные: 

Обучающийся научится   ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия;

 обучающийся получит возможность учиться составлять простейший план действий; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Личностные: 

обучающийся получит возможность формировать внутреннюю положительную позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы, учебно-познавательный интерес, оценивать свою деятельность; адекватно понимать  причины успешности( неуспешности) учебной деятельности, проявлять интерес к способам решения новых задач.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

Организация проверки рабочего места учащихся.

Создание положительного эмоционального настроя в классе.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и  скажите, что вам приятно будет работать вместе. Пожелайте друг другу удачи.

Проверка готовности рабочего места к уроку.

Создание положительного эмоционального настроя в классе: ребята желают друг другу и учителю удачи.

Кроме обычных учебных принадлежностей на уроке учащимся понадобится раздаточный материал в виде конвертов со словами, заготовки для синквейна, листами-стикерами для рефлексии.

Этап мотивации, целеполагания  и актуализации знаний.

Организация фронтальной работы. Беседа.

- Как называется раздел, который изучаем на уроке литературного чтения. Назовите произведения из этого раздела.

- Над каким литературным произведением мы работаем с вами на уроке чтения?

- Давайте проверим домашнее задание. Найдите цитату из текста подходящую к плану.

                  План:

  1. Рождение Скрипа.
  2. Стрижата одни
  3. Возвращение мамы-стрижихи
  4. Кормление птенцов
  5. Скрип обижен
  6. Жизнь семьи
  7. Любопытство срижонка
  8. Враги рядом
  9. Страх матери
  10. Враги стрижей
  11. Гибель матери
  12. Беда стрижей
  13. Дружные стрижи.
  14. Первый полет
  15. Недостроенный дом
  16. Встреча с мальчишками
  17. Законченное строительство
  18. Пора улетать
  19. Стрижи уносят лето!

- Природа и мы.

Дети называют ранее изученные произведения.

Вспоминают автора и название рассказа. Учащиеся перечисляют этапы проделанной работы.

Зачитывают цитатный план к рассказу, который написали дома.

.

На доске висит портрет писателя В.П.Астафьева и название рассказа.

Учитель читает составленный ранее план, дети соответствующую цитату из текста.

Этап формирования задач.

- Скажите, какой план еще можно было сделать к этому рассказу?

- Этот вы готовили в виде мини-проектов в своих творческих группах. В  нем отображены более крупные части рассказа. Покажите свои работы.

- Каких героев рассказа вы нарисовали?

- Можем ли мы по рисункам понять, какими качествами они обладают, какие эмоции им присущи, какие они совершают поступки?

- Что нужно сделать, для того, чтобы лучше разобраться в этом?

- Правильно, тема нашего урока:

« Анализ художественных литературных образов рассказа

 « Стрижонок Скрип»

Учащиеся называют картинный план. Дети говорят, что у них получилось пять крупных логических эпизодов. Вывешивают свои картинные планы в виде мини-проектов на доску.

Дети говорят, что одни и те же персонажи на разных рисунках отличаются, каждый нарисовал их по- своему, вложил свой смысл и поэтому представление о героях рассказа не совсем точное.

Для того, чтобы лучше разобраться в них, нужно проанализировать и разобраться в характере каждого персонажа. Лучше узнать, понять их чувства и переживания, поработать с текстом.

На доску прикрепляются творческие работы учащихся с картинным планом, с комментариями.

Этап упражнения в применении знаний, умений и навыков.

- Назовите основных героев рассказа « Стрижонок Скрип»

1. Работа над образом Стрижонка Скрипа.

- Кто главный герой?

- Любит ли его автор? Как мы это узнаем?

- Давайте прочитаем о его моменте рождения. С какой интонацией надо это делать? Почему?

- Каким он был для мамы? О чем это говорит?

- Каким на свет появился птенец?

- Чем порадовала его мама? И т.д.

- Какой это герой положительный или отрицательный?

- Ребята перечисляют действующих героев.

- Стрижонок Скрип. Рассказ так и назван, именем героя.

- Учащиеся выборочно зачитывают из текста соответствующие фрагменты.

Обсуждают и анализируют качества героя, работают с текстом.

На доску вывешивается картинка с изображением стрижонка.

Этап творческого применения знаний и умений

- Кто первым появился в жизни Скрипа?

2. Работа над образом матери-стрижихи.

- Ребята, образ мамы-стрижихи выделен в рассказе отдельно? Подумайте, почему?

- Опишите маму-стрижиху. Какой она была? Прочитайте в тексте.

- Почему мама воспитывала своих детей одна? Легко ли ей было? И т.д.

- Прочитайте на доске пословицы, здесь некоторые слова заменены местоимениями. Подумайте, какими существительными их можно заменить.

- Выберите из каждой колонки человека, который прочитает пословицы правильно подобранные по смыслу.

- Давайте составим синквейн о маме-стрижихе. Перед этим вспомним алгоритм составления синквейна.

- Чтобы у вас появился соответствующий творческий настрой, я включу вам запись с пением птиц.

- Кто хочет, может прочитать свои синквейны. В конце урока можно будет прикрепить их на доску и прочитать.

- Теперь, вы уже лучше поняли образ матери-стрижихи, давайте объясним смысл пословиц о матери.

- Конечно же, мама-это положительный образ в рассказе.

- Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка.

- Дети называют мать-стрижиху.

- Мама самое дорогое, что есть у каждого из нас. Мама дает жизнь каждому, любит нас и готова отдать жизнь за своего ребенка.

Дети составляют рассказ-описание, подкрепляют его чтением текста.

Дети читают пословицы, подбирают правильные слова вместо местоимений.

Зачитывают вслух, делают вывод, что пословицы о маме.

Дети повторяют алгоритм составления синквейна по памяти, затем соотносят алгоритм составления с написанным на доске.

Пишут самостоятельно на листочках ( вырезанных в виде стрижат)

По желанию учащиеся озвучивают свои работы.

Дети (кандидаты от колонок) дают объяснения пословиц по смыслу.

Дети самостоятельно организуют и проводят физкультминутку.

На доску вывешивается картинка с изображением матери-стрижихи.

На доске написаны пословицы:

- Сердце(ее) матери лучше солнца греет.

- Птица рада весне, а дитя (ей) матери.

- При солнышке тепло, при (ней) матери добро.

Алгоритм написан на доске.

1. Имя существительное-тема.

2.Два прилагательных – описание темы.

3. Три глагола – действия в рамках темы.

4. Фраза из четырех слов – отношение к теме.

5. Одно слово – синоним темы.

Запись МР 3

« Пение птиц у воды»

Этап упражнения и применения знаний, умений в измененных условиях

- Ребята, о ком еще идет речь в нашем рассказе?

3.Работа над образом стрижиной семьи.

- При каких обстоятельствах появляются эти герои в жизни маленького Скрипа?

- Как называет стрижей автор?

- Какими они были учителями?

- Что случилось если бы стрижи не пришли на помощь малышам после гибели матери? Что происходит с их отлетом? Какими качествами они обладают?

- Кем стали для Скрипа стрижи? И т.д. Найдите в тексте отрывок и прочитайте цепочкой.

- Сейчас поработайте в группах. Откройте конвертики. Там находятся карточки со словами.

Выберите только те качества, которые присущи « стрижинному «народу».

- Дети называют стрижиную семью. Это стрижи, вожак, соседка.

Дети работают по содержанию текста, читают цепочкой соответствующие часть текста.

Дети работают в группах, выбирают положительные качества. Поднимают руки, если группа готова обосновать свой ответ. Зачитывают выбранное и анализируют выбранные слова.

На доску вывешивается картина  с  изображением ласточек-береговушек.

На партах лежат конверты со словами:

- терпение

- хитрость

- сострадание

- забота

-бессердечие

-милосордие

- доброта

- равнодушие

- сочувствие

- сопереживание

- черствость

Этап упражнения и применения знаний и умений

4. Работа над образами отрицательных героев.

- Ребята, посмотрите, какие образы мы с вами разобрали?

- Правильно, положительные.

- Как вы думаете, какие герои еще есть в рассказе?

- Почему мы относим их к этой категории? Прочитайте в тексте, расскажите своими словами, какой вред несут они стрижам. Зачем они представлены в рассказе? Почему  автор противопоставляет их друг другу?

- Почему ребята, в природе так происходит? Правильно, это цепи питания в животном мире. В литературе же это сопоставление добра и зла.

5. Работа над образами мальчишек.

- Какие герои еще встречаются в нашем произведении?

- Как автор пишет про них и когда они встречаются в жизни Скрипа?

- К каким героям отнесем мальчишек?

- От чего это зависит7

- Какими вы хотите быть сами? Почему?

- Ребята, посмотрите на доску, каких героев у нас получилось больше? Что победит? Добро или зло?

- Заканчивая нашу работу, подумайте какие изменения на протяжении всего рассказа происходили со Скрипом? Как он взрослел. Какие жизненные уроки получил Скрип?

- Кто помогал ему в этом?

- Подумайте, какие жизненные уроки полезны и для вас. О чем это произведение? Какая главная мысль рассказа? Зачем и для чего он написан.

- Послушайте, мнение самого В.П.Астафьева.

« Звери, птицы, растения проживут и без нас, а мы без них обязательно погибнем».

Давайте все вместе призадумаемся над этими мудрыми словами.

Дети делают вывод, что рассмотренные персонажи положительные, но есть и отрицательные. Это враги стрижей : сокол, коршун, гадюка, ворона. Зачитывают из текста нужные фрагменты.

Дети говорят, что в рассказе есть мальчишки.

Бывают хорошие, а бывают плохие.

Плохие убили отца Скрипа. Хорошие отпустили Скрипа на волю.

Могут быть и теми и другими.

От воспитания, моральных качеств.

Хорошими. Нужно оберегать братьев наших меньших. Решение принимает сам человек, каким ему быть.

 

Почти что поровну, в жизни все равно добро побеждает зло.

Хорошего будет больше ,надо стремиться к этому.

Дети называют полученные Скрипом жизненные уроки:

-нельзя отнимать еду у других

-опасно вылезать из норки

- у маленьких птиц есть враги

-опасность сплачивает

-необходимо трудиться и т.д.

Писатель говорит о стрижонке так, как будто речь идет о человеке. Речь идет о том, как он взрослеет и умнеет.

Еще затронута тема бережного отношения к природе.

На доску вывешиваются изображения отрицательных героев.

 

На доске вывешивается картинка с мальчишками.

Картинки распределяются в две группы.

Этап подведения итогов. Рефлексия.

- Удалось ли нам с вами сегодня провести интересный урок?

Давайте выполним тест и посмотрим, как вы поняли содержание рассказа « Стрижонок Скрип».

- Посмотрите на доску, напишите на стикерах, соответствующего цвета ваши мысли относящиеся к предложенным вариантам, подойдите и прикрепите свое мнение на доску.

- Домашнее задание для всех: сделать литературный разбор рассказа, для тех кто хочет, дополнительно написать синквейн про стрижонка Скрипа( на обороте синквейна про маму).

Дети выполняют тестовую работу на листках, затем соотносят свои ответы с правильными ответами и оценивают себя самостоятельно.

Учатся оценке своей деятельности на уроке. Пишут ответ, показывающий результат работы на уроке. Подходят к доске, прикрепляют свое мнение записанное  на листочках, распределяют в три группы.

Презентация с тестом по содержанию рассказа.

На доске вывешиваются три слова:

-знал

-узнал

-хочу узнать

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая работа на уроке литературного чтения (конспект урока и презентация)

Групповая работа на уроке литературного чтения. Это урок - викторина по сказке А.Толстого "Золотой ключик или.." и презентация к уроку....

конспект урока "Литературное чтение" в 4 классе "В.П.Астафьев.Стрижонок Скрип"

в конспекте представлены факты для работы учителя с классом по биографическим данным писателя. Также есть материал для работы с текстом....

Конспект урока литературного чтения Конспект урока "Басни И.А.Крылова"

Цели:Повторить произведения И.А. Крылова;Развивать интеллект, логическое мышление, творческое воображение, пробуждать добрые чувства;Воспитывать высокие моральные качества, любовь к литературе....

Литературное чтение.Конспект урока по литературному чтению. Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус».

Урок литературного чтения 4 класс Тема: Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус»...

Литературное чтение конспект урока 3 класс

Цели деятельности учителя: повторить произведение, понять на сколько хорошо учащиеся его понимают, произвести проверку по тексту.Планируемые результатыПредметные:Уметь  отвечать на...