Урок литературного чтения Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок».
план-конспект урока по чтению (2 класс)

                                                             Урок литературного чтения

Тема: Борис Викторович Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок».

Цель урока: Познакомить учащихся с Б.В Шергином и его рассказом «Собирай по ягодке - наберешь кузовок».

 Планируемые результаты:

Предметные: познакомиться с писателем Борисом Викторовичем Шергиным, его произведением «Собирай по ягодке - наберешь кузовок», совершенствовать навык анализировать речь героев, навык выразительного чтения, совершенствовать умение определять главную мысль

Метапредметные: расширять словарный запас, формировать навыки осмысленного чтения,

Личностные: выражать свою точку зрения

Межпредметные: связь с предметами : Русский язык, технология, история (окружающий мир).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatura_b.shergin_.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                              Алексеева Анна

                                                             Урок литературного чтения

Тема: Борис Викторович Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок».

Цель урока: Познакомить учащихся с Б.В Шергином и его рассказом «Собирай по ягодке - наберешь кузовок».

 Планируемые результаты:

Предметные: познакомиться с писателем Борисом Викторовичем Шергиным, его произведением «Собирай по ягодке - наберешь кузовок», совершенствовать навык анализировать речь героев, навык выразительного чтения, совершенствовать умение определять главную мысль

Метапредметные: расширять словарный запас, формировать навыки осмысленного чтения,

Личностные: выражать свою точку зрения

Межпредметные: связь с предметами : Русский язык, технология, история (окружающий мир).

                                                                Ход урока

  1. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

  1. Проверка домашнего задания

-Что вам было задано на дом?

-

      3.   Актуализация знаний

– Мы начинаем чтение произведений новой темы. (1 слайд)

-Откройте стр. 123. Найдите фамилии авторов, произведения которых будем читать. Прочитайте….

-Произведения каких авторов вы читали, какие авторы вам знакомы? Можете назвать их произведения? (Н.Носов –огурцы, живая шляпа, карасик; Зощенко- Леля и Минька, платонов- еще мама, Драгунский –Денискины рассказы).

-Прочитайте чему научимся.

-Предположите, какие произведения называются юмористическими? (смешные).

- А какие бывают особенности речи героев? (тихая речь, эмоциональная, расстроенная, поучительная, и т.д)

-А что такое пословица? (Ответы-предположения детей+ «Это краткое мудрое изречение, несущее в себе иносказание»)

-Давайте начнём раздел с хорошим настроем на работу! Перевернём страницу!

-Для начала нужно познакомиться с автором. (слайд 2)

        4.   Знакомство с автором

-Прочитайте фамилию имя отчество автора (-Борис Викторович Шергин).

Великий русский писатель и художник, Борис Викторович Шергин, появился на свет в конце 1893 г, в городе Архангельске, это севернее, чем Санкт-Петербург. Его отец был потомственным мореходом. Он также любил рассказывать истории, и эту страсть передал своему сыну. Однако и мать сыграла в жизни художника не последнюю роль. Она познакомила юного Бориса с поэзией Русского Севера.

С детства Шергин много рисовал, и вскоре влюбился в эту деятельность. Он рисовал все, что казалось ему интересным.

Во время учебы в школе,( а это был уже 20 век) он собирал и записывал сказки своего народа, песни и былины. После учебы некоторое время работал как художник-реставратор.

Потом он переехал в столицу (на тот момент уже Москва, до 1918 года столицей был СПБ) и там устроился на должность преподавателя в институт детского чтения.

Далее он стал профессиональным литератором. При его жизни было опубликовано девять его книг. Он любил и изучал литературу и искусство.

Протрудился Борис Викторович Шергин до 1973г .

-Так давайте познакомимся теперь с его творчеством.

        5.     Знакомство с рассказом «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

-Прочитайте название (-«Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»)

-Что такое кузовок? (предположения детей, далее иллюстрация на слайде).

-Как думаете, о чём может пойти речь? (предположения)

-Похоже это выражение на пословицу? Что означает? (Собирай по ягодке - наберешь кузовок. Эта пословица означает: делай по чуть чуть, но регулярно и часто, без перерыва, не отвлекаясь и ты сделаешь большое и сложное дело)

-А какие еще пословицы можно подобрать по смыслу?

(-Терпенье и труд всё перетрут.

Курочка по зернышку клюет.)

-Проверим наши догадки в ходе урока,

           6.     Первичное чтение.

-А сейчас всё убираем из рук, можно расслабиться, можно положить голову на парту, если хочется.

Чтение учителем.

Первичное восприятие текста.

-Какие чувства у вас возникли?

-Какую ошибку совершил Митя? (потратил половину отведенного ему времени, не работал, когда было нужно)

-Что он сделал, чтобы закончить вовремя работу? (делал понемногу но каждый день)

- Что вы можете сказать о Мите? (Нравится ли он вам?)

-А как бы вы поступили, если бы вам доверили такую работу?

Физминутка

       7.   Чтение текста по частям

-Прочитаем рассказ по частям, чтобы больше в нём разобраться и понять главную мысль.

Стр. 124(8 пред. До цитаты Вани)

-Как вы думаете, что значит «сдумает»? (придумает)

-Прочитайте еще раз, что сказал старичок Ване?

-Почему он так сказал? Как вы это поняли? (из песен-очень душевная, всех утешала, из пословиц- умная,мудрая)

Читаем дальше. («Моя бабушка………красовито.)

Работа со словарём:

-Найдите в тексте выделенные слова.

-Знакомы ли они вам? Что они означают?

Включаем слайд 5

-Как поняли слова «красовито» (красиво-от слова красиво)

- Оцените речь старичка? Какая она? Ничем от нашей с вами не отличается? (она устаревшая, сейчас так никто не говорит «дело умеет», всякую краску знает, древесную породу понимает)

-Попробуйте выразительно прочитать, так как будто вы старичок. (спрашиваем нескольких,  можем выбрать, кто лучше)

«Вот как-то раз……..до конца 125 стр

-Найдите как Митю называет Ваня и как называет его бабушка? (паркетчик-художник).

-А кто такой паркетчик? (версии детей +включам след. Слайд с определением).

-С чем это связано? (Ваня знает Митю только по ремеслу, а бабушка уважает и ценит такое ремесло, понимает важность и ценность его работы)

-Были ли в отрывке пословицы? (2 пословицы)

-Что они означают? «Незалёжливый» это какой? (который долго лежит, ленится, не приступает к работе?) (глаза боятся, а руки делают – очень много работы, не знаешь, за что взяться, или боишься/не хочешь к чему-то приступать, но всё равно берешь и делаешь)

 «Недавно мастер…..Вечером бежит в кино.»

-Как Митя принялся за дело? (с жаром, с энтузиазмом)

-Чем Митя хвастался перед ребятами? ( что академики, профессора ,учёные….). Значит, Митя всё-таки понимал важную роль своей работы.

«За неделю работа……и отделку будешь производить не спеша, в твоём вкусе (стр.127)»

-Что значит работа не продвинулась ни на полмизинца? (никак не продвинулась)

-С чем сравнивает автор сделанный Митей узор? (как цветок на фоне голой земли…представьте это-очень одиноко, вот какое воображение у автора)

-Какое настроение было у Мити, когда он понял, что времени мало? (расстроился, испугался)

-Кто встретил Митю и дал ему совет? (мастер Мити)

-Стал ли ругать мастер Митю? (нет)

-А как он с ним разговаривал? (спокойно, пытался утешить, воодушевить)

-Прочитайте по ролям с выражением, показывая голосом, что Митя расстроен, а мастер его утешает.

-Какой выход из сложившейся ситуации предложил мастер? Перескажите, как поняли.

-Попробуйте приложить свои ладони к парте. Даже на половну парты потребовалось бы много ладоней.

-Как вы думаете, как мастер точно определил норму работы Мити? (у него был большой опты)

«Митя прилежно как ученик…..до конца

-Как Митя встретил предложение мастера( Не верил)

-найдите на 127 стр внизу, предложение о том, как работал Митя. (Пригоняет…..)

-«Комар носа не подточит» это как? (аккуртано, без замечаний, идиально)

-Какие пословицы заметили в этом отрывке? ( ГЛАЗА СТРАШАТСЯ….)

-Да, Митя поступил именно так, как говорится в пословице и его ждал успех.

-«Художная рука» -это какая? (это рука художника)

-Обратите внимание на фразу. «Вылощить волчьим зубом». Раньше при полировке дерева иногда пользовались волчьими или медвежьими зубами, которые, не царапая дерева, помогали вылощить (отполировать) его.
Соответственно означает что довел до товарного вида.

«Пригладил утюгом»

  • Материал, подготовленный таким образом, приобретает высокую степень пожаробезопасности, так как повторное возгорание древесины практически невозможно;
  • Так же обжиг древесины практически исключается ее поражение насекомыми, плесенью и бактериальными микроорганизмами.

       8.   Определение главной мысли рассказа

-Чем же заканчивается рассказ?

-Вспомните, что мы в начале урока сказали о значении этой пословицы. (Собирай по ягодке - наберешь кузовок. Эта пословица означает: делай по чуть чуть, но регулярно и часто, без перерыва, не отвлекаясь и ты сделаешь большое и сложное дело)

- Можете ли вы сказать, какова главная мысль рассказа. ( Она заключается в этой пословице)

-Прочитайте еще пословицы на слайде, выберите те, которые больше всего по-вашему мнению подходят. (слушаем)

      10.  Домашняя работа

      11.   Рефлексия.

- Было ли вам интересно на уроке.

-Поставьте на листочке (маленький листик), оценку на сколько вам было интересно. 5-очень интересно, 4 могло бы быть интереснее и так далее ,может вам совсем было не интересно, тогда вы можете поставить 0. Фамилию на листочках писать не нужно. Любую оценку от 5 до 0.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению "Б. Шергин Собирай по ягодке – наберешь кузовок" УМК "Школа России", 3 класс

Тема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением Б. Шергин «Собирай по ягодке ...

Конспект урока литературного чтения "Б. Шергин "Собирай по ягодке - наберешь кузовок" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с новым разделов; с произведением Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок», с жизнью и творчеством писателя.Планируемые ре...

Конспект урока литературного чтения "Б. Шергин "Собирай по ягодке - наберешь кузовок" УМК "Школа России" 3 класс.

Конспект урока по литературному чтениюТема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением Б. Шергинf «С...

Конспект урока литературного чтения "Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о жизни Б. Шергина и его произведении «Собирай по ягодке – наберешь кузовок», формирование умений анализировать художественный...

Технологическая карта урока литературного чтения «Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» 3 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения Б. Шергина и его произведении «Собирай по ягодке – наберешь кузовок», формирование умений анал...

Технологическая карта урока литературного чтения " Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»" 3 класс.

Тема урока «Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: ознакомление  учащихся с произведением Б. Шергина «Соб...

Технологическая карта урока литературного чтения "Б.Шергин "Собирай по ягодке-наберешь кузовок"" (УМК "Школа России", 3 класс,2 ч.)

Тип урока:  открытие «нового» знанияЦель урока: формирование читательской компетенции у обучающихся по средствам прочтения произведения Б.Шергина «Собирай по ягодке- наберешь ку...