Литературное чтение 3 класс
план-конспект занятия по чтению (3 класс)

Тема: «Гаршин. Лягушка - путешественница».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoet_chtenie_3_klass.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Гаршин. Лягушка - путешественница».

Цели:

  1. Формировать умение отыскивать в тексте слова и выражения, характеризующие действующих лиц.
  2.   Развивать внимание, мышление, речь учащихся.

3.     Воспитывать умение слушать других, желание учиться, интерес к чтению, бережное отношение к природе.

Ход урока

 I.        Организационный момент

Звучит музыка Н.И.Чайковского «Осень».

- Какое настроение создает музыка? (чуть грустное)

- Какие картины она навевает? (все опустело, идёт дождь, птицы улетают, тихо кругом)

- Почему именно это произведение сейчас прозвучало в начале урока?

 II.        Речевая разминка

- Разучим скороговорку. А вы подумайте для чего? (слайд1 )

Слышен шорох в камышах,

От чего шумит в ушах,

Сто бесстрашных лягушат,

Цаплю шепотом страшат.

III.        Введение в тему актуализация знаний

- Сейчас мы поработаем в группах.

Для каждой группы задание.  - Для чего это задание?

1 группа

Над водой водицей

Царевна круглолица.

Поёт царевна

Да так напевно,

Что все на суше

Затыкают уши.

2 группа. Сложи картинку (картинка лягушка)

3 группа. Сложи название

Ля, ка, пу, шест, ни, гуш, те, вен, ца

4 группа. Загадка (Выпуча глаза сидит, по-турецки говорит, по блошьи прыгает, по человечьи прыгает)

- Мы разучили скороговорку, выполнили задание для чего?

 - Определим тему урока.

- Какая тема урока? (работа по сказке Гаршина «Лягушка-путешественница»)

IV. Работа над сказкой.

Показ слайда 2 . Лягушка-путешественница

 - Как вы считаете – это русская народная сказка или литературная?

- Литературная, её написал Гаршин. Слайд3

Показ  4 слайда.

 Глядя на лягушку, попробуйте определить цель урока.

- Что поможет нам в работе?

Слайд 5 Кто главные герои сказки? (лягушка, утки)

Работаем в группе.

Расскажите друг другу, что вы узнали о лягушках (опрос групп)

Слайд 6 (живут в болотах. Зимой впадают в спячку. Добыча лягушек – насекомые. Лягушка пьет воду всей коже тела, рта не раскрывает, просто впитывает воду как губка)

Слайд 7 (виды лягушек) Какая из этих лягушек могла быть такой как в сказке?

Сейчас проведем цифровой диктант, попробуйте определить цель этого диктанта после его написания.

Слайд 8 :

1. Мошки, комары.

2. Болото.

3 юг.

4. Утки.

5. Прутик.

Вопросы:

1.     Где сидела лягушка – квакушка (2)

2.     С кем путешествовала лягушка (4)

3.     Чем питается лягушка квакушка (1)

4.     Что должны были взять утки в свои клювы, для того чтобы, квакушка смогла путешествовать (5)

5.     Куда отправилась лягушка путешественница с утками (3)

(Проверка в парах). Слайд 9 с ответами (2,4,1,5,3)

Цель диктанта: проверить внимательно ли я читал сказку

Цель урока: Составить рассказ о лягушке.

Слайд 10 Какая лягушка в начале сказке. Перечитайте 1 часть парой. Найдите слова, которые использовал автор, чтобы показать свое отношение к лягушке (работа с карандашом, зачитывание из текста детьми)

Покажите настроение лягушки (позой, мимикой и жестами)

Чтение с доски слов, довольная, расслабленная, нежилась, наслаждалась, необыкновенная, возвышенная натура.

-(учитель) Какое выражение для вас новое?

- (Д)возвышенная натура

- Прочитайте на карточке что значит «возвышенная натура» (работа в парах)

Карточка: Возвышенная натура – так говорят о тех, кто возвышается над другими, в своих мыслях и чувствах они не похожи на окружающих и только чувствуют окружающий мир. (показ слайда: лягушка нежится на солнышке)

- Докажите, что лягушка была возвышенной натурой.

- Она была необыкновенной, замечательной, стала путешествовать, поднялась в небо.

 -Расскажите друг другу о причине, по которой было прервано наслаждение

- Прилет уток

(показ слайда 11: утки приземляются)

- Я думаю, что утки приземлились, потому что увидели большую, толстую лягушку?

- Что проявила лягушка при встрече с утками? (любопытство)

- Добавляем слово «ЛЮБОПЫТНАЯ»

- Давайте прочитаем, что, благодаря любопытству, она узнала о юге

- Диалог уток и лягушек. Слова автора выпускаем.

- Работа по карточкам выбери правильный ответ

I. 1. На юге очень жарко

2. На юге много мошек и комаров.

3. на юге много червяков.

II. Какую черту характера лягушка проявила, чтобы осуществить свою мечту.

1.     Гордость

2.      Мечтательность.

3.     Изобретательность.

III. Почему утки согласились нести лягушку?

1.     Понравилась за красоту

2.     Восхищались ее умом.

IV. Лягушка была

1.     Грубая.

2.     Вежливая.

3.     Невоспитанная.

Проверка: Показ цифр.

- Исходя из ваших ответов, лягушка, какая? (изобретательная, умная, вежливая) – открываются слова на доске.

Слайд 12:

На болоте две лягушки,

Две веселые подружки,

Рано утром умывались

Полотенцем растирались,

Ручками хлопали, ножками топали,

Плечиками двигали,

По болоту прыгали.

IV. Закрепление.

Рассмотрите ваши рисунки (показ слайда 13 – утки несут лягушку).

- К какой части их можно отнести.

- Полет на утках. Зачитайте о полете лягушки.

- Какой была лягушка, отправившаяся в такое путешествие.

- Смелая (открывается слово смелая)

- Прочитаем отрывок третьей части: «Люди смотрели на стаю уток…..если мне вдруг стало дурно»

- Какое качество характера проявила лягушка?

- Находчивость (открывается слово находчивость)

Просмотр фрагмента из мультфильма, когда утки летели низко и лягушка упала

- Какое качество подвело лягушку и ворону?

- Хвастовство

- Какая лягушка?

- Хвастливая.

Вспомним как в начале сказке Гаршин относился к лягушке? Прочитаем слова как в конце. Слайд14

Относился в начале

Как относился в конце

Наслаждалась

Восхитительная

Приятно

Нежилась

Пришла в восторг

Полетела вверх тормашкой

Бедная спутница

Дрыгала всеми лапами

Бултыхнулась в воду

- Изменилось ли отношение автора к лягушке (он ее осуждает за хвастовство)

V. Итог урока. Слайд 15

Почему не состоялось путешествие лягушки? Выберите правильный ответ (на слайде)

a)     Лягушки не умеют летать

b)    Прутик, за который держалась лягушка, оказался непрочным.

c)     Из-за хвастовства, зазнайства лягушки.

Определите, какая из пословиц определяет главную мысль сказки? Слайд 16

1.     Заяц от листа, лягушка от зайца.

2.     Высоко взлетишь, да низко упадешь.

3.     Хвастовство само себя наказывает.

 Слайд 17.  Какие человеческие черты можно выделить у лягушки (хвастовство, люди – выскочки, которые любят лгать)

 Домашнее задание: сочинить свой конец сказки.

Просмотр конца мультфильма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Рабочая программа по литературному чтению3 класс УМК "ГАРМОНИЯ"

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса УМК "ГАРМОНИЯ" (134ч.)...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...

Технологическая карта литературное чтение3 класс Программа 2100

Технологическая карта литературное чтение3 класс Программа 2100 Тема:" Введение в раздел. Необычная школа (фрагмент из книги Э. Успенского «Школа клоунов»)...