Обобщающий урок по литературному чтению в 3 классе
план-конспект занятия по чтению (3 класс)

Групповая работа на уроке с использованием метода "конвейер"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_konkursy_i_sbornik.docx35.84 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ «ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ» с использованием метода « Конвейер»

Автор: Саранцева Татьяна Васильевна, учитель начальных классов МБОУ Школы № 128 городского округа Самара

Тип урока : обобщение знаний

Форма проведения: урок - перемещение.

Методы: Словесный, наглядный, метод активизации познавательной деятельности, поисковый метод и метод обобщения; индивидуальный,групповой.
Цель урока: обобщение знаний учащихся по теме «Волшебные сказки»

 Задачи урока: 
1. Учить аргументировать свой ответ, совершенствовать навыки чтения,  развивать речь учащихся, расширить знания детей о народном творчестве, работать над выразительностью речи учащихся.

2. Развивать коммуникативные качества: учить детей общению в парах и группах, совершенствовать умение вести диалог,  
3. Воспитывать положительное отношение к книге, народным сказкам

Планируемые результаты: знание особенностей сказок; умение характеризовать героя сказочного текста; умение сравнивать сказочные сюжеты; умение сравнивать сказочных героев.

Межпредметные связи: музыка, русский язык, матемаика, окружающий мир.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход урока

  1. Организационный этап урока

Дорогие ребята! Сегодня у нас гости,  посмотрите, а гости это всегда радость и хорошее настроение.  Поприветствуйте гостей, подарите им свои улыбки.  Присаживайтесь,  поприветствуйте друг  друга. Соедините ладошки,  пожелайте удачи.

  1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала.

 В дверь стучат. Заходит учитель из другого класса и говорит, что доставлена посылка Почтой России, на которой написано « Для 3 А класса»

Учитель: Ребята, кому должны были доставить посылку?

Дети молчат.

Тогда учитель смотрит содержимое и находит: клубок, макет наливного яблока и брелок с изображением коня.

 Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Дети:  о сказках, о сказке «Сивка-Бурка», волшебных сказках.

  1. Систематизации и обобщения знаний

В посылке еще есть письма. Давайте их прочитаем!

Ученик: Письмо от Василисы Прекрасной: « Недавно увидела афишу , что будет  постановка новой сказки и выставка иллюстраторов. Что такое сказка и кто такие иллюстраторы?»

Ученик: От Василисы Премудрой: « Ищу друзей. Можно ли дружить с Иванами из сказок « Сивка-Бурка», « Иван- Царевич и Серый Волк»?

Ученик: От Царевны- Несмеяны: « Прочитала все сказки. Хоть в пору плачь снова. Принесите что- нибудь прочитать, да чем- нибудь развлечься».

Учитель: Класс, поможем Царевнам?

Дети: Поможем!

 Учитель: чтобы помочь Царевнам, Вам нужно выполнить все задания. Их выполнить получится в том случае, если работа будет слаженная и добросовестная. Давайте вспомним правила работы в группах.

Учитель: итак, 1 группа расположилась в научном блоке, 2 группа- исследовательском, 3 – творческом. Каждая группа выполняет задания только под номером своей команды. На выполнение заданий дается 7 минут. После этого, Вы услышите музыку и нужно будет переместиться в соседний блок против часовой стрелки. Движение будет до тех пор, пока Вы не вернетесь в свой изначальный блок. В своем блоке нужно выполнить итоговое задание и подготовиться к публичному выступлению группе.

Учитель: один, два,три…к работе приступи!

Работа в группах.

В научном блоке группы  рассматривают такие вопросы как: что такое сказка, какие виды сказок бывают, какие существуют композиционные особенности волшебных сказок и кто такие иллюстраторы. Итоговое задание – создание начной статьи( вставить пропущенные выражения, используя опорные слова). Группа защищает свою работу через публичное выступление.

В исследовательском блоке группы сравнивают сказки «Иван- Царевич и Серый Волк», «Сивка- Бурка». Находят сходства и различия в композиционных особенностях, волшебных помощниках, предметах, характерах персонажей. Итог работы – сравнительная характеристика сказок. Защита работы через публичное выступление.

В творческом блоке ребята создают лэпбук, по обучающему видео и создают книгу сказок ( сказка была написана ранее,во время проектной работы). Здесь задача – вырезать части сказки, иллюстрации и вклеить в подготовленную книгу. Защита- презентация лэпбука и чтения отрывка сказки.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель: вот и подошел к концу наш урок. Как вы считаете, чему учат русские народные сказки? Что понравилось на уроке? Что бы вы изменили? Оцените свою работу? Все ли вам удалось?Над чем еще надо поработать? Как вы будете это делать?

Ответы детей.

1 группа

Используя собственные знания и различные источники информации, ответьте на вопросы.

Задания для 1 группы

1. Что такое сказка?

2. Кто является автором сказок. Какие представления народа отразились в сказках?

3. Кто такие иллюстраторы? Каких иллюстраторов вы знаете? Расскажите кратко о них. Сопоставьте портрет художника и ФИО, автора и иллюстрацию.

Задания для 2 группы

4. Перечислите виды сказок, дайте их краткую характеристику.

5. О чем повествуется в волшебных сказках. Приведите примеры волшебных сказок.

6. О чем повествуется в сказках о животных? Приведите примеры сказок о животных.

Задания для 3 группы

7. О чем повествуются в бытовых сказках? Приведите примеры бытовых сказок.

8. Какие композиционные особенности сказок вы знаете?

9. Перечислите художественные приёмы сказок.

Итоговое задание для  1 группы

  1. . Проверить все предыдущие ответы, используя различные источники информации. Если есть ошибки – исправить.
  2. . Подготовиться к публичному чтению получившейся статьи. При выступлении необходимо использовать иллюстрации и портреты из Приложения 2.

Приложение № 1

  1. . Сказка- это___________________ произведение о ____________________ событиях,_________________ приключениях героев.
  2. . Сказки сочинялись в глубокой ______________ и передавались из уст в _______________ талантливыми людьми из народа. В сказках выражена вера в победу_________ над _________, в силу любви и дружбы, мечта о покорении природы, восхищение мастерством и трудолюбием человека.
  3. . Иллюстраторы – это _________________, которые рисуют ___________________ для книг, помогающие понять содержания книги, лучше представить ее __________________. Известный иллюстратор __________________________прожил долгую и плодотворную жизнь. Творчество _________________ можно отнести к былинно-историческому, романтическому направлению живописи. Он создал много произведений на тему русского фольклора. Например:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Другой известный иллюстратор ________________________________,

русский художник, который проиллюстрировал множество детских сказок. Его видение отличается от изображений других художников.  Родился 4 августа 1876 года в селе Тарховка, Санкт-Петербургской губернии. ____________________________ иллюстрировал такие произведения, как:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. В зависимости от темы сказки делятся на три вида:

1.____________________________,

2. _____________________________,

3. _____________________________.

В ___________________________, повествуется о приключениях героев, на долю которых выпадают трудные задачи: защитить родную землю от врага, достать какой-нибудь волшебный предмет, победить Кощея или Змея. У положительных героев волшебных сказок есть добрые помощники, которые помогают им подняться выше туч, попасть в подземное царство, достать мёртвую и живую воду, победить смерть.

В___________________________действующими лицами являются хорошо знакомые нам звери: лиса – хитрая обманщица, волк – злой и коварный хищник, заяц – трусишка и хвастунишка, кот – лакомка и баловень.

Героями ___________________________ являются солдат, мужик, барин, царь, мудрая дева. И всегда правда оказывается на стороне простых людей. Мужем, солдат или крестьянская девушка благодаря своему уму и находчивости побеждают попа, купца, царских придворных и даже самого царя.

  1. В ____________________ сказках повествуется о ___________________ героев, на долю которых выпадают трудные задачи: защитить родную землю от _________, достать какой-нибудь _____________ предмет, победить Кощея или Змея. У положительных героев волшебных сказок есть добрые _______________, которые помогают им подняться выше туч, попасть в подземное царство, достать мёртвую и живую воду, победить смерть. В____________ сказках встречаются _________________, ____________________,________________и другие волшебные предметы, а также говорящие растения и животные.

  1. В сказках о______________________ действующими лицами являются хорошо знакомые нам звери: ____________________,___________________,________________________,_____________________,___________________. Речь в этих сказках идёт о животных, но мы догадываемся, что в них высмеиваются человеческие пороки и недостатки.
  2. Героями ________________________сказок являются солдат, мужик, барин, царь, мудрая дева. И всегда правда оказывается на стороне простых людей. Мужем, солдат или крестьянская девушка благодаря своему уму и _____________ побеждают попа, купца, царских придворных и даже самого царя. В __________________ сказках высмеиваются_____________________, их жадность, ____________, ___________________.
  3. В сказке есть ___________, _________________________произведения  и _____________________.

_____________________ нас вводит в мир сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве… » или «Жили–были старик со старухой…».

 ___________________________________это центральное действие сказки и развязка. Именно в этой части происходят волшебные превращения, произносятся магические слова, встречаются предметы или животные помощники, обладающие волшебным даром .

Завершаются сказки ________________: «Вот вам сказка, а мне бубликов связка», «Стали жить – поживать и добра наживать». _______________ возвращает нас в реальный мир.

9. Художественные особенности:

- повторы слов, выражений и эпизодов;

- _______________________________(«Шёл он долго ли, коротко ли», «Ни в сказке сказать, ни пером описать»);

- _______________________________ (число три очень часто встречается в сказках, в них обычно три брата, три сестры, три испытания);

- _______________________________(красная девица, добрый молодец, чистое поле).

2 группа

Задание для 1 группы

  1. Заполните пункты по содержанию сказки. Найдите подтверждение в тексте произведения. Данные занесите в таблицу:

Сказка

«Иван- Царевич и Серый Волк»

Герои сказки

Главная мысль

Волшебные помощники

Волшебные предметы

Задание для 2 группы

  1. Заполните пункты  по содержанию сказки. Найдите подтверждение в тексте.      

  Данные занесите в таблицу:

Сказка « Сивка- Бурка»

Герои сказки

Главная мысль

Волшебные помощники

Волшебные предметы

Задание для 3 группы

  1. Посмотреть на таблицы и провести сравнительный анализ сказок.

           

 Сказка

Вопросы

«Сивка- Бурка»

«Иван-Царевич и Серый Волк»

Как  звали главного героя сказки? Были братья?

Какое задание получили младшие братья?

Какие волшебные помощники помогали?

Какие испытания прошли?

Чем сказки закончились?

Итоговое задание для 2 группы

Вставьте пропущенные слова в тексте и подготовьте текст для публичного выступления.

Наша группа провела сравнительную характеристику сказок____________________ _и  _______________________________. Эти произведения можно отнести к _______________________________.  У сказок одинаковые композиционные особенности:

Зачин ___________________________________________________________________;

Основная часть;

Концовка____________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Здесь встретились такие художественные  особенности как:

- повторы слов, выражений и эпизодов;

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- троекратный повтор __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- постоянные эпитеты (красная девица, добрый молодец, чистое поле).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

У каждого героя был волшебный помощник

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В сказки были чудесные превращения

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 группа

Задание для 1 группы

Взять заготовку будущей книги. Продолжить работу по восстановлению последовательности сказки. Также нужно вырезать из бумаги  персонажей  сказки и приклеить в указанном месте. Из предложенных концовок — выбрать одну. Вырезать и приклеить.

Задание для 2 группы

 Взять заготовку будущей книги. В папке № 3 из предложенных вариантов зачина, выбрать один, затем вырезать и приклеить в книгу. Начать работу по восстановлению последовательности событий.

Задание для 3 группы

Оформить лэпбук по образцу, используя  видео «Делаем красочный  лэпбук» и канцелярские принадлежности.

Итоговое задание для 3 группы

Проверить все предыдущие задания. Если есть ошибки - исправить. Заполнить лэпбук и подготовить текст выступления для защиты проекта.

Приложение № 1

Зачин

 Негде, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был царь.

  Жил-был царь.

  В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь.

Концовка

Я там был, мёд пил, по усам текло, а в рот не попало.

Кто не верит, – пусть проверит.

Тут и сказки конец, а кто слушал - молодец.

Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.  

Опорные предложения для создания основной части сказки.

У него была дочь–красавица Аврора. Решил он ее замуж выдать. На балу было весело! Вдруг погасли все свечи, оторвались шторы и появился злой колдун Там-Там. Он подошел к царю и попросил руки его дочери. Царь дал отказ. Тогда злой колдун разозлился, зарычал и превратил царевну в яблоню. И исчез.

Третье испытание тоже далось тяжело. Деревья хватали принца своими ветками, а дорожки сбивали с пути. Но волшебный клубок помог Чарльзу преодолеть препятствия. Он катился прямо к избушке. Лесная Колдунья сжалилась над принцем и рассказала заклинание.

Вернулся принц после испытаний в город. Пришел к яблони. Полил ее Живой Водой, посадил на ветку Жар-Птицу и произнес заклинания. Яблоня исчезла, а на ее место стояла Аврора

Добровольцев долго искать не пришлось! На следующий же день как всегда, выйдя на крыльцо, царь увидел карету. В ней сидел принц Чарльз из соседнего королевства. Увидев яблоню, принц попросил остановить карету. 

Сыграли свадьбу и стали жить долго и счастливо.

Для второго испытания принц использовал зеркало. Положил его Чарльз на пенек и ждал пока Жар-Птица любоваться на себя придет. А зеркало так ярко блестело, что не заметила дивная птица, как юноша подошел сзади и накинул на нее мешок.

Один из волшебников в городе знал, как снять чары. Это было не просто. Нужно было пройти 3 сложных испытания: достать Живой Воды с самой высокой горы, принести Жар-Птицу и узнать слова заклинания у Лесной Колдуньи.

Первое испытание далось тяжело принцу. Холодно было в горах, продрог до пят юноша. Если бы не ковер-самолет, вовсе бы до смерти замерз. Но Живой Воды достал.

Царь горевал. Все время поливал, рыхлил дерево. Так прошло два месяца. Царь позвал к себе всех волшебников и сказал: "Кто снимет с моей дочери заклятие, тому я отдам ее в жены и еще полцарства. "

Добрый волшебник дал Чарльзу 3 волшебных предмета: клубок, зеркало, ковер-самолет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по литературному чтению для 2 класса.Тема:"И в шутку,и в серьез".

Обобщающий урок по литературному чтению для 2 класса.Тема:"И в шутку,и в серьез".(соответствует ФГОС ,с тестом)...

Обобщающий урок по литературному чтению "Поэтическая тетрадь" для 4 класса.

Обобщающий урок по литературному чтению "Поэтическая тетрадь"  для 4 класса....

Презентация к обобщающему уроку по литературному чтению "Поэтическая тетрадь" для 4 класса.

Презентация к обобщающему уроку по литературному чтению "Поэтическая тетрадь"  для 4 класса....

Обобщающий урок по литературному чтению, 2 класс

Обобщающий урок по учебнику «Родная речь» авторы: Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова,"Школа России"2 класс.Тема: «Я и мои друзья»...

Обобщающий урок по литературному чтению 1 класс"Прощай, Букварь"

Обобщающий урок по литературному чтению  1 класс "Прощай,Букварь!"...

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс по теме "Обобщающий урок по теме " О братьях наших меньших"

урок литературного чтения 2 класс по теме "Общающий урок по теме "О братьях наших меньших".Содержит проверочную работу и презентацию...