Технологическая карта урока чтения по теме: "Н. Носов. Почему Незнайка не стал поэтом"
методическая разработка по чтению (4 класс)

Васильева Ирина Михайловна

Данная технологическая карта урока предназначена для учащихся 4 класса, при изучении творчества Николая Носова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nosov_neznayka.docx33.87 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема. Н. Носов «Почему Незнайка не стал поэтом »

Цели: стимулировать формирование навыков вдумчивого чтения на примере произведения Н.Н. Носова  «Почему Незнайка не стал поэтом»; прививать интерес и любовь к чтению через использование игровых и информационно-коммуникативных технологий; способствовать формированию умения анализировать художественное произведение, исправлять; совершенствовать монологическую и диалогическую речь; расширять кругозор и словарный запас учащихся, умение рассуждать, делать выводы, правильно оформлять свои мысли; стимулировать развитие речи, памяти, творческого воображения, способствовать воспитанию интереса к чтению, нравственных качеств личности (доброты, смелости, решительности).

Планируемые результаты: научатся воспринимать на слух художественный текст, определять смысл произведения; получат возможность научиться: сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков; продолжать учиться делить текст на части, вычленять основную мысль каждой части, работать над разными видами чтения.

Личностные УУД: выражать свои эмоции от рассказа Н.Н.Носова «Почему Незнайка не стал поэтом», соотносить поступки героев с этическими принципами, оформлять свои мысли на уровне предложения, слушать и понимать речь других, выразительно читать текст, работать в паре.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; предвосхищать результат.

Коммуникативные УУД: умеют выдвигать гипотезы, сравнивать, аргументировать свою точку зрения; принимают участие в обсуждении прочитанного содержания; проявляют интерес к общению на уроке; адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих во взаимодействии.

Познавательные УУД: научатся овладевать навыками смыслового чтения, выбирать вид чтения в зависимости от цели; ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Ресурсы: рассказ Н.Носова «Почему Незнайка не стал поэтом», проектор, экран, компьютер, карточки для работы в парах, портрет Н. Носова, отрывок из мультфильма «Незнайка учится».

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Планируемые результаты

1. Организационный момент.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.

       Итак, друзья, внимание -
      Вновь прозвенел звонок.
      Садитесь поудобнее –
      Начнем сейчас урок
.

Самоконтроль готовности, настрой на работу.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

2. Актуализация изученного материала.

-Прочитайте, что написано на слайде.

Живая каша

Незнайка Фантазёры

Огурцы на Луне

-Произошла путаница, поможет нам её распутать игра «Отгадай-ка». Я прочитаю небольшой отрывок из произведения, а вы попытайтесь узнать его «Огурцы»

-Котька начал вынимать огурцы из карманов

-Постой, постой не выгружай.

-Почему?

«Живая шляпа»

-А может кто-нибудь её за верёвочку дергает?

-Ну пойди посмотри.

-Пойдём вместе. Я возьму. Если она к нам ползёт, её кочергой тресну. Постой, я тоже кочергу возьму.

-Да у нас другой нет.

Фантазёры.

Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке разговаривали. Только они разговаривали не просто как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы.

-А кто автор этих произведений вы назовёте, вставив пропущенные буквы.

Аг..ия Барт..,Алек..ей Т..лстой, Николай ..ладков.

Исправляют ошибки, называют правильно произведение, сообщают, кто автор этого произведения

Коммуникативные: слушают и понимают речь других; вступают в учебный диалог с учителем.

3. Мотивация и целеполагание.

Куда мы с вами попадём –

Узнаете вы скоро.

В известном мультике найдём

Помощника весёлого.

Просмотр отрывка из мультфильма «Незнайка учится»

- Так кто же оказался нашим веселым помощником?

Коротышка озорной

В яркой шляпе голубой.

Неумейка и зазнайка

И зовут его…Незнайка.

- К какому выводу пришел Незнайка? (Каждому делу надо учиться. Дела нужно доводить до конца.) 

- А знаете ли вы, кто придумал Незнайку и всех его друзей? Это писатель Николай Николаевич Носов. Но он писал книги не только о сказочных человечках, но и о таких ребятах, как вы.

Формулируют тему и цель урока под руководством учителя.

Познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

 

4. Изучение нового материала.

Знакомит с биографией Н.Н.Носова.
-Автор этих произведений Николай Носов. Все его книги наполнены весёлым, доброжелательным изображением героев в смешном виде. И вместе с тем он очень просто, доступно сообщает что-то интересное и полезное, легко, с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках. Писателем он стал не сразу. Носов говорил: “Стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь, и у меня было много о чём порассказать людям”. Он много знал и обладал от природы разнообразными талантами, и многое в жизни ему пришлось испробовать. Ещё в юности ему случалось быть землекопом и косарем, возчиком брёвен и рабочим кирпичного завода, он увлекался химией и фотографией, учился играть на скрипке и мандолине, играл в шахматы. Но к 20 годам поступил на режиссерский факультет. Многие годы он работал кинорежиссером и художником -мультипликатором. В годы войны он снимал фильмы на линии фронта. Был награждён орденом Красной Звезды. В литературу как говорил и писал Носов он пришёл случайно, родился сын и нужно было рассказывать все новые и новые сказки и забавные рассказы.

Носов писал: «Сочинять для детей наилучшая работа. Она требует много знаний. Главное - любви к ним и уважения .Я понял ,когда у меня рос сын, что к детям нужно относится с самым большим и очень тёплым уважением.»

Работа с иллюстрацией.

– Посмотрите на иллюстрацию.   Вы узнали героя? 

А как называется книга о приключениях этого героя? («Приключения Незнайки».) А каких других героев сказки вы знаете?

- В очках – это Знайка.

- Человечек в халате доктора – это Доктор Пилюлькин. 

- Девочка в платьице, с бантами – это Цветик.

-- Самый главный герой сказки Незнайка – в большой шляпе.

- Это коротышки из Цветочного города.

    Совершенно верно, все знают сказку о Цветочном городе на улице Колокольчиков, где в домике живут шестнадцать коротышек: Знайка и Пилюлькин, Винтик и Шпунтик, Сиропчик, и, конечно же, Незнайка. Но, несмотря на то, что ростом они совсем маленькие, приключения у них вполне себе большие и настоящие. Сегодня мы будем читать отрывок из этой сказки. Но прежде, чем приступить к чтению давайте поучимся читать трудные слова.

Проводит словарную работу.

- В тексте встретятся слова, значение которых необходимо уточнить.

Способности - это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Рифма- созвучие в окончании двух или нескольких слов. 

Поэт – тот, кто пишет произведение в стихах.

1.Чтение 1 ч текста хорошо подготовленными детьми

Организует работу с текстом, после чтение каждой части задает вопросы, проверяя понимание текста.

 Кем решил стать Незнайка? Получилось ли у него стать тем, кем он мечтает вы узнаете, прочитав 2 часть текста

2.Самостоятельное чтение 2 части текста детьми.

-Получился ли из Незнайки поэт? Почему Знайке не понравились стихи?

– Рифма есть и смысл тоже, а стихи не получились, не понравились. В стихах должна быть не только рифма, но и смысл

3.Часть 3 читает учителем, стихи дети.

– Какие слова срифмовал Незнайка в этих стихах? (Голодный – холодный, подушка – ватрушка.)

– Обидные ли стихи про Торопыжку? (Да.)

– А Авоська, наверное, обиделся на Незнайку только за то, что ватрушки не оказалось под подушкой. Почему же не поняли Торопыжка и Авоська творчества начинающего поэта Незнайки? (Потому что он написал неправду.)

– Про кого ещё сочинил стихи Незнайка? (Про Пилюлькина.)

4.Часть 4 чтение по цепочке

– Правильно ли сделал Незнайка, что бросил сочинять стихи?

– А были ли у Незнайки поэтические способности? (Наверно да)

– Справедливы ли были друзья к Незнайке? Ведь он только учился писать стихи и даже нашёл весёлые рифмы.

– Как нужно было поступить друзьям, чтобы у Незнайки не пропало желание сочинять стихи?

-А как бы вы поступили если бы у вас был такой друг Незнайка?

Участвуют в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

Читают вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.

Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст, аргументируют свою точку зрения.

Проявляют внимание к суждениям товарищей, стремятся найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте.

Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Личностные: соотносить поступки героев с этическими принципами, оформлять свои мысли на уровне предложения, слушать и понимать речь других, выразительно читать текст, работать в паре.

Познавательные: научатся овладевать навыками смыслового чтения, выбирать вид чтения в зависимости от цели; ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные: развивают умение слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, умение работать в паре и в группах.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: умеют находить ответы на вопросы в тексте; умеют преобразовывать информацию           из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы).

Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: развивают умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, формируют мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные: умеют находить ответы на вопросы в тексте; умеют преобразовывать информацию           из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы).

Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: развивают умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, формируют мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

6. Творческая работа

7. Итог урока. Рефлексия.

8. Домашнее задание

– Ребята, давайте мы тоже попробуем свои силы в поэзии. Я предлагаю вам рифмы. Сочините небольшое четверостишие – красивое и содержательное.

___________ галка,

___________ жалко.

___________ хотела,

___________ улетела.

– Значит, способности есть у всех. Только нужно их развивать.

– Ребята, что бы вы пожелали человеку, который решил серьёзно взяться за какое –то дело?

– Какие хорошие мысли вы унесёте с сегодняшнего урока? 

– Назовите героев этого отрывка. (Незнайка, Цветик, Знайка, Торопыжка, Авоська, Пилюлькин.)

– Очень интересные имена, правда? Как вы думаете, почему их так звали?

– На какой улице жил Цветик? (Одуванчиков) Почему улица так называлась, как вы думаете?

– Дома по желанию нарисуйте иллюстрацию к прочитанному произведению, или попробуйте    сочинить небольшой стишок о его героях.

Оценивают свою работу.

Познавательные: умеют осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Регулятивные: умеют слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: оформлять свои мысли на уровне предложения, слушать и понимать речь других, фронтальная   работа.

Познавательные: умеют формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Личностные: понимают эмоции других людей; умеют оценивать себя на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные: осознают то, что усвоено на уроке, умеют адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока чтения на тему С. Есенин "Берёза"

Урок содержит подробное описание планируемых результатов (УУД)....

Методическое сопровождение к уроку литературного чтения по теме «Н.Носов «Приключения Незнайки».

Разработка: ресурс разработан с помощью ПО  SMART Notebook 11. Цель ресурса: освоить использование приемов сжатия рисунков, вставки звука и видео, флеш-объектов, организации навигации.Практи...

Технологическая карта урока чтения, 3 класс, Н. Носов "Огурцы"

Тип урока:открытие нового знания Цель урока:- познакомить учащихся с произведением Н. Носова «Огурцы», учить рассуждать логически, самостоятельно предполагать дальнейшее развитие собы...

Технологическая карта урока чтения по теме « Лисичка – сестричка и волк (русская народная сказка)» (4 класс)

Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы....

Технологическая карта урока ИЗО по теме "Златоустовская гравюра по стали", 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с изделиями Златоустовской гравюры на стали; создание условия для изготовления эскиза тарелки и начала работы над компо...

Технологическая карта урока по литературе «Н.Н.Носов «Телефон" (УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока: «Н.Н.Носов «Телефон»» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: расширение знаний учащихся о жизни и творчестве Н.Н.Носова; ознакомление учащихся с ра...

Технологическая карта урока «Осенние листья – тема для поэтов»

Технологическая карта урока литературного чтенияКласс: 2Тема урока: «Осенние листья – тема для поэтов»Цель: ознакомить учащихся с произведениями разных поэтов об осени; учить ихпоним...