Решение логических задач повышает интерес к чтению
статья по чтению (2 класс)

Калитюк Светлана Евгеньевна

Одна из важнейших задач начального обучения – развитие у школьников логического мышления.

     Умение мыслить логически, выполнять умозаключение без опоры на наглядность, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Главная цель работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагаются в качестве исходных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_logicheskih_zadach_povyshaet_interes_k_chteniyu.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

                      Решение логических задач повышает интерес к чтению

     Одна из важнейших задач начального обучения – развитие у школьников логического мышления.

     Умение мыслить логически, выполнять умозаключение без опоры на наглядность, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Главная цель работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагаются в качестве исходных.

     Развивать логическое мышление можно не только на уроке и во внеклассной работе по математике, но и во время уроков чтения.

     После многолетних поисков я пришла к выводу, что решение логических задач на уроках чтения не только повышает активность учащихся и развивает их мышление, но и в значительной степени вызывает интерес к чтению.

     Казалось бы, чтение и математика -  понятия несовместимые. Литературный образ и сухая абстрактная мысль! Однако нередко именно такая форма позволяет ввести ребят в мир математики. Такое сочетание благоприятно для обучения, поскольку через литературный образ учитель может найти путь в сферу эмоций ребенка. Желание помочь попавшему в беду любимому герою, стремление разобраться в ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка.

     Задачи со сказочными сюжетами очень нравятся детям. Являясь занимательными по форме, они усиливают интерес к самой задаче. Нестандартность решения, неожиданный поворот мысли усиливает эмоциональное восприятие, побуждает ученика еще раз прочитать литературное произведение и глубже заглянуть в него.

     Приведу фрагмент урока по теме «Устное народное творчество», на котором дети знакомились с былиной «Добрыня Никитич и змей».

     В начале урока детям предлагается решить задачу логического характера: «Кто победил Змея Горыныча?»

     Змей Горыныч побежден! Такая молва дошла до Микулы Селяниновича. Он знал, что это мог сделать кто-то из богатырей: либо Илья Муромец, либо Алеша Попович, либо Добрыня Никитич. Вскоре Микуле Селяниновичу  сообщили:

  1. Змея Горыныча победил не Илья Муромец.
  2. Змея Горыныча победил не Алеша Попович.

     Спустя некоторое время выяснилось, что одно из этих сообщений ложное, а другое – истинное. (Два сообщения полезно записать на доске.) Детям предлагается помочь Микуле Селяниновичу разобраться, кто же из трех богатырей победил Змея Горыныча.

     Решается задача:

  1. Микула Селянинович решил, что Змея Горыныча убил Илья Муромец.

Значит, первое сообщение ложное и второе сообщение тоже ложное, а в условии

задачи сказано, что ложное только одно сообщение. Дети приходят к выводу, что это был не Илья Муромец.

  1. Микула Селянинович решил, что Змея Горыныча убил Алеша Попович.

Значит, первое сообщение истинное и второе сообщение тоже истинное, а в условии

задачи сказано, что истинное только одно сообщение. Дети приходят к выводу, что Змея Горыныча убил не Алеша Попович.

  1. Микула Селянинович решает, что Змея Горыныча убил Добрыня Никитич.

Значит, первое сообщение истинное, а второе сообщение ложное. Это соответствует

условию задачи. Дети приходят к выводу, что Змея Горыныча убил Добрыня Никитич.

     После решения этой задачи дети читают и разбирают отрывок из былины «Добрыня Никитич и змей». На дом дается задание – найти и прочитать, как же Добрыня смог одолеть Змея Горыныча.

     На следующем уроке учитель может прочитать это произведение в стихотворной форме, а именно так, как оно звучало в старину. Это привлекает внимание учащихся к чтению былин, к истокам народного творчества.

     Аналогичные задачи логического характера, связанные с персонажами различных литературных произведений, могут быть использованы и на других уроках, что также будет способствовать повышению интереса учащихся к изучаемому предмету.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение логических задач на уроках математики

Выступление на МО начальных классов...

Формирование у школьников универсальных учебных действий через решение логических задач на уроках информатики с использованием ИКТ.

Формирование УУД через решение логических  задач:​обеспечит обучающихся  возможностью самостоятельно  ставить  учебные  цели, искать и  использовать  необходимые ...

Подготовка к решению логических задач

На уроках дополнительного образования проводится курс "Интеллектики", который способствует развитию внимания, памяти, логического мышления, что в дальнейшем является огромным подспорьем на уроках русс...

Приемы решения логических задач

В презентации показаны 8 приемов решения логических задач на конкретных примерах с описанием алгоритма решения. За основу взята книга Тамберга Ю.Г. "Развитие интеллекта ребенка". Материал можно исполь...

Интегрированное факультативное занятие по математике и литературе во 2 классе. Математика: «Решение логических задач». Литература: «А вот о том, как в баснях говорят …»

Цель: учить детей решать логические задачи,  закрепить полученные на уроках литературы знания о творчестве  И.А.Крылова....

Конспект открытого урока по курсу внеурочной деятельности логика "Юмор и логика. Решение логических задач и задач-шуток"

Тема: «Юмор и логика (решение логических задач и задач-шуток)». Урок-путешествиеПознавательный аспект.1.     Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.2...

Повышение интереса к чтению через решение логических задач

В данной статье рассмаьривается тема повышения интереса к чтению через развитие логического мышления....