Конспект урока 1-3классе в малокомплектной школе литературное чтение и обучение грамоте:" Звук [ж],буква ж." И.А.Крылов Басня "Ворона и Лисица"
методическая разработка по чтению (1, 3 класс)

Лидия Ивановна Пономарева

Конспект урока 1-3классе  в малокомплектной школе литературное чтение и обучение грамоте:" Звук [ж],буква ж." И.А.Крылов Басня "Ворона и Лисица" 

                                                                                                         Организационная информация

Тема урока

«Звук [ж]. Буква Ж»

 

Тема урока

 

И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица»

 

Предмет

Литературное чтение (обучение грамоте)

Предмет

Литературное чтение

 

Класс

1

Класс

3

 

 

Учитель   Пономарева Лидия Ивановна

 

 

 

 

Образовательное учреждение

 

МОУ «Малостуденецкая СОШ»

 

Методическая информация

Тип урока.

Изучение нового материала.

Тип урока

 

Изучение нового материала

Цель:

 

 

-формирование знаний о новом звуке [ж] и букве ;

-расширение словарного запаса  :

-формирование бережного и внимательного отношения к природе, навыки правильного поведения в ней и общественных культурных местах;

 - использованиеприобретенных знаний и умений в жизни.

Умения:

Личностные : проявлять интерес к изучению темы , желание узнать о новой букве и звуке ,проявлять интерес и  бережное отношение к природе через понимание необходимости знаний окружающем мире и их значимости для сохранения природы.

Предметные: рассказывать о новом звуке  и букве ,  выделять новый звук из слов ,распознавать новый звук ,читать слоги и слова с изученной буквой.

Метапредметные:

Познавательные:, группировать и классифицировать все изученные буквы  по разным признакам, использовать разные источники для выполнения учебного задания, использовать приобретенные знания в жизни,

Регулятивные: организовывать свое рабочее место в соответствии с предстоящей работой, выполнять учебные задания в соответствии  с целью ,соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности и оценивать его.

Коммуникативные: формулировать высказывания , собственное мнение и позицию, активно вступать во взаимодействие с партнером при помощи речевых средств ,согласовывать свои действия при работе в группе или паре.

Планируемые результаты (целевые установки урока):

 

  • Предметные: читать вдумчиво, понимать значение незнакомых слов из контекста произведения, быть внимательными к авторскому слову, способными творить свой читательский мир, самостоятельно оценивать художественное произведение.

 

  • Метапредметные:
  • регулятивные:формулиро

вать учебную задачу, оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников;

  • познавательные: анализировать характеры и чувства героев, делать выводы и обобщения, раскрыть идейный смысл басни И. А. Крылова "Ворона и Лисица";
  • коммуникативные: участвовать в диалоге с одноклассниками, бесконфликтно дискутировать, передавать чувства героев и своё отношение к ним.                          
  • Личностные: усвоить главный урок, извлечённый из басни, высказывать стремления руководствоваться выводами, сделанными на уроке, в собственных жизненных ситуациях, расширять кругозор, проявлять желание читать и размышлять над баснями И. А. Крылова.

 

Задачи урока:

1) образовательная :

 -познакомить детей со звонким согласными звуком  [ж], буквами Ж, ж; учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой;

2) развивающая:

-развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания; фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила;

 3) воспитательная:

-воспитывать интерес к чтению, культуре общения, умение слушать друг друга, воспитывать наблюдательность, чуткое отношение к природе.

 

Задачи урока:

Способствовать формированию умения выражать свое отношение к

прочитанному; выделять мораль в басне.

Способствовать развитию мышления и речи учащихся; навыка

выразительного чтения.

Воспитывать высокие моральные качества (добрые и уважительные

отношения между людьми).

 

 

 

Оборудование:

учебник «Литературное чтение» - 1ч.,3класс, "Азбука " - 2ч., презентация урока,портрет И.А. Крылова,  ПК, мультимедийный проектор,экран, мультфильм «Ворона и Лисица», тесты

                               

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Конспект урока

                                                                              Мотивация учащихся

 

 

Эмоциональный настрой на урок

Всем, всем - добрый день!

Прочь с дороги, злая лень!

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

Сегодня мы должны проделать очень большую работу в области исследования. Предстоит ответить на многие вопросы. А для этого нам пригодится дружба и взаимовыручка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, прикоснитесь к ладошкам друг друга и мысленно пожелайте удачи.  И я желаю вам успехов.

 

1класс

Организационный момент.

1. Работа с учителем

 

В класс сегодня заглянула Тишина,

Пролетела над столами, у окна.

Очень ей понравился наш класс.

Пусть она останется у нас.       (С. Чижова)

 

( Картинка Незнайки.)

-Что же за гость пожаловал к нам на урок? (Незнайка).

Обидно Незнайке за имя своё.

Не хочет Незнайка не знать ничего.

Поможем бедняге мы грамотным стать

И буквы начнём вместе с ним повторять.   (С. Чижова)

 

    Повторение ранее пройденного материала

 

Вспомнить изученные буквы, расположенные  на ленте букв. 

 

- Ребята, мы продолжаем путешествовать по стране  Звуков и Букв.

 - Чтобы сформулировать  тему урока   вы  выполните следующие упражнения. (На экране  картинки с изображением жук,снежинка,жезл,жираф,жилет,журавли.)

-  Назовите предметы по порядку.

- Теперь найдите в словах, обозначающих названия данных предметов, одинаковый звук и сформулируйте  тему  урока.

Целеполагание.

- А что мы с этим звуком будем делать?

- Мы  будем исследовать, заменим его буквой, научимся читать слоги, слова, предложения.

 Изучение нового материала.

1.Работа со звуком.

   Вернемся к картинкам. Найдите среди них такую, в названии предмета которой три звука, а наш новый звук занимает первое место. -Произнесите новый звук хором несколько  и подумайте, гласный он или согласный. Ответ обоснуйте. 

-Закройте уши. Произнесите звук еще раз и подумайте, звонкий он или глухой.Послушайте, как я произнесу звук. Скажите, твердый он или мягкий?

- Дайте характеристику новому звуку, учитывая результаты нашей работы.

- Вернемся к поставленной вами цели урока. Что мы уже сделали, а что еще предстоит сделать?

( Мы познакомились с новым звуком )

- Сейчас познакомимся с буквой Ж и будем учиться читать   слоги, слова и предложения с этой буквой.

Чтение слогов на экране.

 

 2.Самостоятельная работа.

1. Прочитайте стихотворения и подчеркните все слова, в которых есть буква Ж. (запись на доске)

Жук жужжит в железной банке -

Жук не хочет жить в жестянке.

Жизнь жука в плену горька.

Жалко бедного жука.

У ежа -ежата,

У ужа — ужата.

 

2.Составить  новые слова. (на дочке)

        ЖАВОРОНОК (жар,ворон,корона, корова,рок,ров,нора)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Работа с учителем.

1. Проверка самостоятельной работы.

 Раз и два, и три, четыре –

Открываем глазки шире.

«Рыба, рак, ручей, гора» -

Нам читать уже пора!   (С. Чижова)

 

2.Чтение скороговорки

  У ежа -ежата,

У ужа — ужата.

Работа по учебнику.стр.25

Чтение и разбор слов в столбиках .

 

 

 

4. Самостоятельная работа.

 

1.  Работа с компьютером. «Играем вместе»

2.Чтение текста в азбуке стр.25.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Работа с учителем

Проверка самостоятельной работы.

Работа по тексту учебника стр 25.

Работа по учебнику стр 24. Сказка «Дюймовочка»

 

 

Рефлексия.

Послушайте стихотворение и договарите слово.

Над лугами над водой

Хлынул дождик проливной.

А потом повисло

В небе коромысло,

Рябитишек радует

Цветная ...(радуга)

- Когда бывает радуга?(после дождя,когда светит солнце)

- Ребята, если вы считаете, что хорошо сегодня потрудились, поднимите вверх солнышко того цвета, в котором есть звук (ж), если  считаете, что могли  работать лучше, то солнышко, в названиикоторого нет звука (ж)

Итог урока.

-Наш урок подошел к концу. Какое новое знание вы открыли сегодня на уроке?

Дома нарисовать портрет  буквы Ж.

 

 

3класс

 

1.Самостоятельная работа.

     ТЕСТ

 

 

1.БАСНЯ – это:

 краткий рассказ;

   поучительный рассказ;

краткий иносказательный рассказ поучительного характера.

 

2. ГЕРОИ БАСНИ:

люди

животные, птицы, растения

люди, животные

 

3. БАСНИ ПИСАЛИСЬ С ЦЕЛЬЮ:

высмеять пороки людей

научить правильному поведению

показать пример для подражания

рассмешить

 

4. ФОРМА РЕЧИ БАСНИ ИМЕЕТ:

 прямое значение

 иносказетельное значение

 

5. В БАСНЕ :

есть вывод

вывода нет, каждый придумывает его сам.

 вывод не нужен..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Работа с учителем

1.  Проверка домашнего задания.

    Выразительное чтение  стих-ия М.Лермонтова «Утёс».

   

2. Мотивация учащихся

 - Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие. Наше путешествие продлится целый урок, на нашем пути будут встречаться препятствия и интересные задания.

 (слайд1)  «Корзина идей»

- Как вы думаете, что может обозначать эта цепочка?

Эзоп              Лафонтен              Крылов

Др. Греция   Франция               Россия

VI век до н. э.     XVII век    XIX век

(слайд 2, 3)

Итог работы. Эзоп – знаменитый древнегреческий баснописец, живший за много веков до Крылова. Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова. Жан де Лафонтен – французский поэт XVII века. Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы, но прославился своими баснями. Главные герои его басен – звери. В России лучшим  баснописцем считается И.А. Крылов. Три великих баснописца: греческий, французский и русский.

3. Сообщение темы урока.

- Сформулируйте тему нашего урока .

- Сегодня я предлагаю вам, продолжить разговор о творчестве И.А.Крылова,  познакомиться с его, пожалуй, самой известной басней, прочитать её и попытаться открыть что-то новое в содержании басни, а также познакомиться с басней Эзопа.

  • Отгадайте ребусы и вы узнаете название басни. («Ворона и Лисица»)(слайд 4,5,6)

- Этих животных баснописец в своей басне «Ворона и Лисица» свел не случайно. У них есть общие черты характера и манера поведения.

- Какой вы представляете лису? (Хитрая, изворотливая, вороватая).

  • Какой вы представляете ворону? (Неуклюжая, хитрая, вороватая.)
  • Первичное знакомство с басней.

 - А сейчас я вам предлагаю посмотреть мультфильм . (запуск начало фильма с 0 мин 50 сек,продолжительность 4мин.10сек. )

- Понравилась вам басня?

  • Какая же история приключилась с Вороной?

 

 

3.Самостоятельная работа

  • Чтение  и сравнение басен Эзопа и Крылова.Отметить непонятные слова .(басни на листочках)

 

 

 

               Заданиями к басне.(на листочках)

-  Почему Ворон поверил Лисице?

- Что же Лисица думала на самом деле о Вороне?

- Как вы понимаете мораль басни?

.

 

 

 

 4.Работа с учителем

  • Работа над баснями

-А теперь давайте назовем героев басен, которые написали И.А.Крылов и  Эзоп.

.- Назовите главных героев басни И.А.Крылова.?

-Назовите главных героев басни Эзопа?  

-  Почему Ворон поверил Лисице?

- Что же Лисица думала на самом деле о Вороне?

 

- Ворона,Ворон и Лисица - главные герои басен, однако наряду с ними важное значение приобретает и объект, на который направлены все усилия и действия этих персонажей. Это кусочек сыру. Не случайно Крыловым в отличие от Эзопа, у которого Ворон "добыл кусок мяса", описывается сыр. С незапамятных времён сыр на Руси был редкостью и считался заморским лакомством, тем ценнее для Вороны оказалась её диковинная находка.

 

  • А сейчас сравним героев басен.(слайд10)

- Как вы понимаете мораль басни?(слайд11)

2.Словарная работа .(слайд 8,9)

 

ЛЕСТЬ – лицемерное, угодливое восхваление;

           ЛЬСТЕЦ – льстивый человек;

           ПЛЕНИЛ – привлёк внимание, привели в восторг;

        Гнусный - омерзительный, внушающий отвращение.

Взгромоздиться - взобраться и устроиться с трудом на чём-либо высоком.

Пленить - покорить чем-либо, очаровать.

Ангельский - нежный, кроткий, добрый.

Вещуньина - принадлежащая вещунье. Вещунья - предсказательница. В народных сказках ворон изображают иногда как вещих птиц, предсказывающих недоброе.

Зоб - расширенная часть пищевода птиц.

Лесть – угодливое восхваление, лицемерие

Не впрок – не на пользу

Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.

Царь – птица – главная среди птиц.

 

 

5.Самостоятельная работа

 

1..Приём «Перевёрнутые логические цепочки» (слайд 13-14)

Расположите цепочки слов в нужной последовательности:

а) ворона нашла кусочек сыру;

б) лиса близёхонько бежала;

в) ворона каркнула;

г) лисица говорит сладкие слова вороне;

д) плутовка подходит на цыпочках;

ж) лисица схватила сыр и убежала;

к) сыр выпал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 6.Работа с учителем.

Проверка сам. Р-ты (слайд )_

  •   А сейчас проверим,что вы знаете  о творчестве И.А. Крылова.

(слайд) Приём «Верные и неверные утверждения» лова да – нет появляются по щелчку мыши).(карточки)

1.

Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года.

да

2.

Он родился в городе Самаре.

нет

3.

Его семья жила бедно.

да

4.

Иван Андреевич Крылов начал работать в Петербурге.

да

5.

Он работал продавцом.

нет

6.

Крылов выучил несколько языков.

да

7.

Он начал писать в 16 лет.

нет

8.

Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова  стали поговорками.

да

9.

В первой книге Крылова  были рассказы.

нет

 

 

Рефлексия

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постарались.

Вам понравилось, друзья?

- Какое у вас настроение?

- Какими вы были на сегодняшнем уроке?

  • Оправдались ли ваши ожидания от урока?
  • Что же такое басня?(слайд17-18)

- Чему научила вас басня?

- Какова мораль этой басни?

-Напишите телеграмму соседу по парте.(бланки на столах)

-Было интересно...!

- Я узнал…!

Я запомнил…! 

Я понял…!

Я научился…!

Я почувствовал…

 

Дом.задание.(слайд 21)

 Вот и кончился урок,

Он пошёл, надеюсь, впрок.(слайд 22)

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока39.98 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                         Организационная информация

Тема урока

«Звук [ж]. Буква Ж»

Тема урока

И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица»

Предмет

Литературное чтение (обучение грамоте)

Предмет

Литературное чтение

Класс

1

Класс

3

Учитель   Пономарева Лидия Ивановна

Образовательное учреждение

МОУ «Малостуденецкая СОШ»

Методическая информация

Тип урока.

Изучение нового материала.

Тип урока

Изучение нового материала

Цель:

-формирование знаний о новом звуке [ж] и букве ;

-расширение словарного запаса  :

-формирование бережного и внимательного отношения к природе, навыки правильного поведения в ней и общественных культурных местах;

 - использованиеприобретенных знаний и умений в жизни.

Умения:

Личностные : проявлять интерес к изучению темы , желание узнать о новой букве и звуке ,проявлять интерес и  бережное отношение к природе через понимание необходимости знаний окружающем мире и их значимости для сохранения природы.

Предметные: рассказывать о новом звуке  и букве ,  выделять новый звук из слов ,распознавать новый звук ,читать слоги и слова с изученной буквой.

Метапредметные:

Познавательные:, группировать и классифицировать все изученные буквы  по разным признакам, использовать разные источники для выполнения учебного задания, использовать приобретенные знания в жизни,

Регулятивные: организовывать свое рабочее место в соответствии с предстоящей работой, выполнять учебные задания в соответствии  с целью ,соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности и оценивать его.

Коммуникативные: формулировать высказывания , собственное мнение и позицию, активно вступать во взаимодействие с партнером при помощи речевых средств ,согласовывать свои действия при работе в группе или паре.

Планируемые результаты (целевые установки урока):

  • Предметные: читать вдумчиво, понимать значение незнакомых слов из контекста произведения, быть внимательными к авторскому слову, способными творить свой читательский мир, самостоятельно оценивать художественное произведение.

  • Метапредметные:
  • регулятивные:формулиро

вать учебную задачу, оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников;

  • познавательные: анализировать характеры и чувства героев, делать выводы и обобщения, раскрыть идейный смысл басни И. А. Крылова "Ворона и Лисица";
  • коммуникативные: участвовать в диалоге с одноклассниками, бесконфликтно дискутировать, передавать чувства героев и своё отношение к ним.                          
  • Личностные: усвоить главный урок, извлечённый из басни, высказывать стремления руководствоваться выводами, сделанными на уроке, в собственных жизненных ситуациях, расширять кругозор, проявлять желание читать и размышлять над баснями И. А. Крылова.

Задачи урока:

1) образовательная :

 -познакомить детей со звонким согласными звуком  [ж], буквами Ж, ж; учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой;

2) развивающая:

-развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания; фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила;

 3) воспитательная:

-воспитывать интерес к чтению, культуре общения, умение слушать друг друга, воспитывать наблюдательность, чуткое отношение к природе.

Задачи урока:

Способствовать формированию умения выражать свое отношение к

прочитанному; выделять мораль в басне.

Способствовать развитию мышления и речи учащихся; навыка

выразительного чтения.

Воспитывать высокие моральные качества (добрые и уважительные

отношения между людьми).

Оборудование:

учебник «Литературное чтение» - 1ч.,3класс, "Азбука " - 2ч., презентация урока,портрет И.А. Крылова,  ПК, мультимедийный проектор,экран, мультфильм «Ворона и Лисица», тесты

                               

 Конспект урока

                                                                              Мотивация учащихся

Эмоциональный настрой на урок

Всем, всем - добрый день!

Прочь с дороги, злая лень!

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

Сегодня мы должны проделать очень большую работу в области исследования. Предстоит ответить на многие вопросы. А для этого нам пригодится дружба и взаимовыручка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, прикоснитесь к ладошкам друг друга и мысленно пожелайте удачи.  И я желаю вам успехов.

1класс

Организационный момент.

1. Работа с учителем

В класс сегодня заглянула Тишина,

Пролетела над столами, у окна.

Очень ей понравился наш класс.

Пусть она останется у нас.       (С. Чижова)

( Картинка Незнайки.)

-Что же за гость пожаловал к нам на урок? (Незнайка).

Обидно Незнайке за имя своё.

Не хочет Незнайка не знать ничего.

Поможем бедняге мы грамотным стать

И буквы начнём вместе с ним повторять.   (С. Чижова)

    Повторение ранее пройденного материала

Вспомнить изученные буквы, расположенные  на ленте букв. 

- Ребята, мы продолжаем путешествовать по стране  Звуков и Букв.

 - Чтобы сформулировать  тему урока   вы  выполните следующие упражнения. (На экране  картинки с изображением жук,снежинка,жезл,жираф,жилет,журавли.)

-  Назовите предметы по порядку.

- Теперь найдите в словах, обозначающих названия данных предметов, одинаковый звук и сформулируйте  тему  урока.

Целеполагание.

- А что мы с этим звуком будем делать?

- Мы  будем исследовать, заменим его буквой, научимся читать слоги, слова, предложения.

 Изучение нового материала.

1.Работа со звуком.

   Вернемся к картинкам. Найдите среди них такую, в названии предмета которой три звука, а наш новый звук занимает первое место. -Произнесите новый звук хором несколько  и подумайте, гласный он или согласный. Ответ обоснуйте. 

-Закройте уши. Произнесите звук еще раз и подумайте, звонкий он или глухой.Послушайте, как я произнесу звук. Скажите, твердый он или мягкий?

- Дайте характеристику новому звуку, учитывая результаты нашей работы.

- Вернемся к поставленной вами цели урока. Что мы уже сделали, а что еще предстоит сделать?

Мы познакомились с новым звуком )

- Сейчас познакомимся с буквой Ж и будем учиться читать   слоги, слова и предложения с этой буквой.

Чтение слогов на экране.

 2.Самостоятельная работа.

1. Прочитайте стихотворения и подчеркните все слова, в которых есть буква Ж. (запись на доске)

Жук жужжит в железной банке -

Жук не хочет жить в жестянке.

Жизнь жука в плену горька.

Жалко бедного жука.

У ежа -ежата,

У ужа — ужата.

2.Составить  новые слова. (на дочке)

        ЖАВОРОНОК (жар,ворон,корона, корова,рок,ров,нора)

3. Работа с учителем.

1. Проверка самостоятельной работы.

 Раз и два, и три, четыре –

Открываем глазки шире.

«Рыба, рак, ручей, гора» -

Нам читать уже пора!   (С. Чижова)

2.Чтение скороговорки

  У ежа -ежата,

У ужа — ужата.

Работа по учебнику.стр.25

Чтение и разбор слов в столбиках .

4. Самостоятельная работа.

1.  Работа с компьютером. «Играем вместе»

2.Чтение текста в азбуке стр.25.

5.Работа с учителем

Проверка самостоятельной работы.

Работа по тексту учебника стр 25.

Работа по учебнику стр 24. Сказка «Дюймовочка»

Рефлексия.

Послушайте стихотворение и договарите слово.

Над лугами над водой

Хлынул дождик проливной.

А потом повисло

В небе коромысло,

Рябитишек радует

Цветная ...(радуга)

- Когда бывает радуга?(после дождя,когда светит солнце)

- Ребята, если вы считаете, что хорошо сегодня потрудились, поднимите вверх солнышко того цвета, в котором есть звук (ж), если  считаете, что могли  работать лучше, то солнышко, в названиикоторого нет звука (ж)

Итог урока.

-Наш урок подошел к концу. Какое новое знание вы открыли сегодня на уроке?

Дома нарисовать портрет  буквы Ж.

3класс

1.Самостоятельная работа.

     ТЕСТ

1.БАСНЯ – это:

 краткий рассказ;

   поучительный рассказ;

краткий иносказательный рассказ поучительного характера.

2. ГЕРОИ БАСНИ:

люди

животные, птицы, растения

люди, животные

3. БАСНИ ПИСАЛИСЬ С ЦЕЛЬЮ:

высмеять пороки людей

научить правильному поведению

показать пример для подражания

рассмешить

4. ФОРМА РЕЧИ БАСНИ ИМЕЕТ:

 прямое значение

 иносказетельное значение

5. В БАСНЕ :

есть вывод

вывода нет, каждый придумывает его сам.

 вывод не нужен..

 

2.Работа с учителем

1.  Проверка домашнего задания.

    Выразительное чтение  стих-ия М.Лермонтова «Утёс».

   

2. Мотивация учащихся

 - Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие. Наше путешествие продлится целый урок, на нашем пути будут встречаться препятствия и интересные задания.

 (слайд1)  «Корзина идей»

- Как вы думаете, что может обозначать эта цепочка?

Эзоп         Лафонтен         Крылов

Др. Греция         Франция         Россия

VI век до н. э.         XVII век        XIX век

(слайд 2, 3)

Итог работы. Эзоп – знаменитый древнегреческий баснописец, живший за много веков до Крылова. Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова. Жан де Лафонтен – французский поэт XVII века. Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы, но прославился своими баснями. Главные герои его басен – звери. В России лучшим  баснописцем считается И.А. Крылов. Три великих баснописца: греческий, французский и русский.

3. Сообщение темы урока.

- Сформулируйте тему нашего урока .

- Сегодня я предлагаю вам, продолжить разговор о творчестве И.А.Крылова,  познакомиться с его, пожалуй, самой известной басней, прочитать её и попытаться открыть что-то новое в содержании басни, а также познакомиться с басней Эзопа.

  • Отгадайте ребусы и вы узнаете название басни. («Ворона и Лисица»)(слайд 4,5,6)

- Этих животных баснописец в своей басне «Ворона и Лисица» свел не случайно. У них есть общие черты характера и манера поведения.

- Какой вы представляете лису? (Хитрая, изворотливая, вороватая).

  • Какой вы представляете ворону? (Неуклюжая, хитрая, вороватая.)
  • Первичное знакомство с басней.

 - А сейчас я вам предлагаю посмотреть мультфильм . (запуск начало фильма с 0 мин 50 сек,продолжительность 4мин.10сек. )

- Понравилась вам басня?

  • Какая же история приключилась с Вороной?

3.Самостоятельная работа

  • Чтение  и сравнение басен Эзопа и Крылова.Отметить непонятные слова .(басни на листочках)

               Заданиями к басне.(на листочках)

-  Почему Ворон поверил Лисице?

- Что же Лисица думала на самом деле о Вороне?

- Как вы понимаете мораль басни?

.

 4.Работа с учителем

  • Работа над баснями

-А теперь давайте назовем героев басен, которые написали И.А.Крылов и  Эзоп.

.- Назовите главных героев басни И.А.Крылова.?

-Назовите главных героев басни Эзопа?  

-  Почему Ворон поверил Лисице?

- Что же Лисица думала на самом деле о Вороне?

 

- Ворона,Ворон и Лисица - главные герои басен, однако наряду с ними важное значение приобретает и объект, на который направлены все усилия и действия этих персонажей. Это кусочек сыру. Не случайно Крыловым в отличие от Эзопа, у которого Ворон "добыл кусок мяса", описывается сыр. С незапамятных времён сыр на Руси был редкостью и считался заморским лакомством, тем ценнее для Вороны оказалась её диковинная находка.

  • А сейчас сравним героев басен.(слайд10)

- Как вы понимаете мораль басни?(слайд11)

2.Словарная работа .(слайд 8,9)

ЛЕСТЬ – лицемерное, угодливое восхваление;

           ЛЬСТЕЦ – льстивый человек;

           ПЛЕНИЛ – привлёк внимание, привели в восторг;

        Гнусный - омерзительный, внушающий отвращение.

Взгромоздиться - взобраться и устроиться с трудом на чём-либо высоком.

Пленить - покорить чем-либо, очаровать.

Ангельский - нежный, кроткий, добрый.

Вещуньина - принадлежащая вещунье. Вещунья - предсказательница. В народных сказках ворон изображают иногда как вещих птиц, предсказывающих недоброе.

Зоб - расширенная часть пищевода птиц.

Лесть – угодливое восхваление, лицемерие

Не впрок – не на пользу

Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.

Царь – птица – главная среди птиц.

5.Самостоятельная работа

1..Приём «Перевёрнутые логические цепочки» (слайд 13-14)

Расположите цепочки слов в нужной последовательности:

а) ворона нашла кусочек сыру;

б) лиса близёхонько бежала;

в) ворона каркнула;

г) лисица говорит сладкие слова вороне;

д) плутовка подходит на цыпочках;

ж) лисица схватила сыр и убежала;

к) сыр выпал.

 6.Работа с учителем.

Проверка сам. Р-ты (слайд )_

  •   А сейчас проверим,что вы знаете  о творчестве И.А. Крылова.

(слайд) Приём «Верные и неверные утверждения» лова да – нет появляются по щелчку мыши).(карточки)

1.

Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года.

да

2.

Он родился в городе Самаре.

нет

3.

Его семья жила бедно.

да

4.

Иван Андреевич Крылов начал работать в Петербурге.

да

5.

Он работал продавцом.

нет

6.

Крылов выучил несколько языков.

да

7.

Он начал писать в 16 лет.

нет

8.

Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова  стали поговорками.

да

9.

В первой книге Крылова  были рассказы.

нет

Рефлексия

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постарались.

Вам понравилось, друзья?

- Какое у вас настроение?

- Какими вы были на сегодняшнем уроке?

  • Оправдались ли ваши ожидания от урока?
  • Что же такое басня?(слайд17-18)

- Чему научила вас басня?

- Какова мораль этой басни?

-Напишите телеграмму соседу по парте.(бланки на столах)

-Было интересно...!

- Я узнал…!

Я запомнил…!  

Я понял…!

Я научился…!

Я почувствовал…

Дом.задание.(слайд 21)

 Вот и кончился урок,

Он пошёл, надеюсь, впрок.(слайд 22)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте «Звуки [г], [г’]. Буква Г, г» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление с согласными звуками [г],[г’], с буквой Г, г; формирование умения моделировать звуковой состав слова, выполнять звуковой анализ слов; развитие фонематичес...

Конспект урока обучения грамоте "Звуки [п], [п’]. Буква П, п" (УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление с согласными звуками [п],[п’], с буквой П, п; формирование умения моделировать звуковой состав слова, выполнять звуковой анализ слов; развитие фонематичес...

Конспект урока обучение грамоте "Звуки [п], [п’]. Буква П, п" (УМК Начальная школа XXI века, 1 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с согласными звуками [п],[п’], с буквой П, п; формирование умения моделировать звуковой состав слова, выполнять звуковой анализ слов; развитие фонематичес...

Конспект урока обучения грамоте"Звуки [т], [т ,]. Буквы "Тт" (УМК "Начальная школа XXI века"

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о звуках [т], [т,] и о печатной букве Тт; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые результатыПредметные:Знать: ...

Конспект урока обучения грамоте «Звуки [г], [г\'], буква Г» (УМК "Школа России" 1 класс)

Тема: «Звуки [г], [г'], буква Г»Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о звуках [г], [г'] и обозначении их на письме, формирование знаний о письме слов и предложен...

Конспект урока обучения грамоте "Звуки [з], [з‘]. Буква З з." (УМК Школа России, 1 класс)

Тема: Звуки [з], [з‘]. Буква З з.Цели деятельности учителя: знакомство с новыми звуками и новой буквой; сформировать элементарный навык чтения; развитие фонематического слуха.Планируемые результ...

Конспект урока по обучению грамоте «Звуки [т], [т’], буквы Т, т» (1 класс, УМК «Школа России»)

Тип урока: «Открытия» новых знаний.Цель урока:формирование у обучающихся представления о согласных звуках [т], [т’] и способы обозначения звуков буквах Т, т.Дидактические:1. Познаком...