«Былины и богатырские сказки. Стихотворение Н. Матвеевой «Пираты».
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Земфира Талгатовна Мусина

Урок по теме: «Былины и богатырские сказки. Стихотворение Н. Матвеевой «Пираты». ( Учебник «Маленькая дверь в большой мир» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева.)

       Тип урока:  комбинированный

       Форма урока: урок – беседа.

Оборудование: учительский компьютер,  магнитофонная запись, учебники, детские иллюстрации, компьютерная презентация.

       Цели урока:

1. Повторить и систематизировать знания детей, вспомнить былины и богатырские сказки.

2.  Совершенствовать навык чтения (правильность, осознанность, выразительность).

  1. Развивать у детей умение наблюдать, сравнивать, обобщать.
  2. Воспитывать интерес к чтению.
  3. Сделать процесс чтения радостным для детей и эффективным для педагогов.
  4. Расширить кругозор детей.
  5. Воспитывать любовь к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_otkrytyy.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4 городского округа

город Нефтекамск Республики Башкортостан

Открытый урок по литературному чтению на тему:

«Былины и богатырские сказки. Стихотворение

Н. Матвеевой «Пираты».

Провела: З.Т. Мусина

г. Нефтекамск 2015г.

Урок по теме: «Былины и богатырские сказки. Стихотворение Н. Матвеевой «Пираты». ( Учебник «Маленькая дверь в большой мир» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева.)

       Тип урока:  комбинированный

       Форма урока: урок – беседа.

Оборудование: учительский компьютер,  магнитофонная запись, учебники, детские иллюстрации, компьютерная презентация.

       Цели урока:

1. Повторить и систематизировать знания детей, вспомнить былины и богатырские сказки.

2.  Совершенствовать навык чтения (правильность, осознанность, выразительность).

  1. Развивать у детей умение наблюдать, сравнивать, обобщать.
  2. Воспитывать интерес к чтению.
  3. Сделать процесс чтения радостным для детей и эффективным для педагогов.
  4. Расширить кругозор детей.
  5. Воспитывать любовь к Родине.

    Планируемые результаты образования.

Предметные: подробно и выборочно пересказывают текст. Составляют устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану. Размышляют о характере и поступках героя. Находят в сказке сказочные приметы; соотносят название и героев прочитанных произведений; воспринимают на слух текст в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читают целыми словами; понимают смысл заглавия произведения.

Личностные: проявляют понимание и уважение к ценностям культур других народов. Объясняют, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции известных и общепринятых правил. Понимают эмоции других людей, сочувствуют, сопереживают; высказывают свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные (критерии сформированности/ оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД). 

Регулятивные: учатся высказывать свои предположения (версии); осуществляют действия по реализации плана; соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его; учатся совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; определяют и формулируют цель деятельности; составляют план действий по решению проблемы (задачи).

Познавательные:

 общеучебные – ориентируются в своей системе знаний, осознают необходимость нового знания; находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Извлекают информацию из текста и иллюстраций, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

 Логические: - Делают выводы в результате совместной работы всего класса; преобразуют информацию из одной формы в другую и выбирают наиболее удобную для себя форму; подробно пересказывают небольшие тексты, называют их тему, устанавливают причинно-следственные связи, владеют основами смыслового чтения художественного произведения.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи; оформляют свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), высказывают свое мнение и прислушиваются к мнению других; учат наизусть стихотворение.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

3.Обобщение и систематизация учебного материала.

4. Работа над новым материалом.

5. Закрепление материала.

6. Рефлексия. Итог урока.

         Мотивирование к учебной деятельности.                           

  Приветствие учителя. Приём «Добро  в ладошках» (Приложение 1)

  - Соедините ладошки, соберите  в них тепло, доброе отношение,  и передайте соседу.

- Мы за парты тихо сели

Друг на друга посмотрели.

Пожелали успехов глазами и вперёд за новыми знаниями!  

У вас на партах штурвалы – путеводители, не забывайте на них отмечать свои достижения.

Ребята, давайте составим план урока.

-Артикуляционная разминка.

-Вспоминаем то, что знаем.

-Определяем основной вопрос урока.

-Учимся открывать новые знания.

-Сравниваем свой вывод  с авторским.

-Применяем новые знания.

-Итог урока.

1. Артикуляционная разминка.

Вдох носом, выдох через нос.

Вдох носом, задержка дыхания, выдох через нос.

Вдох носом, задержка дыхания, выдох через нос по порциям.

2.Групповая работа.  «Вопрос-ответ».(6 групп)

 (1,  2, 4, 5, 6, 10, 11, 12, 14, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 29)

          На слайдах  расположены вопросы:

       - Как называется прочитанный раздел?  Какие произведения в него вошли?(1 группе слабой)

       -  Кто герои былин? (2 группе)

       -  Кто герои богатырских сказок? (3 группе)

 -  Какие качества богатырей ценились у  разных народов? (4 группа)

   -Бюро находок. Кому принадлежат?(5 группа)

-Очень большой карман.

-Гора золота.  

-Узнай по описанию

-Был он отважным охотником.

-Сидит, как столб, ноги, как плети.

- Молодцы!

-Давайте вспомним,  какую работу мы с вами проделали.

Самооценка

3. Работа над новой темой.  

Звучит музыка, заходит  пират ( переодеваем ученика)        

-Ребята, а кто это? (разбойник, …, пират)

-Как вы думаете, почему он сегодня пришел к нам на урок?

-Ответы детей  ( будем изучать)

-А, что вы про них знаете? (ответы детей)

-У вас есть мечта?

-А как вы думаете, была ли мечта у пиратов?

-Какими качествами обладали пираты?

(смелые, отважные, смекалистые и т.д)

О каких людях мы сегодня будем говорить?

( На доске появляется тема урока)

1, 2, 3,  4, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 21.

    -  Как вы думаете, можно их назвать богатырями?

    -  Ученики: Нет, они не защищали родную землю, а  грабили          и убивали людей.

    - Учитель: Про пиратов и разбойников интересно   читать.    Были и среди них благородные, отважные  люди.

Прочитайте фамилию автора и название  стихотворения.

1. О Н. Матвеевой;

2. Чтение стихотворения «Пираты»

3. Где можно встретить пиратов?

- О Н. Матвеевой ……….. подготовила сообщение. Послушаем её, потом скажете, сделаете вывод, что узнали о писательнице. (Выступление подготовленного ученика)

Вывод.    Самооценка

-      а.) Чтение авторского текста на странице 202-204. (звучит музыка)

      б.) Рассматривание иллюстраций на страницах 201

      -      Кто вообразил себя пиратом? Почему?

  -    Как думаете, о чём это стихотворение?

    -  Что знаете о пиратах? Где жили, чем занимались,

      об их оружии…

     в. Чтение стихотворения про себя.

     г. Словарная работа.

      Учитель: Обратимся к толкованию значений слов

      на слайде № :

       МАЧТА – вертикальная конструкция на палубе

     (на парусных судах – для  установки парусов).

      МАТРОСКА – матросская блуза с большим

      прямым отложным воротником.

      УТЁС – высокая скала.

      ПОКЛАЖА – уложенные для перевозки вещи,

      груз, багаж.

      д.) Вопросы после чтения.

     Учитель: Оправдались ли наши предположения?

     О каких пиратах говорится в стихотворении?

      е.) Чтение стихотворения вслух.

     Учитель: Какая мечта у мальчика?

     Ученики: Стать матросом.

     Учитель: Зачем он хочет догнать пиратов?

     Ученики: Чтобы сражаться с ними.

     Учитель: Как отнеслась к этой затее мама

     мальчика? Почему? Действительно ли мальчик решил встретиться с  пиратами?

     Ученики: Нет, он играет в пиратов.

     Учитель: Как вы предполагаете, когда у героя возникла идея поиграть в  пиратов?

     Чем же всё закончилось?

     Кто герой этого стихотворения? Что вы о нём

     можете сказать

 Работа в парах (выразительно читают друг другу)

Самооценка.

-А сейчас мы проведем конкурс чтецов.

(грустно, радостно, удивленно)

      -Чем закончилась встреча героя с пиратами?

      Ученики: Он встретился с собакой Пиратом, пёс

      обрадовался этой встрече.

-Ребята, какой вывод мы можем сделать?

-Мечта бывает у каждого человека, независимо от того, положительный герой или отрицательный.

-А пираты существуют в настоящее время?

Рассказ учителя. ( сомалийские пираты)

       Вот Афанасий и его дедушка Фёдор тоже  поиграли в пиратов. Они очень довольны   подарком Саши  (Саша подарил им это  замечательное стихотворение).

      - Вспомните тему нашего урока.

-   Что вам особенно запомнилось, понравилось на   уроке?

– С каким настроением уходите с урока?

- Был ли этот урок вам полезен? Чем?

– Как бы вы сами оценили свою работу? (дети на доску выставляют цветные кораблики)

       Ученики  воспроизводят основное содержание

      урока, оценивают свою работу, говорят о  недостатках работы учащихся).  13          

 Д\з  Стр. 201 – 203,

  1. выучить стихотворение наизусть;
  2. изобразить  с помощью рисунка мечту главного героя;
  3. дать характеристику герою.

Познавательные УУД  общеучебные

1.Ориентируются в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания. 2.Находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. 3.Извлекают информацию из текста и иллюстраций.

4. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

 Логические: -

5. Перерабатывают информацию для получения необходимого результата, в том числе для создания нового продукта.

6. Делают выводы в результате совместной работы всего класса; преобразуют информацию из одной формы в другую и выбирают наиболее удобную для себя форму.

7. Подробно пересказывают небольшие тексты, называют их тему.

8. Устанавливают причинно-следственные связи.

9. Владеют основами смыслового чтения художественного произведения.

Коммуникативные УУД:

10. Доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи.

11. Оформляют свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста),

12. Высказывают свое мнение и прислушиваются к мнению других.

13. Учат наизусть стихотворение.

Регулятивные УУД:

14.Учатся высказывать свои предположения (версии).

15. Осуществляют действия по реализации плана.

16. Соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его.

17. Учатся совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

18. Определяют и формулируют цель деятельности.

19. Составляют план действий по решению проблемы (задачи).

Личностные результаты: 

20. Проявляют понимание и уважение к ценностям культур других народов.

21. Объясняют, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции известных и общепринятых правил.

22. Понимают эмоции других людей, сочувствуют, сопереживают.

23. Выражают  свое  отношение  к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Духовно-нравственное развитие и воспитание

24. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

25.Гражданско-патриотическое воспитание.

26.Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

27. Воспитание здорового образа жизни.

28. Эстетическое воспитание.