Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
рабочая программа по чтению (1 класс)

Гареева Светлана Владимировна

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) вариант 7.1

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению  для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) вариант 7.1

Класс:1

Учитель :

         

Количество часов :всего  - 132 часа

                    в неделю - 4 часа

Плановых контрольных  работ - 1

Учебная программа :  Литературное чтение :рабочие программы 1-4  классы./ В.П. Канакина М.: «Просвещение», 2017

       

Учебно-методический комплекс: Литературное чтение 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных школ/  В.П. Канакина.  М.: «Просвещение», 2017

  2019-2020 учебный  год

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для детей с ОВЗ (вариант 7.1)  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья,2014г, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, АООП НОО МБОУ Калитвнской СОШ; авторской программы«Литературное чтение»Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой(УМК «Школа России»)2015г, учебника « Литературное чтение» для 1-го «Просвещение», 2016- 2017. Авторы: Л.Ф.Климанова,  В. Г. Горецкий,  М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина, планируемых результатов начального общего образования.

Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучениечтения в 1 классе отводится 132ч. по 4 часа в неделю(33 учебных недели). За счет уплотнения программного материала календарно- тематическое планирование по чтению в 1 классе составлено на 126 ч., т.к. 6 часов выпадают на праздничные дни. Из них 91 ч.  отводится урокам обучения чтению в период обучения грамоте  и 35 ч.  — урокам литературного чтения.

Реализация адаптированной рабочей программы  предполагает, что обучающийся с ОВЗ (вариант 7.1) (ЗПР) получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Нормативный срок обучения 4 года.

Вариант 7.1 образовательной программы адресован обучающимся с ЗПР, достигшим кмоменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего освоить образовательную программу начального общего образования совместно с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, находясь в ихсреде и в те же календарные сроки. Одним из важнейших условий включения обучающегося с ЗПР в среду сверстников без ограничений здоровья является устойчивость форм адаптивного поведения.

Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Специальные условия получения начального общего образования включают использование адаптированных образовательных программ, специальных методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательной программы обучающимися с ЗПР.

Адаптация программы предполагает введение коррекционных мероприятий, четко ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, и введение требований к освоению ими программы коррекционной работы.

Основные задачи реализации содержания учебного предмета

«Литературное чтение».Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.

Специфические образовательные потребности для обучающихся с ОВЗ (вариант 7.1)

- организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с учетом темпа учебной работы («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

- учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве   обучающихся с ЗПР;

- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;

- обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

- постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

- постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

- развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия со сверстниками, взрослыми, формирование навыков социально одобряемого поведения.

«Литературное чтение» — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интереск чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно- нравственному и эстетическому воспитанию.

Курс «Литературное чтение» (авт. Л. Ф. Климановой и др.)направлен на достижение следующихцелей:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образованиямладших школьников;

- совершенствование всех видов речевойдеятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;

- формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе

книг и самостоятельной читательской деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

- обогащение нравственного опыта младших школьниковсредствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и другихстран.

«Литературное чтение» как учебный предмет в начальнойшколе имеет большое значение в решении задач не толькообучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознаниеи волю читателя, способствует формированию личных качеств,соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развиваету них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыкидоброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности. Учащиеся овладевают осознанным и выразительнымчтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироватьсяв книге, использовать её для расширения своих знаний об

окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умениясоставлять диалог, высказывать собственное мнение, строитьмонолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях,справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательскаякомпетентность, помогающая младшему школьнику осознатьсебя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтениикниг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, понимает прочитанные и прослушанные произведения, знает книги, умеет их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс «Литературное чтение» пробуждает интерес учащихсяк чтению художественных произведений, работа с которымине ограничивается рассмотрением сюжетно-информационнойстороны текста. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру,на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшиешкольники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Курс «Литературное чтение» решает множество важнейшихзадач начального обучения и готовит младшего школьникак успешному обучению в средней школе.

Содержание программы по литературному чтению

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос.

Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Блок «Литературное чтение. Обучение грамоте»

Виды речевой деятельности

        Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

        Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

        Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Обучение грамоте

        Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

        Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

        Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

        Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Буквы гласных как показатель твёрдости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

        Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

        Чтение. Формирование навыка слогового чтения. Плавное слоговое чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

        Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

        Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

        Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменения их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

        Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Круг детского чтения

        Сказки А. С. Пушкина. Рассказы для детей Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского. Сказки К. И. Чуковского, В. В. Бианки «Первая охота». С. Я. Маршак «Угомон, «Дважды два». Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. Я. Маршака, А. Барто, В. Осеевой. Весёлые стихи Б. Заходера, В. Берестова.

Блок «Литературное чтение»

Виды речевой и читательской деятельности

        Слушание. Восприятие на слух звучащей речи. Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно – познавательному и художественному произведениям.

        Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

        Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся.

        Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста.

        Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

        Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя. Определение вида чтения, умение находить в тексте необходимую информацию, понимать её особенности.

        Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно – популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.

        Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

        Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

        Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно изобразительных материалов.

        Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

        Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

        Работа с текстом художественного произведения. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

        Понимание нравственно – эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», Представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России).

        Характеристика героя произведения с использованием художественно – выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

        Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

        Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста). Определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

        Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

        Работа с научно – популярным, учебным и другими текстами. Понимание заглавия произведения, его адекватного соотношения с содержанием. Определение особенностей учебного и научно – популярного текстов ( передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно – следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

        Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно – познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.         

        Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

        Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, её эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно – популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, на основе художественного произведения или произведения изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания, Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам ибо на заданную тему.

Круг детского чтения

        «Жили – были буквы». Стихи В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака. Литературные сказки И. Токмаковой, Ф. Кривина. Стихи Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е Григорьевой.

        «Сказки, загадки, небылицы». Сказки авторские и народные. «Курочка ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака». Загадки.

        Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. Потешки. Небылицы. Сказки К. Ушинского и Л. Толстого. Сказки А. С. Пушкина.

        «Апрель, апрель. Звенит капель!». Лирические стихи А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака. Литературные загадки.

        «Ив шутку и всерьёз». Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, И Пивоварова, Т. Собакина. Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского.

        «Я и мои друзья». Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского.

        Стихи Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина.

        Рассказы В. Осеевой. Сказки – несказки Д. Хармса, В. Берестова, Н. Сладкова.

Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ОВЗ (вариант 7.1)  АООПНОО соответствуют ФГОС НОО.

Учащиеся научатся:

Личностные

- называть место, где родился и вырос, составлять небольшойтекст о природе родного края, о семье, родителях;

- понимать свою принадлежность к определённому народуРоссии; с уважением относиться к людям другой национальности, их традициям в процессе знакомства с народным творчеством разных народов;

- знать и рассказывать о традициях своей семьи. Проявлятьзаботу к своим близким, с уважением относиться к родителям,помогать младшим; называть произведения разных народов, вкоторых тоже рассказывается о семье, о маме, об отношениидетей к маме;

- размышлять в процессе чтения произведений о таких нравственных ценностях, как честность, доброта, благородство,уважение к людям;

- понимать смысл нравственно-этических понятий на основебесед о пословицах и поговорках, произведениях К. Ушинского, Л. Толстого и других; и чтения произведений на уроках «Литературного чтения» о дружбе, об отношениях междулюдьми, об отношениях к животным и т. д. (дружелюбие, уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

- проявлять интерес к чтению произведений о природе (животных и растениях), выражая уважительное отношение к ней;

- понимать значение новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни; ответственно относиться к урокам «Литературного чтения», беречь учебник,тетрадь, бережно относиться к книгам, предназначенным длясамостоятельного чтения;понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо»;

- относиться с уважением к историческому прошлому своейстраны, своего народа, к его обычаям и традициям;

- относиться с уважением к родному языку.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

- понимать, какие учебные задачи будут решаться в процессе изучения темы (с какой целью необходимо читать данный текст: поупражняться в чтении или найти ответ на вопроси т. д.);

- планировать свои действия на отдельных этапах урока спомощью учителя (например, составить план пересказа по образцу или восстановить последовательность событий сказки посерии рисунков), понимать важность планирования действий.

- контролировать выполненные задания с опорой на образец, предложенный учителем, составлять вместе с учителемплан проверки выполнения задания;

- оценивать чтение по ролям, пересказ текста, выполнениепроекта по предложенной учителем системе (шкале);

- определять границы известного и неизвестного под руководством учителя: выделять из темы урока известные знания иумения, определять круг неизвестного по изучаемой теме подруководством учителя.

- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулироватьих в устной форме по просьбе учителя;

- осваивать с помощью учителя позитивные установки типа:

«У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно

ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый

имеет право на ошибку» и др.;

- стремиться преодолевать возникающие трудности, проявлять волевое усилие (с помощью учителя).

Учащиеся получат возможность научиться:

- принимать общие цели изучения, обсуждать их совместно с учителем;

- понимать учебную задачу урока, воспроизводить её в

ходе урока по просьбе и под руководством учителя.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

- осуществлять простейшие логические операции:

1) сравнение по заданным критериям, при помощи учителя(сравнить сказку и рассказ, разные произведения на одну тему, авторскую и народную сказку, художественный и научно-познавательный текст, художественный и учебный текст, сравнить пословицы и текст, текст и иллюстрации (что общего ичем отличаются), сравнить поступки героев и свои собственные;

2) группировка книг (для выставки) по заданным критериям (на одну и ту же тему, одного автора, по заданному основанию (жанр), исключить лишнее (книгу, не соответствующуютеме);

3) классификация (распределить по тематическим группам, выбрать слова, которые соответствуют представлениям одружбе);

- находить нужную информацию в учебнике (название раздела, произведение, номер страницы); в словаре учебника,пользоваться системой условных обозначений; в тексте дляпересказа по заданным критериям, информацию для характеристики героя, для выразительного чтения, для ответа на задание;

- работать со словами и терминами: уточнять значение непонятных слов, обращаясь к учителю, взрослому, словарю;

- соотносить прямое и переносное значение слов, находитьинформацию в энциклопедии.

Учащиеся получат возможность научиться:

- самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;

- выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;

- группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);

- сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям).

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

- отвечать и задавать вопросы по прочитанному произведению;

- создавать связанное высказывание из 3—4 простых предложений на заданную тему с помощью учителя на основе заданного образца;

- участвовать в диалоге с учителем и одноклассником;внимательно слушать собеседника, не перебивая его, стараться понять, о чём он говорит;

- участвовать в парной работе, пользуясь определённымиправилами (работать дружно, вместе обсуждать прочитанное, находить общую точку зрения, учиться отстаивать свою точкузрения).

Учащиеся получат возможность научиться:

- задавать уточняющие вопросы на основе образца;

- принимать участие в коллективной работе (распределятьроли, договариваться, не конфликтовать, искать пути выхода из конфликтной ситуации, знать и употреблять вежливыеслова);

- подготавливать небольшую презентацию с помощью взрослых по теме проекта, оформлять 2—3 слайда.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

- воспринимать на слух произведения различных жанров(небольшие рассказы, стихи, сказки);

- чётко и правильно произносить все звуки;

- плавно читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения;

- читать, определяя ударный слог, соблюдать паузы в соответствии со знаками препинания в середине и в конце предложения;

- читать и понимать нравственный смысл пословиц и поговорок, соотносить их с помощью учителя с содержанием произведения;

- определять основную мысль прочитанного произведенияс помощью учителя, а также с помощью пословицы;

- определять последовательность событий и находить смысловые части произведения (начало, основная часть, конец) подруководством учителя;

- восстанавливать текст произведения, вставляя пропущенные слова и предложения;

- соотносить иллюстрации и текст;

- называть героев произведения, давать им простейшую характеристику; размышлять об их поступках;

- уметь отвечать на вопросы: «Чем тебе запомнился тот илииной герой произведения?», «Чем понравилось / не понравилось произведение?»;

- выбирать нужную книгу по названию и обложке для самостоятельного чтения;

- отгадывать с помощью учителя загадки (о каком предметеидёт речь, как догадались), сопоставлять их с отгадками;

- отвечать на вопросы о прочитанном произведении;

- объяснять незнакомые слова, пользоваться словарем.

Учащиеся получат возможность научиться:

- соотносить название рассказа с его содержанием;

- отвечать на вопрос: «Почему автор дал произведениюименно такое название?».

- читать с выражением, выделяя важные слова и мыслипод руководством учителя;

- читать текст по ролям, отражая настроение и характер героя (под руководством учителя);

- задавать вопросы по прочитанному произведению;

- при помощи учителя составлять план, определять смысловые части;

- пересказывать небольшой текст на основе картинногоплана при помощи учителя;

- выявлять под руководством учителя особенности научно-познавательных и художественных текстов;

- определять особенности прозаического и поэтическоготекстов;

- высказывать собственное мнение о прочитанном произведении;

- сравнивать разные произведения на одну тему.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

- восстанавливать содержание произведения (сказки) по серии сюжетных иллюстраций (картинному плану);

- восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана, под руководством учителя;

- составлять небольшое высказывание на основе образца,данного учителем (о дружбе, о питомце);

- придумывать окончание сказок по образцу.

Учащиеся получат возможность научиться:

- сочинять загадки в соответствии с тематическимигруппами (загадки о природе, животных и др.) по заданнымкритериям;

- самостоятельно придумывать небылицы, потешки, песенки по образцу;

- обсуждать прочитанное или прослушанное произведение;соглашаться или не соглашаться с высказыванием учителя,товарищей, приводить свои аргументы с помощью простыхпредложений (например, он хочет стать героем или поступков героя не совершал.)

Литературоведческая пропедевтика

Учащие научатся:

- на практике различать загадки, песенки, потешки, небылицы;

- отличать прозаический текст от поэтического под руководством учителя;

- понимать особенности народных и авторских сказок (авторская сказка — указание автора на обложке, к произведению;народная сказка — указание, что сказка русская народная,татарская и т. д.).

- отличать сказку от рассказа, называть особенности сказочного текста (герои животные, герои — буквы разговаривают,как люди; поступают, как люди);

- знать, что такое рифма, приводить примеры рифмованныхстрочек.

Учащиеся получат возможность научиться:

- находить в тексте различные средства художественнойвыразительности (слова, с помощью которых описываетсяобъект наиболее точно, необычно, ярко; сравнивается с другим объектом; приписываются действия живого неживому,передается речь неживого);

- определять тему произведения, выставки;

- оценивать по предложенным учителем критериям поступки героев, проводить аналогии со своим поведением вразличных ситуациях.

Темп чтения к концу обучения в 1 классе должен быть не ниже 20—

25 слов в минуту, иначе ребенок не сможет дальше успешно учиться.

Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ (вариант 7.1) АООП НОО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.

Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах:

развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:

- в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;

- в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;

- в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;

- в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся:

- в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей;

- в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие;

- в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности;

- в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;

- в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;

- в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность;

- в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе.

овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:

- в расширении знаний правил коммуникации;

- в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;

- в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);

- в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;

- в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;

- в умении получать и уточнять информацию от собеседника;

- в освоении культурных форм выражения своих чувств.

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:

- в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;

- в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;

- в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других.

- в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;

- в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;

- в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;

- в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.

- в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;

- в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;

- в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;

- в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;

- в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;

- в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:

- в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье, с учителями и учениками в школе, со знакомыми и незнакомыми людьми;

- в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.

- в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;

- в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;

- в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;

- в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.

Результаты специальной поддержки освоения АООП НОО должны отражать:

- способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;

- способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы;

- способность к наблюдательности, умение замечать новое;

- овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;

- стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности;

- умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности;

- сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения АООП НОО предметные, метапредметные и личностные результаты;

- сформированные в соответствии АООП НОО универсальные учебные действия.

          Календарно-тематическое планирование по чтению

п/п

Дата

Тема урока

Примечание

по плану

факт

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД  (19 Ч.)

1

Азбука - первая учебная книга

2

Речь письменная и устная. Предложение

3

Предложение и слово

4

Слог

5

Ударение. Ударный слог

6

Ударение. Ударный слог

7

Звуки в окружающем мире и в речи

8

Звуки в словах

9

Слог-слияние

10

Повторение и обобщение пройденного материала

11

Повторение и обобщение пройденного материала

12

Знакомство с алфавитом. Обозначение звуков

13

Гласный звук [а], буквы А, а 

14

Звук [о], буквы О, о 

15

Звук [и], буквы И, и 

16

Звук [и], буквы И, и

17

Гласная буква ы, звук [ы]

18

Ученье – это труд. Обязанности ученика

19

Звук [у], буквы У, у

БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (51 ч.)

20

Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н 

21

Согласные звуки [с], [c’], буквы С, с

22

Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к

23

Согласные звуки [т], [т’], буквы Т, т

24

Согласные звуки [л], [л’], буквы Л, л

25

Повторение и закрепление изученного материала

26

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р

27

Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в

28

Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в

29

Буквы  Е, е

30

Буква Е, е.  обозначающие звуки [й’а] Буква е – показатель мягкости согласного

31

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п

32

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п

33

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м

34

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м

35

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з

36

Чтение слов, текстов с буквами З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами с и з (закрепление)

37

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б 

Сопоставление слогов и слов с буквами б и п (закрепление)

38

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д

39

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д

Сопоставление слогов и слов с буквами Д и Т

40

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д

Сопоставление слогов и слов с буквами Д и Т

41

Буквы Я, я,

42

Буква Я, я обозначающие звуки [й’а] Буква Я – показатель мягкости согласного

43

Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г

44

Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г

Сопоставление слогов и слов с буквами к и г

45

Мягкий согласный  звук [ч’], буквы Ч, ч

46

 Мягкий согласный звук [ч’]. Слоги ча, чу

47

Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков

48

Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков

49

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши

50

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши

51

Повторение и закрепление изученных звуков и букв

52

Повторение и закрепление изученных звуков и букв

53

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.  Сопоставление звуков [ж ]и [ш]

54

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.  Сопоставление звуков [ж ]и [ш]

55

Буквы Ё, ё 

56

Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [й’о]

57

Мягкий согласный звук [й’]. Буквы Й, й

58

Мягкий согласный звук [й’]. Буквы Й, й

59

Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х

60

Буквы Ю, ю

61

Буквы Ю, ю обозначающие два звука [й’у]

62

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц

63

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц

64

Гласный звук [э]. Буквы Э, э

65

Мягкий согласный звук [щ’], буквы Щ, щ.

66

Мягкий согласный звук [щ’], буквы Щ, щ.  Сочетание ща,щу

67

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф

68

Мягкий и твердый разделительные знаки

69

Мягкий и твердый разделительные знаки

70

Русский алфавит

ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД.  (22 ч.)

71

Как  хорошо уметь читать.

72

Одна у человека родная мать – одна у него Родина. К. Д. Ушинский. Наше Отечество

73

История славянской азбуки. В. Крупин. Первоучители словенские.

74

История первого русского букваря. В.Крупин «Первый букварь»

75

Рассказы Л. Н. Толстого для детей

76

Произведения К. Д. Ушинского для детей.

77

Стихи К. И. Чуковского  

78

Стихи и сказки К. И. Чуковского  

79

Рассказы В. В. Бианки о животных

80

Рассказы В. В. Бианки о животных

81

Стихи С. Я. Маршака

82

Стихи С. Я. Маршака

83

Рассказы М. М. Пришвина  о природе

84

Рассказы М. М. Пришвина  о природе

85

Стихи А. Л. Барто

86

Стихи А. Л. Барто

87

Стихи С. В. Михалкова

88

Веселые стихи Б. В. Заходера.

89

Стихи В. Д. Берестова

90

Проект «Живая азбука»

91

Проект «Живая азбука»

92

Прощание с Азбукой. Проверим себя и оценим свои достижения

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Жили -  были буквы.  (8 ч.)

Введение в предмет «Литературное чтение»: содержание, условные обозначения, рубрика «Разноцветные страницы»

Вводный урок раздела: шмуцтитул, «Что уже знаем и умеем», «В мире книг»

Буквы – герои художественного произведения. В. Данько «Загадочные буквы»

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А». Особенности сказочного текста

Г. Сапгир «Про Медведя». Выразительное чтение с опорой на знаки препинания и интонацию

И. Гамазкова «Кто как кричит?», И. Гамазкова и Е. Григорьева «Живая азбука». Особенность стихотворного текста

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». Главная мысль произведения. Анализ поступков героя

Урок текущего контроля. Рубрики: «Поговорим о самом главном», «Как хорошо уметь читать», «Проверим себя»

Сказки, загадки, небылицы.  (7 ч.)

Вводный урок раздела: шмуцтитул, «Что уже знаем и умеем», «В мире книг»

Восстановление последовательности сказки по рисункам. Русские народные сказки «Курочка Ряба», «Гуси – Лебеди»

Сравнение авторской и народной сказки. Герои сказочного текста. Русская народная сказка «Теремок». Е. Чарушин «Теремок»

Сравнение сказок на одну тему. Определение смысла сказок. Е. Чарушин

«Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка»

Русская народная сказка «Петух и собака». Восстановление текста сказки на основе содержания. Определение главной мысли сказки.

Сочиняем загадку и небылицу и выявляем их особенности. Что такое переводная литература? Английские народные песенки и небылицы. Рифмы Матушки Гусыни». «Дом, который построил Джек».

Урок текущего контроля. Рубрики: «Поговорим о самом главном», «Как хорошо уметь читать», «Проверим себя»

Апрель, апрель! Звенит капель… (4 ч.)

Вводный урок раздела: шмуцтитул, «Что уже знаем и умеем», «В мире книг»

Слово как средство создания картины природы. А. Майков «Ласточка примчалась…», «Весна». Т. Белозёров «Подснежники». А. Плещеев

«Травка зеленеет…»

Особенности стихотворного текста. Сравнение стихов разных поэтов на одну тему. С. Маршак «Апрель». И. Токмакова «Ручей», «К нам весна шагает…». Е. Трутнева «Голубые, синие небо и ручьи…»

Урок текущего контроля. Рубрики: «Поговорим о самом главном», «Как хорошо уметь читать», «Проверим себя»

И в шутку, и всерьёз… (5 ч.)

Вводный урок раздела: шмуцтитул, «Что уже знаем и умеем», «В мире книг»

Особенности весёлых, шуточных стихотворений. И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». И. Пивоварова «Кулинаки – пулинаки»

Чтение по ролям. Выбор правильной интонации. Г. Кружков «Ррры!». К. Чуковский «Телефон»

Как оценить поступок героя. Н. Артюхова «Саша-дразнилка». Составление рассказа по иллюстрации.

Урок текущего контроля. Рубрики: «Поговорим о самом главном», «Как хорошо уметь читать», «Проверим себя»

Я и мои друзья.  (7 ч.)

Вводный урок раздела: шмуцтитул, «Что уже знаем и умеем», «В мире книг»

Определяем смысл произведения и поступков героя. Ю. Ермолаев

«Лучший друг», Е. Благинина «Подарок»

Сравнение текстов по содержанию и теме. Поступки героев. В. Орлов

«Кто первый». С. Михалков «Бараны»

Тема и главная мысль произведения. Р. Сеф «Совет». В. Орлов «Если дружбой дорожить». И. Пивоварова «Вежливый ослик»

С. Маршак «Хороший день». Учимся выражать свою точку зрения

Главная мысль рассказа. М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Составление плана рассказа

Урок текущего контроля. Рубрики: «Поговорим о самом главном», «Как хорошо уметь читать», «Проверим себя»

О братьях наших меньших.  (9 ч.)

Проект «Наш класс – дружная семья». Запуск проекта. Собираем материал

Вводный урок раздела: шмуцтитул, «Что уже знаем и умеем», «В мире книг»

Разные виды информации в тексте. Поиск информации в тексте. С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак». И. Токмакова

«Купите собаку»

Сравнение рассказа и сказки о животных. Н. Сладков «Лисица и Ёж».

Герой рассказа. Поступок героя. В. Осеева «Плохо». Составление рассказа по картинке

Особенности научно-познавательного текста. Собаки (из энциклопедии). М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка». Кошки (из энциклопедии)

Сравнение художественного и научно-познавательного текста. В. Берестов «Лягушки». Лягушки (из энциклопедии)

Урок итогового контроля. Рубрики: «Поговорим о самом главном», «Как хорошо уметь читать», «Проверим себя»

Презентация проекта «Наш класс ― дружная семья». Оценка проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению для учащихся с задержкой развития, обучающихся интегрировано в 1 классе на 2017 – 2018 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА            по литературному чтениюдля учащихся с задержкой  развития, обучающихся интегрировано в 1 классе    ...

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для учащегося с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития), обучающегося в общеобразовательном классе

Адаптированная основная общеобразовательная программа по литературному чтению для детей с задержкой психического развития 2 класса...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 3 класс

Рабочая программа предмета «Окружающий мир» направлена на оказание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении основной образовательной программы начал...

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 3 класс

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» направлена на оказание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении основной образовательной программы ...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 3 класс

Рабочая программа предмета «Окружающий мир» направлена на оказание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении основной образовательной программы начал...

Адаптированная рабочая программа курса «Литературное чтение» для учащейся 2 класса (вариант 6.3), обучающейся на дому

Адаптированная  рабочая программа по чтению 2 класс (третий год обучения) для обучающихся  с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигательного аппарата (ва...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в 3 классе ( 34 часа)

   Программа детализирует и раскрывает базовое содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соот...