Перспектива, литературное чтение, 2 класс, А.Гайдар "Совесть"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Хромкова Майя Семёновна
Федеральный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста, поиск информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др. Вот почему технология продуктивного чтения, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в стандартах второго поколения. Данная технология широко применяется учителями начальных классов. Скачать:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_gaydar_sovest.docx39.78 КБ

Предварительный просмотр:

Хромкова Майя Семеновна

учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 1»

г. Набережные Челны

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 2.

Тема урока: Литературное чтение. Аркадий Гайдар «Совесть».

Тип урока: знакомство с новым произведением.

Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.

Задачи:

  1. Совершенствовать предметные умения:

- прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;

- определять жанр произведения, его тему;

- понимать смысл прочитанного текста;

- отвечать на вопросы по содержанию;

- создавать собственный текст на основе художественного произведения.

2. Формировать УУД:

- прогнозировать результат; осуществлять рефлексивную оценку (Регулятивные УУД);

- осознанно строить речевое высказывание; извлекать необходимую информацию (Познавательные УУД);

- задавать вопросы (Коммуникативные УУД);

Оборудование:

- учебник «Литературное чтение. 2-й класс». Авторы:   Э.Э.Кац        стр. 94-95

- Приложение 1 (у учителя)

- Приложение 2 (у каждого ученика)

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Работа с текстом до чтения

(8 мин)

1. Антиципация (прогнозирование содержания)

- Откройте учебники и прочитайте название произведения, которое мы будем сегодня читать.

- Можно ли по названию определить, каким будет рассказ:

 шуточным  или  серьезным поучительным? 

- Что такое совесть? Где она живет? Нужна ли она человеку? Зачем?  (Можно сказать, что  СОВЕСТЬ - это ГОЛОС внутри нас, в нашей душе.  Помогает совершать добрые поступки, переосмысливать свое поведение, исправлять ошибки. )

      -РАССМОТРИТЕ ИЛЛЮСТР.

-О чем она может нам рассказать? Кто герой? Где происходит событие?

Рассказ о писателе.

Гайдар Аркадий Петрович - известный детский писатель.

Когда началась Великая Отечественная война, Гайдар ушёл на фронт в качестве военного корреспондента и погиб в 37 лет.

В своих книгах («Чук и Гек», «Тимур и его команда» и других) он поведал о дружбе, честности, мужестве, справедливости. Фамилия  Гайдар - это  псевдоним – по-монгольски «всадник, скачущий впереди».   Вот такой псевдоним выбрал себе писатель. Настоящая фамилия Гайдара-Голиков.

 - Произведение какого жанра мы будем читать: рассказ, стихотворение или сказку?

- Почему это не стихотворение?

- Какой  вопрос зададим автору?

Вопрос записывает на доске.

2. Постановка цели

- Посмотрите, на доску. На какой вопрос мы хотим получить ответ? Прочитайте их ещё раз.

- Совесть.

Возможные ответы:

- О совести.

Возможные ответы:

Этот рассказ будет серьезный. Поучительный.

Возможные ответы:

-О девочке, маленьком мальчике.

Возможные ответы:

- Рассказ.

- Сказку.

- Нет рифмы, записано не в столбик.

- Это рассказ или сказка?

Читают хором вопросы на доске.

Прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации.

Определять жанр произведения

Прогнозировать результат (Регулятивные УУД).

Работа с текстом во время  чтения (10 мин)

1. Чтение текста с использованием приёмов: «диалог с автором» и комментированное чтение.

Организует работу с текстом:  комментирует и ведёт «диалог с автором» (Приложение 1).

2.Обобщающая беседа

-Понравилось ли это произведение? Чем?

Найдите ИДЕЮ - главную мысль - «грызет беспощадная совесть»?                                                                                                  

-Дети, как вы относитесь к Нине? осуждаете или жалеете?

Ответ на вопрос урока.

- Какого жанра мы прочитали произведение: рассказ или сказку? Объясните свой ответ полным предложением.

Слушают текст, следят по ходу чтения, вступают в «диалог с автором».

-Девочку жалко, переживает.

-  Мы прочитали рассказ. Здесь нет сказочных героев, животные не разговаривают, события реальные.

Понимать смысл прочитанного текста.

Отвечать на вопросы по содержанию.

Определять жанр произведения.

Задавать вопросы (Коммуникативные УУД).

Прогнозировать результат (Регулятивные УУД).

Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).

Работа с текстом после  чтения (20 мин)

1. Определение темы произведения

- О чём главным образом хотел рассказать автор? Выберите верное утверждение (тему произведения):

1. О Нине Карнауховой.

2. О добродушном малыше.

3. О том, как Нина прогуляла уроки.

4. О том, что Нина услышала голос совести.

Утверждения записаны на листочках (индивидуально)

 Как, по вашему мнению, автор рассказа относится к своей героине:

а) неисправима;
б) надеется, что девочка исправится;
в) он верит, что голос совести поможет Нине в жизни.

  1. Выборочное чтение

1.-Каким был мальчик, которого встретила Нина?

Найдите ответ в рассказе, прочитайте.

2. - В тесте мы прочитали о том, что герои взяли что-то на память о лете. Попробуйте найти в тексте и зачитать.

- Что они еще могли взять в память о лете в этот зимний день?

Я тоже взяла бы это. Что?

- Давайте ещё раз прочитаем это эпизод. Найдите его в тексте.

  1. Творческое задание

    Мы бродили по лесам до сумерек, обошли знакомые места. Стаи снегирей сидели, нахохлившись, на засыпанных снегом рябинах.

- О чем они могли думать?

- Попробуйте составить небольшой рассказ (3-5 предложений) о том, что могли думать снегири, сидя на ветках рябины.

-Народ придумал много пословиц о совести.

Выберите пословицу, которая подходит к рассказу.

 1. Есть стыд, есть и совесть.

2.  Счастлив тот, у кого совесть спокойна.  

3. Совесть без зубов грызёт.

4. Нечистая совесть спать не даёт.

Возможны разные мнения.

Один ученик зачитывает фрагмент текста.

- Они могли взять свежие лесные цветы.

Один ученик зачитывает фрагмент текста.

2 минуты самостоятельно выполняют задание. Затем озвучивают свои рассказы желающие ученики (2-3 человека).

Определять тему произведения.

Создавать собственный текст на основе художественного произведения.

Извлекать необходимую информацию (Познавательные УУД).

Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).

Рефлексия  (7 мин)

- Какое произведение сегодня читали?

- Кто автор этого произведения?

Дома прочитайте еще раз рассказ, подумайте,  каким человеком, по вашему мнению, станет Нина?  Желающие написать рассказ, за это получит дополнительную оценку.

Предлагает прочитать эти умения в таблице (Приложение 2).

- Предлагаю  помощью таблицы оцените себя.

- Поднимите руку, кто сам может определять жанр произведения.

- А кто пока это может делать с помощью учителя?

Аналогично по другим умениям.

- Совесть.

- Аркадий Гайдар.

Ставят «+» в одном из уровней.

Создавать собственный текст.

Осуществлять рефлексивную оценку (Регулятивные УУД).

-Надо ли человеку слушать голос своей совести? Может ли совесть замолчать, и ты никогда её не услышишь?

( Голос совести нужно слушать.  О людях, у которых молчит совесть,  говорят – бессовестные.)

-Почему Аркадий Гайдар назвал рассказ «Совесть», а не «История с Ниной», или «Как Нина Карнаухова прогуляла уроки»?

(До этого она не задумывалась о своем поступке.)

-Смогла ли Нина стать лучше в конце рассказа? Кто помог ей измениться?

-Кто бы из вас хотел узнать больше о жизни А. П. Гайдара. Где вы будете искать информацию? Кто захотел, прочитать другие рассказы  А.П. Гайдара? Где вы будете брать книги А. П. Гайдара?

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Гайдар Аркадий Петрович

Совесть

Маленький рассказ

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу. (Почему Нина приняла такое решение?) (Значит, она прогульщица.)

Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу. (Как это украдкой?) (Скрытно, незаметно от других). (Что такое роща?)(Роща - небольшой лиственный лесок). А какие опасности могли подстерегать Нину в роще? Чем еще был плох ее поступок?   Даже опасен? (В роще могли быть дикие звери, плохие люди) Попробуйте объяснить выражение “болтается с книгами по городу”? (Ходит без дела.)

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку (Переживала  ли Нина ? Какое у нее было настроение?) ( ловит бабочку, хорошее, радостное, чудесное, беззаботное)    и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами. (Почему он так смотрел на неё?)

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить. (Что значит смекнула?) (Понимать, соображать)

- Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу? Почему Нина называет малыша несчастным прогульщиком?  (Она думает, что он такой же прогульщик, как она.)  (Вам не кажется странным, что именно Нина задаёт этот вопрос?) Посмотрите на рисунок, о чем нам рассказывают выражение лица, жесты девочки?    (Нина говорит строгим голосом, как взрослая, ругает его.) Каким вы видите малыша?

- Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.  ( Почему он заблудился?  Как по-вашему поступит Нина?) Посмотрим дальше.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу. Почему же  Нина повела малыша через рощу?   (Нина была доброй, отзывчивой. У нее было доброе сердце. Эта черта характеризует Нину, как очень хорошего человека.)

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, - Почему Нина не подняла книг? (Ей было стыдно.) потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно. (Почему же ей было стыдно?)

Вышмыгнула из-за ветвей собака, ( Что значит вышмыгнула?) (Быстро бесшумно и незаметно выскочить) книг не тронула, а завтрак съела. 

         

 Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце (задать или нет), которое грызла беспощадная совесть. Как вы понимаете смысл фразы ее «грызла «беспощадная совесть»?

( Переживание, которое появляется после того, как когда тебя осуждают или ты понял, что поступил не правильно)

1940

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

УМЕНИЯ

МОГУ САМ

МОГУ С ПОМОЩЬЮ УЧИТЕЛЯ ИЛИ ОДНОКЛАССНИКОВ

ПОКА НЕ МОГУ

Определять жанр произведения.

Определять, о чём главным образом хотел рассказать автор.

Создавать собственный текст.

Каким человеком станет Нина.

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

  Критерии оценивания данного рассказа:

Отметка "5" за содержание ставится, если выполняются следующие условия:
1. Рассказ написан от лица ученика.
2. В рассказе описывается осенняя природа.
3. В рассказе не меньше 6 предложений.
4. Рассказ авторский, не списан из книги или интернета.

     

Каким человеком станет Нина.

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

  Критерии оценивания данного рассказа:

Отметка "5" за содержание ставится, если выполняются следующие условия:
1. Рассказ написан от лица ученика.
2. В рассказе описывается осенняя природа.
3. В рассказе не меньше 6 предложений.
4. Рассказ авторский, не списан из книги или интернета.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Перспектива" литературное чтение 4 класс

В данное программе есть пояснительная записка, поурочное планирование и список литературы....

Рабочая программа "Перспектива" литературное чтение 4 класс

В данное программе есть пояснительная записка, поурочное планирование и список литературы....

Рабочая программа "Перспектива" литературное чтение 4 класс

Данная рабочая программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование...

Рабочая программа 3 класс УМК Перспектива литературное чтение

Программа содержит пояснительную записку и КТП с УУД. Рассчитана на 4 часа в неделю....

Рабочая программа 3 класс УМК Перспектива литературное чтение

Программа содержит пояснительную записку и КТП с УУД. Рассчитана на 4 часа в неделю....

УМК Перспектива. Литературное чтение. 2 класс. Проверочные работы по разделам.

УМК Перспектива. Литературное чтение. 2 класс. Проверочные работы по разделам....

Рабочая программа УМК "Перспектива", Литературное чтение,1 класс

Рабочая программа УМК "Перспектива", Литературное  чтение,1 класс...