В. Бианки. Приключения Муравьишки. Правда и вымысел в сказке В. Бианки.
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Сергеева Ольга Владимировна

Цели: знакомство с произведением «Приключение Муравьишки», жизнью и творчеством писателя В. Бианки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass_cht.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение.

Автор учебника: Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий.

Класс: 3в.

Тип урока: Освоение новых знаний.

Тема: В. Бианки. Приключения Муравьишки. Правда и вымысел в сказке В. Бианки.

Цели: знакомство с произведением «Приключение Муравьишки», жизнью и творчеством писателя В. Бианки.

Задачи:

предметные: расширять и накапливать читательский опыт; создать условия для формирования активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения;

метапредметные: создать условия для развития навыков работы с художественным текстом, исследовательских умений, умений сравнивать, анализировать, обобщать, коммуникативных умений; развивать навык правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения; развивать речь детей; расширять представления об окружающем мире живой природы;

личностные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи.

Формируемые УУД:

регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

познавательные: умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; умение ориентироваться на развороте учебника; умение на основе анализа объектов делать выводы.

коммуникативные: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Самоопределение к деятельности

(включение в учебную деятельность).

- Встали ровно, подтянулись,

  Все друг другу улыбнулись.

-Ребята, проверяем все ли готово к уроку литературного чтения?

Проверяют готовность к уроку.

Актуализация знаний

(мотивация к учебной деятельности).

- Как называется раздел, который мы с вами изучаем?

- Кому он посвящен?

- Какие произведения вы уже прочитали?

- О каком животном рассказывается в рассказе К. Паустовского «Барсучий нос»?

- Что нового вы узнали о барсуке?

- Из какого стихотворения эти строки?

Видишь занят я наукой,

Так что брысь и не мяукай…

- Что автор хотел нам сказать этим стихотворением?

-Люби все живое

-Природе.

-К. Паустовский «Барсучий нос», В. Берестов «Кошкин щенок», Б. Захадер «Вредный кот».

-О барсуке.

-Как лечит свой нос.

- Б. Захадер «Вредный кот».

- Ответы детей.

Постановка учебной проблемы

-  Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством В . Бианки.

- А кто такой В. Бианки и что вы можете о нем рассказать?

- Родился 11 февраля в Петербурге в семье учёного. Атмосфера, царившая в доме будущего писателя, определила его интерес к природе.

Первая встреча с природой была неожиданной: Виталий вдруг увидел голубых лягушек, поймал одну из них, зажал в кулак и побежал показывать чудо. Прибежав, домой, он с криком «Голубые лягушки!» разжал кулак, и все увидели на ладони обыкновенную бурую лягушку. Валентин Львович  сразу объяснил сыну, в чем дело: оказывается, некоторые земноводные, когда они сыты, здоровы и им тепло, любят «петь» и от огромного количества воздуха, которое они вбирают в себя, меняют цвет. Зажатая в руке лягушка оказалась обыкновенной. Чуда не произошло, но произошло очень важное событие: для маленького Бианки совершенно с новой стороны раскрылись законы природы. Он вдруг понял, как природа интересна, полна тайны, сколько в ней богатства и волшебства.

Литературную деятельность начал в 1923 г., опубликовав сказку «Путешествие красноголового воробья»

Читая сказки и рассказы Бианки, мы не только с интересом следим за развитием событий, но и каждый раз получаем точные научные сведения о природе.

- Посмотрите, перед вами книги написанные В. Бианки.

- какую книгу мы читали?

- о ком эта книга?

- Как объяснили, что такое календарь?

- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением, которое называется «Приключения Муравьишки».

- Как вы думаете, о чем будет это произведение?

- А предположите по жанру, это будет сказка или рассказ?

Рассказывают, что знают о Бианке.

Слушают биографию Бианки.

_ Синичкин календарь.

- Ответы детей.

Предположения детей.

Поиск решения учебной проблемы

(организовать деятельность по ОНЗ).

- Перед знакомством  с текстом, разберем значение и правильное произношение некоторых слов.

Жужелица

Жучок – блошачок

Шибче- быстрее, проворней,

Буравит воздух, как пуля

Ботва- стебли и листья картофеля.

 - А теперь вспомнили правила правильной посадки за партой.

- Слушаем В. Бианки «Приключения Муравьишки».

- О чем это произведение?

- По жанру это сказка или рассказ? Докажите.

Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

Читают слова, ставят ударения, значение.

- О муравье.

Доказывают свое мнение.

Первичное закреплении

(усвоение нового).

- Откроем учебник с. 107.

-Кто главный герой сказки?

- Перечислите, кто помог Муравьишке?

- Почему муравьишка оказался далеко от дома?

- Почему муравьишке нужно было вернуться домой до заката солнца? Прочитайте.

- Кто же первым пришел на помощь Муравьишке?

- Прочитайте этот отрывок.

- Кто следующий помог Муравьишке?

- Почему муравьишка чуть не укусил паука? 

- Прочитайте отрывок, как следующий герой жужелка помогает нашему герою?

-С кем автор сравнивает жужелицу? 

- Почему автор сравнивает жужелицу с конем? 

- Кто был следующим помощником Муравья?

- Прочитайте, как передвигался Жучок – Блошачок.

- Кто следующий помогал Муравьишке?

- Как помог кузнечик муравью?

-Почему кузнечик не стал везти муравьишку дальше? 

- Кто помог перебраться муравью через реку?

- Кто помог муравью оказаться опять на березе?

- Кто помог муравью с березы спуститься в муравейник?

- Прочитайте этот отрывок?

- Чем закончилась сказка?

- Почему?

- Вспомните, кого встретил Муравьишка?

- Скажите, так что же в сказке вымысел, а что правда.

Открывают учебник.

-Муравей.

- Гусеница-Землемер, Паук-Сенокосец,Жужелица, Жучок-Блошачок, , Водомер, Майский Хрущ, Гусеница-Листовёртка

-Муравьишка сидел на листке, дунул ветер и -сорвал листок с ветки.

- После захода солнца муравьи закрывают все ходы и выходы в муравейнике.

- Гусеница-Землемер

-Паук-Сенокосец

-Муравьишке надоела медленная езда.

-Автор сравнивает жужелицу с конем.

-Потому что у жужелицы ровные ноги.

- Жучок-Блошачок

 

-Кузнечик.

-Перенес через забор.

-Река широкая, кузнечику ее не перескочить.

-Водомер.

- Майский хрущ.

- Гусеница-Листовёртка.

- Муравей успел в муравейник.

- Муравей встретил хороших насекомых, которые ему помогли.

- Гусеница-Землемер, Паук-Сенокосец,Жужелица, Жучок-Блошачок, , Водомер, Майский Хрущ, Гусеница-Листовёртка

Ответы детей

Рефлексия

(соотнесение результатов

деятельности и поставленной цели)

- Какое произведение сегодня читали?

- Кто автор?

-О чем эта сказка?

- Понравилось ли вам сказка В. Бианки «Приключения муравьишки»?

- Что вас удивило?

- Что заинтересовало?

-На следующем уроке мы продолжим работу над этим произведением.

- Оценивание работы детей на уроке.

- Д.з. с.107- 114выразительное чтение, подготовить рисунок к сказке.

- Приключение муравьишки

- В. Бианки

Ответы детей

Ответы детей с обоснованием.

Ответы детей.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок окружающего мира и внеклассного чтения «Кто такие насекомые. В Бианки «Приключения Муравьишки».

Интегрированный урокОкружающего мира и внеклассного чтения Тема урока: «Кто такие насекомые». В.Бианки «Приключения Муравьишки». Тип урока: урок формирования первоначальных предметных ...

В. Бианки "Приключения муравьишки"

Во внеурочной деятельности "В мире книг" я предлагаю использовать презентацию для суперчитателей....

В.В.Бианки "Приключения Муравьишки"

Урок литературного чтения...

В. Бианки "Приключения Муравьишки"

Технологическая карта  и презентация к уроку литературного чтения...

Тест. В. Бианки "Приключения Муравьишки"

Тест по сказке В. Бианки "Приключения Муравьишки" 3 класс...

Презентация к урокам внеклассного чтения в 1 классе по теме: В.В. Бианки "Приключения Муравьишки"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16212802","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]] Ссылка для скачивания https://infourok.ru/prezenta...

Конспект урока по литературному чтению :"В. Бианки. Приключения Муравьишки. Правда и вымысел в сказке В. Бианки." 3 класс (УМК Перспектива)

Конспект урока по литературному чтению  "  В. Бианки " Путешествие Муравьишки" .Правда  и вымысел в сказке В.Бианки".            ...