РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Как хорошо уметь читать» (Курс проводится в рамках реализации регионального проекта PROчтение)
рабочая программа по чтению (2 класс)

Чернышова Ольга Ивановна
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Как хорошо уметь читать» составлена на основе авторской программы Щербаковой О.Н «Юный читатель»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._progr._kak_horosho_umet_chitat_1_kl._chesnokova.docx34.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

имени Героя Советского Союза Константина Григорьевича Мохова

р.п. Башмаково Пензенской области

«Рассмотрено»

на заседании МО

учителей начальных классов

МБОУСОШ №1

им. К.Г.Мохова

 р.п. Башмаково                          

Протокол №____

_____________

« Одобрено»

педагогическим советом

МБОУСОШ  № 1

им. К.Г.Мохова

 р.п. Башмаково

Протокол №____

________________

« Утверждаю»

Директор МБОУСОШ № 1

им. К.Г.Мохова

 р.п. Башмаково

__________/ Н.А. Кутырчева/                        

Приказ № ___

от  «       »  ________ 20__ г.    

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по         внеурочной деятельности

«Как хорошо уметь читать»

(Курс проводится в рамках реализации

регионального проекта PROчтение)

                                                               

                                           

                                       2018 – 2019 учебный год

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Как хорошо уметь читать» составлена на основе авторской программы Щербаковой О.Н «Юный читатель»

        Цель программы: развитие интереса и любви к книге, привлечение к систематическому чтению и  пользованию библиотекой.

Задачи программы:

дать широкое представление о многообразии литературы и способствовать расширению кругозора детей;

увлечь учащихся процессом чтения;

раскрыть творческие возможности ребенка как читателя;

способствовать более углубленному восприятию прочитанного материала и развитию интеллектуальных способностей и мышления ребенка;

повысить рейтинг книги в досуге школьников и стимулировать желание систематического общения с книгой;

формировать культуру чтения и навыки бережного обращения с книгой;

способствовать совместному творчеству детей и родителей.

Программа определяет мероприятия, которые познакомят первоклассников с хорошими и добрыми книгами, расскажут об их авторах, помогут развить интерес к познавательной литературе, развить творческую и познавательную активность, опираясь на их творческие возможности как читателей;

Содержание программы «Как хорошо уметь читать» является продолжением изучения смежных предметных областей (обучение грамоте, литературное чтение) в освоении навыка чтения.

Программа  знакомит  с произведениями, представляющие различные области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Основные разделы программы включают произведения, составляющие золотой фонд детской литературы. Большое внимание уделяется игровым заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность.

Место  предметаНастоящая программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю).

На занятиях  предусматриваются следующие формы организации деятельности:

чтение (громкое чтение по ролям);

беседа;

обсуждение;

видеопросмотры;

литературные игры;

викторины;

театрализация.

подготовка и защита проектов

Проведение занятий курса по программе предполагает следующий результат:

проявление устойчивого интереса к чтению книг;

расширение словарного запаса;

знание детских писателей и их произведений;

навыки драматизации литературных произведений;

развитие техники чтения.

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Универсальные учебные действия, развиваемые в ходе обучения:

личностные универсальные действия:

-использование приобретенных знаний в учении и повседневной жизни для исследования языковых явлений;

регулятивные универсальные действия:
– целеполагание – постановка учебной задачи;
– планирование хода рассуждений, составление плана художественного произведения;
– контроль правильности чтения, составления ответов-рассуждений;
– коррекция смысловых и речевых ошибок;

познавательные универсальные действия:
– применение общеучебных умений (анализ, сравнение, обобщение, классификация) для установления языковых закономерностей;
– классифицирование художественных произведений по заданному основанию;
– анализ предложенного текста;
– синтез – составление целого текста из частей;
– построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
– смысловое чтение – как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
– установление причинно-следственных связей;
– построение логической цепи рассуждений;
– самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера;

коммуникативные учебные действия:
– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
– постановка вопросов для поиска и сбора информации;
– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников.

II. Содержание  курса  «Как хорошо уметь читать!»

        Первый год обучения направлен на развитие интереса начинающего обучения школьника к чтению, расширению  круга его интересов. Знакомство с произведениями фольклора, русской и зарубежной классики, современной, отечественной и зарубежной литературы

1.Введение. 2ч.

1. Рассказ о содержании курса. Загадки о книгах. Встреча со сказочными и литературными героями.

2. Знакомство с сельской библиотекой (экскурсия).

Знакомство с сельской библиотекой. Роль и значение библиотеки. Понятие «абонемент», «читальный зал». Правила пользования библиотекой. Знакомство с энциклопедиями, народными сказками и короткими рассказами.

II Зачем нужно читать?

1. Приемы работы с книгой. Рассказать, для чего нужно читать книгу. Вызвать интерес к чтению. Добиться у детей   желания читать вдумчиво, при чтении быть наблюдательным ведь чтение — это труд и читать надо внимательно и добросовестно.

2. Экскурсия в школьную библиотеку. Библиотечный фонд. Расстановка книг на полках. Особенности школьной библиотеки. Запись в библиотеку читающих детей.

IiI Сказки А.С.Пушкина.

1. .Знакомство с биографией поэта. Выставка книг.

2.Сказка о попе и его работнике Балде.

Обсуждение. Викторина. Громкое чтение.

Видеопросмотр мультфильма

3.Сказка о царе Салтане

Обсуждение. Викторина. Громкое чтение.

Видеопросмотр фрагмента сказки.

4.Сказка о золотом петушке.

Обсуждение. Викторина. Громкое чтение

Видеопросмотр мультфильма.

5.Сказка о рыбаке и рыбке

Обсуждение. Литературная  викторина.

Видеопросмотр

6.Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.

Обсуждение. Викторина. Громкое чтение.

Видеопросмотр

IV. Сказки русских писателей.

1. Краткое знакомство с биографией писателя К. И. Чуковского.

Стихи.

2. Чуковский К.И. «Муха-цокотуха», «Путаница»

Громкое чтение читающими детьми.

Обсуждение. Игровая викторина.

Видеопросмотр детского спектакля.

3. Чуковский К.И. «Мойдодыр», «Краденое солнце»

Громкое чтение читающими детьми.

Обсуждение. Игровая викторина.

4.Маршак С.Я. Биография писателя. Стихи.

Обсуждение. Викторина. Громкое чтение. Выставка книг.

Слушание аудиозаписи чтения стихов Маршака.

5. Маршак С.Я «Сказка о глупом мышонке»

Знакомство со сказкой.

Инсценировка фрагмента

6.Михалков С.В. Биография. Стихи,

Обсуждение. Викторина. Громкое чтение.

7. Михалков С.В.«Дядя Стёпа»

Обсуждение. Викторина. Громкое чтение.

Просмотр мультфильма.

8.Барто А.Л. Биография. Стихи.

Обсуждение. Викторина. Громкое чтение

Видеопросмотр.

9.Носов Н.Н. Биография. Рассказы

Обсуждение. Игровая викторина.

Видеопросмотр отрывка фильма.

10.Драгунский В.Ю. Денискины рассказы.

Обсуждение. Викторина.

Видеопросмотр.

V. Сказки зарубежных писателей

1.Андерсен Г.Х. Биография. Дюймовочка

Обсуждение. Литературная викторина.

Видеопросмотр. Выставка книг.

2.Перро Ш.. Биография. Золушка.

Обсуждение. Викторина.

Видеопросмотр.

3. Перро Ш.. Кот в сапогах

Обсуждение. Викторина. Громкое чтение.

Видеопросмотр. Выставка книг.

4.Бр.Грим Биография. Бременские музыканты

Обсуждение. Игровая  викторина. Выставка книг.

Видеопросмотр. Сравнение мультфильма и сказки.

VI. Братья наши меньшие.

1.Бианки В.В Биография.«Чей нос лучше?»

Обсуждение. Викторина с библиотекарем. Громкое чтение.

2.Бианки В.В «Как муравьишка домой спешил»,

«Лис и мышонок»

Обсуждение. Громкое чтение.

Инсценировка. Видеопросмотр мультфильма.

3.Сладков Н.И. Лесные сказки

Обсуждение. Викторина. Громкое чтение.

4. Сладков Н.И. Лесные сказки

Инсценировка коротких диалогов.

5.Паустовский К.Г.Биография. «Похождения жука-носорога»

Слушание и чтение фрагментов. Обсуждение. Викторина.

6. Паустовский К.Г. «Квакша»

Слушание сказки в записи. Обсуждение..

VII. Детские журналы

Знакомство с детскими журналами. Выставка журналов.

1. Журнал «Непоседа»

Знакомство с рубриками журнала. Отгадывание ребусов. Громкое чтение.

2. Журнал «Отчего и почему?»

Знакомство с рубриками журнала. Громкое чтение. Знакомство с творчеством

современных писателей.

3. Журнал «Весёлый урок»

Знакомство с рубриками журнала. Громкое чтение. Отгадывание ребусов.

4. Журнал «Мурзилка»

Знакомство с рубриками журнала. Громкое чтение. Отгадывание ребусов.

 Тематическое планирование  (1 класс - 33 часа)

№ п/п

Название разделов и тем

Количество часов

I

Введение

2

1

Рассказ о содержании курса.

1

2

Знакомство со школьной библиотекой

1

II

Зачем нужно читать?

2

3

Приемы работы с книгой.

1

4

Приемы работы с книгой.

1

III

Сказки А.С.Пушкина:

6

5

Знакомство с биографией поэта.

1

6

Сказка о попе и его работнике Балде

1

7

Сказка о царе Салтане

1

8

Сказка о золотом петушке

1

9

Сказка о рыбаке и рыбке

1

10

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях

1

IV

Сказки русских писателей:

9

11

Краткое знакомство с биографией писателя К. И. Чуковского. Чуковский К.И. Стихи. «Муха-цокотуха», «Путаница», «Мойдодыр», «Краденое солнце» Проектная деятельность

1

12

Маршак С.Я. Биография писателя. Стихи.

«Сказка о глупом мышонке»

1

13-14

Михалков С.В. Биография. Стихи, «Дядя Стёпа»

2

15

Барто А.Л. Биография. Стихи.

1

16-17

Носов Н.Н. Биография. Рассказы

2

18-19

Драгунский В.Ю. Денискины рассказы.

2

V

Сказки зарубежных писателей

4

20

Андерсен Г.Х. Дюймовочка

1

21

Перро Ш. Золушка

1

22

Перро Ш. Кот в сапогах

1

23

Бр.Гримм Бременские музыканты

Защита своих проектов

1

VI

Братья наши меньшие:

6

24-25

Бианки В.В.«Чей нос лучше?», «Как муравьишка домой спешил», «Лис и мышонок»

2

26-27

Сладков Н.И. Лесные сказки

2

28

Паустовский К.Г. «Похождения жука-носорога»,

«Квакша»

1

29

Защита своих проектов

1

VII

Детские журналы

4

30

Журнал «Непоседа»

1

31

Журнал «Отчего и почему»

1

32

Журналы «Весёлый урок», «Мурзилка»

1

33

Защита своих проектов

1

                Список литературы

Для учителя

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] /[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).

Кашурникова, Т.М. Чудо, имя которому — книга[Текст].-М.: Школьная библиотека, 2006.-104с.

Бражников А.И. Интеллектуальные игры как способ привлечения детей к чтению[Текст]А.И. Бражников; общ. Ред. И послесл. О.Громовой.-М.: Чистые пруды, 2006.-32с.-(Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе». Вып.6(12)).

Дети и книга: Простые приемы привлечения к чтению[Текст]/под ред.О. Громовой.-М.: Чистые пруды, 2007.-(Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе».Вып.6(18)).

Кузьменкова Е. Воспитание будущего читателя: Литературно-художественное развитие детей 3-5 лет [Текст]/Е. Кузьменкова, Г. Рысина.-М.: Чистые пруды, 2005.-32с.-(Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьное образование». Вып.4).

Гин С.И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителя начальной школы. – М.: Вита-Пресс, 2001.

Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя/Сост. В.Волина. – М.: Просвещение, 1991.

Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987..

Родари Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978.

Светловская Н.П., Пичеоол Т.С. Обучение детей чтению: Практическая методика: учебн..пособие для студ. Пед. Вузов. – М. Издательский центр «Академия», 2001.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Как хорошо уметь читать"

Рабочая программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Как хорошо уметь читать» для 1-4 классов. Базовый уровень...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Как хорошо уметь читать" 1-4 классы

Разработана программа по курсу внеурочной деятельности "Как хорошо уметь читать" 1-4 классы...

Рабочая программа внеурочной деятельности"Как хорошо уметь читать"

Программа составлена для учащихся 1-4 классовМБОУ"Тарбагатайская сош"...

Рабочая программа внеурочной деятельности"Как хорошо уметь читать"

Программа составлена для учащихся 1-4 классовМБОУ"Тарбагатайская сош"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ» (общекультурное направление) ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ»(общекультурное  направление)ДЛЯ  1 КЛАССАНА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Как хорошо уметь читать"

Рабочая программа "Как хорошо уметь читать" реализует художественную направленность во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО второго поколения и тесно связана с предметом "Л...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Как хорошо уметь читать» для 1-4 классов

Направление: духовно-нравственное.Цели:нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание;развитие у учащихся эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному фо...