Разработка урока по литературному чтению во 2 классе Э. Успенский " Весёлые рассказы для детей. "Чебурашка"
методическая разработка по чтению (2 класс)

Людмила Васильевна Егорова

Урок открытия новых знаний спланирован в соответствии с требованиями ФГОС, формирует нравственные представления, учит сопереживать героям, не похожим на других, создаёт условия для формирования читательской грамотности и творческого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка46.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения "Весёлые рассказы Э. Успенского для детей. "Чебурашка" 2 класс.

Учитель: Егорова Людмила Васильевна.

Тип урока по целеполаганию: открытие новых знаний.

УМК : "Школа России".

Оборудование: слайд-презентация о творчестве Э. Успенского, учебник  Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. и др. “Родная речь”, 2 класс, раздаточный материал, листы достижений, аудиозапись "Песенка Чебурашки", толковый словарь, реквизит для инсценирования сказки.

Цели, задачи: познакомить с жизнью и творчеством Э. Н. Успенского и отрывком из его произведения "Крокодил Гена и его друзья", формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ, осмысление мотивов поступков героев  произведения;

развивать у учащихся способность воспринимать юмористические  произведения, эмоционально откликаться на прочитанное, сопереживать героям, непохожим на других; создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Планируемые результаты.

Предметные: совершенствовать технику смыслового безошибочного чтения, понимать особенности юмористического произведения, размышлять о характерах и поступках героев, самостоятельно готовить план пересказа; развивать опыт творческой деятельности через подготовку сценария спектакля по произведению и импровизацию, делиться информацией полученной при работе в паре, группе, с классом.

Личностные:

1. Развитие позитивной учебной мотивации.
2. Уважение чужого мнения и права на ошибку.
3. Формирование умения адекватно определять свою активность и участие в групповом процессе.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД:

1. Добывать новые знания в учебнике, энциклопедиях, презентации.

2. Объяснять смысл отдельных слов и словосочетаний в тексте, в т. ч. с помощью словаря. 3. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные УУД:

1. Обнаруживать и формулировать учебную проблему с помощью учителя.

2. Работать по предложенному плану, в т.ч. используя необходимые средства (учебник, словарь).

3. Решать проблемы творческого и поискового характера.

4. Организовывать взаимоконтроль, оценивать достижения.

Коммуникативные УУД:

1. Высказывать свои мысли, мнение в беседе,  в ходе выполнения заданий в паре, группе.

2. Распределять роли, работать в  разных ролях, вырабатывать и принимать коллективные решения.

3. Работать сообща, уметь договариваться, радоваться успеху других, формировать основы оптимистического восприятия мира.

Формы работы:

индивидуальная, дифференцированная, групповая , в парах.  

Используемые современные технологии: проблемного и дифференцированного обучения, здоровьесберегающие, ИКТ.

Используемые активные методы обучения: исследовательский, проблемный,  деятельностный (самостоятельная работы, в группах, парах).

Ход урока.

1. Организационный момент.

Упражнение на расслабление

- Глубокий вдох, выдох. Опустили головку вниз. Рисуем подбородком улыбочку вправо-влево.

11. Мотивация к учебной деятельности и целеполагание.

Слайд 1.

1. Речевая разминка"Скороговорка"

Чижи, ужи, ежи, стрижи,

Жирафы, мыши и моржи,

Шиповник, шины, камыши,

Машины и карандаши.

- Читаем, чётко проговаривая, с ускорением.

Повторите первые 2 строчки. Как можно сказать одним словом?

(Животные)

- Это первая подсказка к теме урока.

2. Работа над выразительным чтением.

Слайд 2.

- Прочитайте стихотворение Сергея Погореловского сначала медленно и вдумчиво.

Бездельники и понедельники.

Все лодыри-бездельники

Не терпят понедельники.

Неделя начинается с работы и забот.

Желанье всех бездельников-

Пожить без понедельников,

С одними воскресеньями

Неделю напролёт.

- Почему лодыри не терпят понедельники?  (Ответы детей)

- Прочитаем стихотворение с разной интонацией: радостно, печально, со страхом,

поучительно, лениво.

- Как вы учились передавать свои чувства?  (с помощью выразительного чтения стихотворения)

3. Упражнение на внимание "Девиз урока"

Работа в парах. Задание в трёх вариантах.

- Отгадайте девиз нашего урока и вторую подсказку к теме урока.

а) Код. Разделить текст на слова.

Пустьгероисказокдарятнамтеплоп

устьдобронавекипобеждаетзло

б) Код. Прочитать справа налево.

  олзтеаджебопикеванорбодьтсуп

  олпетмантярадкозаксиорегьтсуп

 

в) Код: Вставить пропущенные слова.

Пусть герои  (чего?)___________   дарят нам  (что?)______________

 Пусть (что?)______________  навеки побеждает (что?)___________!

Вывод. Девиз урока:

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло.

- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? Каким вы хотите видеть наш урок?

- Что для этого нужно?

Вывод. Успешный урок получится, благодаря нашим совместным усилиям!

- Какие основные правила чтения мы будем соблюдать на уроке?

(Читать громко, безошибочно, выразительно, понимать прочитанное)

- Что будем развивать?

(Внимание, память, мышление, воображение)

- Для чего? (Высказывания детей)

- В оценочной карте будем отмечать свои достижения.

 (На данном этапе урока происходит вовлечение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Формируются личностные УУД.)

 III. Актуализация знаний.  Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос "Мозговая атака".

- С какой темой познакомились на прошлом уроке? (И в шутку, и всерьез.) 
-  Произведения  какого автора читали?
(Б. В. Заходера)
- Что знаете о писателе?
(Он- поэт, прозаик, переводчик.)
- Какие стихотворения писал Б. Заходер?
(Весёлые, забавные, смешные, поучительные)

На доске постепенно появляются подсказки с этапов урока для определения темы    

животные

герои сказок

добро побеждает

весёлые, забавные, смешные

2. Работа с загадкой, песенками.

Он и весел, и не злобен,
Пухлый, милый чудачок,
Вместе с ним хозяин Робин
И  приятель Пятачок.
(
Винни- Пух).

- Кто сочинил песенки для Винни- Пуха? (Алан Милн)
- Кто научил Винни- Пуха и его друзей разговаривать по- русски?
(Б. Заходер)

3.  Озвучивание мультфильма про Винни- Пуха под видео без звука.

Слайд 3

- Давайте расскажем наизусть песенки (Ворчалки, Шумелки, Сопелки, Пыхтелки) выразительно, с хорошим настроением.

(Развитие личностных и познавательных УУД)

IV. Изучение нового материала

1. Определение темы урока. Игра "Шифровальщики"  

- Последняя подсказка темы урока зашифрована. Отгадайте по коду, запишите ответ.

 

1

2

3

4

1

а

о

е

у

2

н

Ч

и

р

3

д

щ

к

в

4

ш

с

б

м

2, 2

3, 1

3, 4

4, 1

4, 2

1, 1

1, 4

3, 3

1, 1

 

Отгадка: Чебурашка

- Кто уже встречался с этим необычным героем?  Кто назовёт автора ?

 - Попробуйте сформулировать тему урока.

( Весёлые рассказы Эдуарда  Успенского. "Чебурашка")

2.  Моделирование проблемной ситуация, постановка целей урока.

- Легко ли живётся людям,  животным, непохожим на других? Почему?

- О чём мы сможем поразмышлять сегодня?  Чему научиться? 

- Какую цель вы хотите поставить себе на уроке?

- Постарайтесь достичь её к концу урока. Желаю успеха!

(Определяют и формулируют цель деятельности, составляют план действий по решению проблемы, осуществляют действия по реализации плана. Формируются регулятивные УУД.)

3.  Работа с информацией о жизни и творчестве писателя.

Слайд 4.

Рассматривание иллюстраций  и чтение названий известных и любимых детьми произведений  Э. Н. Успенского. Работа с информацией о писателе.

(работа в парах с текстами)

Инструкция для 1 и 2 варианта. Прочитать текст, подчеркнуть наиболее важную информацию о писателе, поделиться с классом.

1 вариант

Знакомство с творчеством Эдуарда Николаевича Успенского.

Многожанровый писатель. Писал сказки, детективы, фантастические повести, пьесы, стихи, сценарии мульт- и кинофильмов, радиопостановок, делал переводы, сочинял комиксы.

Произведения Эдуарда Николаевича Успенского переведены на 25 языков. Книги выходят в Голландии, Финляндии, Японии, Франции, США. В 2010 году присуждена премия  имени Корнея Чуковского.

2 вариант

 

Поэт, детский прозаик, драматург, сценарист.

Эдуард Успенский родился 22 декабря 1937 года  в Егорьевске Московской

области в семье служащих.

В старших классах был вожатым у малышей. Всегда являлся  заводилой, организатором.

       Учился  в Московском   авиационном  институте, получил  профессию  инженера. Работал в конструкторском бюро, затем ушёл в литературу.

Известность писателю принесла повесть "Крокодил Гена и его друзья", которая была впервые опубликована в 1966 году. С тех пор Успенский написал много стихотворений, веселых, озорных, во многом поучительных. А циклы его произведений о Крокодиле Гене и Чебурашке, о событиях в Простоквашино, о Вере и Анфисе послужили основой для создания мультфильмов, которые дети смотрят с большим интересом.

      Э. Н. Успенский  писал для популярных детских передач "АБВГДейка",  "Радионяня".

3 вариант 

        Инструкция. Прочитать текст в паре. Объяснить название. Выбрать правильное утверждение из предложенных. Поделиться информацией с классом.

 

Почему Чебурашке дали такое странное  имя?

Однажды в Одесском порту, о котором автор писал сценарий для кино, он увидел в ящике с бананами огромного хамелеона. Это запомнилось. Позже, когда стал писать повесть о крокодиле Гене и его друзьях, Успенскому захотелось ввести в повесть какого-нибудь уютного, но незнакомого зверька.

          В конце концов, вспомнив хамелеона в порту, он поместил своего героя в ящик из-под апельсинов. А имя этому неизвестному науке зверьку помогли придумать приятели, звавшие свою дочку Чебурашкой из-за её неуклюжих падений.

           Девочка давно уже выросла, а мохнатый непоседа Чебурашка стал любимцем миллионов детей в разных странах мира.

- Кто же такой Чебурашка?

1. Чебурашка – вид обезьянок, живущих в лесах Амазонки.

2. Чебурашка – сказочный герой, существо с огромными ушами, большими глазами и коричневой шерстью, ходящее на задних лапах. (Ответы детей)

Рассматривание слайдов "Памятники Чебурашке"

5. Проверка самостоятельной работы в парах. Обмен полученной информацией с одноклассниками.

6. Предварительное чтение и словарно-лексическая работа с трудными словами. (Предупреждение ошибок при чтении.)

Слайд 5

- Прочитайте слова по слогам, затем целыми словами:

Тро-пи-чес-ком гип-по-по-там, от-пра-вил-ся, а-пель-си-на-ми. пе-ре-дви-гать-ся, соб-ствен-но-го.

-Читайте целыми словами:

Груз- погрузили, фрукт- фруктовый, брак- бракованную, город- городской.

Работа со словарем.    

- Найдите значение слова – "чебурахнуться".

– Какие слова вам не понятны? Выясним их смысл.  (УУД регулятивные, контроль, умение работать со словарём)

Слайд 6.

Гиппопотам- крупное травоядное, млекопитающее.

Тропический лес- лес в жарком поясе земного шара.

Каюта- помещение на корабле. 

Уценённые товары- товары, которые стоят меньше прежней стоимости.

Телефонная будка- будка с телефоном автоматом.

V. Знакомство с новым произведением. Первичное чтение текста.

1. Чтение "цепочкой" сильными учащимися с.139-142  учебника

2.  Работа с тестом. 

(Развитие смыслового чтения. Приём "Круговое чтение". Дети “жужжат” 1 минуту, самостоятельно отвечают на вопросы теста, читают повторно, ускоренно, отвечают на следующие вопросы, читают в 3 раз, заканчивают тест.)

Слайд 7.

Тест "Внимательные читатели".

1. Где жил Чебурашка?

а)  в будке,  б) дома,  в)  в тропическом лесу

2. Кто даёт имена зверям?

а) придумывают сами,   б) люди,   в) другие звери

3. Чебурашка забрался в ящик

а) с картошкой,   б) с апельсинами,  в) с одеждой

4. Сколько апельсинов он съел за завтрак?

а) 2,   б) 1,   в) 5

5. Куда погрузили апельсины с Чебурашкой?

а) на машину,   б) на корабль,    в) на вертолёт

Слайд 8.

Электронная физкультминутка для глаз.

(Здоровьесбережение: предупреждение утомляемости, снятие напряжения глаз)

Продолжение работы с текстом и тестом.

6. Где оказались ящики после долгого плавания?

а) в продовольственном магазине,  б) на рынке, в) во фруктовом магазине  

7. Почему Чебурашка не мог сидеть на столе и стуле?

а) затекли лапы,  б) его укачало,  в) хотел играть

8. Кто назвал его Чебурашкой?

а) мама с папой,  б) сотрудник зоопарка, в) директор магазина

1

2

3

4

5

6

7

8

итог

 3. Самопроверка (результаты теста появляются на слайде) 

1

2

3

4

5

6

7

8

итог

в

б

б

а

б

в

а

в

Слайд 9.

Музыкальная физкульминутка.

 (Дети придумывают движения герою под мелодию "Песенка Чебурашки")

VI. Закрепление нового материала.

(Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности)

1. Работа в группах.

Правила работы в группе.

  1. Помогать друг другу.
  2. Работать сообща.
  3. Уметь договариваться.
  4. Уметь радоваться вместе с друзьями.

1 группа

Задание.  Составить план рассказа по вопросам учебника с. 142-143 задания 1, 2.

  • Как у забавного зверька появилось имя?
  • Что оно означает?
  • Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?
  • Как он оказался в магазине уценённых товаров?
  • Где жил Чебурашка?
  • Ваше отношение к герою? Самостоятельно придумайте дополнительные вопросы, которые помогут пересказать сказку.

2 группа

Задание.  Распределите роли: автор, Чебурашка , директор магазина.

Подготовьте выразительное чтение отрывка по ролям (с. 140- 141 со слов "Ящики долго плавали" до слов "Но в зоопарк Чебурашку не приняли").

3 группа

Задание.  Используя текст произведения, подготовить ответы на вопросы:

  • Как Чебурашка получил такое странное имя?
  • Подтвердите, что герою грустно и одиноко без друзей.
  • Докажите, что жизнь Чебурашки изменилась в лучшую сторону.

4 группа (работа у доски с реквизитом)

Задание. Подготовьте устный сценарий. Продумайте характеры героев, их реплики. С какой интонацией будут говорить участники спектакля? Импровизируйте перед классом.

5 группа

Задание. Написать синквейн.

  1 строчка – одно существительное. Тема.

  2 строчка – два прилагательных. Описание темы.                            

  3 строчка – три глагола. Действия, относящиеся к теме.

  4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает  отношение автора к теме. 

  5 строчка одно слово – синоним,  обычно существительное.

1 существительное

кто?

Чебурашка

2 прилагательных

какой?

3 глагола

что делал?

Предложение из 4 слов

Слово- синоним

кто?

Слова для справок: добрый, робкий, застенчивый, неуклюжий, непохожий на других, особенный, покладистый, скромный, искренний, заботливый, сердечный, мягкий, милый.

 Предположительные синквейны.

Чебурашка

Забавный,  добродушный

Объедается, путешествует,  чебурахается

Совершенно неизвестный науке зверь.

Милашка

Чебурашка

Наивный, обаятельный

Чебурахается, стесняется, соглашается

Трудно быть особенным зверьком.

Доброта.

Чебурашка

Добрый, забавный

Играл, дружил, помогал

Чебурашка- лучший друг Гены.

Друг

Чебурашка

Добрый, сказочный

Путешествует, мечтает, переживает

Всем детям дарит радость.

Друг.

Чебурашка

Необыкновенный, мягкий

Теряется, чебурахается, ищет

Был странной игрушкой безымянной

Радость

2. Презентация групповых работ перед классом.

Взаимооценивание команд (стикерами на доске)

VII. Рефлексия.

Слайд 10.

-  Вспомним. какие вы поставили перед собой в начале урока. Оцените свои достижения. используя незаконченные предложения.
- На сегодняшнем уроке я узнал …
- На уроке мне особенно удалось …
- Мне еще необходимо поработать над …

(Соотносят результат своей деятельности с целью. Самооценка  достижений. Формируются регулятивные УУД, ценностное отношение к жизни.)

VIII. Итог урока.

- Над каким произведением работали на уроке?

- Назовите основную мысль произведения: о чём хотел сказать читателю Э. Н. Успенский? (Трудно жить одному. Хорошо, когда рядом есть верные друзья.)

- Посоветуйте, как найти друзей, если ты- необычный.

Выставление оценок.

Объясняют смысл своих оценок (самооценка), соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают её. Формируются личностные, регулятивные, коммуникативные УУД.

IХ. Домашнее задание (дифференцированное)

Слайд 11.

1 группа. Читать стр. 139 - 144 учебника, нарисовать иллюстрацию к отрывку.

2 группа. Найти в тексте отрывок, соответствующий иллюстрации с. 143, подготовить выразительное чтение в лицах.

3 группа. Подготовить краткий пересказ  по самостоятельно составленному плану.

4 группа. Посетить городскую библиотеку. Получить больше информации о героях, прочитав книгу "Крокодил Гена и его друзья". Выступить с сообщением перед классом.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Лист достижений.

Фамилия, имя_________________________   Класс__________

Инструкция. Отмечать в квадрате баллами в течение урока успехи в выполнении заданий. В конце урока подвести итог своей деятельности и деятельности одноклассников.

1. Кто первый?            

2. Станция "Театральная". Выразительное чтение стихотворения "Бездельники и понедельники".  

3. Станция "Домашняя".

1

2

3

4

5

6

чтение наизусть

итого

4. Станция "Угадай-ка".

1

2

3

4

5

6

7

8

9

итого

 

5. Станция "Авторская".

6. Станция "Словарная".

7. Станция "Внимательные читатели".

1

2

3

4

5

6

7

8

итого

8. Станция "Странная".

9. Станция "Песенная".

10. Станция "Коллективная".

Работа в группах.  

(Критерии: оценивает класс, после презентации группами своих работ)

1 группа.   Составление плана рассказа по вопросам учебника.

2 группа.  Выразительное чтение отрывка в лицах.

3 группа.  Работа с текстом произведения, подготовка ответов на вопросы.

4 группа.  Самостоятельная подготовка сценария спектакля по произведению. Импровизация перед классом.

5 группа. Синквейн на тему "Чебурашка"

11. Станция "Итоговая".

Общий балл-

Моё настроение: выбрать рисунок и закрасить.

Многообразие видов работ на уроке.

1. Девиз урока- работа в паре.

2. Скороговорка- хоровое чтение.

3..Работа над выразительным чтением стихотворения "Бездельники

и понедельники"- хоровое чтение и индивидуальная работа.

4. Проверка домашнего задания- фронтальный опрос по теме "Стихи Заходера"

и индивидуальный- чтение наизусть, озвучивание мультфильма.

5. Определение темы урока- работа в парах.

6. Знакомство с автором и творчеством- работа в парах.

7. Подготовка к чтению, словарная работа- хоровое чтение и фронтальный опрос.

8. Проверка восприятия. Тест "Внимательные читатели"- индивидуальный опрос.

9. Музыкальная физкультминутка- коллективная работа.

10. Подготовка ответов на вопросы по тексту, чтение по ролям, составление плана, спектакль- импровизация, написание синквейна- работа в группах.

11. Домашнее задание- дифференцированная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по литературному чтению 3 класс

Тема урока.  В. ДРАГУНСКИЙ  «ДРУГ ДЕТСТВА»...

Разработка урока по литературному чтению ( 2 класс). Тема урока: В.В.Бианки «Сова»

Разработка урока по литературному чтению ( 2 класс). Тема урока: В.В.Бианки «Сова»...

Разработка урока по литературному чтению 2 класс. Тема урока: «Полна богатырями Земля Русская».

Цели урока:  Сформировать целостное представление о фольклоре как о культурном наследии народа.   Развивать творческие способности детей. Расширять представления детей о былинах, как о...

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин  «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Э.Успенский "Чебурашка""

Тема урока: «Э. Успенский «Чебурашка»»Тип урока: урок «открытие нового знания»Цель урока: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Э. Успенским и с про...