Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: А.П. Платонов "Цветок на земле". УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Засько Юлия Валерьевна

Цели деятельности учителя: формирование навыка анализа и восприятия фрагмента произведения, навыка прогнозирования сюжета по отдельным частям произведения А.П. Платонова «Цветок на земле» в процессе смены видов учебной деятельности;

развитие навыка грамотной устной речи учащихся, ее обогащения за счет словарной работы и глубокого проникновения в значение слова; навыка смыслового и беглого чтения, умение работать с текстом.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать: сюжет произведения А.П. Платонова «Цветок на земле»

уметь:работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять главную мысль текста.

Личностные:

- уметь формировать любовь к чтению, познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: УМК «Школа России»Л.Ф. Климанова. Литературное чтение. 3 класс. Часть 2. – М. Просвещение, 2012., презентация, распечатки для самостоятельной работы, портрет А.П. Платонова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл а.п. платонов цветок на земле29.36 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 09.04.20                                                                                                                                                ФИО студента: Засько Ю. В.

Школа: МОУ «Подовинновская СОШ»                                                                                                        ФИО учителя: Засько Е.В.

Класс: 3                                                                                                                        ФИО руководителя практики: Кошкарова Л.С.

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: А.П. Платонов «Цветок на земле»

Цели деятельности учителя: формирование навыка анализа и восприятия фрагмента произведения, навыка прогнозирования сюжета по отдельным частям произведения А.П. Платонова «Цветок на земле» в процессе смены видов учебной деятельности;

развитие навыка грамотной устной речи учащихся, ее обогащения за счет словарной работы и глубокого проникновения в значение слова; навыка смыслового и беглого чтения, умение работать с текстом.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать: сюжет произведения А.П. Платонова «Цветок на земле»

уметь:работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять главную мысль текста.

Личностные:

- уметь формировать любовь к чтению, познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: УМК «Школа России»Л.Ф. Климанова. Литературное чтение. 3 класс. Часть 2. – М. Просвещение, 2012., презентация, распечатки для самостоятельной работы, портрет А.П. Платонова.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Планируемые результаты (УУД)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя.

1 мин.

- Быстренько проверь, дружок:
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “пять”!

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Р: формулировать учебную задачу урока, сохранять на протяжении урока.

2.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: слово учителя, учебный диалог.

Наглядный: учебная презентация.

5 мин.

Проверка домашнего задания

- Домашним заданием было составить по произведениям Б. Шергина рассказ о бабушке. Написать о ней синквейн.

-Прочитайте отрывок из стихотворения А. Шибаева.

Всему название дано
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И всё, что может видеть глаз
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами.
Они слышны и здесь, и там,
На улице и дома:
Одно давно привычно нам,
Другое – незнакомо...

-Как бы вы озаглавили это стихотворение?

-У автора оно называется «Слова, слова, слова».

-Как вы понимаете слово «безымянных»?

-Прочитайте с ускорением. С замедлением, с грустью, сердито, весело, выразительно.

Отвечают домашнее задание.

Читают отрывок из стихотворения.

-без имен, без названия.

П: воспитание интереса к чтению, как средству получения информации и удовлетворения личных познавательных и эстетических запросов, а также интереса к книге (учебной, художественной, справочной).

3.Постановка учебной задачи

Словесный: слово учителя, учебный диалог.

Наглядный: учебная презентация.

3 мин.

-Чтобы понять, какая тема урока, отгадайте что написано на слайде.

ЕЛМЕЗАНКОТЕВЦ

-Как вы думаете, кто автор рассказа?

-Как вы понимаете название?

-О чем рассказ?

-Какая тема нашего урока?

- Какие цели поставим на урок?

Отвечают на вопросы.

-цветок на земле.

-Андрей Платонович Платонов.

-высказывают свои предположения.

-А.П. Платонов «Цветок на земле».

-Познакомиться с биографией А.П. Платонова, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения.

Р: формулировать учебную задачу урока, сохранять на протяжении урока.

Л: понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач; самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений.

4.Открытие нового знания

Словесный: слово учителя, учебный диалог.

Наглядный: учебная презентация.

Практический:

работа с учебником.

15 мин.

1 мин.

Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) родился 1 сентября 1899 года в Ямской Слободе, предместье Воронежа.

Его отец был паровозный машинист. С 1906 по 1914 г. Андрей учился в церковно-приходской школе и городском училище.

Как старший в семье из 11 детей, с 14 лет начал работать. В 1919 начал писать стихи и прозу.

Платонов унаследовал от отца любовь к технике и “потной работе”, преклонение перед поэзией паровозов и иных машин и мастерством человека - рукодельца, от матери, “дочери часового мастера”, глубоко верующей женщины, - понимание души русского православного люда, высокий идеализм христианского мироотношения. С 1939 года стал писать для детей. Среди них сборник рассказов “Июльская гроза” (1940), в который вошли “Ещё – мама”, “Железная старуха”, “Сухой хлеб”, “Неизвестный цветок”, “Цветок на земле”, “Солдатское сердце” и т.д. С октября 1942 года и до конца войны Платонов – фронтовой корреспондент газеты “Красная звезда”. Работать Андрей Платонович не переставал до конца. Он скончался 5 января 1951 года в Москве.

-Что вам запомнилось о А.А. Платонове?

Задание для дистанционного обучения

Подготовительная работа перед чтением

(Чтение по слогам)

Про-сы-па-ет-ся

Рав-но-душ-но

Де-ре-вян-но-го

Жал-конь-кий

Под-ка-ра-у-лить

Не-по-нят-ли-вый

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Нынче – теперь, сейчас.

Уморились – устали.

Глаза смежать – закрывать.

Осерчать – рассердиться.

– Как вы понимаете выражение «глаза смотрели равнодушно»?

– Как вы понимаете строчки: «Без трех девяносто, без трех первый десяток»?Объясните.

– О чем эта строчка «Руки много земли испахали»?

– Каким словом можно заменить «испахали», «трудились»?

– О чем эта строчка«Белый свет пытать»?

– Как вы понимаете смысл слова «пытать?»

-  Сегодня мы ознакомимся с рассказом А.П. Платонова “Цветок на земле”. Как вы понимаете название?

-  О чём, по-вашему,  рассказ?

-  Кто герои рассказа?

-  Какие могут быть события в рассказе с таким названием?

Динамическая пауза

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку.

Глубоко теперь вдохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

И читать, друзья, начните.

-Сейчас мы будем читать текст по предложениям по цепочке.

- От чего у деда глаза слабые стали?

- Посмотрите внимательно на текст на следующей странице. Как называется такой вид текста?

Слушают биографию автора.

-отвечают на вопрос.

Читают по слогам.

-без интереса.

-87 лет – деду, 7 лет Афоне.

-трудолюбивый человек.

-дед – труженик, много работал.

-Афоня и дед пошли познавать свет, узнавать про все.

-познавать, изучать.

Читают текст.

-диалог.

П:воспитание интереса к чтению, как средству получения информации и удовлетворения личных познавательных и эстетических запросов, а также интереса к книге (учебной, художественной, справочной).

К: участвовать в диалоге с товарищами, обсуждать различные идеи и мнения, бесконфликтно дискутировать, отрабатывать навык оформления собственных мыслей в устной и письменной форме. Слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников (воспринимать произведение, отвечать на вопросы по содержанию произведения); умение отвечать на вопросы по содержанию произведения.

К: слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников (воспринимать произведение, отвечать на вопросы по содержанию произведения); умение отвечать на вопросы по содержанию произведения.

5.Первичное закрепление во внешней речи

Практический:

работа с учебником.

5 мин.

-Теперь давайте прочитаем текст по ролям.

- Зачем Афоня остановил часы?

- Зачем же пошли дед с внуком наружу из избы?

- Как вы это понимаете?

- Как вы думаете, узнает сейчас Афоня от своего деда “про всё”?

Читают текст по ролям.

- они баюкали деда.

-“Белый свет пытать”

- Пытать – быть пытливым, любознательным.

П:воспитание интереса к чтению, как средству получения информации и удовлетворения личных познавательных и эстетических запросов, а также интереса к книге.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя, учебный диалог.

Практический:

работа с упражнением.

5 мин.

-Почему Афоне стало «скучно жить на свете»? Запишите свои мысли.

-Кто хочет озвучить.

(Несколько желающих зачитывают записи.)

Выполняют задание самостоятельно.

-Афоне было скучно, потому что он чувствовал себя одиноким. Отец был на войне, мать работала с утра до вечера, дед спал целый день на печке. Мальчику не с кем было поговорить, он не находил себе занятия.

К: умение полно и точно выражать мысли; выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

7.Включение в систему знаний

Словесный: слово учителя.

Практический:

работа в группах.

5 мин.

Работа в группах:

Задание для дистанционного обучения

-Подумайте, какой цветок увидели дед с внуком, и нарисуйте его.

(По одному представителю от группы выходят к доске)

-Почему у вас получились такие разные цветы?

-Как вы думаете, почему автор не дал точного описания цветка?

-Какая замечательная выставка рисунков получилась.

Выполняют задание в группах.

-он считал главным не его внешний вид, а то, что он делает: из праха делает жизнь.

К: участвовать в диалоге с товарищами, обсуждать различные идеи и мнения, бесконфликтно дискутировать, отрабатывать навык оформления собственных мыслей в устной и письменной форме.

8.Рефлекия деятельности

Словесный: формирование выводов, обобщений

1 минута

Задание для дистанционного обучения

Домашнее задание:

-Прочитать рассказ еще раз.

-Почему рассказ назван “Цветок на земле”?

- Чему научил вас этот рассказ?

-Оцените себя:

- Сегодня я узнал…

- Было интересно…

- Я понял, что…

-Спасибо за работу ребята.

-автор проводит параллель между жизнью человека и ростом цветка на земле.

-надо идти вперед, как цветок тянется к солнцу, чтобы быть успешным - «расти».

Оценивают работу на уроке.

П: построение речевого высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературного чтения 3 класс.Тема,,Собирай по ягодке- наберешь кузовок\'\' ,,Школа России\'\'

Урок- конкурс предполагает использование ИКТ. Различные виды деятельности обучающихся помогают оценить усвоение изученного раздела учебника....

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: А.А. Блок "Сны", "Ворона". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: продолжение знакомства учащихся с творчеством А.А. Блока;привитие интереса к литературе, любви к поэзии.Планируемые результаты:Предметные:знать содержание произведения; чита...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: Н.Н. Носов "Федина задача". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством Н.Н. Носова, с рассказом «Федина задача».Планируемые результаты:Предметные:знать: жизнь и творчество Н.Н. Носовауметь:...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: Е.А. Благинина "Кукушка", "Котенок". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: расширение знаний о жизни и творчестве Е.А. Благининой, формирование выразительного чтения и анализа стихотворений Е.А. Благининой, воспитывать любовь к животным и природе.П...

Конспект урока литературного чтения (2 класс) Тема: "Фольклор народов зарубежных стран" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с фольклором зарубежных стран; знакомство с произведением «Бульдог по кличке Дог»;  расширение знаний учачихся о произведениях авторов и...

Конспект урока литературного чтения (2 класс). Тема: А. Введенский «Ученый Петя». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о произведении : А. Введенский «Ученый Петя» .Планируемые результатыПредметные: знать-биографию А. Введенского;-содержание произведения &laqu...

Конспект урока литературного чтения (2 класс). Тема: Д.Хармс «Вы знаете?». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о произведении  Д.Хармса «Вы знаете?».Планируемые результатыПредметные: знать-биографию Д.Хармса;-содержание стихотворения «Вы зна...