План-конспект урока по литературному чтению на тему: "И. С. Никитин «Полно, степь моя спать беспробудно... ".
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Плисова Анастасия Владимировна

     Главной целью предмета «Литературное чтение»в 1-4 классах является развитие личности ребенка, его эмоциональных и нравственных представлений. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Нам необходимо воспитать грамотного читателя. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования в нашей школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разрешаю:___________

Допускаю:___________

Оценка за урок:__________

План-конспект

урока литературного чтения,

проведенного в 3 «А» классе

обучающейся Плисовой Анастасии Владимировны

08.10.2019 г.

                                                                             

     Консультация методиста:________

Консультация учителя:__________

Конспект урока литературного чтения
УМК: «Школа России», 3 класс

(Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение.  3 класс 1 ч.  Стр. 66-67)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата:08.10.2019г.

Время:11:20-12:05

Место: МАОУ СОШ № 3

Класс: 3«А»

Целевой компонент урока:

Тема урока: И. С. Никитин «Полно, степь моя спать беспробудно…»

Цель: познакомить учащихся со стихотворением И.С.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно».

Задачи:

Образовательные:  познакомиться с творчеством И.С. Никитина, показать детям красоту поэзии И.С.Никитина, учить понимать глубину содержания произведения, учить находить красочные средства изображения, помогающие поэту создавать картины природы, обеспечить условия для дальнейшего совершенствования навыка чтения.

Развивающие: способствовать развитию умения анализировать поэтическое произведение, развитию навыка выразительного чтения, расширению и активизации словарного запаса учащихся, развитию образного мышления, внимания, эстетического вкуса, содействовать развитию самооценки и взаимооценки.

Воспитательные: воспитывать любовь к родной земле, к русской природе, наблюдательность, интерес к творчеству И.С. Никитина, культуру общения на уроке: умение внимательно слушать, правильно реагировать на ответы других детей.

Здоровье сберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), проведение физминутки.

Планируемые результаты:

Личностные:  установление связей между учебной деятельностью и ее мотивом. - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, строить логическую цепочку рассуждений.

 Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение ставить задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленными  задачей и условиями её реализации, осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности, вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и понимать других, отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию, умение грамотно строить монологическую и диалогическую речь.

Предметные: умение правильно, сознательно, выразительно читать, анализировать текст, выделять жанровые особенности стихотворения; отвечать на вопросы  и составлять вопросы по содержанию прочитанного, находить части прочитанного, доказывающие высказанное суждение; понимать и ценить поэтическое слово; участвовать в обсуждении прочитанных стихотворений.

Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, работа в группах, индивидуальная.

Основные образовательные ресурсы урока: компьютер, проектор, презентация, учебник, памятки, карточки с заданиями.

Содержательный компонент урока:

Ход урока:

I. Организация начала урока.

1) Приветствие

У: Здравствуйте, дети! Меня зовут Анастасия Владимировна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Садитесь.

2) Проверка готовности к уроку

У: Проверим готовы ли вы к уроку. На парте у вас должны лежать: учебник, пенал, дневник.

(Слайд 1)

3) Мотивация

У: Сегодня на уроке я за правильные ответы буду раздавать вам жетоны. У кого будет больше жетонов, тот получит хорошую оценку.

II. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, вы должны решить кроссворд. Загадки для кроссворда.

Поможет новое узнать,

Перенесет нас в джунгли мигом.

С ней можно кем угодно стать.

Конечно, это друг наш — ... (книга)

Рифмы подбираем,

Ищем вдохновение,

Дружно сочиняем

Мы... (стихотворение)

С Колобком и Бармалеем,

С Золушкой и Златовлаской,

С Белоснежкой и Кощеем

Всех нас познакомит... (сказка)

У доски стихотворенье

Я читаю с выраженьем.

Ничего не забываю,

Все читаю да читаю.

Но пришлось и постараться

Передать все... (интонации)

При слове есть определение,

Что выразительность добавит.

И слово это, без сомнения,

Гораздо ярче и полнее станет. (Эпитет)

Мы рассказ сперва читали,

После — просто повторяли.

Больше прочитать не дали, —

Что запомнили, писали.

 Нет, не сочинение.

Писали... (изложение)

7.

Хоть твердит, что он — мастак,

 Попадал не раз впросак,

Просто он — большой зазнайка,

И зовут его … (Незнайка)

(Слайд 2)

к

н

и

г

а

с

т

и

х

о

т

в

о

р

е

н

и

е

с

к

а

з

к

а

и

н

т

о

н

а

ц

и

я

э

п

и

т

е

т

и

з

л

о

ж

е

н

и

е

н

е

з

н

а

й

к

а

У: Какие молодцы! Теперь прочитайте слово, которое у нас получилось.                                                                                                                       О: Никитин

У: Правильно! Так какая же тема нашего урока?

О: Никитин Иван Саввич.

(Слайд 3)

У: Молодцы! Попробуйте определить задачи урока, используя «слова – помощники»: познакомимся, узнаем, будем учиться.

О: Сегодня на уроке мы познакомимся  со стихотворением И.С.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно».

У: Правильно!

III. Открытие новых умений, знаний.

1) Подготовительная работа

а) Краткие биографические сведения об авторе

(Слайд3)

Никитин Иван Саввич (1824—1861), поэт.

Родился 21 сентября  1824 г. в Воронеже в зажиточной мещанской семье.

Учился в Воронежском духовном училище и Духовной семинарии, но не окончил её.

(Слайд 4)

Отец его был торговцем – владел свечным заводом и лавкой. Никитин Иван учился в духовном училище, затем в семинарии. Занимался самообразованием: изучал языки, читал, сочинял стихи. В своих стихах он передал любовь к одной русской природе и Родине. Более 660 романсов и песен на стихи Никитина И.С. Живут в народной памяти.

 (Слайд 5)

   Духовные училища предназначались «для первоначального образования и подготовки детей к служению Православной Церкви». Как учреждения подготовительные для лиц, предполагающих поступать в семинарии, училища находились «в живой и нераздельной связи с семинариями».

Семинария - учебное заведение для подготовки служителей церкви.  

(Слайд 6)

В городе сохраняется дом И.С.Никитина, где в 1924 году создан музей его имени. Имя Никитина носят областная библиотека, книжный магазин, школа, улица, площадь.

2) Речевая разминка

Чтение начнем с речевой разминки:

Читай столбики слов.

Не ошибись!

газ

год

гол

крот

гриб

груздь

гвоздь

грызть

голос

голод

колос

волос

гусь

грусть

кость

гость

IV. Физкультминутка.

Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз.

V. Знакомство со стихотворением И.С. Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

  1. Первичное чтение

Сегодня мы будем изучать стихотворение И. С. Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно…». Сейчас мы прослушаем это стихотворение в исполнении мастера художественного слова.

  1. Проверка первичного восприятия

У: Какое настроение создало у вас стихотворение и картины?

О: Пробуждение.

У: О чем оно? 

О:  Стихотворение о  наступлении весны.

У:  Прочитайте внимательно стихотворение про себя, чтобы ответить на

все интересующие нас вопросы.

  1. Анализ стихотворения

У: Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина? Опишите их. 

О: Первая картина о том, как степь должна пробудится и умыться росою. Как она принакроется травой, нарядится в цветы, как невеста.

 Т. е. Первая картина о том, как степь расцветёт.

Вторая картина о наступлении весны. Летят журавли, ручьи по оврагам шумят.

Третья картина — картина неба, по которому плывут тучки.)

У: Как автор называет весну?

О: Автор называет весну красой природы.

У: Почему людям скучно становится, когда приходит осень?

О: Людям становится скучно потому, что осень несёт и туман, и непогоду, птицы улетают в дальние края.

  1. Эмоционально-оценочная беседа.

У: Какое настроение передает это стихотворение?

О: Грустное, печальное.

У: Как называет автор траву?

О: Автор называет траву муравой.

У: К кому обращается поэт?

О: Поэт обращается к степи.

У: Согласны ли вы, что поэт изображает степь как живую? Докажите.

О: Да, поэт изображает степь как живую. Он обращается к ней:

Степь моя, полно спать беспробудно,

Пробудись и умойся росою,

В ненаглядной красе покажись.

Принакрой, нарядись, полюбуйся...

У: Как бы вы озаглавили стихотворение?

О: Степь, пробуждение, весна.

  1.  Словарная работа.

У: Ребята, а все ли выражения вам были понятны в тексте?

Объясните значение слов:

ПОЛНО (спать беспробудно) - значит, хватит.

КОВЫЛЬ - это степная трава.

В УГОДУ КОСЦАМ - удовлетворить косцов, сделав им приятное (хорошей травой).

КОПНА - небольшой округлый стог сена, снопов.

VI. Физминутка.

Упражнение для мобилизации внимания.

 И.п. - стоя, руки вдоль туловища.

1 - правую руку на пояс,  2 - левую руку на пояс,

3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо,

 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх,

7 - 8 - хлопки руками над головой,

  1. - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо,

11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс,

13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. 

VII. Работа над выразительным чтением

  Памятка "Как читать выразительно".

1. Правильно ставь ударения.

2. Соблюдай паузы.

3. Выбери силу голоса (громко, тихо).

4. Определи темп (быстро, медленно)

5. Читай эмоционально.

6. Покажи интонацией свое отношение к произведению.

У: Приступим к работе над выразительным чтением стихотворения.

У: Попробуйте прочитать выразительно сначала про себя.

У: Давайте прочитаем стихотворение вслух. Прочитаем по цепочке, по две строчки стихотворение. 

  1. Работа в группах.

Задание: Соедините слова с их значениями.

  1. Полно                                           удовлетворить косцов,

                                                                   сделав им приятное (хорошей травой).

  1. Ковыль                                         небольшой округлый стог сена, снопов.
  2. В угоду косцам                           хватит.

  1. Копна                                           степная трава.

Проверка. Спрашиваю пару.

-Правильно ли выполнили работу?

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия

У: У вас на столах лежат альбомные листы. Обведите свою ладошку с помощью ручки и напишите:

«М» (мизинец) – мысли, знания, информация.

- Что нового я сегодня узнал? Какие знания приобрёл?

«Б» (безымянный) – близость к цели.

- Что я сегодня сделал и чего достиг?

«С» (средний) – состояние духа.

- Каким было моё настроение? Что было связано с положительными эмоциями?

«У» (указательный) – услуга, помощь, сотрудничество.

- Чем я сегодня помог другим?

«Б» (большой палец) – бодрость, физическое состояние.

- Что я сегодня сделал для моего здоровья?        

Кто хочет прочитать свои ответы, поднимите руку. (2-3 ребенка)

У: Остальные сдайте свои работы.

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

 Вспомните, что такое «синквейн»

                             Памятка.

а)  1строка –  подлежащие (тема);

б)  2 строка - 2 прилагательных (раскрывает тему);

в)  3  строка- 3 глагола (действия, отношение к теме);

г)  4 строка – фраза (предложение, ваше отношение);

д)  5 строка -  вывод  (слово – ассоциация с первым словом).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе

Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...

План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе "Как хорошо уметь читать!"

Тема урока: Как хорошо уметь читать!Цель: познакомить с произведениями С. Я. Маршака «Ты эти буквы заучи» и В. Д. Берестова «Читалочка»....

План-конспект открытого урока по литературному чтению во 2 кл по теме «Стрекоза и муравей»

План-конспект открытого  урока по литературному чтению во 2 клпо теме «Стрекоза и муравей»...

Конспект урока по литературному чтению по теме: «И. С. Никитин. «Русь». Анализ текста» 4 класс "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции, создание условия для знакомства учащихся с творчеством И. С. Никитина; углубление и развитие интереса к чтению, формирование любви и у...

Конспект урока И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...».

Конспект урока И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...»....

Конспект урока по литературному чтению по теме «И.С. Никитин «Русь»». (УМК Школа России), 4 класс

Цели деятельности учителя:Формирование понятия «стихотворение», как жанра литературы.развитие навыков правильного, выразительного чтения.Планируемые результаты:Предметные:знать жанровые ос...

Открытый урок по литературному чтению на тему: И. С. Никитин «Русь».

Тип урока: Урок открытия новых знаний. Цель: познакомиться с образом Родины на примере стихотворения И.С.Никитина «Русь»....